Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
-+

Тема урока: Теорема Безу. Корни многочленов.
Цель урока: Познакомить учащихся с методом решения уравнений, основанном на применении теоремы Безу. Научить использовать его при решении уравнений.

Задачи: вырабатывается умение: логически мыслить, анализировать, решать уравнения высших степеней.

Ход урока


1. Проверить усвоение изученного.

Повторить алгоритм деления многочлена на многочлен.

а) Выполнить деление:

3-4х2-11х+30): (х-2)


б) Найти значение многочлена

х3-4х2-11х+30 при х=2


в) Выполнить деление

3-4х2-11х+30): (х-3)

г) Найти значение многочлена

х3-4х2-11х+30 при х=3


2. Изучение нового материала

Любой многочлен R(x) можно представить в виде:


P(x)= (х-а) Q(х) + r, где r=P(a)
Пример 1. Найти остаток от деления х4-6х3+8 на х+2
Теорема Безу. Если уравнение а0хn + a1xn-1+ … + an-1x+an = 0,

где все коэффициенты целые, имеет целые корни, то это делители свободного члена.



Пример 2. Решите уравнение


х3-8х2+19х-12=0
Свободный член – 12 имеет делители 1, 2,  3, 4, 6, 12.

При x=1 значение многочлена равно 0. Это означает, что 1 является корнем уравнения, а х3-8х2+19х-12 делится на x-1.

Выполнив деление, получим уравнение х2-7х+12=0 , решая которое, получим что x=3 или x=4.

Ответ: 1; 3; 4.

Сформулировать обобщенную теорему Безу

3. Решение задач.

1) Решить уравнения:


а) х3-3х2-4х+12=0,
б) х3+4х2+5х+2=0,
в) х4+4х32-12х-12=0,
г) х4+4х32-16х-12=0.
2) Доказать, что уравнение не имеет целых корней:

а) х2-х-1=0,


б) х4-5х2+6=0,
в) х432+х+1=0.
3) Уравнение х3+17х2+bх-17=0 имеет три различных целях корня. Найти b
4. Итоги урока.

Какие уравнения можно решить с помощью теоремы Безу? Можно ли решить уравнение этим методом, если коэффициенты дробные? Какие еще методы применяются при решении таких уравнений?


Домашнее задание. Выучить теорему Безу.

1) Решить уравнение:

а) х3+3х2-5х-10=0,
б) х4-5х3+11х2-25х+30=0,
в) х4+3х2-3х3+12х-28=0.
2) Решить уравнение двумя способами:

а) х3-5х2-4х+20=0,


б) х3-3х2-3х+1=0,
в) 6х4-35х3+62х2-35х+6=0.
Индивидуальное задание: изучить схему Горнера и на следующем уроке сделать сообщение.

Тема урока: Дробно-рациональные уравнения.
Цель урока: Познакомить учащихся с различными методами решения дробно-рациональных уравнений. Научить правильно выбирать метод решения уравнений.

Задачи: выработать умение: логически мыслить, анализировать, пользоваться методом интервалов.

Ход урока


1. Проверка домашнего задания.

Проверить решение двух уравнений:

а) ,
уравнение решается по общей схеме.

Вопрос: как лучше выполнить умножение (х-2)2(х+2)2.

Выбрать более простой способ.

б) .

Вопрос: можно ли это уравнение с помощью замены привести к уравнению вида а)?
2. Изучение нового материала.

Рассмотреть на примерах различные методы решения дробно-рациональных уравнений.

1) Общая схема решения уравнения: . Уравнение равносильно системе:
Пример 1. Решить уравнение:

2) Метод замены переменных.

имерППППппрррПример 2. Решить уравнение:
Замена приводит к квадратному уравнению , которое имеет корни: t1=0,5; t2=2. Решая далее уравнения:
и ,

получим корни заданного уравнения: ; ; 1; 4.


3) Применение основного свойства дроби

Пример 3. Решить уравнение

Замечаем, что повторяется выражение x2+15, но замена: t= x2+15 не приводит к более простому уравнению.

Проверим, что 0 не является решением уравнения и разделим числитель и знаменатель каждой дроби на x. Получим уравнение:

Далее делаем замену: и получаем уравнение:

Откуда t=7 или t=14. Решая уравнения:
и , получим корни уравнения: и .
Заметим, что если 0 является решением, то его следует записать в ответ.
3. Решение задач.

Решить уравнения:


а) ;
б) ;
в) ;
г) .

4. Итоги урока. Какие методы можно применять при решении дробно-рациональных уравнений?
5. Домашнее задание

Решить уравнения:


а)
б)
в)
г)
Творческое задание: решить уравнение:

Самостоятельные работы


Самостоятельная работа 1

Вариант 1

1. Преобразовать в многочлен:

а) (2а2 – 3в)3,

б) (а + 2)6.

2. Разложить на множители:

а) 27х3 + 108х2 +144х + 64,

б) 64х6 – у6.

3. Разделить многочлен на многочлен:

а) (х3 + 8х2 + 11х – 20) : (х + 5),

в) (х3 + 2х2 – 7х – 14) : (х + 2),

с) (2х4 + 4х3 – 11х2 – 10х +15) : (2х2 – 5).

Вариант 2

1. Преобразовать в многочлен:

а) (3а4 + 2в)3,

б) (х – 4)5.

2. Разложить на множители:

а) 8х3 – 60х2 +150х – 125,

б) 243х5 – у5.

3. Разделить многочлен на многочлен:

а) (х3 - 7х2 + 14х – 8) : (х – 2),

в) (х3 + 4х2 – 5х – 20) : (х + 4),

с) (2х4 + 6х3 – 9х2 – 21х +7) : (2х2 – 7).
Самостоятельная работа 2

Вариант 1

1. Сократить дробь: .

2. Выделить целую часть: а) ; в) .
3. Решить уравнения с помощью теоремы Безу:

а) х3 – 6х2 + 11х – 6 = 0,

в) х3 – 5х2 – 2х + 24 = 0,

с) х4 + 3х3 – 13х2 – 17х + 26 = 0.


Вариант 2

х3 + 9х2 + 27х + 27

1. Сократить дробь: х3 + 27 .



х4 + 5х – 2 х5 + 4

2. Выделить целую часть: а) х – 3 ; в) х3 – 2х + 1 .

3. Решить уравнения с помощью теоремы Безу:

а) х3 – 7х2 + 14х – 8 = 0,

в) х3 – х2 – 14 х + 24 = 0,

с) х4 + 4х3 – 9х2 – 16х + 20 = 0.


Самостоятельная работа 3

Вариант 1
1. Решить уравнения:

а) ,

б) ,

в) .

г) (х +2) (х + 4) (х + 6) (х + 8) = –15,

д) .



Вариант 2

1. Решить уравнения:

а) ,

б) .

в) (х2 +3х – 4) (х2 +3х –7 ) = 18,

г) (х – 2) (х – 4) (х – 6) (х – 8) = –15,

д) .

Самостоятельная работа № 4



Вариант 1

  1. Решить возвратные уравнения:

    1. 3 – 5х2 – 5х + 4 = 0,

    2. 4 + 5х3 + 5х + 3 = 0.

  2. Решить однородные уравнения:

    1. 3(х2 – 5)2 + 4(х2 – 5) (х + 7) – 7 (х + 7)2 = 0,

    2. (х – 2)4 + 5(х + 2)4 = 6(х2 – 4)2.


Вариант 2

  1. Решить возвратные уравнения:

    1. 3 – 4х2 – 4х + 5 = 0,

    2. 4 – 5х3 + 4х2 – 5х + 2 = 0.

  2. Решить однородные уравнения:

  1. 3(х2 + 5)2 + 4(х2 + 5) (х – 7) – 7 (х – 7)2 = 0,

  2. (х-3)4 + 4(х + 3)4 = 5(х2 – 9)2.

Самостоятельная работа № 5



Вариант 1

  1. Решить дробно-рациональные уравнения:

    а) ,

    б) .



  2. Решить уравнения:

    1. |х - 5| + |х + 2| = 7,

    2. |2х – 3| + |2х – 5| = 2,

    3. 5|х|2 – 3|х| = 2.


Вариант 2

      1. Решить дробно-рациональные уравнения:

а) ,

б) .




      1. Решить уравнения:

        1. |х + 4| + |х - 7| = 11,

        2. |2х + 3| + |2х – 5| = 8,

        3. 7|х|2 – 4|х| = 3.

Самостоятельная работа № 6



Вариант 1

  1. Решить уравнения:

    1. ,

    2. sin 2x – 3cos 4x = 4,

    3. sin x = х2 + 4х + 5.

  2. Найти значения а, при которых уравнение

3sin x – 7 cos x = a

имеет корни.


Вариант 2

  1. Решить уравнения:

    1. .

    2. sin 2x – 4 cos 4x = 5,

    3. cos x = х2 + 6х + 10.

  1. Найти значения а, при которых уравнение

4 sin x – 5 cos x = a

имеет корни.


Самостоятельная работа № 7

Вариант 1

  1. Решить систему уравнений:

а) х2 + ху + у2 = 37,

х + у = 7;


б) 5х2 – 7ху + 2 у2 = 0,

2 + у2 = 4;




в) х2 + у2 + 3ху = 31,

ху = 6.

Вариант 2


  1. Решить систему уравнений:

а) х2 - ху + у2 = 21,

х + у = 9;




б) 4х2 – 9ху + 5у2 = 0,

2 + 2у2 = 7;
в) х2 + у2 + 5ху = 60,

ху = 8. .

Самостоятельная работа 8

Вариант 1

Решить систему уравнений:

а) ,

;
x + y + 3z = 1,

б) 2x – y + 2z = 5,

–x + 2y – 5z = –4;


в) ах +2у = 6,

3ах - у = 2.
Вариант 2

Решить систему уравнений:

а) ,

;

x + 2y – 4z = –1,

б) 2x – y + 3z = 9,

–x + 4y – 2z = –5;

в) х – 3ау = 4,

3х + ау = 7.

Самостоятельная работа 9



Вариант 1

1. Решить неравенства:

а) ,

б)  5.

2. Изобразить на плоскости множество решений неравенства:

а) 2х – 5у + 10  0,

б) ху  –6.

Вариант 2

1. Решить неравенства:

а) ,

б)  4.

2. Изобразить на плоскости множество решений неравенства:

а) 3х + 2у – 8  0,

б) ху  –8.

Зачет № 1

по теме «Алгебраические уравнения»

Вариант 1.


  1. Теорема Безу.

Решить уравнение: х3 – 8х2 + 19х – 12 = 0.

  1. Какое уравнение называется следствием из другого уравнения?

Какое из данных уравнений является следствием другого уравнения:

2(х + 3) + х (х – 4) = (х – 4) (х + 3 )

или + = 1 ?


  1. Какое уравнение называется однородным? Привести пример уравнения с двумя переменными. Решить уравнение:

2(х2 – 1)2 – 5(х2 – 1) (х2 + 4х) + 2 (х2 + 4х)2 = 0.

  1. Решить уравнения:

  1. 3 – 6х2 – 6х + 5 = 0,

  2. 4 + 3х3 – 16х2 + 3х + 2 = 0.


Вариант 1.

  1. Обобщенная теорема Безу.

Решить уравнение: 2х3 + 5х2 – х – 1 = 0.

  1. Какие уравнения называются равносильными? Привести пример.

Равносильны ли уравнения:

(х – 3) (х + 5) = 0 и ?



  1. Какие уравнения называются возвратными? Решить уравнения:

    1. 12х4 – 20х3 – х2 – 20х + 12 = 0,

    2. х3 – 5х2 – 5х + 1 = 0.

  2. Решить уравнение: 2(х2 – 4)2 + 5(х2 – 4) (х2 – 2х) – 3(х2 – 2х)2.

Зачет № 2

по теме «Алгебраические уравнения»

Вариант 1.


  1. Дробно-рациональные уравнения. Методы решения. Решить уравнения:

а) ;

б) .



  1. Что значит решить уравнения с параметрами? Решить уравнения:

    1. х2 – 2ах + а2 – 1 = 0;

    2. 2 – 9) · х + а + 3 = 0.

  2. Решить уравнения, содержащие знаки модуля:

    1. |х – 7| – |4 – 2х| = 2;

    2. х2 – 5|х| – 6 = 0.

Вариант 2.

  1. Методы решения уравнений, содержащих знаки модуля. Решить уравнения:

    1. 2 – 5х| = 5х - х2,

    2. |х + 5| - |6 – 3х| = 3.

  1. Метод оценки. Решить уравнения:

а) |х2 – 5х - 6| + = 0,

б) 3 sin 4х – 4 cоs 2х = 7.



  1. Решить уравнения:

    1. х2 – 6ах + 9а2 – 2а + 2 = 0.

б) .
Зачет № 3

по теме «Системы алгебраических уравнений и неравенств»



Вариант 1.

  1. Методы решения систем уравнений с двумя переменными.

Решить системы уравнений:

а) х2 + у2 – ху = 13,

ху = 12 ;

б) (3х – 4)2 + (5у – 2)2 = 328,

(3х – 4) (5у – 2) = 36;

в) х2 – 4ху + 3у2 = 0,

х2 – 5у2 = – 8.


  1. Метод интервалов. Решить неравенство:

    (х – 3)2 (х + 7)

    ≥ 0.

    2 – х

  2. Изобразить множество решений неравенства:

а) у ≥ 2х2,

б) (х – 3)2 + (у + 2)2 ≤ 9.



Вариант 2.

Методы решения систем уравнений с двумя переменными.

Решить системы уравнений:

а) х2 + у2 + 3ху = 31.

ху = 6 ;

б) (5х – 4)2 + (3у + 2)2 = 65,

(5х – 4) (3у + 2) = 36;

в) х2 + 5ху – 6у2 = 0,

2 + 5у2 = 63.

Метод интервалов. Решить неравенство:



(х – 5) (х + 2) 2

≥ 0.

4 – х

Изобразить множество решений неравенства:

а) у ≤ – х2,



б) (х + 2)2 + (у – 3)2 ≥ 16.

Теорема Безу. Корни многочленов

Цель урока: Познакомить учащихся с методом решения уравнений, основанном на применении теоремы Безу. Научить использовать его при решении уравнений

102.93kb.

13 10 2014
1 стр.


Решение элементарных задач по теореме Пифагора. Оборудование: Мультимедийный проектор. Презентация к уроку

Темой сегодняшнего урока станет великая теорема Пифагора (сл. №1). Теорема, которая имеет многовековую историю и более 100 доказательств. Теорема Пифагора настолько известна, что е

47.74kb.

05 09 2014
1 стр.


Вопросы с доказательством и выводом к аттестации №2 по аналитической геометрии

Определение левой и правой обратных матриц. Теорема об их равенстве. Теорема о единственности обратной матрицы

28.09kb.

13 10 2014
1 стр.


Тема. Теорема Пифагора

Пифагора. В самом деле, теорема Пифагора проста, но не очевидна. Это сочетание двух противоречивых начал и придает ей особую притягательную силу, делает её красивой

72.28kb.

12 10 2014
1 стр.


Программа курса «Дополнительные главы математического анализа»

Гладкие гиперповерхности в Rn. Введение. Дифференцируемость отображений из Rm в Rn. Производная композиции. Теорема о неявной функции. Теорема об обратной функции. Равносильные спо

11.02kb.

09 10 2014
1 стр.


Основы механики сплошной сред

Символы Леви-Чевиты. Измерение площадей и объемов. Поток вектора через поверхность. Теорема Остроградского-Гаусса. Потенциальное течение. Источник, сток. Расход. Циркуляция вектора

51.32kb.

16 12 2014
1 стр.


Занятие № Корень. Особенности анатомического строения, связанные с функцией

Если зародышевый корешок быстро отмирает, вместо него у основания побега образуются придаточные корни, от них отходят боковые корни. Так формируется мочковатая корневая система

79.17kb.

15 10 2014
1 стр.


Вопросы к экзамену по теории алгоритмо

Вычислимость. Экстраалгоритм. Теорема об экстраалгоритме. Теорема о функции экстраалгоритма. Пример функции с числом π. Алгоритм. Частичные и тотальные функции. Примеры: кодировани

80.46kb.

01 10 2014
1 стр.