Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Лицей имени В.Г. Сизова


УТВЕРЖДАЮ

Директор лицея им. В.Г. Сизова _______________В.А. Ермоленко

« 30 » 08. 2011г.

Приказ №240-

Творческая мастерская «Вокруг нас – мир…»
Учитель Качановская Т.Ю.
5 классы
2011-2012 учебный год

УМК по данному курсу:

«Вокруг тебя – мир…» книга для ученика

5 класса / Авт. Сост. А. Делетроз Международный

красный крест, 2001г.




Обсуждена и согласована на

методическом объединении

учителей русского языка и

литературы

Протокол № 6

от « 14 » 05. 2011г.



Принята на заседании

педагогического совета

Протокол № 7

От « 20 » 05. 2011г.



Место учебно-методического комплекса «Вокруг тебя - Мир...» в образовательной программе по распространению знаний о международном гуманитарном праве

В системе образования РФ программа по распространению знаний о нормах международного гуманитарного права с 1994 г. осуществляется в рамках следующих учебных дисциплин:

в 9-м классе - в обществознании

с 10-го по 11-й класс - в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»

с 5-го по 8-й класс - в литературе - пропедевтический курс «Вокруг тебя - Мир...» (для дополнительного чтения, в качестве факультативного курса или курса по выбору). В пособиях к данному курсу сделана попытка показать общность этического начала, которое лежит как в основе базовых норм международного гуманитарного права, так и определяет авторскую позицию в отобранных для анализа произведениях.

Цель - эмоционально подготовить к осознанному восприятию норм международного гуманитарного права, которые будут изучаться в старших классах системно. Это определяет этико-правовую специфику интегрированного курса

«Вокруг тебя - Мир...» - интегрированный курс

«Вокруг тебя - Мир...» относится к числу тех интегрированных курсов, которые «представляют собой цикл (блок) уроков, объединяющих материал одного или ряда предметов с сохранением их независимого существования» (Браже Т. Г. Интеграция предметов в современной школе. - Вопросы литературы в школе, 1996, № 5).

Для всего курса в целом и для учебных пособий каждого класса в частности характерны наличие трех компонентов: литературоведческого, этического и правового.

Этический компонент дает возможность без ущерба решению задач литературного образования интегрировать в уроки литературы правовой компонент.

Традиционно на уроках литературы в школах РФ внимание школьников обращается на такие произведения отечественной и мировой литературы, в которых говорится о ценности человеческой жизни, о деятельном сострадании, уважении человеческого достоинства, ответственности за последствия совершенного, о переосмыслении содеянного, о выборе средств для достижения цели и т.п.

Эти же принципы гуманности лежат в основе норм международного гуманитарного права.


Общая характеристика УМК «Вокруг тебя - Мир...»

Данный курс:

- дополняет учебники основного курса литературы;


  • согласован с основными, рекомендованными Министерством образования Российской Федерации, программами по литературе; в его основе - проблемно-тематический принцип структурирования;

  • решает задачи литературного образования в гармоничном сочетании с вопросами воспитания. Это выражается в постановке общих целей образовательного и воспитательного характера (ориентированность на понимание необходимости ограничивать насилие в конфликтных ситуациях, в том числе и в ситуациях вооруженного конфликта) и частных целей, способствующих литературному образованию учащихся (формированию читательского вкуса, умению анализировать и оценивать художественное произведение, развитию творческого потенциала учащихся, их речи).

Художественные и публицистические произведения, помещенные в УМК, отличаются гуманистической направленностью. Предпочтение отдается текстам позитивным по звучанию, завершенным (отобранные фрагменты либо взяты из программных произведений, либо представляют собой достаточно завершенные части целого произведения), принадлежащим перу отечественных авторов (переводная литература составляет лишь одну треть от общего числа текстов).

Правовая информация вводится дозированно и адаптированно. Она адресована как ученику, так и учителю, что, с одной стороны, расширяет правовой кругозор последнего, а с другой - помогает подготовиться к разговору в классе.

От учеников не требуется безупречного знания правовых тонкостей и употребления сложных правовых терминов и понятий. Данный курс - пропедевтический и призван создать лишь самые общие представления об основных понятиях и нормах международного гуманитарного права.

Для УМК характерны:



  • системность, преемственность и взаимосвязь всех трех компонентов - литературоведческого, этического, правового - внутри разделов каждой книги и между пособиями 5-8-го классов в целом;

  • развивающий характер методики (активно-деятельностная модель, опора на жизненный опыт учащихся, проблемность, диалоговость, коммуникативность и др.).


Место УМК для 5-го класса в учебном процессе

Наиболее целесообразно изучать этот курс или в рамках уроков внеклассного чтения, или в рамках уроков развития речи. Можно изучать его и единым блоком как факультативный курс, спецкурс или курс по выбору.

Учитель может также самостоятельно расположить произведения в соответствии с хронологическим или родо-жанровым принципом. Однако в таком случае ему придется быть внимательным ко всем логическим и смысловым связям между изучаемыми и обсуждаемыми произведениями.

Структура УМК

Учебно-методический комплект для каждого класса состоит из книги для ученика и методических рекомендаций для учителя.

В книге для ученика содержатся: тексты для чтения; словарь к текстам; формулировки некоторых заданий, необходимая дополнительная информация.

В методических рекомендациях содержатся:

- планирование;

- подробные методические разработки уроков (определяются общие и частные цели, предлагаются варианты вступительного слова учителя, формулировки вопросов с необходимым комментарием ожидаемых ответов, темы творческих письменных работ, выводы по уроку и по разделам, советы организационно-методического характера, дополнительная информация для учителя (о писателе, эпохе, некоторых литературоведческих понятиях; о Международном движении Красного Креста и Красного Полумесяца, об основных нормах международного гуманитарного права)


Планирование по проблемно-тематическому принципу



Раздел, автор

и произведение



Кол-во часов

Гуманистический

компонент



Литературоведческий компонент

Слова, которые

вводятся в

тезаурус

учащегося



Развитие речи



Соотнесенность с

программой, построенной по хронологическому принципу



Соотнесенность с

программой, построенной по родо-жанровому принципу



I

О правилах

- сказка «Общее Счастье»

(из фольклора

народов Северного Кавказа)

- сказка

Т. Александровой «Светофорчик»






Разнообразные

правила и обычаи регулируют

взаимоотношения людей. Соблюдение определенных

правил способствует защите

людей, уменьшению их страданий


Литературная

(авторская)

сказка. Композиция сказки.

Поучительность как жанровый признак сказки



Правила

ограничение

запрет


Словарная работа, пересказ, подготовка устного

рассказа, письменные творческие работы, письменная работа на

основе речевой

ситуации, домашние задания коммуникативного характера



Сказки

народов мира

Сказка XX века


Фольклор

Эпические

жанры.

Литературная



сказка




3


































4














































II

Об уважении

и сострадании

- рассказ

Е. Носова

«Трудный хлеб»

- сказка-быль

А. Платонова

«Неизвестный

цветок»

- сказка


О. Уайльда

«Мальчик-

звезда»





Взаимное

уважение


достоинства вне

зависимости от

различий - вот

основа правил,

по которым

должны


строиться

отношения

между людьми


Литературная

сказка, композиция, роль

художествен-

ной детали



Уважение

сострадание

достоинство


Словарная работа, составление

плана, обсуждение афоризмов,

письменные творческие задания,

беседа с элемента-

ми дискуссии,

подготовка устно-

го рассказа, домашнее задание

коммуникативного характера



Русская

литература XX

века

Зарубежная



литература

Эпические

жанры.


Литературная

сказка


Рассказ










3



















4























































3





























































III

О войне

-отрывки из романа

Л. Толстого «Война и мир»

-отрывки из дневника

Д. Давыдова «1812 год»


6

3


Даже на войне возможно проявление гуманности

Сравнительная характеристика героев; жанр дневниковых записей

Конфликт вооруженный конфликт военнопленный защита гуманность

Задания на развитие ассоциативного мышления, рассуждения на основе афоризма, овладение некоторыми навыками дискуссионной речи, индивидуальное задание повышенной сложности, творческие письменные работы

Защита Родины в литературе XIX века

Эпические жанры. Рассказ

IV

О деятельном сострадании

-рассказ


А. Куприна «Чудесный доктор»

-отрывки из «Воспоминаний о битве при Сольферино» А. Дюнана Подведение итогов работы по книге «Вокруг тебя -Мир...»



3
3
3

Сострадание, уважение достоинства других людей лежат как в основе гуманных поступков людей, так и в основе правил, направленных на защиту человека

Композиция эпического произведения малой формы

Деятельное

сострадание

помощь


Словарная работа, самостоятельная работа, подготовка устного рассказа, задания на развитие умений сравнивать и обобщать, творческие письменные работы

Русская

классическая

литература

XIX века


Зарубежная

литература






Творческая мастерская «Вокруг нас – мир…» Учитель Качановская Т. Ю. 5 классы 2011-2012 учебный год умк по данному курсу: «Вокруг тебя – мир…»

Место учебно-методического комплекса «Вокруг тебя Мир» в образовательной программе по распространению знаний о международном гуманитарном праве

114.06kb.

10 10 2014
1 стр.


Программа воспитательной работы на 2011-2012 учебный год «вокруг тебя мир» Составители

Она объединяет все педагогические воздействия на ребенка, создавая тем самым единое воспитательное пространство, в котором происходит развитие личности ребенка

168.39kb.

12 10 2014
1 стр.


Учитель начальной школы Магомедова К. М. Цель: Выявить условия возникновения горения, способы борьбы с огнем. Задачи

А. А. Плешаков, «Мир вокруг нас»: М., «Просвещение», 2008; сопровождающая презентация к уроку, учебный видеофильм

66.62kb.

23 09 2014
1 стр.


Учебная программа «окружающий мир: Мир вокруг нас»

Охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматрива

576.98kb.

10 10 2014
6 стр.


Урок географии в 8 классе Учитель Гольева Т. В. 2011-2012 учебный год Урок 23. Растительный мир Австралии

Обучающая: дать основные знания о растительном мире Австралии, дать понятие о связи климата и растительности Австралии

101.69kb.

10 10 2014
1 стр.


Разнообразие растений

А. А. Плешаков «Мир вокруг нас» 3кл., рабочая тетрадь на печатной основе, цветные карандаши, кроссворд, магнитофон с записью звуков леса и пения птиц

86.7kb.

13 12 2014
1 стр.


Мир вокруг тебя Николай Тужилин Глава о чем говорят названия сами себя рекомендуют

Иногда название просто констатирует свои какие-то особенности или качества. Столица Советской Грузии — Тбилиси—получила свое наименование от грузинского слова тбили — теплый

24.88kb.

09 10 2014
1 стр.


Cd диск Живая природа (для 1,2,3 класса)

С: Образовательная коллекция. Веселые уроки детского этикета. Играем и учим cd диск1С: Образовательная коллекция. Интерактив азбука. Мир вокруг нас

338.57kb.

04 09 2014
5 стр.