Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
ГОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Кафедра

Естественнонаучного

Образования

Творческая работа

«Система учета знаний на примере темы

«Структурная организация живых организмов. Строение клетки»»

Выполнил: учитель МОУ-СОШ №2

р.п. Степное, Советского р-на,

Саратовской обл.

Закрой Наталья Евгеньевна

Саратов

2007

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Введение.

  2. Теоретическая часть.

  1. Функции проверки знаний и умений школьников.

  2. Содержание проверки знаний.

  3. Время и место проведение проверки знаний и умений школьников.

  4. Виды проверки.

  5. Формы, методы и приемы, с помощью которых проводится проверка знаний и умений школьников.

  6. Оценка результатов проверки.

  1. Основное содержание.

  2. Заключение.

  3. Библиография.


ВВЕДЕНИЕ

Пусть учитель спрашивает с ученика

не только слова затверженного урока,

но смысл и самую суть его и судит о пользе,

которую он принес, не по показаниям

памяти своего питомца, а по его жизни.

М.Монтень.

Одной из важнейших проблем организации учебной деятельности на уроках биологии является создание системы учета знаний, умений и навыков учащихся. И это понятно, ведь именно в процессе проверки выявляются достижения школьников и пробелы в их учебной подготовке, закрепляются, уточняются и систематизируются знания и умения, приобретенные учащимися на предыдущих уроках.

На основе, полученной в результате проверки знаний, информации учитель решает проблему управления учебным процессом, намечает пути дальнейшего продвижения школьников, корректирует содержание и методы обучения.

Основная задача моей работы: найти ответы на вопросы, которые часто встают перед учителем в процессе педагогической деятельности. А именно. Какие функции и задачи выполняет проверка знаний и умений школьников? Как организовать проверку, чтобы она выполняла все возложенные на нее функции? Как правильно определить место и время проверки? Какие методы и методические приемы использовать при этом? Как с наименьшими потерями времени проверить знания каждого ученика? Как пользоваться измерителями достижения требования к результатам обучения учащихся?



ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Ответить хотя бы на часть из поставленных вопросов помогло изучению серии статей о проверке знаний и умений, учащихся в журнале «Биология в школе» (2006 г. №3,6,8), «Сборника нормативных документов. Биология», лекции доцента кафедры педагогики ГОУ ДПО СарИПКиПРО С.А. Пилюгиной на тему «Современные концепции обучения» и «Современные технологии обучения ».



Функции проверки знаний и умений школьников

Главная функция проверки – контроль знаний и умений школьников, роль которого – определение достижения учащимися базового уровня подготовки, овладение обязательным минимум содержания биологического образования, необходимым для решения задач научного мировоззрения, экологического, гигиенического, нравственного и трудового воспитания.

Обучающая и развивающая функции контроля знаний состоят в определении уровня овладения учащимися различными видами учебной деятельности: общенаучной, интеллектуальной и практической.

Воспитательная функция заключается в выработке у школьников ответственного отношения к учебе, в осознании ими необходимости систематически выполнять домашнее задание, в постоянной готовности проверка знаний.

Управляющая функция контроля знаний и умений проявляется в том, что учитель использует результаты проверки для принятия решения о переводе учащихся в следующий класс. Успеваемость учащихся класса используется администрацией школы для оценки работы учителя.

Содержание проверки знаний и умений школьников

Эффективность обучения биологии зависит не только от успешной реализации функций, но и от содержания проверки.

В настоящее время школы имеют возможность работать по вариантным программам и учебникам. С целью же сохранения единого пространства еще в 1998 году возник вопрос о стандартизации образования, а в 2004 году был введен новый государственный стандарт общего образования. Образовательные стандарты по учебному предмету включают:


  1. Цели изучению учебного предмета.

  2. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ по данному предмету.

  3. Требование к уровню подготовки выпускников по данному учебному предмету.

В соответствии с этими документами и должна осуществляться проверка знаний и умений обучающихся в процессе изучения нового материала объем научной информации, сообщаемой учителем, может превышать уровень, заданный требованиями у уровню подготовки выпускников. Эти сведения необходимы, чтобы обогнать учебный материал новейшими данными биологической науки, медицины, с/х практики, биотехнологии. Они пробуждают у школьников интерес к предмету. Однако проверять знание у школьников следует на базовом уровне и лишь у желающих – на более высоком. Материал, который подлежит изучению, но не включает в требования к уровню подготовки выпускников, выделен в тексте курсивом.

Лишь опорные знания должны сохраняться в памяти учащихся навсегда или, во всяком случае, надолго, тогда как все остальное неизбежно забудется, если человек не станет специализироваться в данной области. И ничего страшного в этом нет.

Требования к уровню подготовки учащихся указывают на необходимость больше внимания уделять сформированности умений, различных видов деятельности, овладение которыми облегчит им работу с домашним заданием, даст возможность самостоятельно приобретать новые знания из научно-популярной литературы.

Учитель должен больше внимания уделять проверке умения проводить сравнение, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать факты, делать выводы и др. закрепление этих умений у школьников повышает уровень их биологической подготовки.

Практика также показывает, что учащиеся не владеют в должной мере практическими умениями. Поэтому учителю нужно обратить особое внимание на проверку сформированности практических навыков: приготовить микропрепарат, провести опыт, наблюдение, определить виды растений, зафиксировать результаты опытов и наблюдений и т. д.

Очень важно при контроле знаний включать задания на работу с натуральными объектами, с целью выявления особенности их строения, нахождения черт приспособленности у организма к среде обитания, составления характеристики вида, фенотипа организма, установления взаимосвязи строения и функции и др.

Большое значение имеют время и место проведения проверки знаний и умений школьников. Традиционно урок биологии начинается текущей проверке знаний путем устного опроса. Такая форма контроля знаний малоэффективна, занимает 1/3 или ½ урока, при этом учитель успеваемость проверить 3-5 учащихся. Исследованиями психологов установлено, что познавательная деятельность учащихся протекает наиболее активно первые 20 мин., затем она снижается. Поэтому начало урока лучше использовать для изучения нового материала, особенно сложного.

Проверку знаний следует проводить и при их закреплении. В этом случае контролируется не только ранее изученный материал, но и новый, устанавливаются связи между ними.

В отдельных случаях проверка знаний как самостоятельный этап может больше отсутствовать. В практике наблюдается такая закономерность - если опрос затягивается (больше 15 минут), то урок получается плохим, а новые знания – слабыми, несмотря на хорошую методику преподавания.

Лучше не довести один из элементов урока, чем «скомкать» весь урок, не сделать главного, ради чего каждый учитель приходит на урок, - изучение новых знаний и их закреплений.



Как проверять?

Решение этого вопроса связано с использованием разных видов и способов проверки. Различают текущую, тематическую и итоговую, например, годовую проверку знаний и умений учащихся.

При этом используют разные формы, методы и приемы.

Главные способы проверки:



  1. Устный (индивидуальный, уплотненный, фронтальный опрос);

  2. письменные (текстовая, графическая контрольные работы, диктанты);

  3. программированный контроль;

  4. практическая проверка знаний;

  5. проверка выполнения домашних заданий (письменных, графических, по сбору коллекций, гербариев, по опытной работе).

Все формы внеклассной работы могут служить хорошим средством проверки тех или иных знаний и умений.

Выбор форм проверки знаний зависит от содержания проверяемых знаний.

На уроках биологии широко распространена устная проверка. Она позволяет получить довольно полную информацию о подготовки учащихся, глубине их знаний, следить за логикой рассказа, речью школьников. В то же время она имеет ряд недостатков: занимает много времени на уроке, не дает возможности сравнить ответы учащихся на один и тот же вопрос. Преодолению этих недостатков способствует письменная тематическая и итоговая проверка. Она позволяет охватить проверкой большой объем знаний, тщательно проанализировать ответ ученика. Этот вид проверки знаний и умений требует от учителя четкого формулирования вопросов и заданий, нацеленных на систематизацию и обобщение знаний, на их применение в новой ситуации.

Письменную проверку знаний можно провести с помощью открытых и закрытых тестов. Они могут быть разными: с выбором правильного ответа, с дополнением ответа, на определение последовательности процессов или явлений и др.

Текстовый контроль имеет ряд преимуществ перед традиционными формами и методами: позволяет рационально использовать время урока, быстро устанавливать обратную связь с учащимися, получить объективные данные о достижении учащимися требований к их подготовке, сравнить результаты нескольких классов, формирует у учащихся мотивацию для подготовки к каждому уроку; дисциплинирует их.

Однако и эта форма проверки не лишена недостатков. Главным из них является трудность проверки уровня овладения школьниками практическими умениями; допускается возможность угадывания или списывания у соседа правильного ответа.

Поэтому целесообразно нетрадиционные формы и методы проверки знаний и умений применять в сочетании с традиционными методами.

Как оценивать результаты проверки?

В оценке знаний бывает довольно много субъективизма. Необходимыми и достаточными для проверки и оценки являются такие качества знаний: правильность, полнота, прочность, осознанность, действенность, системность



Правильность знаний – степень соответствия эталону, современному уровню биологической науки.

Полнота знаний – это их объем, который определяют соответствием знаний ученика требованием программы и изложению в учебнике.

Осознанность знаний означает понимание значимости знаний внутренних связей, умение анализировать и сравнивать, доказывать и обобщать, оценивать и объяснять

Действенность знаний выражается в умении применять знания в различных ситуациях.

Прочность знаний – наличие и устойчивости всех перечисленных качеств.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

В процессе многолетней работы у меня сложилась определенная система учета знаний и умение учащихся.

Мои ученики старших классов знают, что при изучении каждой темы я буду проверять:


  1. знания основных терминов и понятий темы (организуется работа в парах);

  2. усвоение более обобщенных знаний, законов, а также овладение различными видами деятельности с помощью тестов;

  3. практические навыки работы с биологическим оборудованием, натуральными объектами;

  4. выполнение работ творческого характера;

  5. выполнение классных и домашних самостоятельных работ в тетради;

  6. систему знаний по теме на зачетном уроке (работа в группах).

Приведу пример организации проверки знаний и умений, учащихся 9х классов по теме «Структурная организация живых организмов. Строение клетки».

Я работаю по программе, авторами которой являются А.И. Сонин, В.Б. Захаров, Е.Т. Захарова. На эту тему выделено 5 уроков.

Распределяю их следующим образом:


  1. урок – Клеточная теория строения живых организмов. Прокариотическая клетка, место и роль прокариот в биоценозах.

  2. урок – Эукариотическая клетка. Сравнение прокариот и эукариот.

  3. Урок – Лабораторная работа «Изучение микроскопического строения клеток растений».

  4. Урок – Ядро клетки – центр управления процессами жизнедеятельности клетки.

  5. урок – Зачетный урок по теме. (Работа в группах.)

На первом уроке темы учащиеся получают памятку.

Усвоить материал этой темы, ученик должен

  1. Характеризовать приведенные ниже термины и понятия и объяснять взаимосвязь между ними:

а ) прокариоты, эукариоты, мембрана, плазмалемма, фагоцитоз, пиноцитоз;

б ) митохондрии, пластиды;

в ) рибосомы;

г ) вакуоли, микротрубочки, клеточный центр, реснички жгутики;

д ) Э.П.С., аппарат Гольджи, лизосомы;

е ) ядро, хроматин, хромосомы, центромера, гомологичные хромосомы, гаплоидный, диплоидный набор хромосом, ядрышко, кариотип.



  1. Описывать:

а ) структуру и свойства биологических мембран;

б ) функции и строение клеточной оболочки, цитоплазмы, включенных мембранных и немембранных органелл.



  1. Уметь рассматривать клетки растений на готовых микропрепаратах, работать с микроскопом, распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки. Сравнивать клетки прокариот и эукариот, растений и животных и делать выводы на основе сравнения.

На этом уроке дается задание: подготовить сообщение (по желание) «Роль бактерий в природе» или «Роль бактерий в жизни человека». Сообщение необходимо сдать на зачетном уроке.

На втором уроке проверку провожу после объяснения нового материала, при закреплении знаний. Для этого использую сигнальные карточки, на которых изображены отдельные органоиды клетки и на других указана функция органоида. Учащимся предлагается найти соответствие, какому органоиду соответствует, какая функция. Работа проводится в форме игры. Затем учащимся предлагается небольшая тестовая работа.

Для самостоятельной работы дома дается задание: укажите компоненты клеток разных типов организации.



Тип организации клеток

Компоненты клеток

  1. Прокариотическая клетка

  2. Эукариотическая клетка

а) ядро; к) лизосома;

б) цитоплазма; л) цитоплазматическая

в) митохондрия; мембрана;

г) нуклеоид; м) клеточная стенка;

д) рибосома; о) ЭПС;

е) РНК; п) мезосома;

ж) хромосома; р) комплекс Гольджи;

з) ДНК; с) микротрубочка.

и) жгутик;


Результат этой работы проверяют на следующем уроке.

На третьем уроке проводится лабораторная работа: «Изучение микроскопического строения клеток растений». Тетради с выполненной работой проверяют у всех учащихся.

На следующем уроке по теме: «Ядро клетки – центр управления процессами жизнедеятельности клетки». После краткого объяснения нового материала организую работу в парах по проверке основной терминологии: хроматин, хромосомы, гаплоидный, диплоидный наборы хромосом, центромера, гомологичные хромосомы, кариотип. Сначала школьники обучают, а затем проверяют и оценивают знания друг друга.

На пятом заключительном уроке провожу зачет. Работу организую в группах. Коллектив учащихся класса разбит на 4 группы, в каждой группе определен лидер, который организует и контролирует работу в совей группе.

При составлении заданий я сначала анализирую материал учебной темы, выделяю основные, наиболее существенные вопросы фактического содержания, затем соотношу их с требованиями к знаниям и умениям учащихся, и на основе этого формулирую задания.

Задание группа получает непосредственно на уроке. Лидеры берут билеты, на которых указано:



  1. задание дает учитель;

  2. задание по желанию;

  3. и 4. Что достанется.

После этого, как лидеры получат задание, они организуют обсуждение его в группах. На эту работу отводится 15 мин. На отчет по заданию каждой группе дается 5 мин. На подведение итогов – 5 мин.

Задание 1 группе.

  1. Обсудите вопросы в группе.

а) На чем основано деление всех живых организмов на 2 группы – прокариот и эукариот?

б) Какие организмы относятся к прокариотам?

в) На схематическом рисунке назовите органоиды прокариотической клетки.

г) В чем заключается значение прокариот в биоценозах?

2. Установите соответствие:

1. Неклеточные формы жизни.

2. Прокариоты.

3. Эукариоты.


а) простейшие; е) животные;

б) цианобактерии; ж) растения;

в) вирусы; з) фаги;

г) грибы; и) лишайники;

д) бактерии; к)одноклеточные

водоросли.





Задание 2 группе.


  1. Обсудите вопросы в группе:

а) Какими основными чертами строения характеризуется эукариоты?

б) Как устроены мембраны клетки (схематический рисунок)?

в) Дайте определение понятиям: пиноцетоз, фагоцитоз.

г) Перечислите органоиды клетки, указав их функции (по таблице.)

2. Определите, к какой группе органелл относят перечисленные структуры клетки:

1. Мембранные органоиды.

2. Немембранные органоиды.

3. Специальные органоиды.


а) жгутики; ж) миофибриллы;

б) рибосомы; з) лизомы;

в) микроворсинки; и) микротрубочки;

г) митохондрии; к) вакуоли;

д) хролопласты; л) ЭПС;

е) ядро; м) центриоли;

н) реснички;

о) комплекс Гольджи;

п) клеточный центр.




Задание 3 группе:


  1. Обсудите вопросы в группе:

а) Каково строение ядра клетки? (По таблице.)

б)Как устроены и из чего состоят хромосомы (по таблице)?

в) Что такое кариотип?

г) Какие хромосомы называют гомологичными?

Какой набор хромосом называют гаплоидным? диплоидным?


  1. Определите типы хромосом по рисункам.

Задание 4 группе.

  1. Укажите черты сходства и различия в строение клеток растений и животных.

  1. Клетки животных.

  2. Клетки растений.

а) целлюлозная д) комплекс Гольджи;

клеточная стенка; е) митохондрии;

б) сильно развитая ж) лизосомы;

система вакуолей; з) пластиды;

в) полисахариодный и) центриолы;

гликокаликс; к) хлоропласты.

г) ЭПС;


2.Рассмотрите под микроскопом готовый микропрепарат растительной клетки. Сделайте рисунок, подпишите основные части клетки. Определите увеличение микроскопа.

После обсуждения вопросов, группы приступают у отчету. Докладывать о результатах работы может лидер или любой ее член по желанию или выборы учителя.

При подведении итогов урока кратко говорит о своем впечатлении от зачета и в случае обнаружения пробелов в знаниях учащихся восполняет их заключительными комментариями и обобщением.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проверка знаний и умений является наиболее трудной частью урока. Проверка требует от учителя, кроме знаний и мастерства, специальной подготовительной работы – планирования всех этапов проверки, заблаговременной подготовки всех средств контроля: вопросов, дидактических карточек, средств программированного контроля знаний и др. К ней нужно заблаговременно и тщательно готовится. Недооценка этой работы чревата серьезными изъянами в знаниях учеников. Правильная организация учебной деятельности, на мой взгляд, предотвращает штурмовщину и перегрузки. Применяемая мной система учета знаний и умений учащихся способствует формированию у них установки на неизбежность проверки, дисциплинирует их, приучает регулярно выполнять домашнее задание, развивать самостоятельность и чувство ответственности, обеспечивает полноту проверки знаний учащихся и повышает объективность оценки результатов обучения.



БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Журнал «Биология в школе». №3 2006 г. Статья «Система контроля знаний и умений учащихся».

  2. Журнал «Биология в школе». №8 2006г. Статья «Контроль знаний и умений учащихся. Зачеты».

  3. Журнал «Биология в школе». №3 2010 г. Статья «Примерные итоговые проверочные работы по биологии».

  4. «Сборник нормативных документов. Биология».

  5. В.С. Конюшко, С.Е. Павлюченко, С.В. Чубаро «Методика обучения биологии»: Минск «Книжный дом», 2004 г.

Творческая работа «Система учета знаний на примере темы «Структурная организация живых организмов. Строение клетки»»
146.38kb.

16 12 2014
1 стр.


Контрольная работа по теме «Клетка структурная единица живого»

Цель: выявит степень усвоения знаний учащихся о строении клетки на основе сравнения прокариот и эукариот, понимание учащимися целостности клетки, особенности строения и функции кле

53.64kb.

16 12 2014
1 стр.


Н. И. Сонина «Биология. Живой организм» 7 класс, 2 часа в неделю

З: о многообразии живых организмов У: различать уровни, давать характеристику уровней организации живых организмов Н: приводить примеры

180.78kb.

01 10 2014
1 стр.


Учебная программа по теме. Кожа. Общая характеристика. Тканевый состав, развитие. Регенерация

Местная система иммунного надзора эпидермиса – клетки Лангерганса и лимфоциты, их гисто-функциональная характеристика. Пигментные клетки эпидермиса, их происхождение, строение и ро

65.61kb.

15 12 2014
1 стр.


Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по экологии

Система живых организмов и окружающих их неорганических тел, связанных между собой потоком энергии и круговоротом веществ

220.36kb.

17 12 2014
1 стр.


Размножение и развитие организмов

В результате митоза дочерние клетки диплоидных организмов имеют хромосомный набор

76.43kb.

16 12 2014
1 стр.


Система образования Шотландии

Именно шотландцам принадлежит одно из величайших достижений науки XX столетия клонирование живых организмов. Здесь был проведен успешный эксперимент с овечкой Долли

115.53kb.

07 10 2014
1 стр.


Термин «жизнь» каждый определяет по-разному

Вне клетки жизнь не существует, вирусы проявляют свойства живой материи только после переноса генетического материала в клетку. Приспосабливаясь к окружающей среде, живая клетка фо

24.2kb.

09 09 2014
1 стр.