Тезисы к выступлению в рамках круглого стола по вопросам терроризма
Минувшие события, связанные с чередой террористических актов, привели к осознанию того, что в нашей стране необходимо создание не только мощных силовых механизмов предотвращения и противодействия террористической угрозе, но и создание эффективной системы ликвидации последствий терактов и возмещения ущерба причиненного в результате таких событий.
Очевидно, что бросать ВСЕ силы на создание комплексных мер противодействия угрозе терроризма ошибочно, необходимо понимать - главной целью террористов во всем мире были и остаются не угрозы, а реализация их замыслов.
Каждый россиянин должен видеть, что государство не только делает всё возможное, чтобы не допустить совершения подобных преступлений, но и может гарантировать действенные и надёжные механизмы социальной защиты и компенсации долгосрочных последствий действий террористов. Учитывая опыт Беслана, можно сказать, что на сегодня от этих последствий в достаточной степени не защищён ни один из нас, размер компенсационных выплат, утверждённый правительством, явно недостаточен для полноценной компенсации вреда жертвам теракта.
Безусловно, необходимо проработать законодательные механизмы, позволяющие каждому гражданину России рассчитывать на быстрое и полноценное возмещение причинённого ущерба, разработать возможности контроля использования компенсационных средств. На сегодня, например, в случае выплаты компенсации несовершеннолетним детям, оставшимся сиротами в результате подобных трагедий, отсутствуют гарантии целевого использования средств компенсаций опекунами и по достижению совершеннолетия появления возможности у ребёнка самостоятельно распоряжаться перечисленными средствами.
В рамках РАТСП на сегодня отработаны механизмы размещения достаточно крупных рисков, связанных с ущербом в результате террористических актов, но на данном этапе это касается лишь ущерба имуществу тех компаний или государственных ведомств, которые сочли необходимым оградить себя от этих рисков.
По прежнему нерешённым остаётся вопрос защиты жизни людей, ущерб жизни и здоровью неселения несёт гораздо более серьёзные последствия. В конечном итоге, действия террористов направлены именно на причинение максимального вреда жизни и здоровью граждан той или иной страны с целью максимальной дестабилизации социально-политической обстановки. В сложившейся ситуации государству необходимо в кратчайшие сроки предусмотреть на законодательном уровне чёткую и прозрачную систему мер защиты населения, и использование возможностей страхования представляется наиболее приемлемым вариантом решения данного вопроса. Одним из самых действенных методов в достижении этой цели по нашему мнению может стать разработка законодательной базы связанной с обязательным страхованием причинения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан в местах массового скопления людей, ответственности устроителей массовых-зрелищных мероприятий, ответственности перевозчиков авиа, железнодорожного и водного транспорта за вред, причинённый пассажирам в результате террористических актов.
Предлагаем в рамках РАТСП и ВСС инициировать создание рабочих групп на уровне комитетов безопасности Государственной Думы и Совета Федерации для рассмотрения возможностей внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации.
Проблема терроризма – проблема государственного масштаба и государству необходимо, не дожидаясь новых вызовов террористров, создать эффективные механизмы снижения вероятности повторения событий подобных недавним трагедиям и систему полноценной компенсации возможного ущерба.