Перейти на главную страницу
Хотя сомнения Сорокина в ценности ряда аспектов западной социологии содержат многие, часто убедительные рациональные элементы, все же его критический анализ базируется на ошибочных теоретических и методологических позициях и поэтому не может быть последовательным. Дело в том, что все возражения Сорокина против крайностей бихевиоризма и неопозитивизма (неразборчивого применения количественных процедур, «сциентизма», критика антиисторизма и психологизма, с одной стороны, и возражения против формализма и бессодержательности абстракций «систематической» теории с другой) представляют собой полемику с различными точками зрения в рамках единого идеалистического понимания общественной жизни. Не случайно он пытается ограничить свой анализ чисто теоретической и методологической критикой, выпуская вопросы социальной обусловленности социологического знания. Избранный Сорокиным способ критического рассмотрения современной социологии не позволяет найти мировоззренческие источники зарождения школ и направлений, понять их связь с интересами, целями и представлениями различных социальных групп и слоев. Сорокин (и в этом, вероятно, состоит его главная ошибка) сознательно закрывает глаза на тот факт, что современная западная социология есть продукт капиталистической формации и как исторически-специфический тип культурной системы знания она связана с определенным (капиталистическим) способом материального и духовного производства.
Хотя Сорокин прекрасно владеет историческим материалом, он не столько обобщает последний, сколько ищет в нем чисто иллюстративное подтверждение правильности собственных априорных положений. В частности, упрощает он и картину духовного разброда в современной ему западной социологии, сводя ее в первую очередь к отсутствию четкой коммуникации между эмпирическим и теоретическим уровнями. Поэтому и выход из кризиса видится Сорокину на путях развития «интегральной» социологии собственного типа92.
Но между тем все гораздо сложнее. Кризис в буржуазной социологии связан с действием ряда тенденций, обнаруживаемых на всех уровнях социологического обобщения. Так, например, социологический психологизм — общая тенденция, наблюдаемая
С точки зрения марксизма «интегральная социология» Сорокина ущербна в своих центральных положениях. Ей характерны следующие недостатки.
1. Метафизическое сведение общественной интеграции к ее части духовной, невольно вело к превращению социологии в культурологию. Если строго придерживаться толкования предмета социологической науки Сорокиным, то невозможно провести разграничение (ни структурно, ни функционально) между эмпирической социальной и культурной системами. Если же различить их, то тогда культурные системы и подсистемы надо рассматривать как особые элементы духовной жизни общества, общественного сознания и психологии. Только в таком случае можно говорить о духовном стиле, ценностях как интегральном факторе этих систем и объединений. Сорокин же все социальное, общественное превращает в пассивных носителей культурного, ценностного. Трактовка Сорокина родилась в результате последовательного отрыва форм функционирования различных культурных систем (целостностей) от лежащих в основе их материальных отношений. Как только Сорокин абсолютизирует относительно самостоятельные культурные системы и объявляет их доминирующими в общем социальном взаимодействии, внутренняя логическая связь между основными элементами исторического целого нарушается и восстановить ее уже невозможно. С этим связан известный механицизм его концепции. Невозможен автоматический переход от интеграции на микроуровне (в группе) к всеобщей интеграции культуры или социальной жизни. Ибо тогда органическая целостность будет равняться арифметической сумме элементов, хотя последние и могут выступать, в свою очередь, как высокоинтегрированные системы. Тот факт, что симфония Бетховена как культурная система или любые другие культурные системы носят интегративный характер, не является основанием для механического перехода к универсальной интеграции культуры в целом. Накопление «мелких» интегрированных культурных систем неизбежно ставит вопрос об их отношениях, соответствии друг другу и другим системам: политическим, экономическим, социальным и т.д. Только тогда можно установить их морфологическое единство, выделить их интегрированную, малоинтегрированную и неинтегрированную части.
154
Другая неизбежная сторона ценностного подхода Сорокина формализм. Он совершенно игнорирует качественную специфику структур различных типов культурно-исторических феноменов. Так, симфония Бетховена, философия Бэкона, система капитализма, греческая культура V в. до н.э., согласно его концепции, типологически идентичны. Поэтому целостность схемы Сорокина достигается за счет абсолютизации механического взаимодействия эмпирических систем, связь которых носит не органический, а чисто формальный характер. Это противоречие было вскрыто английским историком и социологом А. Тойнби, ядовито заметившим, что описание Сорокиным культуры как органической суперсистемы, состоящей из пяти основных систем (язык, религия, этика, наука и искусство) и массы различных подсистем и конгломератов, вызывает в его уме картину пяти отдельных башен, возвышающихся на груде хлама. Каждая башня имеет свою архитектурную природу, но все они ничего общего не имеют друг с другом и самой кучей, где каждый кусочек не имеет общего с другим. Время от времени все это освещается тремя различными видами подсветки, которые монотонно меняются93.
2. Неспособность Сорокина вскрыть подлинные процессы интеграции общественной жизни (связи системы культуры с политическими, социальными и, прежде всего, базисными экономическими системами), а также игнорирование понятия формации как теоретического критерия повторяемости в истории, приводят его к мифотворчеству, к весьма произвольному обращению с историческим материалом94.
С этим связано другое существенное противоречие социологической конструкции Сорокина: наличие отточенного аппарата аналитических понятий, с одной стороны, и принципиальная невозможность оперировать ими на эмпирическом уровне, синтезировать их, вскрыть их историческую корреляцию, открыть подлинную связь общественного целого с другой. Отсюда социологический плюрализм как попытка примирения этого противоречия.
3. Сорокин интерпретирует познавательные процессы в терминах социологической феноменологии. Поэтому сознание
155
характеризуется им как ценностное сознание, весь процесс познания и объяснения (неправомерно отождествляется с мистической, «сверхчувственной и сверхрациональной» интуицией. Это приводит к тому, замечают различные критики Сорокина, что его конструкция часто оказывается не столько вне круга механистического понимания, сколько вне науки вообще, вне научного исследования явлений95.
Здесь раскрывается смысл на первый взгляд парадоксального определения интегрального мировоззрения Сорокина как «теоретического синтеза иррационализма и натурализма», данного выше. Пока речь идет о факторах, интегрирующих всю действительность в целостные системы на разных уровнях, и о способах их познания, Сорокин выступает в русле откровенного философского идеализма. Занимаясь же эмпирическим изучением конкретных систем, подсистем и суперсистем и их иерархического взаимодействия, Сорокин является сторонником их «естественнонаучного» натуралистического описания и измерения. Некоторые западные исследователи (Н. Тимашев, Г. Беккер) считают этот момент главным противоречием мировоззрения П. Сорокина. Но сам Сорокин менее всего был склонен защищать значение эмпирической направленности концепции и неоднократно подчеркивал решающую роль идеалистического элемента своей теории.
Сорокина. Подавляющая часть 40 томов его сочинений и множество научных статей, опубликованных за более чем пятидесятилетнюю деятельность, посвящены социологии
26 09 2014
4 стр.
Возвращение Питирима Сорокина. Материалы Международного научного симпозиума, посвященного 110-летию со дня рождения Питирима Александровича Сорокина. Под редакцией Ю. В. Яковца. М:
15 09 2014
62 стр.
Сыктывкар, Республика Коми, д ф н., профессор Сыктывкарского государственного университета
26 09 2014
1 стр.
Описаны понятия: общество, социальное явление, социальные факты, самоубийство, в трудах П. Сорокина. Дан сравнительный анализ подходам П. Сорокина и Э. Дюркгейма к изучению суицида
26 09 2014
1 стр.
Он анализирует развитие культур народов, разрабатывает теорию ценностей. Понятие «ценность» выступает как одно из важн в его соц-гии. С помощью этого понятия объясняется поведен
11 10 2014
10 стр.
Творческую деятельность Сорокина делят на два периода русский (с начала 10-х по 1922г.) и американский. К началу 60-х годов П. Сорокин уже около сорока лет был американским социоло
26 09 2014
1 стр.
Волков Ю. Г., Нечипуренко В. Н., Попов А. В. Социология. Курс лекций. Ростов-на-Дону., 1999
14 12 2014
1 стр.
Сша, Британии, Франции? Где кубинская социология, северокорейская? До недавнего времени почти не было китайской социологии. Где сталинистская социология? Что произошло с прочными т
07 10 2014
1 стр.