Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Нейропсихологическое обследование.

Ф.И.ребенка, возраст

Дата обследования

Двигательные функции






Тесты

Материалы

Инструкция

Анализ симптомов(ошибок)

Результаты

Кинестетический праксис

А. Праксис позы – кисти руки по зрительному образцу

Б. Праксис поз по кинестетическому образцу





Тест на кинестетическую организацию предметных действий. Вытятуть вперед 2-й и 5-й пальцы(коза), 2-й и 3-й(ножницы), 2-й палец. Сделать кольцо из 1-го и каждого следующего

По образцу «делай как я»
По словесной инструкции – «вытяни 2-й и 5-й пальцы» и т.д.

Первичные ошибки: Не дифференцируется 1-й и 5-й пальцы; Трудности при попытке сделать кольцо, поиски поз, перебор пальцев в поисках нужной позы;

Ухудшение выполнения проб с закрытыми глазами и др. – говорит о дисфункции кинестетического анализатора, теменных отделов мозга.






Кинестетический (динамический) праксис

1.«Кулак – ребро – ладонь»

2.Графическая проба «Заборчик»



Тест на динамическую организацию двигательного акта:

1. Кулак – ребро – ладонь



По образцу: «Посмотри, как делаю я и повтори»
По словесной инструкции

Продолжай рисовать «забор» по образцу, не отрывая руки



Первичные ошибки:

А) персеверация;

Б) трудности переключения с одного элемента на другой;

В) замедленность выполнения действия;

Г) трудности запоминания программы(путание последовательности движений внутри серии)

Инертное повторение одного из элементов;

Трудности переключения;

Персеверации

Ошибки в этих двух тестах говорят об инертности в сфере и о заинтересованности в патологии заднелобных отделов левого полушария мозга





Кинетический праксис

3.Реципроктная координация рук

Смена рук с одновременным снижением одной кисти в кулак и разжиманием кулака другой кисти

«Делай как я»; обязательно одновременное и плавное переключение.

Исследуется динамическая организация движений, но протекающая на более низком уровне строения мозга – это поражение мозолистого тела или парасагитальных отделов мозга. При этой локализации поражения мозга распадается координированное движение рук.





Зрит

Е

льный
Гно

З

ис

Восприятие предметных, реалистических изображений

Перечеркнутые изображения

Фигуры Поппельрейтера(наложенные изображения)

Незавершенные изображения

Химерные изображения

Лицевой гнозис


Эмоциональный гнозис
Цветовой гнозис



«Альбом» стр 1

«Альбом» с. 4-5


«Альбом» с. 6-7

«Альбом» с. 8

«Альбом» с. 9-11

«Альбом» с. 12


«Альбом» с. 13-15



И.: «Что здесь нарисовано?»

Далее открывается с. 2-3 (в развороте) и ребенку предлагается назвать в том же порядке два потом три изображения


И.: та же


И.: та же

И.: та же

И.: та же В случае, если ребенок не сразу видит «подвох», следует задать вопрос: «Это все? Все нарисовано правильно?»

И.: «Кто здесь изображен?» После перечисления эксп. задает более сложный вопрос «Чем отличаются эти люди?»

«Кто здесь нарисован и каково состояние каждого из персонажей? Кто из них более веселый?» И т.д.

«Какой это цвет? Напиши красным (желтым, синим) карандашом»



Уже здесь важно отметить, нет ли у ребенка тенденции к инверсии вектора восприятия (следит глазами справа налево или снизу вверх).

Исследуется восприятие и узнавание предметов, организация восприятия словом (речью).

Ошибки могут говорить о возможной дисфункции средневисочных отделов левого полушария.

Исследуется сохранность (нарушение) пространственного восприятия предмета и образа предмета. Ошибки могут говорить о поражении (или дисфункции) теменных или теменно-затылочных зон.







Пространственный гнозис





Проба «Зеркальные буквы»

Проба Бентона



«Альбом» с. 12

«Альбом» с. 12



И.: «Покажи, какая из букв написана правильно». Более сложным вариантом является нахождение «неправильных» цифр и букв в словах и слогах

Ребенку показывают один из верхних образцов, затем закрывают его и просят показать этот образец на нижнем эталоне. В случае затруднений образец не закрывается и остается открытым для сравнения. Справа приведен более сложный вариант для 7-8 лет



Ошибки в оценке пространственно-ориентированных цифр и букв – это симптом нарушения или дисфункции теменно-затылочных отделов как левого, так и правого полушария мозга.






Копирование





Тест Денманна

Тесты Тейлора и Рея-Остеррица



Перед ребенком кладется «Альбом» с. 30 и чистый лист бумаги

Перед ребенком кладется (с. 31) фигура Тейлора и (ниже) чистый лист



«Нарисуй эти фигурки»

копирование выполняется сначала одной рукой, затем (на новом листе) другой. До 5-6 лет

«Нарисуй такую же фигуру». По окончании копирования ребенку предлагается так же скопировать фигуру Рея-Остеррица (с. 32) другой рукой.

Методика представляет собой эффективный инструмент для использования зрительно-пространственных синтезов и построения целостного образа.







Слухоречевая память


память


«2 группы по 3 слова» (Тест на запоминание двух конкурирующих групп, т.е. исследование влияния гомогенной интерференции)

Тест на запоминание двух конкурирующих групп, т.е. исследование влияния гомогенной интерференции

«Повтори за мной: дом, лес, кот». Ребенок повторяет. «Повтори еще слова; ночь, игла, пирог». Ребенок повторяет. Затем эксп. спрашивает: «Какие слова были во второй группе?» Ребенок отвечает. Если ребенок не может развести слова по группам, задается более простой вопрос: «Какие вообще были слова?»

Исследуется:

  1. объем запоминания;

  2. прочность запоминания;

  3. ретро- проактивное торможение, которое возникает при поражении средних отделов височной зоны мозга.

При неполноценном выполнении задания, он воспроизводится до 4 раз.

После этого проводится гетерогенная интерференция (3-5 мин). Например, счет от 1 до 10 и обратно, вычитание, сложение: для ребенка старше 10 лет – серий-ный счет «100-7» и т.д. По окончании интерферирующего задания реб. просят повторить слова, которые были даны в первой и во второй группах, без их предъявления. Нормативным считается непосредственное воспроизведение с третьего раза. Прочность слухоречевой памяти при отсроченном воспроизведении слов считается нормативной, если сделаны 2 ошибки (например забыты 2 слова, либо воспроизведены 1-2 замены на слова, близкие по звучанию или значению, перепутано расположение слов по )







память

5 слов

«Рассказ»




С.47-49


«Я скажу тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить в том же порядке. Слушай: рыба, печать, дрова, дым, ком». Ребенок повторяет.

«Я расскажу тебе короткий рассказ, а ты постарайся его пересказать как можно точнее».




При неудачном воспроизведении тест повторяется до 4 раз. Затем проводится гетерогенная интерференция (3-5 мин). Например, таблица умножения, нахождение чисел и ряда цифр в таблице Шульте (с 29) или попеременное вычитание из 30 то 1, то 2 и т.д. далее без предъявления эксп. спрашивает: «Какие слова вы запомнили?». Ребенок отвечает. Нормативы эффективности выполнения данного теста такие же, как и в пункте 1, но в качестве обязательного добавляется условие удержания эталонного порядка слов.

При неполном пересказе обязательны наводящие вопросы для оценки продуктивности пассивной и активной памяти ребенка.








Зрительная память


память

«6 фигур»

С. 35 Используется только один ряд, остальные – для динамического наблюдения (ре-теста)

А. перед ребенком на 10-15 с выкладывается набор из 6 фигур. «Посмотри внимательно на эти фигурки и постарайся их запомнить как можно точнее». Затем эталонный ряд убирается, и реб. рисует то,
















что запомнил. При недостаточном воспроизведении эталон предъявляется еще раз. После чего закрывается и эталон, и то, что нарисовал в первый раз реб.; весь ряд рисуется заново. Прочность хранения зрительной информации исследуется через 20-25 мин (заполненных др. заданиями) без дополнительного предъявления эталона. «Помнишь, мы запоминали с тобой фигуры? Нарисуй их еще раз».

Б. ребенку предлагается для запоминания другой ряд из 6 фигур с той же инструкцией; он должен воспроизвести их другой рукой. После этого через 20-25 мин исследуется прочность их запоминания, как и в п. А



Нормативом здесь считаются 2 ошибки (забывание двух фигур. Их неверное изображение, утрата порядка)

Этот вариант теста позволяет сравнить между собой межполушарные различия в сфере зрительной памяти.






Речевые функции

Автоматизированная речь

Фонематический слух

Речевая артикуляция и кинетика





Ребенка просят перечислить дни недели, месяцы, времена года (в более старшем возрасте в обратном порядке); посчитать от 1 до 10 и обратно; назвать свой адрес; имя мамы, бабушки и т.д.

«Повторяй за мной: б-п, д-т, з-с и т-п; ба-па, Ра-ла, да-та-да, ба-бу-бо; дочка-точка, бочка-почка, коза-коса; скороговорки…» реб. повторяет каждый раз вслед за эксп. Попросить реб. показать на с 2-3 «Альбома: «мяч-меч», «кость-гроздь-гвоздь», «крыса-крыша»; части тела: «бровь», «ухо-рот», «плечо-локоть-глаз» и т.д.

Повторяй за мной: б-м, д-л-н; г-к-х; тпру; слон-стол-стон; би-ба-бо; бо-би-ба; дом-том, кора-гора, мечь-печь; половник-полковник. Полковник-поклонник, сыворотка из-под простокваши, портной строчит строчку


Могут быть литеральные (моторные и сенсорные) парафазии, аграмматизмы (разного происхождения). Следует точно анализировать ошибки, которые могут указать на механизмы пораждения и топику дисфункции мозговых зон.

Ошибки повторения оппозиционных пар звуков могут быть результатом не только нарушения фонематического слуха, но и дефектов моторики. Проверять с помощью другого индикатора. Дефекты переключения при повторении этих пар звуков (би-ба-бо) могут говорить о дисфункции заднее – лобных отделов мозга или общем снижении корковой активности.









Речевые функции

Номинативные процессы

Построение самостоятельного речевого высказывания.



Альбом с. 1-3

«Что это такое? Как это называется?» Ребенка просят назвать изображение из альбома сначала по одному, затем по 2, по 3; части тела, которые вы показываете на нем, на себе и на картинке; любые изображения действия, качества, используя стимульный материал «Альбома».

Этот аспект речевой функции оценивается по уровню продуктивности спонтанной речи ребенка в беседе, при описании сюжетных картин.



Могут быть ошибки: сенсорного и моторного происхождения (литеральные парафразии). Возможна дисфункция нижних теменных и височных отделов левого полушария.

Учитывается, на сколько он способен к разворачиванию собственной речевой активности или же его речь носит репродуктивную форму, т.е. выстраивается как ответы на ваши вопросы.







Чтение.


Речевые функции

Прочтение простых и наложенных букв и цифр

Прочтение слогов, высоко-малочастотных слогов, неверно написанных слов и чисел.

Прочтение рассказа


«Альбом» (с.27)

Альбом стр.28


С.47-49




Исследование практического восприятия букв. Ошибки могут говорить о дисфункции затылочных или теменно-затылочных зон.

Исследуются ошибки: литеральные и вербальные парафазии, персеверации, которые могут указывать на механизмы нарушения и топику поражения мозга.







Счет.

Речевые функции

Написание и чтение отдельных цифр и чисел.

Тест Шульте






Исследование счета по существу уже описано выше в разных отделах. Это зрительный и пространственный гнозис.

Воспроизведение числового ряда в прямом и обратном порядке.












Интеллектуальные функции

Интерпретация содержания сюжетных картинок (симультанных, серийных)

Мораль рассказов, понимание поговорок и метафор

А. «4-ый лишний» (предметный)

Б. «4-ый лишний» (вербальный)


А. простые и сложные аналогии (предметные)

Б. . простые и сложные аналогии(вербальные))


Альбом с. 14-26

С. 44


С. 36-38

С. 43


С. 39-41

С. 43,45

«Какой из этих предметов лишний?» После того как ребенок ответил правильно, вы спрашиваете: «Как одним словом назвать три оставшихся предмета или сказать о них одним предложением?»

И.: та же, что и в предыдущем задании, с той лишь разницей, что исключается лишнее слово.





Исследуется понимание содержания и смысла сюжетных картинок путем выделения существенных признаков, эмоционального отношения к событиям, изображенным на них. Ошибки понимания: - непонимание смысла и содержания;

- непонимание морали могут быть связаны с дисфункцией лобных долей левого полушария.

Непонимание смысла и морали могут говорить о дисфункции лобных долей, о нарушении обобщенного мышл.

Исследуется уровень обобщения.












Сравнение понятий

С. 44

«Что общего и что разного у яблока и вишни?» или «Чем похожи и чем отличаются трамвай и автобус?»








Система оценок продуктивности психической деятельности:

«0» - выставляется в тех случаях, когда ребенок без дополнительных разъяснений выполняет предложенную экспериментальную программу;

«1» - если отмечается ряд мелких погрешностей, исправляемых самим ребенком практически без участия экспериментатора. По сути «1» - это нижняя нормативная граница;

«2» - ребенок в состоянии выполнить задание после нескольких попыток, развернутых подсказок и наводящих вопросов;



«3» - задание недоступно даже после подробного многократного разъяснения со стороны экспериментатора.

Тесты Материалы Инструкция Анализ симптомов(ошибок) Результаты

Тест на кинестетическую организацию предметных действий. Вытятуть вперед 2-й и 5-й пальцы(коза), 2-й и 3-й(ножницы), 2-й палец. Сделать кольцо из 1-го и каждого следующего

154.51kb.

26 09 2014
1 стр.


Н. Н. Ташатов Использование избыточности для защиты от ошибок

Этот метод называется обнаружение ошибок и повторная передача. Второй метод называется прямым исправлением ошибок. Он требует односторонней линии связи. В этом случае контрольный б

103.56kb.

25 12 2014
1 стр.


Diry=дневник=щоденник6aug05-24nov05 24 November 2005 approximately 16: 00 Ukrainian time

Ниже – идеи, мысли, результаты, анализ моей жизни, моей борьбы за справедливость, а так же результаты моих исследований, инженерной деятельности

372.5kb.

12 09 2014
7 стр.


Руководство по использованию парадоксов в психотерапии. Методические материалы для слушателей курса «Психотерапия». Москва, 2002. 278 стр

Охватывает схемы, ориентированные на форму. Они выделяют целое или же контекст. Примером применения этой категории являются наши рассуждения на тему контекстуализации проблем или с

3891.06kb.

01 10 2014
16 стр.


Инструкция по футеровке 1 Общие сведения

Настоящая инструкция определяет технологию футеровки и необходимые материалы, оборудование и приспособления для футеровки индукционной тигельной электропечи для плавки стали ёмкост

85.54kb.

14 12 2014
1 стр.


Исправление ошибок

«намекает» валидатор. В качестве образца возьмем расширение html validator для браузера Firefox, предназначенное для проверки кода и рассмотрим список ошибок и замечаний по коду

116.65kb.

12 10 2014
1 стр.


Жизнь плюс кошка — это удивительное сочетание, я клянусь вам! (Райнер Мария Рильке) Дорогие владельцы домашних мурчательных аппаратов! Данная «инструкция по эксплуатации»

Дорогие владельцы домашних мурчательных аппаратов! Данная «инструкция по эксплуатации» предназначается вам. Она охватывает практически все моменты содержания кошек, и поможет избеж

64.24kb.

28 09 2014
1 стр.


Уроках занимательные задачи, так называемые «задачи-шутки»

Результаты проведенного опроса свидетельствуют, что ребятам очень нравится решать примеры на восстановление стертых цифр, на отыскание ошибок, допущенных при решении или доказатель

742.49kb.

11 10 2014
3 стр.