Перейти на главную страницу
1.Расширять и уточнять знания учащихся о народных промыслах.
2.Приобщать детей к историческим и духовным ценностям родного края
3.Воспитывать уважение к культурным и национальным традици-ям.
4.Освоить технику работы с пластическим материалом ( глиной ).
Оборудование: карта Краснодарского края, условные знаки, образ-
цы глиняной посуды, глиняных игрушек,глина,
блюдце с водой, подкладная доска, резак,поролоно-
вая губка, карандаш, нож, стека, линейка, качалка,
сантиметровая лента, сито, рисунки орнаментов.
- Я познакомила вас с темой нашего урока. А знаете ли вы, что означают слова «промысел» и «ремесло»? Где вы слышали или вам встречались эти слова? Обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова (значения записаны на доске)
- Объясните смысл этих пословиц.
Развитию промыслов на Кубани способствовало строительство Владикавказской железной дороги. Как вы думаете, почему? Промысловики на Кубани появились из более развитых областей России.
Коренные жители станиц – казаки – продолжали заниматься земледелием и скотоводством. Те, кто знал какое-либо мастерство, занимались этим лишь «для своих нужд». Для этих занятий нужно было сырье: животного, растительного или минерального происхождения. Каким сырьем был богат тот или иной район, этим промыслом и занимались люди.
(выделывающие овечью шкуру), портные. Из собственного сырья ткали холсты, шили рукавицы, одежду, изготовляли орудия земледельческого труда (деревянные и железные).
При обустройстве и заселении городов и станиц края повысился спрос на строителей: плотников, каменщиков, кровельщиков,
Широкое распространение среди ремесленников получило отходничество (когда крестьяне уходили на сезонные работы в город).
В начале ХХ века в крае стала развиваться торговля, появилось большое количество ярмарок, базаров, на которых ремесленники продавали свой товар.
К нам сюда скорее просим,
Проходи , честной народ,
Веселиться начинайте,
Всех вас ярмарка зовет!
Вот ремесленник трудяга
Свой товар доставил вам.
Он его не продает, а даром отдает.
На ярмарке бывайте,
Ничего не забывайте!
- Может кто-нибудь знает, в каком ремесле используется глина? Как назывался мастер по изготовлению глиняной посуды? (Гончар)
- Всякая ли глина подходит для изготовления керамичес-ких изделий?
По составу глины бывают тощие, с большим содержанием песка, и жирные, где его очень мало. По техническим качест-вам – каолиновые (белая глина высокого сорта), огнестойкие, строительные. По цвету – белые, красные, коричневые, жел-тые, зеленые и др.
Для работы наиболее пригодна глина с незначительным содержанием песка. Слишком жирная глина также не годится для работы. Изделия из нее после высыхания трескаются, поэтому в нее надо добавить немного мелкого песка.
-Знаете ли вы, какой путь должна пройти глина, чтобы превратиться в керамическое изделие? Послушайте загадку.
На топтале был, на кружале был,
На пожаре был, домой пришел –
Семью кормил. (Горшок)
- Догадались ли вы о чем эта загадка? Как вы понимаете эти слова?
- Обработка глины начинается с замачивания. Глину замеши-вают с водой для придания ей пластичности. Отношения сухой глины к воде такое: для жирной глины – 1:0,5 , для тощей – 1:0,25. Через несколько часов она готова для выме-шивания. Вымешивают ее руками на деревянной дощечке, придавая массе однородность. При этом из нее выходит воздух. После такой обработки повышается липкость и тягучесть, которая так необходима при изготовлении тонких изделий. Если масса получилась редкая, то ее высушивают на гипсовой дощечке, которая впитывает в себя лишнюю влагу.
- Ребята, а знаете ли вы, какие инструменты необходимы гончару, для работы? (Гончарный круг, печь для обжига изделий, и др.)
На этом уроке вы побудете немного гончарами. Подумайте, чтобы вы хотели изготовить из глины. Но при этом не забывайте , что сложность изделия определяет способ его выполнения.
-Какие способы лепки вы знаете?
Конструктивный способ - когда изображаемый предмет лепят из отдельных частей.
Пластический способ - когда изделие выполняют из целого куска.
Комбинированный способ включает в себя как конструктивный, так и пластический способы.
1) Изготовление изделий.
2) Выставка и анализ выполненных работ.
картины, рисунки и фотографии видов вышивки,
картинки ремесленников, глина, шерсть, кожа,
зерно, деревянное изделие, рыболовная сеть, ткань,
игла, цветные карандаши, бумага.
Ход урока.
- О каком ремесле говорится в этом стихотворении? (Вышивка)
История вышивки начинается в глубокой древности.
Даже цвета вышивки – черный и красный – рассматривали как символ смерти (черный) и жизни (красный), преобладание в вышивке красного цвета символизировало победу над смертью.
В конце XVIII – XIX вв - возникают мастерские, где вышивали одежду, предметы быта( скатерти, рушники, наволочки, кошельки, чехлы для мебели и др.) В народном быту имел значение платочек. Он был символом верности и памяти о любимом человеке. Этот подарок всегда сопровождал казака в походах, бедняка в чужой стороне на заработках, чумака в далеком путешествии. Вспоминается стихотворение Т.Г.Шевченко о таком платочке.
Кубанская вышивка формировалась на основе двух традиций: украинской и южнорусской.
Внутри жилища особое место занимали атрибуты «святого угла», праздничные скатерти, рушники, одежда, предметы, использующиеся при выпечке хлеба. Эти вещи хранили в специально отведенных местах, за ними особо тщательно ухаживали, использовали только по определенному назначению. Молодая девушка к свадьбе должна была приготовить не менее 40 рушников ( к каждому семейному событию: свадьбе, постройке дома, рождению детей: для девочки вышивалась уточка, для мальчика- молодая сосна, проводам в путь и т.д.). Основным видом вышивки является вышивка гладью и крестом.
Домашнее задание:
- Теперь мы с вами выполним рисунок будущей вышивки на основании всего услышанного и увиденного. Если вы решите выполнить узор «крестом», можно использовать лист тетради в клеточку. Работаем цветными карандашами. Используйте символические изображения, постарайтесь вложить в рисунок как можно больше смысла.
На Кубани с давних времён люди занимались различными промыслами и ремёслами. Это и гончарное производство и резьба по дереву, вязание, ковроплетение, лозоплетение, вышивка, ковань, роспись. Люди устраивали свой быт, изготовляли мебель, посуду, украшали свой дом, свою одежду. Таким образом, развивались промыслы и ремёсла. Но в наше время с развитием массового производства многие ремёсла утратили своё значение и не пользуются таким спросом как в старину. Как вы думаете, почему?
Особое место в ремесленном деле занимает соломка. Солома всегда на Кубани была в избытке. Её много оставалось после уборки хлебов, это самый доступный и дешёвый материал для всевозможных поделок. Вспомните , где в народном хозяйстве используют солому?
В старину, ею набивали матрасы и подушки, использовали для утепления крыш, на корм животным, её добавляли в глину, когда делали саман. Из неё делали и делают разнообразные плетёные изделия: шляпы, корзины, чехлы для бутылей, шкатулки, циновки, коврики, сумки, игрушки, сувениры, мебель. Соломкой украшали готовые деревянные и картонные изделия: рамки, шкатулки, закладки для книг. Из полосок разглаженной соломы делают необыкновенно привлекательные аппликации. Для изделий используют солому ржи, овса, пшеницы, ячменя, тимофеевки, мятлика, овсяницы луговой (рассматривание иллюстраций и работ).
Золотое зернышко в землю посадили.
Грело его солнышко и дожди мочили.
Выросла из зернышка
Всем на удивленье
В зеленом платье девица –
Восторг и умиленье.
На платье – украшенье,
На голове – корона.
Высокая и стройная.
Скажите, дети, кто она?
Из кукурузных початковых листьев - талаша делали различные декоративные изделия, корзины, половики – циновки, игрушки, закладки для книг, изготовляли незатейливые предметы быта: «сухарницу», «домашние тапочки», плели подставки под горячую посуду.
(рассматривание иллюстраций и работ)
А из чего на Кубани изготавливали посуду? Глина очень прочный пластичный материал, подаренный нам самой природой. Её можно найти повсюду: в карьерах, на берегу рек. Глина бывает разная: кирпичная, гончарная, белая, фаянсовая, бесцветная и очень ценная – каолин. По своему составу глины бывают тощие и жирные. Жирные глины используют для скульптурных работ, которые не подлежат обжигу, т. к. дают трещины. Тощие глины применяют в строительстве. Из глины делали домашнюю утварь: крынки, вазы, кувшины, макитры, чашки , так же делали разные сувениры, игрушки, бусы (рассматривание иллюстраций).
Особое значение на Кубани казаки придавали деревянной отделке дома. Дом украшали не только с целью сделать его красивым, но и с целью защитить от всего недоброго, от злых сил. На крыше устанавливали «небесного охранителя». Это мог быть петух, конёк, могли быть голубки. Окно тоже защищали от злого глаза, устанавливали резные обналичники. Украшали так же и ворота. Встречали ли вы в нашей станице (городе) подобного рода украшения? Что еще изготавливали из дерева? (рассматривание иллюстраций).
Кроме красивых резных изразцов окна на Кубани еще украшают занавески, вышитые вручную. Искусство вышивания возникло много веков назад. Вышивали свадебные полотенца, праздничные рубахи, платки, наволочки, простыни, скатерти, передники, головные уборы, шторки для окон и дверей. В вышивке использовали геометрический, растительный и животный орнамент. В кубанской вышивке изображали солнце – как символ тепла и жизни, женская фигура или цветущее дерево – это символ плодородия земли, птица – символ весны, просыпающейся жизни. Наши предки верили, что вышитые полотенца и скатерти в доме ограждают дом от всякого зла, а вышивка на одежде хранит того, кто её носит. Когда казаки уходили на войну женщины им дарили вышитые своими руками рубашки, полотенца, чтобы вдали от дома те охраняли их и напоминали о родных (рассматривание иллюстрации вышивок).
Украшением также является роспись. На Кубань распространена Петраковская роспись, которая пришла к нам с Украины. Переселенцы с района украинского села Петраковки привезли с собой навыки и приёмы этой росписи. Она проста в исполнении, в ней используют разные цвета, но преимущественно красный. Казакам понравилась эта роспись своей яркостью. Расписывали такой росписью ворота, ставни, в хате расписывали русскую печь, детскую люльку, посуду.
В мотивах росписи использовали растительный (цветы, листья) и животный (петушки, голубки) орнамент (рассматривание иллюстраций).
Вопросы для закрепления:
-С какими кубанскими ремёслами и промыслами мы сегодня познакомились?
-Для чего использовали вышивку?
Цели: познакомить с формами поверхности Краснодарского края; развивать речь, познавательный интерес, наблюдательность, внимание; воспитывать бережное отношение к природе, любовь к
14 09 2014
9 стр.
Герб Краснодарского края в основе имеет изображение исторического герба Кубанской области
17 12 2014
1 стр.
В июле 2012 года в приемную главы администрации (губернатора) Краснодарского края обратилось 287 человек, из них 24 оставили письменные обращения на имя Губернатора Краснодарского
12 10 2014
1 стр.
Формирование у детей бережного отношения к природе на основе представления о растениях и животных занесённых в Красную книгу Краснодарского края
25 09 2014
1 стр.
Цель: Привитие любви к малой Родине и сопричастности к истории Краснодарского края, пробудить желание прославлять свою малую Родину – Кубань хорошими делами
17 12 2014
1 стр.
Статья Полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти Краснодарского края в сфере предоставления в пользование участков недр
15 09 2014
1 стр.
Нного управления ветеринарии Краснодарского края, филиала фгу «Россельхозцентр» по Краснодарскому краю, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
13 10 2014
1 стр.
Нного управления ветеринарии Краснодарского края, филиала фгу «Россельхозцентр» по Краснодарскому краю, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
13 10 2014
1 стр.