Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
ТЕМА: «ТОТАЛИТАРИЗМ: ВОЗМОЖНО ЛИ СОПРОТИВЛЕНИЕ?»

Учебный предмет – история России

Авторы – Л.Н.Соболева, Л.А.Мельникова, И.Г.Болонина . Г.Астрахань

После этого занятия учащиеся смогут:

Знания

  • дать определение тоталитаризма

  • различать типы политических режимов по их признакам

  • называть основные условия возникновения тоталитаризма.

Умения и навыки

  • работать с документами, историческими источниками разных типов

  • доказательно аргументировать свою точку зрения

  • работать в группе

  • выступать публично

Отношения, ценности, внутренние установки

  • задуматься над природой тоталитаризма

  • выразить свое отношение к политическим режимам

Основные используемые понятия

Тоталитаризм, демократия, авторитаризм, террор, диктатура, репрессии, культ личности, деспотия, политический режим, тезаурус.


Основная деятельность на занятии

Работа в группах, выполнение творческих заданий.


Ресурсы к занятию

  • плакат « Правила работы в группе»

  • документы: С. Виленский « Есть всюду свет…человек в тоталитарном обществе»

  • А.Н.Иоффе Методические материалы по гражданскому образованию.

  • Журнал «Источник» № 1 1995 год

  • Журнал Преподавание истории и обществознания в школе № 2, 2003 г.

  • Набор карточек для заполнения схемы « Типы политических режимов»

  • Рабочая тетрадь «Мой выбор»

*схема «Типы политических режимов»
План занятия (45 минут)

  1. Мотивация (5 минут)

Автор Дон Аминадо. Верховный совет…

Эстрада затянута плюшем и золотом.

Красуется серп с историческим молотом,

Тем самым, которым согласно теории,

Весьма колотили по русской истории.

Сидят академики с тухлой наружностью,

Ядреные бабы с немалой окружностью,

курносые маршалы, чуть черноземные,

Степные узбеки, коричнево-темные,

Фомы и Еремы, тверские и псковские,

столичные лодыри, явно московские,

продольные пильщики, крепкие, брынские ,

Льняные мазурики, пинские, минские,

хохлы Николая Васильича Гоголя,

И два Кагановича, брата и щеголя…

В глазах появляется блеск сумасшествия, гортань пересохла.

Черты обескровлены,

И вот остается лишь шаг до восшествия…

А взрывы восторгов давно приготовлены!

И вот уже плошки сияют над крышками.

И мир рукоплещет правителю смелому.

И город заклеен большими афишами, в которых написано черным по белому,

Что рукоплескавшие будут утешены,

Как лучший и подлинный цвет человечества…

А все несогласные будут повешены

Для полного счастья и пользы отечества.

И бодро шагают отряды солдатские, и машут платками наемники штатские.

И пахнет действительно счастьем и клейстером!
Вопросы к тексту::

От чего зависит данная ситуация в стране?

От чего зависит появление таких взглядов как: «Кто не с нами, тот против нас», «Большинство всегда право» и т.д.


  1. Интерактивная часть урока

Учитель каждой группе, заранее сформированной дает набор карточек с признаками политических режимов: авторитарного и демократического и тоталитарного.

В течение 5 минут учащиеся должны выбрать правильные признаки режимов и прикрепить на доске к незаконченной схеме.




Учитель обращает особое внимание на третий тип политического режима - тоталитаризм.

  • Какова природа тоталитаризма?

  • В странах какого типа возник данный режим?

  • Какие для этого нужны были условия?

( учащиеся работают с текстом учебного пособия)

На примере советской тоталитарной системы рассматриваются основные признаки

(учащимся по группам раздаются печатные тексты, анализируя которые они определяют признаки тоталитарного режима). Находят аргументы, подтверждающие признаки тоталитарного режима.

1 группа- документ из постановления ЦИК СССР от 1 декабря 1934г.

Из письма академика И.П.Павлова в СНК СССР 21 декабря 1934г.

Шифрованная телеграмма ЦК ВКП (б) 11 июня 1937г.

См. журнал Преподавание истории в школе № 2, 2003г.

2 группа – работает с сюжетом про запрещенную книгу см. С. Виленский с.3

3 группа – работает над стихотворением и письмом в журнал «Новое время»

См. журнал Преподавание истории и обществознания в школе № 2 2003год с. 34, книга «Тексты по истории России с 1939 года до сегодняшних дней» с.29.46.


После аргументации, учащиеся заканчивают работу над схемой и дают определение понятию тоталитаризм и его признаки.
Учитель: какие ассоциации вызывает у вас данная эпоха?

1 группа: составьте тезаурус- упорядоченный комплекс базовых понятий по данной теме (даются определения по которым нужно назвать, что это за понятия)

*карательные меры подавления- репрессии

*неограниченная власть,форма самодержавной власти – деспотия

* система средств и способов осуществления государственной власти в стране - политический режим

*политика запугивания – террор

*возвеличивание роли одного человека, приписывание ему определяющего влияния на ход исторического развития - культ личности.

*всеохватывающая политическая, экономическая, идеологическая власть осуществляемая группой людей со своим лидером- диктатура
2 и 3 группы : изобразите символом понятие тоталитаризм , используя цветовую гамму.

Учащиеся должны объяснить свой выбор.


Вывод: сегодня у нас с вами состоялся разговор на очень важную тему.

Мы вместе попытались разобраться – как и почему сформировалась командно административная система, как происходило свертывание демократии. Сейчас идет реформирование нашего общества и вам предстоит делать свой выбор.

А это – свобода, демократия, гражданское общество, активная жизненная позиция, ответственность за принятые решения.
Оценка своего личного участия на занятии и его полезность

Объем изучаемого материала

Не достаточный 1 балл




Достаточный 3 балла

Можно увеличить 5 баллов



Полученные знания

Останутся не востребованными 1 б

Смогу применить на занятиях в дальнейшем 3 б

Смогу применить на практике 5 б


Свое личное участие в работе группы

Оцениваю, как:


Недостаточное 1 б

Достаточное 3 б

Активное 5 б





Работа в группе

Мешала 1 б

Не имела значение 3 б

Помогала 5 б


От 4 ---7 баллов—не высокий уровень и полезности.




От 8 –15 баллов - средний уровень.




От 15-20 баллов и выше – высокий уровень.









Оценивание деятельности уч-ся в группах учителем




Умения

критерии

баллы

Работа с ключевыми понятиями

Выделяются важные, четко и полно определяются.

Определяются четко, но не всегда полно

Отбирается незначительное количество


4
2

0


Логика изложения

использование правильной структуры ответа

частично нарушается

нарушена последовательность изложения


4

2

0




Манера подачи материала и организация изложения

Грамотность речи ,последовательность, умение говорить.

Небольшая логическая неточность

Недостаточно разработана


4
2

0


ценности

Оценка, самооценка, умение слушать, применение знаний на практике

Знает, но не использует др. Точки зрения

Отказ от своей точки зрения


3
2

0


«







16 баллов оценивается на «отлично»

От 8-17 баллов «хорошо»



От 2-до 7 баллов «удовлетворительно»

«Тоталитаризм: возможно ли сопротивление?»
59.61kb.

14 10 2014
1 стр.


Тоталитаризм: сущность и особенности

Сша политологический симпозиум, где тоталитаризм был определён как закрытая и неподвижная социо-культурная и политическая структура

114.41kb.

14 10 2014
1 стр.


«Тоталитаризм советский и германский: общее и различное?»

Хх века, тоталитаризм вызывает и сегодня, многочисленные дискуссии, и серьёзные столкновения мнений, как специалистов: историков, политологов, социологов, так и обычных людей

348.26kb.

13 09 2014
1 стр.


Генераторы стабильного тока и напряжения

Сопротивление для постоянной составляющей обычно требуется небольшое. Важнейшими параметрами гст являются выходное сопротивление (в идеале )

140.74kb.

11 10 2014
1 стр.


Сопротивление воды движению судна

Парусное судно как объект, движущийся по поверхности воды, испытывает с ее стороны сопротивление своему движению двойной природы

334.89kb.

16 12 2014
1 стр.


"Современные политические школы"

Форма правления диктаторского типа, характерными признаками которого являются культ личности, милитаризм, тоталитаризм

12.09kb.

14 10 2014
1 стр.


Ионогенность: -неионогенный -анионактивный -катионактивный

Возможно большего количества воды с возможно более низким содержанием твёрдого. Необходимо осуществить полное замыкание водно-шламовых схем оф с целью исключения сброса шламовых во

138.27kb.

14 12 2014
1 стр.


-

Определение слова «фашизм» из «проекта энциклопедического словаря по Правам Человека», присланное Александрой Назаровой, на мой взгляд, больше подходит для определения слова «тотал

153.87kb.

14 12 2014
1 стр.