Перейти на главную страницу
Остановим наше внимание на этих двух стихах. Здесь говорится о том, что мы, христиане, не должны злословить друг друга. Но в жизни часто случается, что всякие слухи, сплетни, клеветы и даже доносы распространяются именно в православных общинах. Этого ни в коем случае не должно быть! Без сомнения, Господь Сам позаботится и очистит наши общины от таких людей, которые злословят друг друга, занимаются доносительством, клевещут. Но почему один человек не может судить другого? Почему нельзя говорить плохо о другом человеке?
Братия и сестры, судя другого человека, мы узурпируем власть Бога: присваиваем себе право, принадлежащее исключительно Богу! Потому что только Господь Един Законодатель и Судия. Только Он может осудить, вынести приговор и осуществить его. Он имеет на это все необходимые полномочия. И главное полномочие — право Творца. Господь создал нас и Он же вправе решать судьбу каждого из нас!
Но суды Божии многообразны. Иногда суд Божий постигает нас, как удар молнии. И даже в прямом смысле этого слова. Я помню, как в детстве слышал рассказ о том, как погибла одна женщина: ее убила молния. Я даже помню похороны этой женщины, все тогда говорили: «Она умерла потому, что сделала аборт!». Эта женщина была цыганкой, ее родственники были против аборта. У малых народов очень ценят детей и рождение ребенка — это всегда радость. Но эта женщина поступила не только против закона своего народа, но и против закона Божия. И когда все неприятности, казалось, были уже позади, тут и произошло несчастье. Она бежала через поле, начался дождь, и она вся намокла. Раскаты грома, удар молнии — и она падает замертво! Это суд Божий свершился над нею.
Когда я служил в Сибири, мне пришлось отпевать двух детей: двоих двенадцатилетних мальчиков, одноклассников. Был сильный дождь, настоящая буря, и электрические провода, сорвавшись со столба, попали в лужу, где шипели и искрились. Дети подошли и решили посмотреть: одного сразу стало трясти. Другой решил помочь товарищу, схватился за него — и оба были поражены током насмерть. Трудно сказать, какие грехи могли совершить эти два подростка, но по закону духовному, даже дети отвечают за свои поступки…
Суды Божии многоразличны — они проявляются и через мир природы. Вы знаете, сколько проблем с природой в Соединенных Штатах Америки: то тайфуны, то ураганы, то наводнения. Вы знаете также, что в языческих странах, например в Китае, в исламских странах, происходят постоянные природные катаклизмы. И люди гибнут тысячами, десятками тысяч! Это тоже суды Божии!
Суды Божии могут проявляться и в болезнях, которые обрушиваются на людей, особенно если речь идет об эпидемиях: в них часто гибнут целые племена и народы. Так было, например, в прошлые века, когда люди не умели лечить многие болезни. Тогда эпидемии уничтожали целые города, опустошали целые страны. Но неизлечимые болезни, которые неподвластны современной медицине, есть и сейчас — например, СПИД, рак. Это тоже эпидемии. Эпидемия проказы выхватывает людей из обычного общества и заставляет быть изгоями. И все эти болезни — это суды Божии.
Суды Божии осуществляются также и через Святую Церковь. Церковь как Тело Христово на земле обладает исключительными правами, полученными от Бога. Об этих ее правах говорит Господь апостолу Петру: и дам тебе ключи Царства Небесного: и чтО свяжешь на земле, тО будет связано на небесах, и чтО разрешишь на земле, тО будет разрешено на небесах (Мф. 16, 19).
Церковь может и должна совершать все суды. Давайте вспомним, как совершался суд в древние времена, когда дарован был людям закон Божий. В книге «Исход» мы читаем: На другой день сел Моисей судить народ, и стоял народ пред Моисеем с утра до вечера. И видел [Иофор], тесть Моисеев, всё, что он делает с народом, и сказал: что это такое делаешь ты с народом? для чего ты сидишь один, а весь народ стоит пред тобою с утра до вечера? И сказал Моисей тестю своему: народ приходит ко мне просить суда у Бога; когда случается у них какое дело, они приходят ко мне, и я сужу между тем и другим и объявляю [им] уставы Божии и законы Его (Исх. 18, 13–16). Вот как было во дни боговидца и законодателя Моисея: он садился на камень и судил народ.
Вы, братия и сестры, знаете, что епископ во время службы на глазах у всех верующих садится посреди храма. Это делается в знак того, что епископ как выразитель священнической власти, является символом Божия суда. Он символизирует собой боговидца Моисея, которому даны были от Бога права решать все сложные судебные вопросы.
И Церковь обладает правом решать не только гражданские и уголовные вопросы: о Церкви Божией в Писании сказано, что она будет судить даже ангелов58 — что уж говорить о человеческих преступлениях! И задача Моисея как законодателя была — судить людей, объявляя им уставы Божии и законы Его. Судить, руководствуясь не человеческими законодательными системами, порочными по своей сути — ведь в Писании сказано: всякий человек ложь (Пс. 115, 2), но судить по законам Творца — по тем незыблемым законам, уставам и постановлениям, которые обязательны для всего творения, как одушевленного, так и неодушевленного!
В той же книге «Исход» мы читаем о судах Божиих: итак послушай слов моих; — говорит Иофор, тесть Моисея, — я дам тебе совет, и будет Бог с тобою: будь ты для народа посредником пред Богом и представляй Богу дела [его]; научай их уставам [Божиим] и законам [Его], указывай им путь [Его], по которому они должны идти, и дела, которые они должны делать; ты же усмотри [себе] из всего народа людей способных, боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть, и поставь [их] над ним тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками [и письмоводителями]; пусть они судят народ во всякое время и о всяком важном деле доносят тебе, а все малые дела судят сами: и будет тебе легче, и они понесут с тобою бремя; если ты сделаешь это, и Бог повелит тебе, то ты можешь устоять, и весь народ сей будет отходить в свое место с миром (Исх. 18, 19–23).
Вот такой, поистине боговдохновенный, совет священник мадиамский Иофор дал законодателю Моисею. Получив на то Божественное соизволение, Моисей последовал этому наставлению и установил в Ветхозаветной Церкви институт судей. Для этого из народа выделялись проверенные набожные люди, которые удалялись от корысти и были противниками взяток. Эти-то люди и совершали суд над народом.
Суды Божии совершаются и тогда, когда раскрывается книга закона Божия — только в этом случае суд имеет значение для христиан! Когда же раскрываются какие-то другие книги — те книги, которые не содержат в себе заповедей Божиих, — и хотят судить по этим книгам — это суды не Божии, но человеческие! А как человек может судить человека, если каждый человек грешен? Как человек может осуждать другого человека, если творит то же самое, за что осуждает своего ближнего? Ибо, как мы выяснили, мы все виновны перед законом, а право суда Божия принадлежит только служителям Церкви, служителям Божиим.
В книге «Второзаконие» мы читаем о том, какими должны быть судьи и как должен совершаться церковный суд: И дал я повеление судьям вашим в то время, говоря: выслушивайте братьев ваших и судите справедливо, как брата с братом, так и пришельца его (Втор. 1, 16).
Оказывается, Церковь имеет право судить не только верующих (как брата с братом), но и неверующих людей (и пришельца его)! Далее мы читаем: не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте: не бойтесь лица человеческого, ибо суд — дело Божие; а дело, которое для вас трудно, доводите до меня, и я выслушаю его (Втор. 1, 17). Такие наставления Моисей давал древним судьям. Как мы с вами видим, исключительные права суда Божия даны служителям народа Божия.
Перечитаем вновь стихи из Послания апостола Иакова: Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон.
То есть, если ты хочешь что-то сказать брату, то должен говорить по закону Божию. И если ты находишь какие-то свои слова — иногда очень резкие (а некоторые используют и ругательные слова для осуждения друг друга) — то тогда ты игнорируешь закон Божий и сам становишься судьей и законодателем. А это совершенно недопустимо, потому что Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?
Посмотрим опять книгу «Второзаконие», здесь дается такое повеление: Во всех жилищах твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе, поставь себе судей и надзирателей по коленам твоим, чтоб они судили народ судом праведным (Втор. 16, 18).
Мы определились уже, кто такие судьи: это люди, которые выражают волю Творца. И они имеют право судить как верующих, так и неверующих. Надзиратели — это те люди, которые, зная волю Господа, пасут народ. Собственно говоря, слово «надзиратель» означает — епископ. Епископ — это надзиратель, который надзирает за своими овцами. Как хранитель веры и благочестия, он надзирает за тем, как овцы ходят пред Господом: не уклоняются ли они в сторону, не уходят ли они на чужие пастбища.
И далее написано: не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров (то есть взяток. — Авт.), ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых; правды, правды ищи, дабы ты был жив и овладел землею, которую Господь, Бог твой, дает тебе (Втор. 16, 19–20).
Оказывается, мы можем потерять свою землю, и мы уже теряем ее, потому что вместо судов Божиих поставили над собою суды человеческие. Вместо законов Творца мы стали довольствоваться законом твари. Мы уже теряем нашу землю: мы постоянно слышим, что наши земли отходят от нас. Например, чтобы поехать в Пюхтицкий монастырь, уже необходимо оформлять визу! Почаев, Киево-Печерская Лавра — это уже тоже заграница! И все это является лишь следствием того, что истину Божию мы подменили ложью, законы Бога заменили человеческими безбожными фантазиями, галлюцинациями, человеческим безбожным бредом.
На радио «Радонеж» однажды передали записку, в которой высказывалось такое пожелание: хорошо бы для управления нашим государством поставить священнослужителя! Вот это на самом деле соответствовало бы слову Божию.
Как мы прочитали, законодатель и пророк Моисей ставил судьями верующих людей. Более того, левитов он ставил надзирателями и пастырями, которые могли управлять всем народом.
Сейчас наша страна находится в кризисе: люди озабочены тем, как найти выход из этого кризиса. Некоторые говорят: «Скорее бы к власти пришли коммунисты!». Братия и сестры, а что будет, если к власти на самом деле придут коммунисты? Это значит, что в каждом селе, в каждом городе, в каждой деревне главным человеком будет человек с красным билетом — то есть безбожник с партбилетом в кармане! Неужели вы хотите иметь таких пастырей?
Но мы знаем, что сейчас почти в каждом русском городе есть священник. По милости Божией, почти во всех наших селах и деревнях появляются пастыри. И если вы хотите, чтобы наша земля сохранилась (пока мы не потеряли ее окончательно), полагайтесь во всем на суды Божии: решайте все вопросы по благословению своих духовников. Таким образом вы остановите разгул безбожных законов и провозгласите главенство Божиих заповедей.
Кроме того, братия и сестры, Священное Писание запрещает нам судиться у неверующих: Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых? Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские? А вы, — восклицает апостол Павел, — когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви. К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? Но брат с братом судится, и притом перед неверными. И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения? (1 Кор. 6, 1–7).
В этих словах апостола Павла прямо говорится о том, что мы не можем решать никакие тяжбы, никакие судебные дела у нечестивых: у тех людей, которые ничего не значат в Церкви.
Если готовится судебное разбирательство, и вы знаете, что скоро должен быть вынесен приговор, — вы должны прибегать к праву суда церковного! Нам надо восстановить тот порядок вещей, когда разводы осуществлялись только решением церковного суда: если Церковь не давала согласия, развод считался недействительным. Надо восстановить тот порядок вещей, когда без участия Церкви, без участия священника любое судебное заседание считалось незаконным: самозванным сборищем нечестивых, которые ничего не значат в Святой Церкви.
Итак, братия и сестры, давайте серьезнее относиться к ситуации, в которой оказалась наша страна. Может быть, впервые за многие годы у нас, по милости Божией, появился шанс на то, что Россия может стать религиозным государством!
Посмотрите, с какой надеждой смотрят сейчас наши политики на Святейшего Патриарха... Эти люди словно чувствуют, что власть, единственная легитимная власть в России — это власть Патриарха! Все остальные формы власти построены на кровавых переворотах, на убийстве Помазанника Божия Государя, на коммунистических и демократических бунтах, мятежах и разбоях.
И мы, братия и сестры, должны для себя определиться: или мы признаем власть Господа и суды Божии, и только они имеют для нас значение, или мы будем судиться у нечестивых — у тех, которые ничего не значат в Церкви.
Однажды мне пришлось явиться в суд: судили одного молодого человека. Он был верующим, но совершил преступление. И видели бы вы, братия и сестры, как эти судьи смеялись над тем, что он верующий! Судья даже спросила его: «Ты что, и крестик носишь?!».
Это нечестивые люди! Они не могут выносить никаких приговоров, потому что суды принадлежат только Богу и Святой Церкви. Суды Божии, действительно легитимные, то есть законные, мы можем найти только в Церкви. Поэтому чаще испрашивайте у пастырей благословения и необходимых разъяснений, как вам поступить в той или иной ситуации. Слава Богу, сейчас все больше появляется работников прокуратуры и других правоохранительных органов, которые консультируются с Церковью по разным вопросам. Не так давно было даже заключено соглашение о сотрудничестве между МВД и Церковью. Теперь Церковь будет на законных основаниях духовно окормлять сотрудников правоохранительных органов, воспитывать их, делать их такими служителями, о которых в Писании сказано: начальник не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое (Рим. 13, 4).
Итак, Един Законодатель и Судия, могущий спасти или погубить, — это Господь наш. Только Его заповедь свята, только Его закон является обязательным для нас.
Кто-то, услышав такие слова, может спросить: «Что же, вы вообще не признаете светские законы?». Мы ответим: «Да, мы их не признаем!». Но мы являемся хорошими гражданами, потому что в той части, где законы мирские совпадают с нашими законами (а многие государственные законы просто списаны с Библии), мы исполняем их.
В Писании сказано: кому пОдать, пОдать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь (Рим. 13, 7). Но там, где законы человеческие расходятся с законами Божиими, мы говорим: «Нет, только суды Божии могут решать спорные вопросы между верующими и внешними, между верующими и верующими, между внешними и внешними!». Я уже сказал и еще раз подчеркну это: Церковь обладает правом суда и над неверующими людьми.
Теперь послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль»; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое», — вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло (Иак. 4, 13–16).
Здесь апостол Иаков предупреждает нас, верующих, что мы не имеем права быть слишком самонадеянными!
Когда кто-то из нас, например, говорит: «Вот, я поступлю учиться, потом окончу институт...», то такими словами он искушает Бога. Или, например, мы так говорим: «Вот сейчас поеду на дачу, соберу урожай, потом все это законсервирую, сложу в подвал и перезимую как-нибудь...». Мы искушаем Бога такими словами, потому что нам принадлежит только этот день, и то мы не уверены, доживем ли до вечера!
Как истинно верующие люди, которые всецело преданы воле Божией, мы с вами должны говорить так: «Если Господь позволит»; «Если буду жив, то буду там-то и там-то»... Вас, например, спрашивают: «Приедешь в гости?». — «С Божией помощью!», «Как Господь даст!». Это будет более разумно и фактически верно, потому что наша жизнь всецело зависит от Бога.
А сейчас мы являемся свидетелями того (особенно в мире политики, от которого нам надо удаляться), как политические деятели все время обещают нам перспективы. Они говорят: «Вот, через два месяца будет стабилизация... Вот, через полгода будет стабилизация, через год...». Но, может быть, через год вообще уже ничего не будет! Может быть, будет ядерная катастрофа — ведь мы ничего не знаем, все во власти Господа.
Поэтому мы должны всегда быть внимательными к своим словам, чтобы нам не оскорбить Господа, чтобы нам не искушать Его долготерпение. Давайте учиться говорить по-христиански. По каждому нашему слову, по самому построению нашей речи окружающие должны догадываться, что перед ними христианин. Упование на Божий Промысл — это и есть счастье человеческой жизни.
Современное же общество под человеческим счастьем подразумевает нечто другое. Бытует такое распространенное мнение: «В жизни надо попробовать все. Это и есть счастье!». Но это совершенно ложное представление о жизни. Истинное человеческое счастье — когда мы подавляем в себе низменные страсти, когда мы ограничиваем себя заповедью Творца; когда мы руководствуемся теми Божиими наставлениями, которые действительно могут сделать счастливыми наши семьи, наши дома, наш народ, нашу страну.
Современный человек — это человек, который на самом деле в жизни хочет попробовать все, и уже многое попробовал и страшно запятнал себя самыми разными грехами. Конечно, братия и сестры, мы не являемся какими-то особыми людьми: у нас тоже много проблем, много недостатков. Но мы те люди, которые сказали сами себе: «Всё! Возвращаюсь к Отцу моему и оставляю жизнь греха!».
Помните, братия и сестры, Евангельскую притчу о блудном сыне (см.: Лк. 15, 11–32)? Блудный сын, осознавший свою греховность, сказал тогда: «Пойду к отцу моему!».
В своей религиозной жизни мы тоже вышли на эту дорогу, на эту церковную стезю, на тот узкий путь, который только и может нас привести к Отцу Небесному. Мы идем по нему!
Некоторые идут стыдливо, как-то переминаясь с ноги на ногу... Одна женщина недавно сказала мне: «Я в храм хожу, но мне так стыдно за мои грехи! Я не решаюсь даже причащаться. Я и по-славянски читаю (она научилась читать по-церковнославянски), но даже молиться мне как-то стыдно...».
Братия и сестры, мы должны понять, что во Христе Иисусе мы можем не просто узнать направление, куда нам идти, но, идя по этому пути, о котором сказано: Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его (1 Пет. 2, 21), мы меняем свою природу — совлекаемся ветхого Адама и облекаемся в Нового Адама, то есть во Христа. Идя по пути воцерковления, мы постоянно меняем свою жизнь. Это как бы духовная школа, в которой человек, переходя из одного класса в другой, мужает, взрослеет: взрослеет духовно и меняется внутренне.
Вспомните, какими вы были десять лет назад? Вспомните, какими вы были двадцать лет назад? Я уверен, что в жизни каждого верующего человека, который достаточно регулярно ходит в церковь, молится, читает Священное Писание, исповедуется, причащается, происходят важные духовные перемены. Это и есть счастье — видеть, как благодать Божия меняет нас! Это и есть счастье человеческой жизни — ощущать, как чУдно Господь исправляет каждого из нас!
Когда я вспоминаю свою молодость, иногда даже мурашки пробегают по спине. Думаю: «Как я мог так жить?!». Вероятно, каждый из нас тоже, когда вспоминает свою молодость, легкомысленные годы юности, с ужасом оборачивается назад: «Как я так жил?!».
Но, братия и сестры, ведь мы не считаем и сейчас себя особенно праведными. Мы говорим: «У меня еще много грехов!». Хотя грехи, которые нас сейчас тяготят, это уже не те грехи, которые были раньше! Мы меняемся.
Если когда-то человек считал грехом убийство, изнасилование, а на все остальное смотрел сквозь пальцы, то сейчас это не так. Проходят годы, человек ходит в храм Божий, изучает Священное Писание, воцерковляется, и для такого человека уже грехом является гордость, грехом является плохое слово о ближнем. А раньше? «Мало ли что сказал — ведь не ударил же!..». Духовный рост, без сомнения, присутствует в жизни христианина.
Это и есть счастье — видеть, как Христос спасает нас, как Христос преображает нас. Именно преображает, изменяя нашу природу. Ведь Господь Иисус Христос и преобразился пред святыми апостолами именно для того, чтобы показать им, что ожидает их впереди — какая слава небесная, духовная ожидает каждого христианина, каждого православного верующего человека!
И мы читаем последний стих четвертой главы:
Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех (Иак. 4, 17).
Видите, братия и сестры, для христиан грех — это не только, когда мы делаем зло. Со временем, когда мы духовно подрастаем, для нас грех, если мы можем сделать добро, но не делаем. Вроде бы не согрешил, но и не сотворил добра, которое бы мог сотворить. И это — грех.
Например, у вас есть средства, которые позволяют помочь неимущим родственникам, и вы понимаете, что это надо бы сделать, но не делаете — это грех!
Сейчас времена тяжелые. Есть ли у вас соседи, которые нуждаются в вашей помощи? Может быть, это люди одинокие, больные, которых нужно навестить, поговорить, посидеть с ними, пообщаться? Но вы этого не делаете, и у вас появляется иногда такая мысль: «Ну, я же не обидел соседа, я просто к нему не пришел!». Но это тоже грех! Потому что мы, христиане, существуем не только для того, чтобы не грешить — не делать каких-то действий против ближнего, против себя и против Бога, — мы живем и для того, чтобы принести плод покаяния, чтобы засвидетельствовать духовными переменами в нашей жизни, что мы — другие.
Наверняка живы еще люди, братия и сестры, которые помнят некоторых из нас как пьяниц, как блудников, как плохих должников. Может быть, мы с этими людьми общались десять или пятнадцать, а то и тридцать лет назад. Наверняка, есть люди, которых некоторые из нас обидели, и те помнят нас как людей злых. Давайте постараемся восстановить отношения с теми, кому мы когда-то нанесли какой-либо урон. Ведь Писание говорит нам: будьте в мире со всеми людьми (Рим. 12, 18). Постарайтесь засвидетельствовать перед ними: «Да, я стал другим! Да, я раньше пил, но я теперь не пью так, как пил раньше! Да, я грешил, но сейчас я ухожу от греха, потому что Господь чрез слово Свое учит меня удаляться от греха!». Это очень важно — собрать те камни, которые мы разбросали за всю свою жизнь — камни греха.
Одна женщина, которая тоже ходила на занятия воскресной школы, вдруг вспомнила о своем муже, с которым она уже десять лет находилась в разводе: «Может быть, позвонить ему? Спросить, как он живет?..». Когда они разводились, она была еще неверующая. И вот, позвонила и осторожно стала его спрашивать: «Ну, как ты живешь, как дела?..». — «Да вот, живу один». — «Куда ты ходишь?» — «В храм начал ходить». У нее вдруг все внутри всколыхнулось: «А я тоже в храм хожу — «Всех Скорбящих Радосте»». — А он: «А я к отцу Артемию Владимирову». И все! Они встретились и снова стали жить вместе: они сошлись, потому что стали уже совершенно другими людьми! Эта женщина рассказывала, что у ее мужа даже лицо изменилось: раньше у него были мертвые глаза, постоянные пьянки, разврат, безбожие — все это накладывает отпечаток на лицо, а теперь это стал живой человек!
Мы должны научиться, братия и сестры, восстанавливать нарушенные нашими грехами отношения с другими людьми: надо собирать камни греха, которые мы разбросали вокруг себя! Как сказано в Писании:
Исследуя Писание (см.: Ин. 5, 39) и самые разнообразные явления современной жизни, отец Олег приходит к выводу, что «сейчас — время восстанавливаться, восстанавливаться духовно» и
08 10 2014
9 стр.
Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, – радоваться
09 10 2014
1 стр.
Петр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным
29 09 2014
1 стр.
Елеосвящении в послании святого апостола Иакова (гл. 5, стихи 14-15). “Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Г
13 10 2014
1 стр.
Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надежды нашей
30 09 2014
1 стр.
Авиаперелет Киев Лиссабон. Встреча паломнической группы в аэропорту. Переезд в отель. Ночлег в Лиссабоне
09 10 2014
1 стр.
Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной
12 10 2014
9 стр.
Послание святого Иоанна, игумена Раифского, к досточудному Иоанну, игумену Синайской горы
30 09 2014
38 стр.