Самарское Епархиальное управление
Русской Православной Церкви
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки
работников образования
Муниципальное образовательное
учреждение школа № 54 «Воскресение»
По благословению архиепископа
Самарского и Сызранского СЕРГИЯ
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСА
«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
(Начальная и основная школа)
Авторы: игумен Георгий (Шестун), М.В. Захарченко,
Т.М. Сливкина, Л.Н. Булкина, М.С. Костылева
Научные редакторы: Буранок О.М., доктор филологических наук, профессор, проректор Самарского государственного педагогического университета; п
ротоиерей Димитрий Лескин, кандидат философских наук, кандидат богословских наук, директор православной классической гимназии города Тольятти.
© Самарское епархиальное управление
Русской Православной Церкви
© СИПКРО
© Авторы
Данная программа предназначена для курса «Основы Православной культуры» для учащихся 1-9 классов. Содержание построено на основе государственного, народного и православного календарей. Приложением к программе является диск (СД), содержащий иллюстративный и музыкальный материал. Предложенный систематизированный программный материал представляет интерес для педагогов образовательных учреждений для студентов и преподавателей средних и высших педагогических учебных заведений.
Пояснительная записка
Возросший интерес молодого поколения к истокам русской культуры, обращение к исторической, философской, религиозной литературе как источнику познания народных традиций, российского менталитета, особенностей развития общества – все это свидетельствует об актуальности введения курса “Основы православной культуры”. Кроме того, в процессе раскрытия духовно-нравственного потенциала содержания учебных предметов обозначена проблема интеграции знаний, представлений в единой картине мира. Таким интегрирующим курсом является предмет “Основы православной культуры”, рекомендованный Министерством образования России в форме факультатива или регионального, школьного компонентов базисного учебного плана.
Предоставление учащимся возможности изучать данный курс выявило потребность в разработке учебной программы. В настоящее время существуют различные учебные программы культуроведческого, религиозного характера, в которых выстроена система образования в области православной культуры. Данные материалы обобщены на уровне Координационного совета по взаимодействию Министерства образования Российской Федерации и Московской Патриархии Русской Православной Церкви. Результаты обобщения представлены в виде рекомендаций по введению основных образовательных элементов в содержание учебного предмета “Основы Православной культуры”.
Целевая установка программы: духовно-нравственное воспитание детей на основе сопряжения культуры, традиций и православия.
Задачи:
-
приобщение школьников к духовным, нравственным и культурным ценностям;
-
формирование понимания смыслового и символического содержания православной атрибутики, исторических событий страны, произведений художественной литературы и искусства;
-
формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры российского народа;
-
возрождение духовно-нравственных традиций семьи;
-
укрепление физического, духовно-нравственного здоровья подрастающего поколения.
Концептуальные подходы к построению данной программы основаны на духовных и природных законах развития личности.
Известный психолог В.П. Зинченко, размышляя о душе и ее воспитании, отмечает, что душа всечеловечна, внеисторична, архитипична. В ее эмоциональной памяти хранятся общечеловеческие, внеисторические ценности и смыслы. Душа причастна к абсолютному, к Истине, то есть к Божественному Слову. Благоприятным условием по воспитанию и развитию душевных качеств является освоение культуры и традиций через уклад жизни. Это утверждение обосновано в научных исследованиях М. Бахтина, В. Зинченко, М. Громыко. Они отмечают диалогичность и полифоничность души, ее способность к развитию и расширению опыта, уделяют особое внимание культуре и традициям как посредникам между душой и абсолютной Истиной, проводникам в мир общечеловеческих ценностей. Устойчивой формой сохранения традиций являются календари (государственный, народный, православный).
Общеизвестно, что нравственные ценности, воззрения, отношения проявляются в укладе жизни человека, семьи, общества. Поэтому основной принцип построения программы – обеспечение преемственности культурных и семейных народных традиций через уклад жизни ребенка, семьи, общества.
Данный курс “Основы православной культуры” базируется на основных содержательных линиях, представленных в проекте федерального стандарта курса “Основы православной культуры”. Ее содержание раскрывается и конкретизируется в логике культуроведческих, исторических, нравственных, библейских, катехизационных аспектов. При подборе содержания учитывался школьный программный материал, изучаемый в рамках гуманитарных дисциплин (истории, литературы, русского языка, искусства).
Последовательность изложения программы определялась в соответствии с памятными датами календаря (государственного, народного, православного).
Программа построена по принципу концентричности, вектор спирали которой направлен на дополнение, углубление и развитие знаний о православной культуре. В соответствии с этой установкой были разработаны сквозные событийные линии с 1 по 9 классы.
Событийные линии:
Велика сладость учения книжного (первый урок, сентябрь).
Рождество Богородицы – Успение Богородицы. Круг жизни. Промысел Божий. Божественное домостроительство (3-я неделя сентября).
следующая страница>