Тезисы для молодёжной конференции "Электоральные циклы и новая волна кризиса в России и в мире", прошедшей 17 декабря 2011 года (по итогам конференции ожидается публикация в сборнике тезисов).
Концепты социалистической революции в классической марксистской теории.
Марксистская идеология полагает право эксплуатируемых классов на насилие против правящей «верхушки» неотъемлемым элементом своего учения. Как писал сам Маркс, «между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата»
1. Рабочий класс у Маркса и Энгельса оказывается революционным сразу по нескольким причинам. Во-первых, именно он мыслится главным носителем и потребителем оригинального проекта общественного развития указанных выше авторов, ему же выпадает честь воплотить данную совокупность идей в жизнь
2. Во-вторых, другие классы приходят в упадок вследствие развития тяжёлой промышленности, в то время как «пролетариат же есть ее собственный продукт»
3. Легитимность насильственного захвата власти объясняется марксистами тем, что при буржуазном строе рабочие никогда не добьются власти путём участия в законных демократических процедурах, т.к. исход всё равно определяется правящим классом
4. Неизбежность же революции – вывод, следующий из марксистского закона смены исторических формаций, более известного как исторический материализм: Маркс был убеждён в том, что он увидел некий непреложный ход истории.
Однако с течением времени и появлением новых, базирующихся на марксистском наследии, но предлагающих к нему свои поправки, идеологий, сам концепт революции претерпел значительные изменения. Нам представляется небезынтересным провести небольшое сравнение того, как различные течения классического марксизма рисуют свою картину революционного процесса. В качестве характеристик для сравнения нами были выделены следующие параметры: класс-носитель (какой класс «делает» революцию), руководство (кто направляет действия революционного класса?), этапы (какие ступени проходит революция и как долго она длится?) и условия (каковы объективные предпосылки к революции?). Как результат была получена следующая сводная таблица:
|
Марксизм
|
Марксизм-ленинизм
|
Троцкизм
|
Маоизм
|
Революционный
класс
|
Рабочие
|
Рабочие + крестьянство
|
Рабочие + крестьянство
|
Крестьянство
|
Руководство
|
Меньшинство
(партия)
|
Меньшинство
(партия)
|
Меньшинство
(партия)
|
Меньшинство
(партия)
|
Этапы
|
1
|
2
|
Число не фиксировано
|
Бесконечное
множество
|
Условия
|
+
|
+-
|
+-
|
+-
|
Имеет смысл пояснить данные, внесённые в таблицу.
-
Оригинальный марксизм опирается на рабочий класс и только, что уже
указывалось нами ранее. Социалистическая революция проходит в один этап и для того, чтобы она была успешной, требуется наличие объективных условий. Все эти аспекты прописаны у Маркса достаточно чётко и недвусмысленно. Однако, вопрос относительно того, кто должен руководить революционным процессом в целом остался не прояснённым, что, как мы увидим позже на примере иных течений, сыграло таки свою важную роль. В «Манифесте коммунистической партии» Маркс с Энгельсом пишут, что «ближайшая цель коммунистов та же, что и всех остальных пролетарских партий: формирование пролетариата в класс, ниспровержение господства буржуазии, завоевание пролетариатом политической власти»
5. Казалось бы, всё ясно, партия должна организовывать, руководить и направлять. Но стоит обратить внимание на ряд следующих утверждений, явно противоречащих данному выводу: «Коммунисты не являются особой партией, противостоящей другим рабочим партиям. У них нет никаких интересов, отдельных от интересов всего пролетариата в целом. Они не выставляют никаких особых принципов, под которые они хотели бы подогнать пролетарское движение»
6, «пролетарское движение есть самостоятельное движение огромного большинства в интересах огромного большинства»
7, «организация пролетариев в класс, и тем самым - в политическую партию»
8. Очевидно, что в понимании Маркса партия – это вспомогательный орган, который занимается пропагандой и просвещением, тогда как рабочий класс a priori придёт к самоорганизации и осознает своё положение, обретя пресловутое классовое сознание. Тем самым, Маркс ни отрицал партийную организацию вообще, ни признавал её доминанту.
-
Марксизм-ленинизм - как и все последующие доктрины, которые рассматриваются
в данной работе – конструировался Лениным с учётом его собственного понимания жизненных реалий той среды, в которой он находился и действовал. Революционным классом объявляется рабочий класс и (с оговорками) крестьянство. Ленин отмечал, что крестьянство слишком неоднородно, поэтому помимо поддержки или равнодушного отношения от него можно ожидать и сопротивления
9. Революция «по Ленину» состоит из 2-х этапов, что обусловлено спецификой того типа стран, для которых и предназначается его концепция: для стран, в которых уровень развития капитализма крайне низок и соответствующие отношения очень слабы. Тем самым решается проблема условий и изначальный марксистский набор параметров здесь отнюдь не помеха, учитывая, что революционная теория в ленинской интерпретации «не является догмой, а окончательно складывается лишь в тесной связи с практикой действительно массового и действительно революционного движения»
10. Руководство же революцией должно быть поручено рабочей партии, потому как «безусловная централизация и строжайшая дисциплина пролетариата являются одним из основных условий для победы над буржуазией»
11.
-
С именем Троцкого и его теорией прочно связывают понятие т.н. «перманентной
революции», суть которой заключается в том, что она «не заканчивается после достижения того или другого политического завоевания, той или другой социальной реформы, а развивается дальше, и пределом ее для нас является только социалистическое общество…[она] ни в каком случае не приостанавливается нами на каком-либо формальном этапе, наоборот, мы непрерывно и постоянно ведем ее вперед, разумеется, в соответствии со всей обстановкой, до тех пор, пока революция не исчерпает всех возможностей и ресурсов движения. Это относится как ко внутренним завоеванием революции, в национальных пределах, так и к перенесению революции на международную арену.»
12. Таким образом, количество этапов ничем не ограниченно. Здесь же мы видим, что если речь идёт об аспекте необходимых условий, то Троцкий находится ближе Ленина к Марксу, так как он стоит на позиции, заключающей о тщетности любых попыток построения рабочего государства в отдельно взятой стране при отсутствии последующей мировой революции. В вопросе же о революционном классе троцкизм частично солидарен с марксизмом-ленинизмом. Несмотря на то, что «по хозяйственной роли и политическому значению главное место принадлежит пролетариату, организованному в государство, и крестьянству, как создателю преобладающих в нашей экономике сельскохозяйственных благ…ядром революции и одновременно ее левым флангом является у нас пролетариат, задачи и цели которого, целиком и полностью совпадают с задачами социалистического строительства»
13. Место партии как жизненно важного для революции организованного меньшинства у Троцкого сходно с ленинским пониманием.
-
Маоизм является, возможно, самым революционным учением из числа прочих,
продолжающих марксистскую традицию
14. Мао констатировал, что «китайское общество по своему характеру является обществом колониальным, полуколониальным и полуфеодальным»
15, что объясняет выбор революционного класса, коим объявляется крестьянство, условия и в какой-то степени характер революции
16. В своей оценке важности партийного руководства Мао был солидарен со своими российскими «коллегами»: «для совершения революции нужна революционная партия. Без революционной партии, без партии, созданной на основе революционной теории марксизма-ленинизма и в марксистско-ленинском революционном стиле, невозможно привести рабочий класс и широкие народные массы к победе над империализмом и его приспешниками»
17. О выработанном Мао подходе к явлению революции следует сказать отдельно, принимая во внимание тот факт, что маоизм видит весь путь к коммунистическому обществу как бесконечную череду революций. Мао обосновывает своё видение на философском уровне, говоря, что «без разрушения нет созидания. Разрушение — это критика, это революция. Разрушение требует выяснения истины, а выяснение истины и есть созидание. Прежде всего, разрушение, а в самом разрушении заложено созидание»
18. Следуя этой же логике, в практическом приложении градус радикализма чрезвычайно высок: «Идеологическая борьба, политическая борьба и революция будут продолжаться, более того, они не могут не продолжаться. Закон единства противоположностей, закон количественных и качественных изменений, закон утверждения и отрицания существовали и существуют вечно и всюду… Переход от социализма в коммунизм является борьбой, революцией. Вступление в коммунизм будет борьбой, революцией»
19.
В итоге мы можем обозначить следующие выводы. Прежде всего, (1) марксизм как идеологический конструкт совершил значимую эволюцию (данное слово здесь не несёт в себе оценочного смысла) – выражаясь в терминах Имре Лакатоша, марксистское учение претерпело не одно столкновение с различными контраргументами, которые повлияли на «предохранительный пояс» теории (революционный класс, концепт революции и проч.), но оставили нетронутым «жёсткое ядро» (философская основа, вытекающая из него идея классовой борьбы, экономические взляды и проч.). Обозначая этот тезис, также нельзя не отметить, что (2) вариативность спектра создаёт благодатную почву для рационализации потенциальными революционерами своих действий в тех странах, где та или иная теория может быть наложена на конкретную социально-экономическую ситуацию.
Список использованной литературы:
-
Маркс К. Критика Готской программы.
-
Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии. Сочинения. – 2-е изд. – Т. 4: Государственное издательство политической литературы. – М., 1955.
-
Энгельс Ф. Принципы коммунизма.
-
Ленин В.И. Детская болезнь «левизны» в коммунизме. ПСС. – Т. 4: Государственное издательство политической литературы. – М., 1981.
-
Троцкий Л.Д.. Новый курс. Архив в 9 томах. – Т. 4. – 2005.
-
Цзэдун М. Китайская революция и Коммунистическая партия Китая, 1939.
-
Цзэдун М. Выдержки из произведений.— Пекин, Издательство литературы на иностранных языках, 1967.
-
Маоизм без прикрас. — М., «Прогресс», 1980.
-
Мао Цзэдун сысян ваньсуй (Да здравствуют идеи Мао Цзэдуна), Пекин, 1967.— цит. по: Идейно-политическая сущность маоизма. — М.: «Наука», 1977.