Перейти на главную страницу
Ключевые слова: туризм, ресурсы, факторы, памятники, SWOT-анализ, транспортная инфраструктура, средства размещения, привлекательность региона.
- во-первых, развитие туризма происходит на труднодоступной территории, автомобильные дороги с твердым покрытием расположены вокруг областного центра, а к части районов возможен только авиаперелет в летнее время или проезд по зимнику в холодное время года. К большинству памятников природы проезд осуществляется только авиа- и водным транспортом, в связи с чем возникают сложности с формированием инфраструктуры ввиду больших затрат;
- во-вторых, уникальная северная природа исключает массовый туризм, поскольку необходимо соблюдать экологический баланс;
- в-третьих, территория располагает большим количеством памятников природы, поэтому туризм должен осуществляться под постоянным контролем организаций, специализирующихся на охране природы;
- в-четвертых, поскольку на территории области существуют национальные села, ведущие традиционный для аборигенов севера образ жизни, требуется разработка политики вовлечения коренных народов в туризм и т. п.
Тем не менее, территория области перспективна для развития самых разнообразных видов туризма: познавательного (экскурсионного), рекреационного, приключенческого, спортивного и туризма с целью лечения.
В настоящее время на территории Магаданской области осуществляют свою деятельность 17 туристических фирм, из которых 11 – это турагентства и 6 – туроператоры. Анализ структуры туристического потока Магаданской области приведен на рисунке 1.
Рис. 1. Состав туристов в Магаданской области
В 2009 году из Магаданской области за рубеж выехали 2700 человек, из них 1627 чел. – в Китай, 720 – в страны Европы, 153 – в США, в остальные страны выезд составлял менее 100 туристов (рис. 2).
Рис. 2. Состав туристов, выехавших из Магаданской области за рубеж
Анализ въездного туризма показывает, что наибольшее количество туристов въехало в регион из Китая. Как правило, данные туристы приезжают с целью трудоустройства (рис. 3).
Рис. 3. Состав иностранных туристов, въехавших в Магаданскую область
В целом, индустрия туризма в Магаданской области развивается динамично, количество проданных туристическими фирмами путевок ежегодно увеличивается. Так, с 2007 по 2009 гг. количество проданных путевок увеличилось в 1,5 раза (рис. 4).
Проведение SWOT-анализа предусматривает построение матрицы, в соответствующие ячейки которой заносятся сильные, слабые стороны отрасли, ее возможности и угрозы. Сильные стороны предусматривают те особенности, которые представляют дополнительные возможности (благоприятные обстоятельства, которые можно использовать для развития отрасли), а слабые стороны (элементы, наступление которых может оказать негативное влияние на развитие туристического потенциала) представляют отсутствие чего-то необходимого для функционирования туризма в регионе или те элементы, которые оказывают на отрасль негативное влияние.
SWOT-анализ туристического потенциала Магаданской области, проведенный автором, представлен в таблице 1.
Таблица 1
SWOT-анализ туристического потенциала Магаданской области
Сильные стороны развития туризма |
Слабые стороны развития туризма |
- наличие большого количества ресурсов для развития нескольких видов туризма: исторического, познавательного, научного, этнографического, экологического, спортивного, приключенческого; |
- высокая цена туристического продукта на национальном и международном рынках; - несоответствие туристических услуг международным стандартам; - сезонность туристических услуг, связанная с климатическими условиями;
|
- наличие развитого гостиничного комплекса; |
- низкая конкурентоспособность гостиничного фонда; - нехватка номерного фонда во время туристического сезона; |
- стратегическое географическое положение Магаданской области; |
- недостаточный брендинг области; |
- транспортная система области (международный аэропорт и морской порт); |
- отсутствие современных автотранспортных средств для обслуживания туристических потоков; - отсутствие региональной авиакомпании, способной организовывать чартерные рейсы; |
- наличие развитой инфраструктуры питания; |
- отсутствие придорожного сервиса; |
- разнообразный природно-ресурсный потенциал; - наличие богатого историко-культурного наследия; - наличие большого количества мероприятий, связанных с историей и культурой области; - благоприятная экологическая ситуация; |
- необходимость реконструкции объектов туризма; - отсутствие информационной базы, содержащей субъекты туристической деятельности; |
- заинтересованность населения области в развитии въездного и внутреннего туризма; |
- недостаток стимулирующих факторов для развития въездного и внутреннего туризма; - недостаток квалифицированных специалистов в туристической индустрии; |
- стабильная социально-экономическая обстановка; |
- неблагоприятные демографические процессы; |
- событийные мероприятия, связанные с культурой и историей области; - опыт проведения выставок, ярмарок, фестивалей, семинаров как элемент развития делового туризма; - большое количество музеев и выставок; - опыт проведения соревнований по различным видам спорта; - большое количество мероприятий, связанных с историей и культурой области;
|
- неизвестность области, недостаток маркетинговых мероприятий; - недостаток рекламных материалов о туристическом продукте Магаданской области; |
Сильные стороны развития культурно-познавательного туризма |
Слабые стороны развития культурно-познавательного туризма |
- наличие памятников археологии: Атаргон, Иповеем, Кипчику, Варганчик, Орочан, неолитическая стоянка Малтан, древнекорякский жертвенник; - наличие памятников истории: лагерь «Днепровский», лагерь «Вакханка», лагерь «Каньон», лагерь «Бутыгычаг», лагерь «Северный», пересыльная тюрьма «Серпантинка», женская тюрьма «Сылыбастах» и др.; - наличие исторических скульптурных памятников – «Маска Скорби», «Узел Памяти», памятник жертвам ГУЛАГа на месте бывшей пересыльной тюрьмы «Серпантинка», памятник «Узникам Колымы» на Аркагалинском перевале, памятники Ю. Белибину, Э. Берзину, надгробие и памятник Вадиму Козину; - наличие памятников архитектуры, градостроительства и музеев; - наличие природных памятников, среди которых можно выделить «Пермские разрезы», «Разрез «Мирный», «Вулкан Маякан», «Остров Талан», «Мотыклейский», «Замковое»
|
- малая доступность объектов археологического туризма для туристов; - неудовлетворительное состояние объектов археологии; - низкая безопасность путешествий к природным памятникам; - недостаток выставочных залов, демонстрирующих товары народных художественных промыслов; - недостаточное продвижение народных художественных ремесел;
|
Сильные стороны развития лечебного туризма |
Слабые стороны развития лечебного туризма |
- наличие бальнеологических ресурсов |
- нехватка инвестиционных ресурсов; - увеличение стоимости туристического продукта при обновлении оборудования и снижение его конкурентоспособности |
Сильные стороны развития круизного туризма |
Слабые стороны развития круизного туризма |
- наличие морских и водных ресурсов, пригодных для осуществления экскурсий; - наличие малых судов, которые могут быть использованы для осуществления круизов |
- изношенность судов; - высокие затраты на реконструкцию и техническое перевооружение судов; - отсутствие собственных инвестиционных ресурсов
|
Сильные стороны развития экологического туризма |
Слабые стороны развития экологического туризма |
- наличие 56 достопримечательных объектов природы, среди которых 42 объекта – особо охраняемые природные территории, 6 объектов – особо охраняемые памятники природы, 7 объектов – не охраняемые государством и одна курортная зона; - возможность развития системы частных гостиниц; - возможность использования меньших капитальных и организационных затрат (по сравнению другими видами туризма)
|
- отсутствие механизма регулирования антропогенных нагрузок; - отсутствие оборудования на экологических тропах, стоянках; - отсутствие смотровых площадок
|
Сильные стороны развития спортивного туризма |
Слабые стороны развития спортивного туризма |
- наличие природных ресурсов для развития пешеходного, лыжного, водного, велосипедного и горного туризма; - наличие биоресурсов для развития охотничье-рыболовного туризма; - наличие инфраструктуры
|
- изношенность материально-технической базы; - отсутствие рекламных материалов для продвижения туристических продуктов на международном рынке |
Возможности |
Угрозы |
- наличие международных связей; - возможность для развития разнообразных видов туризма; - возможность сочетать несколько видов туризма; - возможность привлечения туристов из Китая, Японии, Кореи; - возможность развития туристической инфраструктуры за счет привлечения инвестиций - рост экономического потенциала за счет развития рынка услуг; - повышение привлекательности области на основе стабильной тенденции реализации маркетинговой политики территории; - возможность при модернизации производственной базы вписаться в общую стратегия развития России |
- несовершенство нормативно-правовой базы; - низкий спрос населения на услуги въездного и внутреннего туризма Магаданской области; - жесткая конкуренция со стороны других регионов Дальнего Востока; - конкуренция туристических фирм области с внешними туристическими предприятиями; - высокая стоимость туристических путевок в связи с высокими транспортными издержками; - отсутствие программы поддержки фирм, занимающихся въездным туризмом; - проигрыш конкурентных позиций за ресурсы другим областям ДФО
|
К факторам, препятствующим развитию въездного и внутреннего туризма Магаданской области, можно отнести следующие:
- неразвитость туристической инфраструктуры в области, неудовлетворительное состояние объектов туризма, физический и моральный износ материальной базы санаторно-курортной сферы, недостаточный уровень развития сферы дополнительных услуг;
- отсутствие единой маркетинговой политики, направленной на продвижение магаданского турпродукта, отсутствие системы статистической информации, позволяющей проследить динамику отрасли;
- несоответствие стоимости гостиничного обслуживания и других услуг их качеству, слабая квалификация персонала, отсутствие системности в подготовке и переподготовке кадров для сферы туризма;
- высокая доля транспортных расходов в общей стоимости туристической путевки вследствие удаленности территории от федерального центра;
- преобладание выездного туризма над въездным, отсутствие нормативно-правовой базы, регулирующей въездной и внутренний туризм в Магаданской области;
- недостаточное финансирование туристической отрасли на федеральном и региональном уровне, сезонный характер приема туристов и другие.
Проведенный SWOT-анализ позволяет автору сделать обобщающий вывод, что при целенаправленной и ресурснообеспеченной региональной политике можно нейтрализовать большинство слабых сторон туристического потенциала территории.
Среди факторов роста привлекательности туризма в Магаданской области отметим следующие:
- уникальный природно-ресурсный потенциал и культурно-историческое наследие;
- в Магаданском институте экономики Санкт-Петербургской академии управления и экономики осуществляется подготовка специалистов по специальности «Социокультурный сервис и туризм», в Северо-восточном государственном университете подготовка специалистов со знанием иностранных языков;
- большое количество туристических фирм, свободная рабочая сила, имеющаяся на рынке труда;
- наличие международного аэропорта и международного морского торгового порта, близость стран АТР и другие.
Автор считает, что для развития туризма на территории Магаданской области необходимо:
- совершенствовать законодательную и нормативно-правовую базу развития туризма;
- разработать региональный нормативный документ «Правила оказания туристических услуг в Магаданской области»;
- внедрить систему добровольной сертификации качества туристических услуг;
- разработать и реализовать меры по материальной поддержке фирм, занимающихся въездным туризмом (ввести льготы по арендной плате на муниципальное имущество и землю, льготы на тарифы, коммунальные услуги и т. д.)
- сформировать современную систему подготовки и переподготовки туристских кадров, проводить научно-практические семинары с участием международных специалистов;
- оказывать туристическим фирмам информационную поддержку по продвижению услуг, выпуску информационных материалов (каталоги, буклеты), разработке туристического Web-сайта Магаданской области; помощь в организации теле- и радиопередач для России и зарубежья (например, телепередачи на канале Russian Travel Guide), статьи в газетах и журналах) и т. п.
Все предложенные мероприятия послужат формированию на территории области конкурентной туристической отрасли, а развитие отрасли, в целом, позволит:
09 10 2014
1 стр.
В первом случае анализ выходит достаточно общим и содержащим не так много полезной информации, а во втором дает менеджеру серьезную пищу для размышлений
09 10 2014
1 стр.
Проект предусматривает строительство в Волгоградской области санаторно-туристического комплекса федерального значения на территории природного парка "Эльтонский"
10 10 2014
1 стр.
Тава Ягоднинского района территория Ягоднинского района определена границами, утвержденными законом Магаданской области от 17. 12. 2004 n 511 с изменениями и дополнениями в редакци
10 09 2014
1 стр.
Администрация Магаданской области, Магадан, губернатор Магаданской области, кандидат экономических наук
06 10 2014
1 стр.
Руководитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Магаданской области – главный судебный пристав Магаданской области
14 10 2014
1 стр.
В 2013 году Магаданской области исполняется 60 лет. История освоения края связана с развитием единого производственного дорожного комплекса, в котором немаловажную роль играет испр
16 12 2014
1 стр.
Картографирование как ключевой элемент информационно-коммуникативной базы культурного туризма 8
30 09 2014
15 стр.