ТЕМА: «ТОТАЛИТАРИЗМ: ВОЗМОЖНО ЛИ СОПРОТИВЛЕНИЕ?»
Учебный предмет – история России
Авторы – Л.Н.Соболева, Л.А.Мельникова, И.Г.Болонина . Г.Астрахань
После этого занятия учащиеся смогут:
Знания
-
дать определение тоталитаризма
-
различать типы политических режимов по их признакам
-
называть основные условия возникновения тоталитаризма.
Умения и навыки
-
работать с документами, историческими источниками разных типов
-
доказательно аргументировать свою точку зрения
-
работать в группе
-
выступать публично
Отношения, ценности, внутренние установки
-
задуматься над природой тоталитаризма
-
выразить свое отношение к политическим режимам
Основные используемые понятия
Тоталитаризм, демократия, авторитаризм, террор, диктатура, репрессии, культ личности, деспотия, политический режим, тезаурус.
Основная деятельность на занятии
Работа в группах, выполнение творческих заданий.
Ресурсы к занятию
-
плакат « Правила работы в группе»
-
документы: С. Виленский « Есть всюду свет…человек в тоталитарном обществе»
-
А.Н.Иоффе Методические материалы по гражданскому образованию.
-
Журнал «Источник» № 1 1995 год
-
Журнал Преподавание истории и обществознания в школе № 2, 2003 г.
-
Набор карточек для заполнения схемы « Типы политических режимов»
-
Рабочая тетрадь «Мой выбор»
*схема «Типы политических режимов»
План занятия (45 минут)
-
Мотивация (5 минут)
Автор Дон Аминадо. Верховный совет…
Эстрада затянута плюшем и золотом.
Красуется серп с историческим молотом,
Тем самым, которым согласно теории,
Весьма колотили по русской истории.
Сидят академики с тухлой наружностью,
Ядреные бабы с немалой окружностью,
курносые маршалы, чуть черноземные,
Степные узбеки, коричнево-темные,
Фомы и Еремы, тверские и псковские,
столичные лодыри, явно московские,
продольные пильщики, крепкие, брынские ,
Льняные мазурики, пинские, минские,
хохлы Николая Васильича Гоголя,
И два Кагановича, брата и щеголя…
В глазах появляется блеск сумасшествия, гортань пересохла.
Черты обескровлены,
И вот остается лишь шаг до восшествия…
А взрывы восторгов давно приготовлены!
И вот уже плошки сияют над крышками.
И мир рукоплещет правителю смелому.
И город заклеен большими афишами, в которых написано черным по белому,
Что рукоплескавшие будут утешены,
Как лучший и подлинный цвет человечества…
А все несогласные будут повешены
Для полного счастья и пользы отечества.
И бодро шагают отряды солдатские, и машут платками наемники штатские.
И пахнет действительно счастьем и клейстером!
Вопросы к тексту::
От чего зависит данная ситуация в стране?
От чего зависит появление таких взглядов как: «Кто не с нами, тот против нас», «Большинство всегда право» и т.д.
-
Интерактивная часть урока
Учитель каждой группе, заранее сформированной дает набор карточек с признаками политических режимов
: авторитарного и демократического и тоталитарного.
В течение 5 минут учащиеся должны выбрать правильные признаки режимов и прикрепить на доске к незаконченной схеме.
Учитель обращает особое внимание на третий тип политического режима - тоталитаризм.
-
Какова природа тоталитаризма?
-
В странах какого типа возник данный режим?
-
Какие для этого нужны были условия?
( учащиеся работают с текстом учебного пособия)
На примере советской тоталитарной системы рассматриваются основные признаки
(учащимся по группам раздаются печатные тексты, анализируя которые они определяют признаки тоталитарного режима). Находят аргументы, подтверждающие признаки тоталитарного режима.
1 группа- документ из постановления ЦИК СССР от 1 декабря 1934г.
Из письма академика И.П.Павлова в СНК СССР 21 декабря 1934г.
Шифрованная телеграмма ЦК ВКП (б) 11 июня 1937г.
См. журнал Преподавание истории в школе № 2, 2003г.
2 группа – работает с сюжетом про запрещенную книгу см. С. Виленский с.3
3 группа – работает над стихотворением и письмом в журнал «Новое время»
См. журнал Преподавание истории и обществознания в школе № 2 2003год с. 34, книга «Тексты по истории России с 1939 года до сегодняшних дней» с.29.46.
После аргументации, учащиеся заканчивают работу над схемой и дают определение понятию тоталитаризм и его признаки.
Учитель: какие ассоциации вызывает у вас данная эпоха?
1 группа: составьте тезаурус- упорядоченный комплекс базовых понятий по данной теме (даются определения по которым нужно назвать, что это за понятия)
*карательные меры подавления- репрессии
*неограниченная власть,форма самодержавной власти – деспотия
* система средств и способов осуществления государственной власти в стране - политический режим
*политика запугивания – террор
*возвеличивание роли одного человека, приписывание ему определяющего влияния на ход исторического развития - культ личности.
*всеохватывающая политическая, экономическая, идеологическая власть осуществляемая группой людей со своим лидером- диктатура
2 и 3 группы : изобразите символом понятие тоталитаризм , используя цветовую гамму.
Учащиеся должны объяснить свой выбор.
Вывод: сегодня у нас с вами состоялся разговор на очень важную тему.
Мы вместе попытались разобраться – как и почему сформировалась командно административная система, как происходило свертывание демократии. Сейчас идет реформирование нашего общества и вам предстоит делать свой выбор.
А это – свобода, демократия, гражданское общество, активная жизненная позиция, ответственность за принятые решения.
Оценка своего личного участия на занятии и его полезность
Объем изучаемого материала
|
Не достаточный 1 балл
|
|
Достаточный 3 балла
Можно увеличить 5 баллов
|
Полученные знания
|
Останутся не востребованными 1 б
Смогу применить на занятиях в дальнейшем 3 б
Смогу применить на практике 5 б
|
Свое личное участие в работе группы
Оцениваю, как:
|
Недостаточное 1 б
Достаточное 3 б
Активное 5 б
|
Работа в группе
|
Мешала 1 б
Не имела значение 3 б
Помогала 5 б
|
От 4 ---7 баллов—не высокий уровень и полезности.
|
|
От 8 –15 баллов - средний уровень.
|
|
От 15-20 баллов и выше – высокий уровень.
|
|
|
|
Оценивание деятельности уч-ся в группах учителем
Умения
|
критерии
|
баллы
|
Работа с ключевыми понятиями
|
Выделяются важные, четко и полно определяются.
Определяются четко, но не всегда полно
Отбирается незначительное количество
|
4
2
0
|
Логика изложения
|
использование правильной структуры ответа
частично нарушается
нарушена последовательность изложения
|
4
2
0
|
Манера подачи материала и организация изложения
|
Грамотность речи ,последовательность, умение говорить.
Небольшая логическая неточность
Недостаточно разработана
|
4
2
0
|
ценности
|
Оценка, самооценка, умение слушать, применение знаний на практике
Знает, но не использует др. Точки зрения
Отказ от своей точки зрения
|
3
2
0
|
«
|
|
|
16 баллов оценивается на «отлично»
От 8-17 баллов «хорошо»
От 2-до 7 баллов «удовлетворительно»