Перейти на главную страницу
Сегодня политологи считают, что «Терроризм, как предумышленное, мотивированное реальными или декларируемыми политическими соображениями насилие, применяемое против невоенных целей, - явление давно известное человечеству. Однако в 20 веке оно приобрело угрожающие размеры»4.
Террористические акции 11 сентября 2001 г. в США вызвали в государственно-политическом руководстве африканских государств практически повсеместное осуждение и поддержку действий антитеррористической коалиции. Однако нельзя не считаться с тем, что многие африканские режимы сталкиваются с мощным прессингом со стороны исламских диаспор (особенно в странах с превалирующим мусульманским населением), их ассоциаций и влиятельного исламского духовенства. Здесь подтверждается тезис о том, что «Современный терроризм проявляет высокую способность адаптации к новым условиям глобальной экономики и международной среды. Одним из проявлений этой адаптации в конце 90х годов 20 века стал переход от жестко организованных локальных террористических групп к свободно структурированным международным сетям террористических сообществ.»5
По мере развертывания антитеррористической операции в Афганистане наблюдались массовые протестные выступления мусульманских сообществ, взявших на вооружение тезисы об угрозе со стороны США и их союзников “безопасности Ливана, Ситрии, Ирана, Ирака, Афганистана, Йемена, Сомали”, а также со стороны Израиля и Палестины. Отмечались многочисленные факты демонстративного проявления симпатий к Бен Ладену как защитнику исламских ценностей. Таким образом, приходится констатировать наличие достаточно благоприятной среды для распространения идей исламского радикализма в Африке.
Здесь автор считает интересным проанализировать деятельность организации аль-Иттихад аль-Исламийя, и показать, насколько актуальна проблема международного терроризма для стран региона.
Аль-Иттихад аль-Исламийя была создана в конце 80х годов как одно из политических движений в Могадишо, и состояла большей частью из образованных молодых людей, работавших или обучавшихся в странах Ближнего Востока. Они полагали, что единственный путь избавления Сомали от коррупции, репрессий, и трайбализма, широко практиковавшихся во времена режима Сиада Барре, лежит через следование исламским постулатам в политике. Эта идея шла в русле политики многих стран Ближнего Востока.
С распадом сомалийского государства в начале 1991 года, аль-Иттихад аль-Исламийя несколько раз попыталась захватить стратегические пункты в стране, среди которых – морские порты, город Луук в южном Сомали, в котором сходятся торговые пути на границе с Эфиопией. Аль-Иттихад аль-Исламийя удерживала Луук с 1991 по 1996 год, и привнесла в городскую общину нормы шариата. В других городах были созданы ячейки организации, степень политического влияния которых различалась в зависимости от района. Парадоксально, но именно в городе Луук сложились безопасные условия для жизни, чего нельзя было сказать о других городах юга Сомали. Кроме того, безопасность в Лууке подвигла ряд международных организаций предоставить помощь именно исламской администрации.
В 1996 году эфиопский филиал аль-Иттихад аль-Исламийя провел несколько террористических актов в Эфиопии, среди них – взрывы в двух отелях, покушение на высокопоставленное лицо, все это проводилось с целью насаждения норм шариата во всех районах проживания сомалийцев в Эфиопии. Это дало основания Госдепу назвать аль-Иттихад аль-Исламийя террористической организацией. Также организация спровоцировала ответные меры правительства Эфиопии, которое нанесло удар по Лууку, где, как считалось, находились базы террористов, бежавших из Судана. В итоге аль-Иттихад аль-Исламийя была изгнана из города и ее силы были рассредоточены по всей стране. После 1996 года аль-Иттихад аль-Исламийя взяла на вооружение новую стратегию. Прежде всего, было решено отказаться от захвата городов и отдельных территорий, поскольку это делает организацию легкой мишенью для Эфиопии и других противников. Вместо это был взят курс на внедрение в местные сомалийские общины, что значительно усложняет борьбу с терроризмом.
Во-вторых, был сделан вывод о том, что сомалийское общество, организованное на клановой основе, еще не готово принять трансклановую структуру организации, поэтому необходимо внедряться в сами кланы. В итоге степень влияния организации на кланы существенно разнилась в зависимости от региона, а центрального контролирующего органа не было. В итоге это сыграло злую шутку с организацией, которая оказалась настолько же разрозненной, насколько сами сомалийские кланы. В одних районах ячейки аль-Иттихад открыто сотрудничали с западными организациями, предоставлявщими помощь, и отказались от любых связей с арабским миром, в других ячейка замкнулась на внутренних делах, в третьих – совершала акты насилия и убийства против сомалийцев и выходцев из западных стран.
В-третьих, аль-Иттихад аль-Исламийя отказалась от своих краткосрочных задач и переключилась на долгосрочные цели, связанные с установлением господства ислама в Сомали. Организация сосредоточила свое внимание на ключевых секторах - образовании, судах, СМИ, некоммерческих структурах, коммерции – с тем, чтобы способствовать развитию округов, содействовать сплочению сомалийцев, создать основу для работы горизонтали власти. Вопрос о степени влиятельности организации сегодня является дискуссионным. Некоторые сомалийцы полагают, что организация абсолютно нежизнеспособна, другие же считают, что она может представлять собой угрозу для общества.
После событий 11 Сентября деятельность аль-Иттихад аль-Исламийя оказалась под пристальным вниманием, поскольку подозревалась в тесных связях с Аль-Каидой, которая якобы имела свои тренировочные лагеря на территории Сомали. Вскоре эти опасения развеялись, но остались другие подозрения -–так, некоторые из членов организации действительно являлись членами Аль-Каиды, что привело к мнению о том, что последняя может использовать аль-Иттихад для целого ряда целей. Например, она могла служить звеном для координации террористических актов, предоставлять укрытие членам Аль-Каиды, покинувшим Афганистан, помогать в передислокации оперативного штаба террористов в Сомали, или же использовать бизнес-организации для финансирования Аль-Каиды.
Все эти подозрения трудно подтвердить или опровергнуть, но в итоге сошлись на мнении о том, что опасения преждевременны. Сомалийцы не были прямо вовлечены в теракты Аль-Каиды, и среди лидеров последней нет ни одного сомалийца. Если даже и можно говорить о сомалийских связях с Аль-Каидой, то они очень незначительны. Также все больше набирает силу мнение о том, что перебазирование Аль-Каиды в неразвитое Сомали – не лучший выбор для Аль-Каиды. В противном случае на территории Сомали им не удалось бы удержать в секрете ни одну готовящуюся операцию, да и Сомали скорее бы предпочло «сдать» организацию антитеррористической коалиции, в надежде получить финансовую помощь и добиться политического признания. Здравый смысл подсказывает, что США надо продолжать наблюдение за обстановкой в Сомали.
Что касается финансирования сомалийскими бизнесменами исламских ячеек на территории Сомали, то здесь их действия вполне объяснимы – они получали займы от Дубайских бизнесменов, которые были связаны с Аль-Каида, отчасти просто потому, что это был их единственный заработок. В этом смысле Аль-Каида является неким «вкладчиком» в сомалийский бизнес. Но прибыли, создаваемые в обнищавшем Сомали, не идут ни в какое сравнение с финансовыми возможностями в других странах, и поэтому к заявлениям о финансовых связях с Аль-Каидой следует относиться с долей скептицизма.
Также США опасались, что аль-Иттихад аль-Исламийя может безмолвно присутствовать в ПНП. аль-Иттихад аль-Исламийя отличалась высокой степенью организации в Могадишо, и играла важную роль в системе шариатских судов в столице. Организация поддержала Артинский процесс, неудачно попыталась оказать на ПНП давление, чтобы добиться ряда мест в судебной системе, и получила определенную долю мест в ПНП. На основании этого были сделаны выводы о том, что ПНП – пешка в руках аль-Иттихад аль-Исламийя, которая сама есть орудие Аль-Каиды. С этой точки зрения, ПНП тождественно режиму талибов в Афганистане. В частности, такое мнение было на руку Эфиопии и поддерживаемым ею группировок в Сомали, которые называли себя аналогами Северного Альянса в Афганистане, с тем, чтобы привлечь к себе внимание США и спровоцировать какие-либо шаги последних. На деле же ПНП вовсе не пешка аль-Иттихад аль-Исламийя. Напротив, ПНП хотело бы избавиться от аль-Иттихад аль-Исламийя, но понимает, что не выдержить прямого столкновения с ней. Поэтому ПНП решило подорвать организацию изнутри. Поэтому естественно, что необходимо постоянное наблюдение за развитием отношений между ПНП и аль-Иттихад аль-Исламийя, а не навешивать ярлыки на них.
Если рассматривать деятельность всех исламских организаций в Сомали, то нужно также учесть активность и неправительственных организаций, часть которых по сути является прикрытием для аль-Иттихад аль-Исламийя и других структур. Исламские неправительственные организации отличаются от своих западных аналогов своей закрытостью и безотчетностью, что затрудняет процесс наблюдения за ними и потенциально упрощает доступ к ним террористов. Кроме того, деятельность организаций, подобных аль-Иттихад аль-Исламийя, облегчается экономическим кризисом, политической нестабильностью, наличием сепаратистских настроений в регионе. Как уже говорилось, особенно благоприятные условия для развития подобных структур существуют в «распавшихся государствах», примером которого является Сомали.
Подводя итог, можно сказать, что исламизация региона могла бы рассматриваться как локальная проблема, если бы не была связана с угрозами, которые несет деятельность международных террористических организаций. Иными словами, сегодня исламизацию можно представлять как угрозу в контексте рассмотрения проблемы международного терроризма, которая сегодня стала глобальной проблемой. В этом смысле можно сделать вывод о том, что сегодня страны исследуемого региона оказались не только жертвами международного терроризма, но и стали территориями для распространения идей исламского радикализма. Более того, целый комплекс взаимосвязанных проблем экономического и политического характера сегодня дает колоссальные возможности для расширения деятельности международных террористических организаций. Сегодня Африканский Рог – как жертва, так и виновник существования глобальной проблемы международного терроризма. Именно поэтому «Ближайшей целью борьбы с терроризмом в международных масштабах должна стать ликвидация мест безопасного убежища для исполнителей террористических актов, блокирование источников доходов, филиалов террористических организаций.»6. Таким образом, терроризм как глобальная проблема нашел свое отражение в развитии политических процессов в странах региона, при этом наложившись на региональную специфику.
Сегодня приходится осознавать, что сдерживать новые вызовы 21 века – терроризм, религиозный экстремизм и другие, необходимо прежде всего в тех регионах, где эти проблемы и порождаются, то есть в наиболее бедных странах. Именно в странах региона, ввиду нестабильности политической ситуации и экономических кризисов сложилась очень благоприятная обстановка для развертывания деятельности радикализированных террористических группировок религиозного толка, что является отражением глобальной проблемы, с которой сегодня борется мировое сообщество – проблемой международного терроризма.
Литература:
Прежде всего, необходимо отметить, что события 11 сентября 2001 года, по мнению ряда российских и зарубежных экспертов, показали, что международный терроризм, которые всегда было п
25 12 2014
1 стр.
13 10 2014
1 стр.
Охватывает Латинскую Америку и Азию. Складываются международные связи террористов. Кроме того, терроризм превращается в фактор межгосударственного противостояния
14 12 2014
129 стр.
04 09 2014
1 стр.
Одан кейін өткен талай ғасырлық тайталас, теке тіресті есептемегенде осыдан бес-алты жыл қол бұлғап, қоштасып кеткен XX ғасыр түгел дерлік капитализм мен коммунизм идеялары туғызға
14 12 2014
6 стр.
«Conflict: Терроризм» локализованный фирмой «1С» action от компании Pivotal Games
09 10 2014
1 стр.
Терроризм идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные
13 10 2014
1 стр.
Витамин В12, или цианкобаламин, — важное биологическое соединение, активный гематопоэтический фактор млекопитающих и ростовой фактор для многих видов микроорганизмов и животных
16 12 2014
1 стр.