№ п/п
|
К-во час.
|
Тема и содержание занятий
|
1.
|
2
|
Уровни организации жизни. Свойства живого. Проверка исходного уровня знаний.
|
2.
|
2
|
Клетка как структурная и функциональная единица живого. Типы клеточной организации. Изучение про- и эукариотических клеток под световым микроскопом. Строение мембраны. Способы поступления веществ в клетку.
|
3.
|
2
|
Клетка как структурная и функциональная единица живого. Энергетический обмен в клетке. Клеточный цикл. Изучение морфологии и механизма митотического цикла на микропрепаратах и микрофотографиях.
|
4.
|
2
|
Кодирование и реализация генетической информации в клетке. Изучение структуры и функции нуклеиновых кислот, кодирования и потока генетической информации в клетке. Решение ситуационных задач на моделирование процесса реализации генетической информации.
|
5.
|
2
|
Организация генома про- и эукариотических клеток. Молекулярная структура и функции генома. Особенности потока информации у эукариот. Регуляция экспрессии генов. Решение ситуационных задач на моделирование особенностей потока информации у эукариот.
|
6.
|
2
|
Генетический аппарат клеток эукариот. Изучение морфологии и молекулярной организации хромосом. Изучение кариотипа человека. Кариологический анализ.
|
7.
|
2
|
Контрольная работа по теме «Молекулярные и цитологические основы наследственности».
|
8.
|
2
|
Формы размножения организмов, их цитологические основы. Изучение на живых объектах и постоянных микропрепаратах форм бесполого и полового размножения, строения половых клеток. Изучение морфологии и механизма митоза.
|
9.
|
2
|
Онтогенез: этапы, закономерности эмбрионального периода. Знакомство с периодизацией онтогенеза. Изучение этапов эмбрионального развития, особенностей их протекания у различных организмов. Изучение морфологической стадии морулы, бластулы, гаструлы, органо- и гисто генеза у земноводных на микропрепаратах. Изучение морфологии провизорных органов у позвоночных и человека на микропрепаратах.
|
10.
|
2
|
Закономерности наследования признаков при моногибридном и дигибридном скрещивании. Формирование понятийного аппарата генетики. Доказательства универсальности законов Г. Менделя. Изучение форм взаимодействия аллельных генов. Решение ситуационных задач на моделирование законов Г. Менделя и взаимодействие аллельных генов.
|
11.
|
2
|
Моногенное и полигенное наследование. Взаимодействие неаллельных генов. Формирование представлений о моногенном и полигенном наследовании признаков. Изучение форм взаимодействия неаллельных генов. Решение ситуационных задач на моделирование моногенных и полигенных признаков и взаимодействия неаллельных генов.
|
12.
|
2
|
Сцепленное наследование. Сцепление генов и кроссинговер. Формирование представлений о сцеплении генов и формах сцепления. Определение расстояния между генами и составление хромосомных генетических карт с использованием кроссинговера. Изучение закономерностей наследования сцепленных с полом признаков. Решение ситуационных задач на определение расстояния между генами и моделирование закономерностей наследования признаков, сцепленных с полом.
|
13.
|
2
|
Контрольная работа «Решение генетических задач».
|
14-15.
|
4
|
Изменчивость, понятие о наследственных болезнях. Классификация изменчивости. Изучение генетических механизмов различных форм наследственной изменчивости и их связи с наследственными заболеваниями человека.
|
16.
|
2
|
Контрольная работа по теме «Изменчивость».
|
17-18.
|
4
|
Методы изучения наследственности человека. Биологические основы МГК.
Человек как объект генетики. Знакомство с основными методами генетики человека, их этапами и назначением. Клинико-генеалогический анализ. Цитодиагностика хромосомных болезней. Расчет степени генетического риска. Оценка относительной роли среды и генетического фактора. Решение ситуационных задач, медико-генетическое консультирование по легендам.
|
19.
|
2
|
Генетика человеческих популяций. Основные генетические характеристики человеческих популяций: генетическая гетерогенность, полиморфизм, генетическая структура. Понятие о генетическом грузе популяций. Демографические процессы в популяциях, их влияние на генофонд и генетическую структуру. Биологические факторы динамики генофонда и генетической структуры человеческих популяций.
|
20.
|
2
|
Популяционно-статистический метод в генетике человека. Использование закона Харди-Вайнберга для выявления распространения менделирующих признаков и контролирующих их аллелей в популяциях человека (изучение генетической структуры модельных популяций). Прогнозирование распространения наследственных заболеваний в популяциях с использованием популяционно-статистического метода.
|
21.
|
2
|
Контрольная работа по теме «Методы изучения генетики человека».
|
22-24.
|
6
|
Филогенез систем органов позвоночных животных. Знакомство с основными закономерностями протекания макроэволюции. Изучение основных направлений эволюции ЦНС, артериальной, мочеполовой систем позвоночных (работа с влажными препаратами). Знакомство с основными пороками развития этих систем у человека.
|
Зав. кафедрой мед. биологии и генетики,
проф., д.б.н. Н.А. Бебякова