Перейти на главную страницу
ОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
одержание:
3.2. Разработка и прорисовка эскизов. Модные тенденции 2012 ……… 19
3.3. Последовательность выполнения изделий в материале……………… 20
. Введение
той зимой мы ездили в город Уфу с целью ознакомления с народным и декоративно-прикладным искусством Башкортостана. Больше всего информации мы почерпнули из Башкирского национального музея. Экскурсия по его этнографическим залам дала полное представление о декоративно-прикладном искусстве башкир, которое воплотилось в ткачестве, вышивке, художественной обработке дерева и металла, в оформлении национального костюма и украшении жилища.
Через все это башкиры выражали свое отношение к природе и к жизни общества. Особенно меня поразила коллекция народного башкирского костюма, в которой орнамент играл немаловажную роль. С помощью знаков-амулетов человек полагал оградить себя от вредных духов, сглаза и прочих несчастий. В одежде украшались орнаментом, прежде всего края, разрезы, отверстия: воротник, вырезы, застежки, края рукавов и подола.
дежда сама по себе считалась достаточно надежной защитой человека от вредоносных воздействий извне, но уязвимым местом считались отверстия, через которые могли проникнуть злые духи, и потому они нуждались в дополнительной защитной силе. Края, украшенные узором, считались недоступными для отрицательных воздействий.
З
аинтересовавшись орнаментом башкирской народной вышивки, мы решили попробовать выполнить ее в трикотажных изделиях. Ведь вкрапление в современный дизайн традиционных народных символов создает удивительно красивую и необычную композицию, подчеркивающую неповторимый стиль. Выполняя коллекцию трикотажных изделий, мы попытались воспроизвести элементы башкирского орнамента при помощи тамбурного шва. Многие народные узоры редки, их образцы хранятся в этнографических музеях. О некоторых орнаментах и техниках их исполнения многие вовсе и не знают.
радиции преемственности и сохранить культуру народа, отраженную в орнаменте, для будущих поколений.
И мы, при изготовлении трикотажной коллекции, задались вопросом: а возможно ли использовать традиционный башкирский орнамент в современном изделии (трикотаже)?Мода в жизни каждого человека играет очень важную роль. Недаром говорят, что “по одежке встречают…”. Каждый человек в своей жизни попадает под влияние моды, которая диктует нам что, куда и когда надевать.
анная цель определяет решение ряда взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных задач:
Башкирка составляет узор свой в голове…
начения орнаментальных мотивов у разных исследователей
Как известно, народный орнамент отражает историю своего народа. Постепенно меняясь под влиянием различных факторов, таких как исторические условия, религия, особенности хозяйства, орнамент в процессе этнических и культурных взаимосвязей обогащается новыми элементами и формами. Таким образом, он представляет собой неразрывное целое традиционного и заимствованного, древнего и нового.
Для башкирского орнамента характерны, как геометрические, так и растительные мотивы. Геометрические узоры обогащаются стилизованными изображениями животных, птиц и людей, а растительные композиции - криволинейными элементами в виде завитков, спиралей, рогообразных и сердцевидных фигур.
«Специального описания, а тем более исследования орнамента башкир, в источниках XVIII-XIX вв. не существует. Нет и графических таблиц или зарисовок мотивов башкирского орнамента этого времени. И все же в трудах исследователей данного периода содержатся многие, представляющие интерес для раскрытия, темы, факты. Например, многими авторами отмечается вышивание одежды по краям рукавов, вороту и подолу красными нитями. Некоторое, очень общее представление, можно получить о характере орнамента. Так, В.М. Черемшанский записал, что красными нитями вышивались «разные фигуры» - очевидно, речь идет о геометрическом орнаменте, что подтверждается свидетельством П. Назарова, отметившего близость вышивки нагрудной части башкирских женских рубах и харауысов (продолговатые лоскутки холста с вышивкой, служившие налобными повязками), которые украшались исключительно геометрическим орнаментом.
В
1925 г. в монографии «Башкиры» С.И. Руденко впервые дал описание башкирского орнамента. В орнаменте им были определены наиболее распространенные мотивы, варианты орнамента представлены в графических таблицах (таблицы аннотированы). СИ. Руденко отметил, что все мотивы (как редко, так и довольно часто встречающиеся) распространены достаточно равномерно по всей области». 1
На особенности орнаментального творчества башкирского народа в середине прошлого века обратили внимание ведущие башкирские этнографы Кузеев Р.Г. И Бикбулатов Н.В. В башкирском декоративно-прикладном искусстве они выделили 6 основных орнаментальных комплексов, каждый из которых представляет совокупность родственных по происхождению однотипных орнаментальных мотивов и связан с определенными приемами исполнения, с тем или иным кругом бытовых предметов.
«
В состав I-го орнаментального комплекса были включены простейшие геометрические фигуры в виде треугольников, квадратов и четырехугольников, зигзагов, крестов, ромбов, кругов, вихревых розеток и т. п. Они входят в состав более сложных полихромных узоров, построенных в форме бордюра или розетки. Такие мотивы представлены в
вышивке на суконных голенищах обуви и чепраках, распространенных в восточной Башкирии.
Во II-ой орнаментальный комплекс включены криволинейные узоры из различных спиралей, рогообразных и сердцевидных фигур, бегущих волн, пальметок, а также треугольники — амулеты. Отдельными фрагментами или в виде более сложных мотивов узоры II-го орнаментального комплекса встречались в вышивке косой сеткой и тамбуром, в счетных вышивках.
В
III-й орнаментальный комплекс входят реалистические и стилизованные узоры растительного происхождения. В основном он применялся в виде многоцветного орнамента тамбурной вышивки, которая украшала женскую и мужскую одежду, предметы декоративного убранства дома.
Орнамент III-го комплекса использовался также в вышивке бисером, жемчугом, металлической нитью на женских головных уборах и мужских тюбетейках. Этот орнаментальный комплекс распространен на всей территории расселения башкир.


V-орнаментальный комплекс состоит из сложных многоугольников, восьмиконечных звезд, ступенчатых ромбов, многоугольников с отростками, парными роговидными завитками, объединенными в розетки или сплошные сетки. Эти узоры связаны с различными видами ручного ткачества. Территорией распространения IV комплекса являются западная Башкирия и частично северные районы республики.

-й орнаментальный комплекс составляют геральдические композиции из птиц, животных и деревьев, восьмиконечные звезды, бордюрные узоры из вилообразных, ногтевидных и V-образных фигур. Данные мотивы встречаются в хараусах, вышитых «косым стежком»,и тастарах, выполненных счетной гладью и росписью.
V-й комплекс узоров распространен в юго-восточной Башкирии и Зауралье.
I-й орнаментальный комплекс включает геометрические узоры браного ткачества, счетной и строчевой вышивки. Среди них наиболее распространены квадраты, ромбы (уступчатые, зубчатые, с продолженными сторонами, рогообразными завитками на вершинах), стилизованные изображения человека, восьмиконечной розетки, X-образной фигуры. Объединенные в бордюры и сеточный узор эти мотивы распространены в браном ткачестве западной и северной Башкирии, а также в счетной и строчевой вышивке Зауралья.»2
Орнаментальная основа декоративно-прикладного искусства сформировалась в глубокой древности. На содержание и формы орнамента оказало влияние язычество, связанное с верой в магию и сверхъестественные силы природы. Вся окружающая природа представлялась одушевленной. Знаки, символы, вышитые на одежде, обрядовых предметах и изделиях домашнего обихода, служили оберегом: одни из них охраняли от злых духов, колдунов и плохих людей, другие помогали в производственной деятельности и хозяйстве.
Н
аряду с верховными божествами башкиры почитали и духов – хозяев природных объектов: гор, воды, лесов, домов и др. Древние башкиры верили в переселение души человека в птиц, животных и деревья.
В связи с этим каждое башкирское племя или род имели свое священное дерево или птицу, поклонялись животным. Если в эпоху язычества в народном творчестве башкир господствовали изображения птиц, оленей, солярные мотивы в виде концентрических кругов, многолучевых и вихревых розеток, знаков амулетов, то с распространением мусульманской религии, запрещавшей изображение одушевленных существ, преимущество перешло к растительному и абстрактно-геометрическому орнаменту, благопожелательным надписям, выполненным в арабской графике.
Именно влиянием ислама можно объяснить широкое распространение в башкирском орнаментальном искусстве геометрических и цветочно-растительных узорах, представляющих собой завитки, спирали, рогообразные и сердцевидные фигуры, а также стилизованно-геометрическое изображение животных, птиц и даже людей.
Отдельные же ссылки на альбомы по башкирскому орнаменту не поддаются счислению. Это очень обогащает знание о башкирском орнаменте и способствует его дальнейшему сравнительно-историческому изучению. Образовался банк идей и наблюдений относительно источников выявленных параллелей.
Башкирский орнамент долгое время был объектом сугубо этнографического изучения. И лишь во второй половине XX в. его стали исследовать с позиций естествоведения: в 1960-e гг. А.Г. Янбухтина, а в последующем - Т.А. Масленникова, Н.Х. Хисматуллина.
К проблемам происхождения мотивов башкирского орнамента обращались и археологи. Первый опыт соотнесения археологических и этнографических материалов по орнаменту башкир принадлежит С.И.Руденко, который, благодаря находкам на Алтае, относил происхождение некоторых мотивов и техники тамбурной вышивки к I тыс. до н.э. Кроме этого он предполагает присутствие традиций искусства кара-абызской культуры и сармато-аланских племен в башкирском орнаменте.
А
рхеологами Р.Б. Ахмеровым, Н. А. Мажитовым вопросы происхождения башкирского орнамента решались методом сопоставления его элементов с орнаментом предметов из археологических памятников. Результаты были представлены в графических таблицах. Если этнографы в решении вопросов генезиса опирались преимущественно на сравнительно-исторический анализ, то в работах археологов преобладала тенденция прямых сопоставлений этнографических и археологических материалов.
Р.Б. Ахмеров истоки многих башкирских мотивов связывает с сарматскими традициями. Н.А. Мажитов соотносит с археологическими материалами V-IX вв. мотивы кускарной вышивки башкир, а также предполагает генетическую связь между орнаментом керамики кушнаренковской и башкирской культуры.
Разные исследователи выделяют свои орнаментальные комплексы, но мне больше всего понравилась классификация Н.В Бикбулатова и Р.Г. Кузеева, так как она, на мой взгляд, наиболее полная и структурированная. Именно её мы взяли за основу наших изделий. При создании орнамента мы привнесли немного своего творчества, комбинируя фигуры преимущественно из I – го и VI –го комплексов и, создавая из них собственные композиции.
екоторые мотивы, общие для орнамента чуваш,
|
Башкиры |
Чуваши |
Марийцы |
Мордва |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
.2. Значение символов башкирского орнамента
Кускар – символ завитых бараньих рогов и символ трав. Импровизация этого символа за счет дополнительных спиралевидных завитков привела к образованию различных узоров орнамента и многие другие варианты.
Одним из элементов башкирского орнамента является солярный знак – круг, упрощенное изображение солнца в виде окружности с лучами или вихревой розетки.
Э
лемент в виде сердечка обозначает гостеприимство.
Происхождение орнамента и его древнее значение связаны с религиозным мировоззрением людей, стремившихся украшением одежды, предметов быта умилостивить злых духов, сберечься от них или придать себе силу. Многие эти элементы встречаются у других народов.
Украшая свои изделия, народ рассказывал о себе, о своем роде, об окружающей жизни, природе, поэтому можно дать еще одно определение орнаменту - это символико-графический язык народа, выражающий его чувства, понятия.
Х
арактерны для орнамента геометрические и растительные элементы, а так же криволинейные элементы, узоры в виде завитков, спиралей, сердцевидных фигур.
М
ожно уловить определенные закономерности в узоротворчестве и выделить серии орнаментов. В основе орнаментального ряда обычно лежит композиция из двух, трех, четырех завитков. Коренная фигура помещается на «линии горизонта», реже на центральной вертикали; она выделяется цветом. От нее осуществляется наращивание орнамента вверх и в стороны, реже вниз. Пара завитков давала несколько традиционных соединений.
Прежде всего, это варианты роговидных мотивов. Выведенные из одной точки, слегка разведенные в стороны, обращенные завитками книзу рога могли быть пологие и крутые. Нарядно выглядели рога с волнистым верхним контуром. Роговидное изображение обрастало крючками, дополнялось листочками, пальчатыми выступами, лепестками.
«
Близка к описанной серия узоров, в которой рога соприкасались выпуклыми спинками; разведенные в стороны «ножки» кускаров придавали фигуре сбалансированность.
Очертания пики определенно проступали в «кускарных» композициях, основанием которых служили лироподобные мотивы – завитки, повернутые друг к другу и опущенные вниз из точки на исходной линии. Развитие узора шло вверх – от острого выступа и покатых боковых стенок.
игура интеграла, которую С.И. Руденко выделял особо в узоротворчестве средневековых скотоводов-кочевников, делилась на две части и, по существу, состояла из двух завитков. Отдельные интегралы и розетки размещались часто на рамочной обшивке чепрака.
Распространенными были узоры, в центре которых помещалась фигура, похожая на прописную букву «х». В некоторых вышивках в ее очертаниях просматривались пересекающиеся интегралы, при этом фоновая поверхность давала изображение противоборствующих пик.
В отдельную группу можно выделить вытянутые по вертикали фигуры в виде стержня с двусторонними завитками (вытянутая х). Обрастая крючками, скобочками, листиками или, раздваиваясь, стержень расширялся, образуя в середине ромб. «Кускарные» орнаменты, обогащенные листочками, веерными лепестками, приближались к растительным. В рисунке проступали стройные деревца или пышные кусты, гирлянды, изогнутые побеги».3
Распространенными орнаментальными сюжетами были солнце, звезды, солярные знаки. Изображения птиц и животных в традиционном орнаменте встречались редко. Однако названия многих мотивов были связаны с «зоологической» темой: дойэ (шея верблюда), буре табаны (след волка), карлугас канаты (ласточкины крылья), кубелек (бабочка), тэкэ могозо (рога барана), кикрек (петушиный гребень) и другие. Принадлежность башкир к мусульманскому миру также нашла свое отражение в орнаменте. Вышитый узор мог дополняться текстами изречений и молитв на арабской графике. На молитвенных ковриках (намазлык) иногда вышивались звезда и полумесяц, на скатерти (кумган), использовавшейся при проведении чтений Корана на обрядах, поминки и др. Изображения мечети встречались на концовках тканых полотенец.

.3. Композиционное строение и цвет орнамента
омпозиционное строение орнамента в башкирском узоротворчестве определяется обычно назначением, формой и размерами орнаментируемых предметов убранства дома и бытового обихода. Узоры располагались в виде полосы (бордюром), отдельными кругами (розетками) или сплошной сеткой. Иногда все эти приемы применялись на одном изделии.
Как геометрический, так и криволинейно-растительный традиционный орнамент у башкир почти всегда симметричен, т.е. расположен пропорционально по обе стороны от середины центра.
Ц
веточно-растительным и более сложным орнаментом украшали широкий круг предметов, характерных для кочевнического мира, в том числе украшения жилища и одежду. Композиционное построение узора на изделиях округлой формы совершенно одинаково: центр изделия украшается круглой розеткой, непрерывная полоса орнамента идет либо по краям вещей, либо по углам и краям разбросаны отдельные ветки и бутоны.
Н
овые элементы и явления органично вливались в сложившуюся орнаментальную традицию. Устойчивое сохранение в орнаменте усвоенных традиций делает его ценнейшим источником для дальнейшего изучения народа, его декоративно-прикладного творчества.
Технические приемы орнаментации изделий, цветовая гамма, терминология узоров отражают чрезвычайно сложную этническую историю народа: его происхождение, этнические процессы, культурно-историческое взаимодействие с соседними народами.
Созданные, прежде всего, в целях защиты человека от опасных проявлений природных стихий и неблагоприятной обстановки они в то же предназначались и для исполнения религиозных обрядов и ритуалов жизненного цикла, связанных с производственной деятельностью и ведением хозяйства.
Ф
оном чаще всего служит красный цвет, а так же желтый, оранжево-золотистый, черный и белый. Сама вышивка выполнялась контрастными цветами нитей: зелеными, черными, синими, голубыми, оранжевыми, лиловыми, алыми и другими цветами. Излюбленное сочетание цветов у башкир — красный, желтый и зеленый. Вместе с тем, превалируют один или два цвета, например, на красном фоне узор выполнялся нитями желтого и зеленого цвета, а на черном — красного и желтого.
Значение цвета в орнаменте:
красный – символизировал тепло, огонь, кровь. «Активный красный цвет защищал хозяина от злых сил и дурного глаза. У многих народов красный цвет синонимом «красоты», выражением чего-то красивого («красна девица», «красный угол»). У мусульман этот цвет считался священным, магическим, имеющим большую «жизненную силу».
П
очитаемым и «священным» в исламе считается зеленый цвет (зеленое знамя пророка). Зеленый символизировал оазис, природу, жизнь, отдых. Зеленый – это цвет бессмертия, цвет весенней растущей травы. Вообще, мировоззрение башкир, ведущих кочевой образ жизни, родившихся в «
свободной стихии степных просторов», во многом сформировалось на природной основе.
елтый цвет символизировал цвет Солнца, яичного желтка, цвет возрождения жизни и богатства осени. Но это и цвет чрезмерного Солнца, выжженной степи. Желтые золотые украшения не могли защитить хозяина, наоборот, могли ему навредить, если их много. Вообще башкиры предпочитали золоту серебро, считая, что серебро имеет божественное происхождение, а золото – дьявольское.
елый цвет – символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость. Чистота башкир проявлялось и в том, что башкиры «не употребляли оскорбительные и непристойные выражения в присутствии стариков, женщин и детей, остерегались от злословия на природе, в общении с животными и пчёлами».
Белый цвет был цветом праздника, недаром, праздничные юрты башкир были белого цвета. Белый цвет ассоциируется с дневным светом, а также, с производящей силой, которая воплощена в молоке и яйце.
Реже применялся синий цвет – цвет неба, недоступной птицы счастья, глади голубого озера. Этот цвет говорит о мечтательности башкир. Синий цвет у многих народов символизирует небо и вечность, а также доброту, верность, постоянство, расположение, а в геральдике обозначает целомудрие, честность, добрую славу и верность».4
Несмотря на свою устойчивость, узоротворчество постоянно изменяется. Это длительный и сложный процесс, обусловленный множеством факторов, в первую очередь, особенностями хозяйства и этнической историей. В процессе этнических взаимосвязей и культурных взаимовлияний происходит обогащение орнамента новыми элементами, формами.
Т
ам образом, народный орнамент представляет собой неразрывное целое традиционного и заимствованного, древнего и старого.
ыполнение творческой работы. Ход работы.
зучив материал по символике башкирского орнамента, мы приступили к творческой работе. При разработке технических рисунков орнамента мы попытались соединить различные мотивы в один орнамент. И вот что из этого получилось: птицы и звери (кони, олени) составляли композицию геральдического строя: пара симметричных птиц или животных, стоящих по сторонам дерева. Их использование связано с верой в магическую силу знака-оберега.
Из разных видов башкирского орнамента мы выбрали геометрический, т.к. его легче просчитывать и воплотить в вязании. Были составлены орнаментальные полосы, сочетающие в себе мотивы ромба, кускара, солярные знаки.
амой простой и распространенной в башкирском орнаменте формой оберега-амулета был треугольник, реже ромб. Обе эти фигуры являются символическим изображением глаза: треугольник - в профиль, ромб - в фас. Глаз в изображении наделялся магической силой, являясь самым надежным средством от сглаза.

Н
а рисунке, расположенном ниже, можно увидеть фигуры в виде ромба с отростками, которые называются «лягушками».
На рисунках изображены геометрические орнаменты. Также можно увидеть цветы счастья, заключенные в геометрические символы. Они обозначают плодородие.
а какие основные модные тенденции будут иметь место в новом 2012 году?
Модными материалами этого года являются мех, кружево, кожа, трикотаж, бархат, шифон, шелк. Но надо отметить, что трикотаж - самый востребованный материал современности: в 2012 году из него будут изготавливаться практически все элементы одежды.
В цветовой гамме применяются следующие сочетания: неброская гамма, символизирующая воздержанность и опрятность или же смелая, вибрирующая, оптимистичная, жизнерадостная палитра или же современная живописная палитра, полная контрастов. Основные цвета - бежевый, оливковый цвет, оттенки коричневого, синего и изумрудно-зеленого. Черный, белый и красный - это классика, поэтому эти цвета обязательны.
«Основной девиз на 2012 год - «все новое - хорошо забытое старое». Классика смешивается с фольклорными образами и стилем casual. Модно сочетать рисунки в одном изделии, навеянные различными, часто противоположными темами и источниками. Смешение классических, фантазийных и природных мотивов».
В соответствии с направлением в моде, мы постарались разработать свою коллекцию. За основу мы взяли изготовление башкирского орнамента при помощи тамбурного шва.
Одним из элементов в башкирском костюме являются кисеты. Его мы взяли за основу в нашей коллекции. Также мы разработали эскизы сумки и сумки для ноутбука, носки.
3
.3. Последовательность выполнение изделий в материале.
● Зная значения цвета, мы выбрали цвета наиболее популярные в башкирском орнаменте: красный, желтый, зеленый и синий.
● Отвязали первоначальные образцы для петельной пробы на ручной двухфантурной машине «Сильвер» и «Тойота» 5 класса. Контур орнамента мы выполнили при помощи ажурного переплетения. Это переплетение служит основой для будущей вышивки тамбурным швом (ажурное перелетение - способ изготовления ажурных переплетений заключается в том, что с определенных игл петли переносятся на соседние иглы в соответствии с заданным раппортом рисунка. В местах, где петли снимаются с игл, в переплетении образуются отверстия, являющиеся характерной особенностью ажурных переплетений).


● Выбрав нужную плотность для будущих моделей, мы произвели расчет деталей изделия (количество петельных столбиков и рядов).

И, наконец, мы приступили к вязанию!
● Отвязанные детали отпарили и по ажурным контурам орнамента вышили тамбурным швом (при помощи обыкновенного вязального крючка).
● Вывязанные и вышитые детали собрали при помощи трикотажных швов в изделие, оформили (для оформления также использовали кожаные вставки и крученые шнуры из пряжи) и провели влажно-тепловую обработку.
езультат нашей работы:
☻кисеты или сумочки для мобильного.
Лицевая сторона кисетов выполнена из трикотажа с орнаментом, изнаночная сторона – кожаная. Кисеты украшены декоративным шнуром и кисточками.
☻ трикотажные носки.
аключение
. Список литературы:
амбурный шов представляет собой ряд петель, выходящих одна из другой, и напоминает цепочку. Если старинные тамбурные вышивки выполнялись иглой, то в начале XX в. стали применять специальный крючок и пяльцы.
Башкирского национального музея. Экскурсия по его этнографическим залам дала полное представление о декоративно-прикладном искусстве башкир, которое воплотилось в ткачестве, вышивк
16 12 2014
1 стр.
Цветочный орнамент (с. Средняя Елюзань, Городищенский район, Пензенская область. )3 шт
11 10 2014
1 стр.
I. Страх перед будущим в современном мире: теоретические аспекты
10 10 2014
24 стр.
Ключевые слова: ислам, искусство, архитектура, мечеть, орнамент, арабеска, каллиграфия
15 12 2014
1 стр.
Башкирский историк Р. Г. Насыров в своей книге «Века и поколения» приводит отрывок из дошедшего до нас «Земельного шежере племени усерган»
25 12 2014
1 стр.
Полхов-Майдан, Жостово сәнгате, охшашлыгы, аерымлыгы. Орнамент турында төшенчә. Полосада декоратив җиләк, яфрак рәсемнәре
14 10 2014
1 стр.
14 10 2014
1 стр.
Контроль качества осуществляется на всех этапах производства, что обеспечивает постоянный высокий уровень качества выпускаемой продукции
14 12 2014
1 стр.