Перейти на главную страницу
Авторы: Габи Аннекен, Лиц Эгельмайер и Ева Кесслер
ISBN 3-922 686-07/9 (Германия)
(с) Перевод на русский язык (Ромек В.Г.) и издание осуществляется с разрешения редакционной комиссии DGVT.
Занимаясь клинической психологией, тренингом уверенности для студентов, мы приняли участие в ряде исследовательских проектов и программ.
После того, как мы провели наш первый тренинг по стандартизированной программе, мы обнаружили, что стандартизированный тренинг не дал того результата, о котором писали, и который статистически проверяли теоретики. Оказалось, что положительный эффект стандартизированного тренинга, и перенос выученного в реальную жизнь клиентов не так уж и бесспорен. Осознание этого дало нам толчок к тому, чтобы в последующих тренингах центр тяжести работы перенести в рамки внутреннего мира конкретного человека. Поэтому в теоретическом плане мы ограничились лишь основными положениями теории научения, дополнительно включив в нее описание функции самоинструкции (и внутренней самовербализации). Наш инвентарь методов мы попробовали использовать для того, чтобы каждый участник группы сначала сам проанализировал выбранные им самим (нестандартизированные) трудные ситуации, и лишь затем тренировал обдуманное им альтернативное поведение в ролевой игре. И этот образ действий очень хорошо зарекомендовал себя .
Главной идеей тренинга стала концепция уверенности, понимаемой как установки (и поведения) человека по отношению к самому себе. Подразумевается, что уверенность в меньшей степени зависит от дефицита поведения, чем от недостатка чувства собственной ценности .
По нашему опыту, тренинг поведения (т.е. оперантное формирование новых образцов поведения) только тогда эффективно выполняет приписанную ему функцию, если в нем происходит изменение внутреннего диалога клиента, его установок по отношению к себе самому и своим правам. Решающим терапевтическим приемом, который в конце концов обусловливает терапевтический успех а также изменение поведения, становится изменение самовербализации, которая до того мешала клиенту соответствующим образом обращаться со своими желаниями и чувствами.
Отдельные компоненты тренинга в нашей программе объединяются в целое на основе единой регуляционной модели. Эта модель помогает клиентам тренироваться одновременно как в плоскости поведения, реальных действий, так и в когнитивной плоскости.
Участники группы, используя формулируемые ими определения уверенности в себе, вырабатывают реалистическую концепцию, которая помогает им конструктивно обращаться с самим собой и своим окружением.
Успешным в нашей программе считается то уверенное поведение, которое не ущемляет права партнера на уважение его желаний и чувств. Голое самоутверждение, при котором клиенты безусловно добиваются осуществления своих интересов, не входит в целевую область нашего тренинга. Подкрепляется в ходе тренинга не достижение конечной цели, а, скорее, уверенное участие в ситуации, способность к успешному общению в любое время и с любым социальным партнером. Именно на это направляются нами и позитивные самовербализации участников группы.
В предлагаемом учебнике тренинга представлена первая попытка тренировки уверенности в себе с использованием поведенческо-терапевтических когнитивно-ориентированных техник и техник разговорной психотерапии. Включение в тренинг регуляционной модели уверенного поведения мы считаем необходимым. Только с ее помощью нам удавалось показать клиентам различные взаимосвязи, которые существуют между когнициями, поведением и эмоциями человека.
ОБ ЭТОМ УЧЕБНИКЕ
Тренинговая программа, которую мы здесь представляем, включает в себя шесть тренинговых заседаний 4х2 или 2х4 часов; Тренинг проводят три тренера , которые поочередно, от заседания к заседанию, или также от фазы к фазе - берут на себя выполнении различных задач. Эти задачи различаются следующим образом:
точное описание всех шести тренинговых заседаний с расположенными здесь же и отмеченными вертикальной чертой - нашими предложениями по устранению возможных трудностей и описанием действий команды тренеров.
все упоминаемые в тексте рабочие материалы - как для тренера, так и для клиентов. В учебник не включена рабочая папка, которую каждый клиент получает перед началом тренинга в качестве материала, сопровождающего тренинг. В ней лежат переведенные нами на немецкий выдержки из двух глав книги Alberti/Emmons "Your Perfect Right", далее - переведенный тест Jakubowski (общая форма, позже дополнительно сокращаемая) с ключом для оценки, "руководство по успешному уверенному поведению", вопросы, структурирующие регуляционную модель и бланки домашних заданий.
Несколько слов о контроле эффективности. Для оценки изменений "до-после тренинга" мы использовали:
EPI Eysenk личностный опросник Айзенка: оценка тенденции к лжи и нейротизма (дает основание отправлять клиентов с крайними значениями на индивидуальную терапию);
U опросник неуверенности в себе Ullrich & Ullrich de Muynck: определение исходного общего уровня неуверенности. Социальная неуверенность по 7 факторам;
EMI инвентарь эмоций Ullrich & Ullrich de Muynck: оценка состояния клиентов в различных плоскостях: эмоциональной, психологической, (психо-)моторной.
Для самопроверки клиенты получали тест Якубовской перед началом занятий и позже - в сокращенной форме (см. первое и четвертое занятия).
1. ПЕРВОЕ ЗАНЯТИЕ
(4 часа)
После специального когнитивного тренинга клиентами должно быть осознано, по каким признакам они могут классифицировать поведение на уверенное, неуверенное и агрессивное. При этом должно стать ясно, чем - с точки зрения Лазаруса, эти классы поведения различаются в когнитивной, эмоциональной и моторной плоскости регуляции поведения. Можно также обсудить различные теории регуляции поведения (например, теории Выготского, Коссаковского, Майхенбаума).
Каждый клиент анализирует индивидуальные, только ему присущие когнитивные барьеры. Для этого на последующей неделе будут выполнены специальные упражнения. Особенную ценность в этом смысле представляют самовербализации, которыми, защищаясь, участники сопровождают тренировку уверенного поведения. Как только будут замечены такого рода самовербализации, они будут переформулироваться с помощью тренера и членов группы.
Практические упражнения этого занятия должны быть отобраны таким образом, чтобы каждый клиент в них пережил успех, достиг поставленной цели. Переформирование поведения по принципу маленьких шагов должно начаться уже на первом занятии. С использование этого подхода тренируется уверенность в установлении контакта. В нашей программе мы исходим из того, что клиенты (в данном случае - студенты) лучше мотивированы, если уже с самого начала в центре внимания стоят их индивидуальные проблемы и потребности. Тренинг тогда оказывается наиболее эффективным, когда он базируется на конкретных условиях жизни клиентов, когда он учитывает очень специфические индивидуальные условия социализации каждого участника группы (Минсель, Роджерс).
Трехчасовое занятие начинается фазой разогрева, которая "дает ход" коммуникациям, повышает уровень доверия друг другу. Содержанием коммуникаций с самого начала служит уверенность поведения.
1.1.1 Каждый член группы сообщает своему соседу наиболее важные сведения о себе: имя, факультет, область интересов и тому подобное.
1.1.2 После этого каждый описывает соседу ситуацию, в которой он однажды попробовал вести себя уверено. Уже здесь нужно подчеркнуть, что речь должна идти не столько об успешной попытке самоутверждения, сколько просто о попытке как таковой. Уверенность не нужно определять как успех действий, она заключается скорее просто в участии в ситуации.
Желательно расположиться по кругу. При нечетном числе участников один из терапевтов выполняет роль "соседа".
1.1.3 Затем каждый сообщает полученную от соседа информацию всей группе. Группа в целом получает персональную информацию о каждом при посредстве доверенного лица - соседа. Отдельные участники оказываются связанными с группой.
1.2 Умение различать уверенное, неуверенное и агрессивное поведение с помощью теста Якубовской (см.приложение).
Тест Якубовской лежит в папке, которую каждый клиент получил перед началом тренинга; для экономии времени этот тест должен быть заполнен дома.
1.2.1 Каждый участник получает ключ к тесту Якубовской и сравнивает с ним свои собственные ответы.
1.2.2 Каждый клиент отыскивает те утверждения, относительно которых его оценки отличаются от ключа. Этот шаг можно использовать как толчок к дифференцированному определению уверенного поведения, которое будет обсуждаться в пункте 1.4.1.
1.3. Описание современных представлений психологов в области уверенности и социальной компетентности (конспект см. приложение).
Последовательно обсуждаются собственные представления участников группы об уверенности.
На доске кратко фиксируются все определения уверенного поведения, если их можно будет вычленить из рассказов клиентов. С учетом этих определений участники должны упорядочить свой жизненный опыт. Таким способом предполагается на когнитивном уровне создать предпосылки для будущих позитивных изменений в поведении.
Сначала активно действует терапевт, он дает подробные объяснения по поводу современного понимания уверенного поведения.
С учетом полученных знаний участники группы должны дать оценку своему собственному поведению, определить, как на основе уже имеющихся предпосылок они могут формировать уверенность посредством небольших учебных шагов.
1.4 Интеграция определения уверенного поведения в собственные когнитивные структуры.
1.4.1 В качестве примера: Участник группы описывает две ситуации, относительно которых он обнаружил, что его ответы сильно отличаются от ответов, предлагаемых в ключе к тесту Якубовской. В последующей групповой дискуссии ему должно стать ясным различие между его собственной точкой зрения и вновь созданной схемой уверенности.
1.4.2 Следующим шагом будет формулирование самовербализаций. Участники группы должны осознать суть стимулирующего и блокирующего действия самовербализаций, которые обнаружились в их соображениях относительно ситуаций теста. На этом материале клиентам поясняют регулирующую функцию внутренней речи (Выготский).
(+ Другие вопросы о самовербализации и ее стимулирующей или блокирующей функции).
1.5 Переход от когнитивной плоскости к плоскости поведения с учетом эмоций и чувств (Лазарус).
На этом этапе в качестве метода реализации эмоций и когниций посредством активных действий вводится в действие ролевая игра. При этом не упускают из виду взаимодействие между отдельными плоскостями - когниции влияют на поведение и эмоции, эмоции изменяют когниции и поведение.
1.5.1 Терапевты на примере ролевой игры "В табачной лавке" (см. приложение) задают модель проведения ролевой игры. Во-первых, они наглядно демонстрируют метод как таковой; во-вторых, моделирование терапевтами ролевой игры облегчает участникам включение в последующие ролевые игры. Они видят и понимают, что участникам не разрешается чрезмерно усложнять ситуацию, что "уверенность" в ролевых играх должна обозначать "выигрыш".
Терапевт: "Сейчас мы хотим продемонстрировать Вам один из важнейших методов тренинга, и одновременно в ролевой игре показать вам, как вообще выглядит уверенность. Один из нас будет играть роль "уверенного", другой же должен делать все, чтобы партнеру было легко удержаться в рамках этой роли, поскольку в конечном счете речь идет о том, чтобы тренирующийся смог ощутить успех как результат своего поведения.
1.5.2 Теперь в предложенных ролевых играх участники группы должны получить первый опыт использования этого тренингового метода. Приняв участие в отдельных ролевых играх каждый клиент должен проследить за тем, что ему внутренне мешает или помогает вести себя уверенно, а также, возможно, сообщить о психических процессах, которые сопровождают его поведение.
Чтобы облегчить начало ролевых игр, тренер может (1) мягко спросить одного из клиентов, не хотел бы он начать (и потом продолжить по кругу); (2) предложить играть по часовой стрелке или (3) по алфавиту. Однако, каждый клиент должен один раз побывать в роли "уверенного" и один раз - в роли "подающего реплики".
После каждой ролевой игры терапевт обращается к клиентам: "Как ты себя чувствовал? Что ты говорил сам себе? Что ты ощущал физически?"
1.5.3 После ролевых игр еще раз проводится подробная дискуссия о внутренних условиях, которые сопровождают поведение в отдельных ситуациях. При этом нужно дополнительно проработать индивидуальные самовербализации и записать их на доске или листе ватмана. Негативные самовербализации обязательно нужно переформулировать в позитивные "стимулы к действию". Здесь должны быть осознаны и рассмотрены внешние стимулирующие или блокирующие условия (н-р, количество партнеров или степень доверия к партнеру), их психологические корреляты (н-р, расслабление, релаксация, напряжение, спешка), а также эмоциональные компоненты (н-р, страх, злость).
(пример заполненного плаката смотри в приложении)
1.6 Домашнее задание
Для обсуждения домашнего задания формируются подгруппы, так, чтобы каждый клиент имел все возможности обсудить и проработать свою тренировочную ситуацию вместе с терапевтом (бланк домашнего задания см. в приложении).
1.6.1 Каждый клиент называет одну легкую и одну сложную ситуацию, которую он, в зависимости от условий, будет тренировать либо ежедневно, либо по крайней мере один раз в ходе следующей недели. Он отбирает один из компонентов уверенного поведения (н-р, контакт глаз), за выполнением которого он будет особенно следить всю следующую неделю.
Терапевт: в интенсивном диалоге с клиентом проверяет конкретность, уровень сложности и возможность частого выполнения ситуации до следующего занятия. После обсуждения каждый клиент записывает свою ситуацию в верхней графе бланка домашнего задания.
1.6.2 Далее, каждый клиент формулирует стимульную фразу , с которой в будущем он будет начинать любую тренировочную ситуацию ("Я просто попробую...", "Это на самом деле хорошая тренировка для меня...").
Интенсивное обсуждение стимульных фраз.
Терапевт: "Предложения нужно формулировать так, чтобы это было для тебя стимулом к вхождению в ситуацию."
1.6.3 Для поддержки самостоятельной тренировки клиентам раздают "Руководство по успешному уверенному поведению (см. приложение).
1.6.4 При обсуждении тренировочных ситуаций клиентам должны стать понятны следующие пункты:
- успех приносят маленькие шаги;
- важна собственная активность;
- успех приносит "вхождение" в ситуацию;
- три плоскости поведения прочно связаны друг с другом.
(2 часа)
В центре внимания первого занятия стояли теоретические рассуждения об уверенном поведении. На этом тренинговом занятии будут прорабатываться отдельные аспекты уверенного поведения, такие, как, например, контакт глаз, выражение чувств. Содержательный контекст, в котором будут тренироваться эти компоненты уверенности, определят сами клиенты. Тренер, таким образом, не навязывает конкретных проблемных ситуаций, но скорее каждый клиент сам выбирает свою собственную сферу жизни, в которой он хотел бы научиться уверенности, т.е. тренинг базируется на индивидуальных условиях жизни каждого конкретного клиента.
Практическая тренировка тех или иных образцов уверенного поведения происходит в ролевой игре. Эти первые индивидуальные ролевые игры должны опираться на обсуждение ситуаций домашнего задания. Отдельные аспекты уверенности, которые не были осуществлены в реальной ситуации домашнего задания, с помощью тренера и других участников тренинговой группы переносятся в ролевую игру и несколько раз тренируются, пока клиент не достигнет требуемой компетентности действий.
Координатор: вкратце описывает клиентам структуру этого занятия.
2.1 Обсуждение домашнего задания.
В группе, не превышающей 10 человек, имеет смысл проводить обсуждение на пленуме. В этом случае все получают возможность научиться чему-либо, знакомясь с попытками решения проблемной ситуации, предпринятыми другими клиентами (обучение на моделях, А.Бандура, 1969)
2.1.1 Работа с карточками.
Обсуждение домашнего задания с использованием карточек нужно для того, чтобы зафиксировать отдельные аспекты тренируемого уверенного поведения. Позже они будут конкретизированы клиентами применительно к их индивидуальным проблемам, к конкретным тренировочным ситуациям. Такого рода аспектами тренировки может быть, например, следующее: "В чем состоит прогресс в моем поведении..."; "Как я использовал мою стимульную фразу...", или "за чем я должен особенно следить в будущем..." (другие примеры - см. приложение).
Карточки помогают участникам группы сфокусировать свое внимание на отдельных компонентах уверенности, и предложения на карточках должны быть, по возможности, написаны таким образом, чтобы любой участник мог работать с любой карточкой.
Клиенты рассказывают о выполненных ими на прошлой неделе заданиях с точки зрения написанных на карточках предложений. Карточки на этом первом занятии раздаются особым образом - протоколант прошлого занятия, раздавая карточки, следит за тем, чтобы не задеть слишком сильно кого-либо из участников. Для этого он привлекает свои записи и наблюдения, сделанные на предшествующем занятии. Очень неуверенный и заторможенный клиент не должен, например, получить тему "Прогресс в моем поведении", потому что это может оказать на него сильное негативное давление. На следующем занятии клиент должен получить другую карточку, чтобы он не был вынужден каждый раз сообщать об одном и том же. Поскольку карточки возвращаются, то имеет смысл на оборотной стороне карточки записывать имена клиентов, которые ее уже однажды получали.
Терапевт (передает карточку первому клиенту): "Расскажи, пожалуйста, о твоем домашнем задании с точки зрения записанной на карточке темы".
(Нельзя обращаться сразу к самому заторможенному, однако, его нельзя также заставлять слишком долго ждать.)
2.1.2 Переформулирование негативных утверждений.
В целях позитивного переструктурирования, и учитывая то, какое значение имеет самовербализация для регуляции поведения, нужно строго следить за тем, чтобы негативные оценки, которые участники могут давать сами себе и своему поведению, не оставались без внимания.
При обсуждении довольно часто говорят о том, насколько сильное влияние на поведение оказывает самовербализация (на первом занятии уже обсуждались стимулирующие и блокирующие самовербализации). Чтобы в будущем избежать блокирования активности, нужно суметь переформулировать соответствующие негативные, блокирующие самовербализации в позитивные стимулы действий. Это переформулирование с помощью тренера и группы должен осуществлять сам клиент - автор негативной формулировки. Важно, чтобы переформулирование было по возможности конкретным и специфичным и ориентировалось на условия жизни конкретного клиента, т.е. чтобы он сам видел реальную возможность осуществления этой формулировки. В случае общих, неконкретных формулировок типа "Я с этим справлюсь" возникает опасность, что такая самовербализация не окажет реального воздействия на когниции клиента.
Терапевт: дает пример такого побуждающего переформулирования: Вместо "Я не смотрел на другого" можно сказать так: "В будущем я должен следить за контактом глаз".
Протоколант записывает компоненты ситуации или поведения, которые не удались клиентам при выполнении домашнего задания - эти компоненты позже будут тренироваться в ролевой игре.
2.2 Ролевые игры.
Ролевые игры с участниками проводятся в подгруппах, поскольку при меньшем количестве наблюдателей для каждого возникает больше возможностей для изменения поведения и для интенсивной и дифференцированной обратной связи. Содержание ролевых игр вытекает из образцов поведения, которые в достаточной степени еще не были осуществлены клиентами. Сначала еще раз определяют, какая часть клиентов и в какой форме должна тренироваться дальше. Это должно происходить в форме совершенно конкретных требований к поведению, которые каждый клиент выдвигает сам себе. Для ролевых игр используют ситуации домашнего задания. Эти ситуации могут быть изменены так, чтобы для тренировки создавался новый ситуационный контекст.
Для каждого клиента с использованием заметок протоколанта и при поддержке группы отбирается подходящая ролевая игра, и она затем, возможно, несколько раз, разыгрывается.
2.3 Возврат к принципам уверенного поведения.
Для этой теоретической части занятия нужно опять собрать группу на пленум. Возврат к принципам, обсуждавшимся на прошлом занятии целесообразен и даже необходим потому, что подчеркиваемые и выделяемые на этом втором занятии отдельные аспекты уверенного поведения должны быть снова интегрированы в общий контекст уверенного поведения. Этот общий контекст можно еще раз обсудить с привлечением опыта, полученного при выполнении домашнего задания. Таким образом, теоретические соображения относительно уверенного поведения увязываются с индивидуальными переживаниями каждого конкретного клиента.
15 10 2014
3 стр.
В ситуации контакта могут возникать социально-психологические феномены: социальное влияние
14 12 2014
1 стр.
Развитие чувства общности, принадлежности к группе, формирование социального доверия, формирование чувства уверенности в окружающем
17 12 2014
1 стр.
Клубови треба да пошаљу само позване играче. Играчи су дужни да са собом понесу спортску опрему и лопту. Пожељно је да тренингу приствују тренери играча који су позвани на тренинг
10 09 2014
1 стр.
Наименование документа: Тренинг по профилактике алкогольной и наркотической зависимости у подростков
12 10 2014
1 стр.
«Техникалық және кәсіптік білім беру жүйесінде жастардың аутодеструктивтік мінез-құлығының тәрбие жұмысы көріністері» тақырыбындағы семинар-тренинг
25 12 2014
1 стр.
Зоны контакта тетрациклина с 16S субчастицей рибосомы Thermus thermophilus по данным рса
07 10 2014
1 стр.
У суботу, 26. 02. 2011. године, у хали Спортског Центра “оканик” у Матарушкој Бањи, одржаће се други заједнички Савезни контролни тренинг за играче/дечаке региона Централна Србија
10 09 2014
1 стр.