Конспект урока с использованием
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Константинова Елена Петровна, учитель истории. МОУ СОШ №41
Предмет: мировая художественная культура.
Урок: продолжение изучения нового материала.
Тема: Театр и музыка едины.
Продолжительность урока: 45 минут.
Класс: 10 «А».
Технологии: презентация учителя и учащихся, электронные тесты.
Аннотация: урок проходил по программе Министерства Образования РФ. Урок связан с темой эпохи средневековья, который имеет непосредственное отношение к предыдущим темам по архитектуре, изобразительного искусства Средних веков.
На уроке использованы следующие
виды работ учащихся:
-
презентация
-
самостоятельная работа с текстом
-
работа с электронными тестами
Практическая реализация: отзывы учащихся и учителей на DVD-диске.
Цель: расширить знания учащихся о средневековом театре, воплотившим важнейшие эпизоды христианской истории, обращая внимание на своеобразие театральных представлений, положивших начало жанру литургической или духовной драмы.
Задачи:
-
Выявление характерных черт литургической драмы, новых видов религиозных представлений, аскетического характера раннего христианства и его связи с музыкально-поэтическим творчеством.
-
Развитие навыков учащихся самостоятельно вести отбор необходимого материала в соответствии с заданной целью.
-
Развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, домашняя презентация учащихся и учителя, театральное искусство и музыка средних веков, электронный текст, дидактический материал для работы в группах, музыкальный центр, фонограмма музыки григорианского хорала и органной музыки И.А. Баха.
Вид урока: урок усвоения новых знаний.
Форма урока: урок-презентация.
Предварительная подготовка (самостоятельное мини-исследование учащихся):
Создание домашней презентации нового материала (создание мультимедийного диска по данной теме):
-
Погружение в содержание;
-
Акцентирование внимания на наиболее существенных моментах;
-
Систематизация материала;
-
Создание иллюстрированного материала в электронном формате;
-
Создание информационного сопровождения презентации.
План урока:
-
Вступительное слово учителя.
-
Новый материал:
-
историческая справка;
-
презентация нового материала учащимися «театральное искусство и музыка средних веков».
-
Закрепление нового материала. Работа в группах.
-
Проверка первичного усвоения новых знаний: электронный тест.
-
Итоги урока. Рефлексия.
Эпиграфы урока:
Словесный – «Исторические события и достоинства остаются в нашей памяти, этническая музыка – на лазерных дисках, так что все лучшее, что создано разными культурами, так или иначе, сохраняется». ( А.Иванов «Культуры» - статья в журнале «Итоги» 2000, №6).
Изобразительное содержание – П. Каст «Пляшущие актеры средневекового фарса», Питер Брейгель «Битва Масленицы и Поста» (1559г.), Л. Гульери «Актеры-импровизаторы» (1598г.), «Концерт на ступенях храма», фрагмент книжной миниатюры (1490г.), Св.Григорий с рукописью (конец IX в.), Трубадуры и менестрели, исполняющие песни-баллады о подвигах рыцарей. Миниатюра из манускрипта «Миннезингеры» XIV в., Германия, театр позднего средневековья.
Музыкальное содержание – Григорианский хорал, органная музыка И.С. Баха
Ход урока
-
Вступительное слово учителя.
Средневековая культура Европы и Востока внесла существенный вклад в историю мировой художественной культуры и заняла в ней почетное место, она заложила фундамент современной цивилизации.
Если в предшествующий период средневековья, изучаемый вами на предыдущих уроках, основными центрами культуры были монастыри и церкви, то, начиная с XI века, эта роль переходит к новым и старым европейским городским центрам. Городская культура становится важнейшим пластом культурной жизни в XI-XV вв., её главными составляющими были просвещение и образование, литературное творчество, архитектура и скульптура, театр, музыка и народное творчество.
Общей чертой культурной жизни Европы во второй период Средневековья был заметный рост светских тенденций, усиление интереса к человеческой личности.
Сегодня речь пойдет об одном из направлений культуры Средневековья – театре и музыке, театральных представлениях, которые положили начало литургической или духовной драмы.
Историческое достижение, музыка, всё лучшее, что создано разными культурами, так или иначе, сохраняются и сегодня. Лазерные диски помогают нам сохранить культуру различных народов.
Перед вами театр позднего Средневековья, он напоминает нам современный театр – это и партеры, и балконы, и гримерные, и реквизиты, и буфеты, и архивы, но театр второй половины Средневековья начинался с подмосток церковных храмов и городских площадей.
Григорианский хорал XI века – это музыкальный символ Средневековья, получивший такое название в честь папы Григория I , находившегося на престоле с 590 по 604 г
-
Презентация нового материала (домашнее задание).
-
Историческая справка (на фоне Григорианского хорала, симфонической органной и оркестровой музыки И. С. Баха).
Ученик 1: Театральный представления IX-XII вв. связаны непосредственно с литургической драмой, позволяющей в полной мере представить характер и особенности театральных постановок. В основном они исполнялись в рамках церковной службы и носили условный характер. Излюбленные эпизоды литургической драмы – евангельское повествование о поколении пастухов и явлении волхвов с дарами младенцу Иисусу, злодействе Ирода, рассказ о Воскресении Христа.
Условный характер литургической драмы можно проследить на примере одной из ранних пьес: «Шествие добродетелей» (конец 1140-х гг.). Театральное действо разыгрывалось под сводами монастырской церкви. Символом Бога была икона, помещенная над алтарем. На ступенях под иконой были расположены шестнадцать Добродетелей, возглавляемых Смирением. Они представлялись в виде облаков, пронизанных солнцем. Главная героиня, называемая Душой, шьет себе богатые одежды бессмертия, но затем, повстречав Дьявола, отбрасывает это одеяние. Основу действа составляет сложный танец Добродетелей. В конце спектакля зрителей просят преклонить колени, чтобы Бог-Отец смог достичь их души. Таким образом, все зрители становятся актерами.
Во второй половине XII века, представления литургической драмы начинают разыгрываться не в ограниченном пространстве церкви, а выносятся на паперть-площадку перед церковным входом, а позднее на рыночную площадь города.
Характерной особенностью литургической драмы является использование в ней церковной музыки, авторских ремарок и вставок – диалогов. Музыкальная сторона литургической драмы зависела от особенностей григорианского пения. Помимо возвышенных и серьезных текстов стали использовать и комические, к которым церковь относилась не благосклонно.
В XIII веке возникают новые виды религиозных представлений, связанных с чудесами –
миракли (лат. «чудо»), а затем
моралите и
мистерии, носящие назидательный, поучительный характер. Слово «мистерия» греческого происхождения и обозначает таинство, действие, посвященное важному и значительному событию. Мистерия – самое яркое театральное зрелище средневековой эпохи, посвященное Страстям Господним, с XV века историческим событиям. Мистерия – огромные пьесы, игравшиеся от 2 до т25 дней подряд. Для создания мистерии требовался автор-драматург, а для её постановки – режиссер. Театр мистерий возник в Италии в Риме. С 1264 г. Их ставили в цирке Колизее. Сто лет спустя мистерии ставятся в Англии и Франции. Мистерии ценили выше, чем выступления жонглеров или актеров-кукольников.
Ученик 2: Предтечей итальянского театра Возрождения являлся средневековый фарс, возникший в XV веке. «Фарс» в переводе с латинского - «начинка», «фарш». Фарс использовали в качестве «начинки» в малоинтересных мистериях. Истоки средневекового фарса уходят к карнавальным представлениям, устраивавшимися на масленичной неделе. Нередко горожанин – автор фарса, высмеивал жадное духовенство, и невежественных дураков, крестьян, мешавших успешной торговле, тщеславных рыцарей, соседей и самого автора.
Посмотрите на картину нидерландского художника Питера Брейгеля «Битва Масленицы и Поста». Сюжет этой картины непосредственно связан с фарсом. Противоборство Масленицы и Поста, олицетворяющих собой Добро и Зло – суть этого сюжета. Все участники шумного действа разделены на две группы. Первая окружает масленицу (Карнавал), вторая - Пост. Масленица – толстый бюргер на огромной пивной бочке. За его спиной – шумное веселье и разгул. Напротив – тощий, унылый Пост в монашеской одежде, в руках у него деревянная лопата с двумя селедками.
Изгнанные из церкви маскарады ещё больше высмеивали нудные проповеди епископов, пышные выезды королей, простофилей мужей и сварливых жен и даже Папу Римского, беспутных монахов, странствующих рыцарей, жадных купцов, крестьян. Победителями оказывались находчивые, смекалистые и жизненно хваткие. Комические эпизоды и сценки, разыгрываемые на глазах у публики, получили название
соти (фр. «дурачество»).
«Исторические» пьесы артисты играли не в исторических костюмах, а в тех, которые носили в их время и в их стране.
Ученик 3: Высокую духовность и аскетический характер раннего христианства озвучила музыка. Музыкальным символом Средневековья стал григорианский хорал. По инициативе Римского папы Григория I были отобраны и канонизированы церковные песнопения и распределены в пределах церковного года. Григорий I определил основные части католической мессы (воскресного богослужения), сохранившегося до настоящего времени.
Григорианский хорал исполнялся на латинском языке – основном языке нынешнего католического богослужения. Это было одноголосое (сольное или хоровое) мужское пение в унисон.
Один из древнейших видов григорианского пения - псалмодия, то есть протяжный речитатив латинских молитвенных текстов. Из музыкальных инструментов повсеместное признание получил орган, наиболее точно выражающий мелодический строй григорианского хорала. Полноту чувств и переживаний, переполняющих душу верующего в Бога человека, позднее стал отображать более подвижный мелодический рисунок, в котором большие распевы из многих звуков приходились на один канонизированный звук григорианского хорала. Так появилось церковное
многоголосие в IX веке, а нотные записи в XI веке – двух-, трех - и четырехголосные вокальные произведения. Многоголосное пение как бы связано с основными художественными принципами готической архитектуры, выражающих устремленность вверх к небу.
Главные достижения раннего многоголосия связаны с парижской школой Нотр-Дам. Многоголосные жанры
кондукт и
мотет перешли из церковной музыки в вокальную лирику трубадуров, труверов и миннезингеров. Любимые в университетских и городских кругах сюжеты стали основой текстов кондуктов. Мотет из литургических, религиозных перешёл в народно-бытовые сюжеты.
Ученик 4: Музыкально-поэтическое творчество средневековья было связано с творчеством музыкантов-трубадуров и труверов – это песни крестоносцев, песни-диалоги, плачи, танцевальные песни-баллады. Их главные темы – рыцарское воспевание Прекрасной Дамы, преданность, любовь, измена, очарование природой. Их герои – находчивый рыцарь и дама его сердца – остроумная пастушка. Трубадур от фр. «творец», «сочинитель». Особое влияние на трубадуров оказало народное творчество. Слова и музыка трубадуров изысканы, тонки.
Талантливым певцом-поэтом трубадуров был Бертран де Вентдорн (1140-1195) – воспевавший природу, солнце, любовь. В одной из песен он признавался: «Поэзия имеет для меня цену лишь тогда, когда она исходит из глубины сердца, но это возможно лишь тогда, когда в сердце парит совершенная любовь».
Расцвет творчества трубадуров относится к последней четверти XII – первой четверти XIII вв. Трубадуров сменили труверы из Франции и миннезингеры – «певцы Любви» - из Германии. Их идеальная любовь была связана с культом Марии. Поэт-миннезингер Германии – Тангейзер – наиболее был популярен в XIII веке. Излюбленным литературным жанром средневековья был роман.
Учитель: Театр, о котором
вы сегодня узнали, вырос из народных зрелищ. Он был массовый, доступный, увлекательный и заставлял зрителей думать о главных вопросах своего времени.
Народно-смеховая культура по новому представляет «мрачное» Средневековье как празднично-поэтическое восприятие мира.
-
Закрепление нового материала. Работа в группах.
-
Разделение на 3 группы (произошло в начале урока).
-
Задания: в течение 3 минут каждая из трех групп выполняет, предложенное ей задание и отчитывается о проделанной работе (звучит григорианский хорал, органная музыка И.С. Баха).
Задание группе 1:
У каждой группы распечатанные листы с текстами и вопросами.
Стихотворение Средневековья:
«Доброе старое имя».
Вершина знаний, мысли цвет –
Неоперившихся птенцов
Таким был университет.
А нынче, волею судеб,
Он превращается в вертеп.
Гуляют, бражничают, жрут,
Книг сроду в руки не берут,
Для шалопая-школяра
Ученье свет – вроде бы игра.
В былые дни такой пострел
Всю жизнь над книжками потел,
И обучался он – учти –
До девяносто лет почти.
Ну а теперь, за десять лет
Кончают университет
И в жизнь выходят потому,
Не научившись ничему!
При этом наглости у них
Хватает поучать других.
Нет! Прочь гоните от дверей
Таких слепых поводырей.
Пускают наставлять юнцов!
Барашек, мантию надев,
Решил, что он ученый лев!..
Ужель блаженный Августин
Погряз в гнуснейшей из трясин?
Неужто мудрость всех веков
Свелась к распутству кабаков?!
То гордый дух былых времен
Распят, осмеян, искажен.
Здесь бредни мудростью слывут,
А мудрость глупостью зовут!
С каких же, объясните пор,
Ученье – блажь, прилежность – вздор?
Но если названное – тлен,
что вы предложите взамен?!
Эх, молодые господа,
Побойтесь Страшного суда!
Прощенья станете просить –
Да кто захочет вас простить?!
Вопросы:
-
к какому многоголосному жанру можно отнести это стихотворение?
-
кто бы мог быть его автором?
-
что мешало средневековому студенту получать хорошие знания?
Задание группе 2:
Стихотворение Вальтера фон дер Фогельвейде (ок. 1170-1230)
«О, госпожа, сердиться не надо.
Верьте, учтив и приятен мой слог.
А для меня и честь и награда –
Если б я вам понравиться мог.
Я женщин красивее вас не видал,
Если же вы красоту с добротою
Соединили в себе – я не скрою:
Вы достойны высших похвал».
«Что же, хвалите, если угодно,
Видите, я уже не дитя.
Тот, кто воспитан, может свободно
Все мне сказать – и всерьез и шутя.
Мне говорили, что я хороша,
Но я бы хотела ещё и другого:
Быть женщиной в лучшем значении слова.
При красоте важна и душа».
«Я вам открою, что делать должны вы,
Чем, как женщина, славиться впредь:
Вы должны быть с достойным учтивы,
Ни на кого свысока не смотреть.
И, одного безраздельно любя,
Принадлежа одному всецело,
Взять в обмен его душу и тело,
Я вам дарю их, - дарю вам себя».
Вопросы:
-
к какому литературному жанру Средневековья принадлежит это стихотворение?
-
какая тема присутствует в нем?
-
кому посвящено это стихотворение?
Задание группе 3:
Учащимся предоставляется текст, связанный со средневековым театром.
«Представления обычно начинались в 7-9 ч утра. В 11-12 ч делали перерыв на обед и потом играли до 6 ч вечера. Все население города сходилось на площадь. Некоторые спектакли запрещалось смотреть детям до 12 лет и больным старцам. Но ведь спектакль шел на площади, окруженной домами, церквами, балконами, и кто углядит за ребятишками…
В дни спектакля прекращалась всякая работа. Торговали только съестными припасами. Дворы домов, а в некоторых местах и городские ворота запирали, выставляли дополнительные караулы во избежание грабежей и пожаров. Даже часы церковных служб изменяли, чтобы церковь и театр не мешали друг другу. Представления отвлекали население от обычных занятий, поэтому их ставили раз в год на большие христианские праздники – рождество или пасху. И проходили эти представления до 25 дней подряд».
Вопросы:
-
какое направление средневековой культуры отражено в этом тексте?
-
назовите главную форму этих спектаклей.
-
Проверка первичного усвоения новых знаний: электронный тест.
-
Литургические драмы чаще всего носили характер:
-
светский
-
церковный
-
народный
-
Как назывался новый вид религиозных представлений XIII века?
-
мистерия
-
драма
-
эпос
-
Фарс означает «начинка», «фарш» в переводе с:
-
латинского
-
итальянского
-
французского
-
Хорал XI века получил название григорианский в честь:
-
Людовика IX
-
Генриха II
-
Григория I
-
Многоголосные жанры Средневековья:
-
псалмодия
-
кондукт
-
мотет
-
Немецкие бродячие музыканты:
-
Трубадуры
-
Труверы
-
Миннезингеры
-
Итоги урока. Рефлексия.
Учитель: Что вы узнали нового? В чем вы видите единство средневекового театра и музыки? На что вы больше всего обратили внимание?
Домашнее задание:
-
Послушайте одну из средневековых месс и Вторую симфонию А.Шнитке. Что услышал композитор в средневековой мессе?
-
Познакомьтесь с лирикой французских трубадуров и немецких миннезингеров. Согласны ли вы с А.С.Пушкиным, сказавшим, что «трубадуры играли рифмою, придумывали самые затруднительные формы».
Использованная литература для урока:
-
Д.М. Зарецкая, В.В. Смирнова «Западная Европа и Древний Восток»
Москва, «Айрис Пресс», 2004г.
-
М.Б. Бойцов, Р. Шукуров «История средних веков», Москва, «МИРОС», 2004г.
-
Л.Н. Кашинская «История мировой культуры». Новейший справочник школьника. Москва, «Слово», 2007г.
-
И.А. Мишина, Л.Н. Жарова «Становление современной цивилизации», Москва, «Памятники исторической мысли», 1995г.
-
О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев, В.А. Рогожин «Россия и мир» .10 класс. Москва, «Дрофа», 2005г.
-
Г.И. Данилова «Мировая художественная культура». 10 класс, Москва, «Дрофа», 2005г.
-
А.Н. Иоффе «Методические материалы по гражданскому образованию», Москва, ООО «Новый учебник», 2003г.
Оценки за урок.
Способы использования информационно-коммуникативных технологий:
Для подготовки к уроку были использованы:
1. Персональный компьютер для печатания информации.
-
Интернет для поиска информации при подготовке к уроку;
-
CD-диски и флеш-карта для записи презентации, содержания и хода урока, воспроизведения картин, тестов.
-
Сканер для сканирования изображений;
-
Принтер для распечатывания заданий учащимся и содержания урока;
-
Ксерокс для копирования заданий
-
Программа «Роwer point» для подготовки презентации
-
Музыкальный центр для записи григорианского хорала и органной музыки И.С. Баха
В ходе урока были задействованы:
-
Мультимедийный проектор;
-
Ноутбук;
-
Электронная доска;
-
Электронные тесты;
-
Презентация на ПК;
-
Музыкальный центр для воспроизведения григорианского хорала и органной музыки И.С. Баха;
-
Видеокамера для съемки работы на уроке учащихся и учителя;
-
Цифровой фотоаппарат