Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2 ... страница 9страница 10
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
ПОСОБИЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ И ЭКЗАМЕНУ

Тема 1. ПРЕДМЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ

Тема 2.КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯНАУКИ КУЛЬТУРОЛОГИИ

Тема 3.СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ

Тема 4.СОЦИАЛЬНЫЕ ФОРМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ

Тема 5.ПОНЯТИЯ "БАЗОВАЯ" КУЛЬТУРА И СУБКУЛЬТУРА

Тема 6.КОНЦЕПЦИЯ КУЛЬТУРЫ И. Г. ГЕРДЕРА И ИДЕАЛЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Тема 7.КОНЦЕПЦИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ТИПОВ Н. Я. ДАНИЛЕВСКОГО

Тема 8.ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ О. ШПЕНГЛЕРА

Тема 9.Н.А.БЕРДЯЕВ О СВОБОДНОЙ ЛИЧНОСТИ, ТВОРЯЩЕЙ КУЛЬТУРУ

Тема 10.ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ КУЛЬТУРЫ: КОНЦЕПЦИИ 3. ФРЕЙДА И К. Г. ЮНГА

Тема 11.КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ "КРУГОВОРОТА ЛОКАЛЬНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ" А. ТОЙНБИ

Тема 12.ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ИГРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Тема 13.АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ИЗУЧЕНИИ КУЛЬТУРЫ

Тема 14.МИФ КАК ДРЕВНЕЙШАЯ ФОРМА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Тема 15.РЕЛИГИЯ КАК ФОРМА КУЛЬТУРЫ

Тема 16.МОРАЛЬ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ

Тема 17.ИСКУССТВО КАК ФОРМА КУЛЬТУРЫ

Тема 18.ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА

Тема 19.КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ

Тема 20.ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОБЫТНОГО ТИПА КУЛЬТУРЫ

Тема 21.АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

Тема 22.ХРИСТИАНСТВО КАК ДУХОВНАЯ ОСНОВА ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Тема 23.КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Тема 24.КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

Тема 25.КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ ЭПОХИ АБСОЛЮТИЗМА И ВЕКА ПРОСВЕЩЕНИЯ

Тема 26.ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XIX ВЕКА

Тема 27.КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ РУБЕЖА XIX-XX ВЕКОВ

Тема 28.КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ XX ВЕКА

Список рекомендуемой литературы.



Тема 1. ПРЕДМЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ

Культурология. Объект, предмет и структура культурологии.

Цели и задачи культурологии. Теоретический и прикладной уровни

культурологии. Место культурологии

в системе гуманитарного знания.

Культурология - это наука о культуре. Она изучает различные виды, формы и результаты бытия и деятельности человека. При этом под культурой понимается все, что производится, социально усваивается и разделяется всеми членами человеческого сообщества.

Слово «культурология» образовано от латин. cultura (возделывание, воспитание, образование, почитание) и греческого термина logos (понятие, мысль, разум). Культурология познает ценности, смыслы, нормы с помощью которых обеспечиваются различные формы жизнедеятельности людей и вне которых упорядоченная жизнь в сообществе практически невозможна. Важным моментом культурологических исследований являются проблемы духовной жизни общества, во многом иррациональные (т. е. опирающиеся не на разум, а на инстинкт, интуицию, чувство) состояния человеческого духа.



Объектом изучения культурологии выступают:

  • наиболее общие закономерности культуры;

  • принципы функционирования культуры в обществе;

  • взаимосвязь, общение, диалог различных культур;

  • единые тенденции культурного развития человечества.

Культурология - это самостоятельная область социально-гуманитарного познания, предметом исследования которой является культура, понимаемая как:

  • результат деятельности людей, реализующийся в продуктах материального производства;

  • установки регулирующие жизнь общества, проявляющие себя в обычаях, законах, нормах и ценностных ориентациях людей;

  • коммуникационные связи между людьми, формирующие специальные языки межличностного общения;

  • содержательная основа религии, философии, науки, права и т. д., а также культурных систем в целом.

Культурология сегодня включает достаточно широкий набор дисциплин, изучающих с помощью различных методов культуру в ее бесконечно многообразных аспектах. Структуру культурологии составляют три слоя наук о культуре:

  • антропологический, опирающийся, прежде всего, на этнологию, т. е. науку, изучающую состав, происхождение и культурно-исторические отношения между собой народов мира;

  • гуманистический, включающий в себя весь комплекс так называемых наук «о духе» (философию, филологию, педагогику, психологию и др.);

  • социологический, где определяющим является изучение современной массовой культуры, способов ее производства и функционирования и обществе.

Цели и задачи культурологии как науки:

  • прогнозирование и проектирование духовных процессов общественного развития;

  • анализ социокультурных последствий управленческих решений и расчета применяемых технологий;

  • поиск новых методов социализации (т.е. общественного становления) и инкультурации (т. е. освоения содержания культуры) человеческой личности.

Задача культурологии как научной дисциплины состоит и в том, чтобы не только предоставлять достоверные знания о национальной культуре с целью определения своей идентичности по отношению к ней, но и способствовать пониманию «иных», существующих рядом культур и людей с другими взглядами. Знакомство с такими культурами, понимание и взаимодействие с ними и есть путь к упрочению взаимотерпимости, согласию в культурно неоднородном сообществе людей.

В культурологии выделяются два уровня исследования: фундаментальный и прикладной.

На своем фундаментальном уровне культурология изучает:


  • культуру на историческом и теоретическом уровне;

  • категориальный аппарат данной науки;

  • функционирование явлений культуры в обществе.

Прикладной уровень культурологии ориентирован на использование фундаментальных знаний о культуре в целях:

  • прогнозирования и регулирования актуальных культурных процессов;

  • разработки социальных технологий трансляций культурного опыта и механизмов достижения определенного уровня развития тех или иных форм социокультурной практики;

  • управления и охраны культуры, а также культурно-просветительной, досуговой и иной работы.

Культурология относится к социально-гуманитарным наукам и тесно взаимодействует с такими из них, как: социология, психология, антропология, история, философия и др. Опираясь на данные этих наук, культурологии присуща:

  • способность интегрировать социальное и гуманитарное знание;

  • обобщать усилия истории, философии, языкознания, религиоведения и других наук на изучение бытия человека и общества;

  • создавать для перечисленных выше дисциплин общую теоретическую базу.

Персонифицированная в индивидуальности и обобщенная поколениями людей в своем социальном опыте, культурология представляет собой одну из форм осознания человеком своего бытия. В этом плане данная наука и учебная дисциплина способна содействовать:

  • развитию физической, материальной и социальной культуры людей;

  • преодолению технократического подхода к гуманизации и гуманитаризации образования и гармонизации развития последнего;

  • нейтрализации антикультуры, действующей в развитых странах мира под прикрытием молодежной контркультуры.

Сегодня, когда фактом становится равнодушие и потеря интереса поколений друг к другу, когда разрушаются традиционные способы передачи культуры от родителей к детям, что в итоге ведет к деградации общества в целом, необходимо не просто декларировать ценности культуры. Пришло время обучать культуре, точно так же, как и любой другой учебной дисциплине. Именно этим и объясняется востребованность культурологии в системе высшего образования России.



следующая страница>


Тема предмет культурологии тема культура как предмет исследованиянауки культурологии

Тема 11. Культурологическая концепция "круговорота локальных цивилизаций" А. Тойнби

1720.52kb.

25 12 2014
10 стр.


Учебные пособия для вузов «Отечественная культура как предмет культурологии» (СПб, 1996); «Основы социально-культурного проектирования»

«Человек в современной социокультурной ситуации»; «Гуманитарная культура как фактор преобразования России»; «Культура как фактор современной геополитики»; в подготовке проекта «Дек

7031.33kb.

13 09 2014
42 стр.


Культура как предмет культурологии Понятие культуры. Культура как смысловой мир человека

Поиски смысла жизни, раскрытие тайн природы, творческий порыв – вот те основания, которые и обеспечивают целостность культуры и единство социокультурного прогресса

736.74kb.

24 09 2014
5 стр.


Предмет культурологии. Понятие культуры. Проблемы и подходы к изучению культуры. Функции культуры. Типология культуры

Культура совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством на протяжении истории

346.93kb.

14 12 2014
1 стр.


Обращение Главы Кабардино-Балкарской Республики А. Б. Канокова к читателям журнала «Вопросы культурологии» Методологическая дискуссия

«Вопросы культурологии», научно-практический и методический журнал, №8, 2012 г

40.41kb.

10 09 2014
1 стр.


Тема Предмет, задачи, методы педагогической психологии

Экспериментальная педагогика и педагогическая психология первоначально трактовались как

452.39kb.

25 09 2014
1 стр.


Кудес отморозок → критическое попадание защита отразила часть урона клочья одежды полетели в разные стороны здоровье -175 в коме

Угорь. Удар зацепил предмет Элеутерококк. Удар зацепил предмет Пузырек с кровью. Удар зацепил предмет Зажигалка. Удар зацепил предмет Минеральная вода. Удар зацепил предмет Элеутер

115.59kb.

18 12 2014
1 стр.


Тема I. Культура как феномен 5 > Понятие «культура». Определения культуры 5 > Культура как «вторая природа» 10

Гуревич П. С. Культурология. Элементарный курс: Учеб пособие. — М.: Гардарики, 2001. — 335 с

37.02kb.

17 12 2014
1 стр.