Перейти на главную страницу
05.13.06 – Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами (технические системы)
диссертации на соискание ученой степени
доктора технических наук
Санкт-Петербург
2009 г.
Работа выполнена в Северо-Западном государственном заочном техническом университете (Санкт-Петербург).
Научный консультант:
доктор технических наук, профессор Арефьев Игорь Борисович
Официальные оппоненты:
доктор технических наук, профессор Семёнова Елена Георгиевна
Ведущая организация:
ОАО «Научно-производственная фирма Меридиан» (С-Петербург)
Защита состоится «22» октября 2009г. в 14 часов в ауд. 235 на заседании диссертационного совета Д 223.009.03 при Санкт-Петербургском государственном университете водных коммуникаций по адресу:
198035, Санкт-Петербург, ул. Двинская, д. 5 / 7.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке университета
Автореферат разослан «.......»...............................2009 г.
Учёный секретарь
диссертационного совета Д 223.009.03
кандидат технических наук,
доцент Барщевский Е.Г.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Вступление Польши в Европейский Союз представляет вызов для нашего внутреннего водного транспорта. С запада к Одре подходят два канала, а именно:
1. Канал Одра-Хавеля, являющийся сообщением Щецин - Берлин,
2. Канал Одра-Шпрее, соединяющий Силезию с Берлином.
Каналы соединяют Одру с системой внутренних водных путей Франции, Люксембурга, Бельгии, Голландии и Германии на западе и Швейцарии и Чехии на юге. С севера Одра соединяется с Балтийским морем.
В восточном направлении Одра через Варту и Быдгощский канал сообщается с системой водных путей бассейна Вислы. Через Вислу и Буг польская сеть водных путей сообщается с водными путями России, Украины и Белоруссии. В северном направлении через Вислинский Залив есть сообщение с портом Калининград и с водными путями Литвы и Белоруссии.
Польша имеет сеть водных путей как в направлении север-юг, так и восток-запад. В связи с вышеуказанным мы должны включиться в европейскую систему внутренних водных путей как транзитная страна.
Улучшение условий судоходства в нижнем течении Одры, особенно на участке Канал Хавеля – Портовый Комплекс Щецин Свиноустье создаст шанс роста перевозок в международном сообщении таких массовых грузов, как: каменный уголь, дробленые материалы, цемент и удобрения, и прежде всего сверхгабаритных грузов и контейнерных перевозок.
Соединение портового комплекса Щецин-Свиноустье с системой внутренних водных путей Западной Европы, а особенно сообщение с Берлином, позволит увеличить количество грузов, перевозимых морским путем и по внутренним водным путям.
Модернизация нижнего отрезка Одры приведет к:
- созданию международных взаимных уступок по пользованию водными путями,
- улучшению параметров водного пути, чтобы они соответствовали международным требованиям,
- улучшению навигационных условий,
- улучшению транспортных функций путем удлинения водных путей, используемых как для перевозок внутри страны, так и в международных перевозках, улучшению функционирования верфей и речных портов.
Конечно, решение указанных задач возможно лишь на пути использования современных и перспективных решений в классах таких структур, как "Речные информационные службы" (РИС) и "Системы управления движением судов" (СУДС) или "Автоматизированные системы управления движением судов" (ACУДС) на ВВП. Согласно установившейся в последние годы терминологии указанные системы могут рассматриваться либо как варианты реализации, в целом, или подсистемы, в частности, класса "Корпоративных речных информационных систем" (КРИС).
В связи с изложенным ЦЕЛЬЮ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ является теоретическое обобщение и решение крупной научно-технической проблемы по повышению эффективности управления судоходством на внутренних водных путях (ВВП) Польши на основе создания единого методологического подхода по разработке информационного и математического обеспечения систем автоматизированного управления судов в районе Нижней Одры.
Для достижения сформулированной цели в работе поставлены, обоснованы и решены следующие задачи:
1.Выполнен анализ современных системных основ создания и информационного обеспечения в корпоративных речных информационных системах, реализуемых на базе речных информационных служб, призванных обеспечить эффективное управление судоходством на внутренних водных путях Польши. При этом учтен существующий отечественный и мировой, преимущественно Европейский, опыт создания СУДС и АСУДС на внутренних водных путях при логико-информационном синтезе Западно-Поморской региональной системы вообще, и ее важнейшей составляющей – системы в районе Нижней Одры, в частности.
2.Разработана концепция построения АСУ ДС в районе водных путей и судоходства Нижней Одры как организационном, так и технологическом аспектах.
3.Предложены структурные решения, математическое и алгоритмическое обеспечение, а также методики решения многопараметрических стохастических задач, оптимизирующих структуру важнейшей подсистемы мониторинга и управления – автоматизированной идентификационной системы. Найдены аналитические решения для определения оптимального радиуса действия береговой базовой станции АИС с учетом влияния на судовые транспортеры помех в информационных каналах, взаимного перемещения судов относительно базовых станций и заграждающего рельефа.
4.Сформулированы концептуальные основы моделирования и построения наблюдателей для информационного обеспечения судовых систем управления режимами движения судов на внутренних водных путях, в том числе оценки параметров моделей судовых динамических систем, построения статического фильтра Калмана и модели оценивания динамического подвижного объекта в турбулентной среде, основ синтеза наблюдателей для информационного обеспечения судовых систем управления и их оптимизации.
5.Разработан комплекс решений по математическому сопровождению программно – целевого управления река – море политранспортным узлом. На основании системного подхода к анализу процесса функционирования политранспортного узла доказана необходимость использования таких математических моделей как статической модели с накопителем без внутренней структуры, модели с накопителем по приоритетам вывоза груза, модели с накопителем ограниченной мощности. Методом главных компонент и кластерным анализом корректно решена задача идентификации река – море порта по объему и номенклатуре обрабатываемых грузов.
6.Предложены решения по информационно-статистическим методам анализа информационных потоков в политранспортном узле и по алгоритмам управления такими потоками в автоматизированной системе управления река – море политранспортного узла.
Предлагаемый в работе комплекс моделей, алгоритмов, программ и рекомендаций позволяет сформулировать решения по топологической структуре высоко эффективной современной системы мониторинга и управления в структуре АСУ ДС – автоматизированной идентификационной системы, по выбору эффективного режима движения судов на ВВП и по эффективному использованию в транспортном процессе возможностей река – море политранспортного узла Щецин.
Выполнен анализ существующего отечественного и мирового, преимущественно, Европейского опыта создания систем управления движением судов на внутренних водных путях. Отмечены особенности при возможном построении Западно-Поморской региональной системы, вообще, и ее составляющей – системы в районе Нижней Одры, в частности.
В результате исследования деятельности РИС определено, что основным инструментом, обеспечивающим ее функционирование, является автоматизированная система управления движением судов (АСУ ДС), которая имеет в своем составе необходимый набор информационных и технических служб, каждая из которых решает свою специальную задачу по обеспечению судоходства на ВВП. Структура АСУ ДС представлена на рис.1.
Концепция развития телекоммуникационной инфраструктуры и создание на ее основе современной АСУДС имеет целью:
- повышение безопасности судоходства и, как следствие, снижение рисков страховых компаний и страховых платежей судовладельцев, что позволит вернуть инвестиции в создание связной инфраструктуры;
- развитие береговых систем связи, обеспечивающих как адекватность реакции служб спасения на аварийные ситуации во всем бассейне Нижней Одры, так и реализующие потребность административных органов, населения и бизнес-структур в современных телекоммуникационных услугах.
При рассмотрении структуры АСУДС следует учесть то обстоятельство, что район устья Одры в течении последующих более десяти лет имеет большие шансы развития перевозки товаров внутренним водным транспортом. В связи с вышеуказанным следует внедрить современную систему не только контроля и управления движением судов РИС (система VTMIS), но также создать базу данных, обуславливающих развитие судоходной логистики транспорта.
В рамках создаваемой системы целесообразно использовать существующую VTMS Щецин-Свиноустье, в особенности ее базу данных и технические решения.
Как отмечено выше, основной задачей системы АСУДС(VTS) является улучшение безопасности судоходства, равномерности движения одиночных объектов и охрана внешней среды на исследуемой акватории. Условием реализации основных задач, задаваемых системе, является:
- введение соответствующего количества соединенных между собой прибрежных станций;
- обеспечение систем связи в сообщениях станции – баржи и баржи в радиусе действия системы.
Эксплуатируемые в настоящее время плавающие объекты внутреннего водного транспорта имеют на своих бортах только радар и радиотелефон УКВ. Отсутствуют также навигационные карты на внутренние воды.
В ближайшие годы арматоры введут современные транспортные одиночные объекты, а администрация должна ввести системы управления и регулирования движением судов АСУДС(VTMS).
В связи с вышеуказанным следует оснастить суда электронными навигационными картами ECDIS, приемниками системы DGPS и транспордерами AIS. Это позволит актуализировать данные о движении почти в реальном времени, а также передавать данные другим судам и системам VTS.
Развитие судоходства на Одре связывается также с развитием соответствующей базы данных, созданной как центр логистики. Основная база данных должна содержать информацию на тему:
- польских и европейских портов;
- грузов;
- судов;
База данных предоставит также возможность взаимодействия операторов речной системы VTMS с внешними пользователями:
- управлением Внутреннего Судоходства в Щецине;
- окружной Дирекцией Водного Хозяйства,
- пограничной охраной,
- таможней,
- службами охраны внешней среды,
- арматорами и владельцами судов,
- агентствами, обслуживающими суда,
- гидрометеорологическими службами.
Проектируемая речная система VTMS должна войти в состав более широкой Западно-Поморской Региональной Системы, созданной на базе:
-VTMS Щецин-Свиноустье;
-VTMS Речная Щецин-Канал Одра-Хавеля,
-VTMS Речная-Канал Одра-Хавеля.
Объединение систем море-река такого рода вызовет создание быстрого и четкого транспортного коридора, позволяющего обеспечить сообщение:
-балтийских стран,
-польских и немецких регионов бассейна Одры,
-западно-европейских стран, объединенных системой рек и каналов с Одрой.
В рамках Региональной Системы следует создать центр в Щецине, оснащенный соответствующей базой данных, позволяющей обеспечить организацию системы надзора и управления движением судов и барж на участке Поморский Залив – Свиноустье – Щецин – Берлин и создание банка данных, относящихся к складированию грузов в морских и речных портах.
Одновременно в базу данных должна передаваться информация, относящаяся к месту стоянки судов и барж, ожидающих найма. Таким образом, информация, связанная с управлением движением одиночных объектов, одновременно использовать бы для организации водного транспорта на большой территории западной и центральной Европы.
Таким образом, концепция построения АСУДС(VTMS) в заданном регионе Нижней Одры должна учитывать:
2 – радиосеть: каналы диспетчерских служб (как правило, в симплексном режиме);
3 – радиосеть: каналы радиопроводной технологической и коммерческой радиосвязи (дуплексные).
В главе 1 структура АСУДС рассмотрена применительно к району Нижней Одры как в организационном, так и в технологическом аспектах.
На рис.1 приведена структура СУДС с организационной точки зрения. Рассматриваемая СУДС района Нижней Одры входит в состав Речных информационных служб Поморской Региональной системы. Основными взаимодействующими структурами являются речные районы судоходства “Одра-Хавель” и “Щецин”, с включением в составе последнего главной диспетчерской службы района Нижняя Одра и Речного Регионального спасательно-координационного центра (РРСКЦ “Щецин”).
Основными подчиненными структурами СУДС являются:
- Зона управления судоходством на речной акватории Щецина;
- Зона управления судоходством на реке Одра;
- Зона управления судоходством на входе в канал Одра-Хавель.
На рис.2 приведена структура СУДС с технологической точки зрения. СУДС в целом следует рассматривать как одну из речных информационных служб, входящих в комплекс таких служб Поморской Региональной системы.
Основными технологическими подсистемами СУДС являются:
Подсистема коммуникаций является основной и связующим звеном для остальных подсистем. Назначение подсистемы состоит в организации
пучка стандартных каналов связи, используемых для обмена информацией всех видов между остальными подсистемами. Циркуляция потоков информации в ней для обсуждаемой системы представлена на рис.3.
Как видно из рис.3 Речной и Морской центры “Щецин” входят в состав так называемого политранспортного узла Щецин. Исследование сущности информационного и алгоритмического обеспечения подобных узлов составляет предмет рассмотрения глав 4, 5.
Проанализированы здесь важнейшие структурные особенности подсистемы наблюдения и контроля.
В рамках подсистемы наблюдения было предложено проведение постоянного мониторинга всей акватории. Наблюдения должны были включать территорию, охваченную надзором путем применения радарных станций, камер промышленного телевидения, а также средств радиосвязи.
В системах мониторинга используется также информация из разных источников, позволяющих определить предвидение движения судов, навигационных опасностей, состояния знаков навигационного ограждения, а также других, которые могут быть интересными для пользователей системы. Мониторинг движения судов предоставляет также проверку того, соблюдает ли суда правила безопасности и соблюдают ли они соответствующие предписания и правила.
Подсистема является основным источником информации о навигационной обстановке в зоне действия СУДС и должна выполнять следующие функции:
Предлагается установка 6 радарных станций в следующих местах:
Радар А – Речной Центр VTMS на острове Зеленом (км 34 Западной Одры),
Радар В – Прокоп Ключ – Устово (км 730,5 реки Регалицы),
Радар С – окрестности устья Холодного Канала при Электростанции Нижняя Одра КМ 713,2 Восточной Одры),
Радар D – место развилки Одры на Восточную и Западную Одру (км 704, 5 Одры),
Радар Е – башня между местностями Крайник Дольны и Огница (км 694,0 Одры),
Радар F – Подцентр речного VTMS около Цедыни при входе в канал Одра – Хавеля (км 667,0 Одра).
Дальность действия радаров будет покрываться частично с радиусом действия соседних радаров, что допускает бесперебойный и непрерывный процесс отслеживания вдоль всего участка реки. Следует подчеркнуть, что радарные станции должны быть размещены так, чтобы они обеспечивали:
Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами
14 09 2014
4 стр.
Ня 2007 года начальник Юридического управления Федерального казначейства Сауль С. Н. принимала участие в круглом столе: Неисполнение актов внутренних судов в странах членах Совета
09 10 2014
1 стр.
17 12 2014
1 стр.
Начальник управления обеспечения общественного порядка гувд по Челябинской области
16 12 2014
8 стр.
Технологии, связанные с проблемами создания искусственного интеллекта, принятия решений и построения интеллектуальных систем управления
09 09 2014
1 стр.
Список источников и литературы по курсу "Организация и технология документационного обеспечения управления"
09 10 2014
1 стр.
Оду водных биологических ресурсов на 2013 г во внутренних водах, за исключением внутренних морских вод, зоны ответственности фгуп «Госрыбцентр» в Тюменской области
04 09 2014
1 стр.
Установка закладных и отборных устройств систем автоматизации, установок пожаротушения, оборудования систем густой
02 10 2014
1 стр.