Перейти на главную страницу
Перестройка экоңомики Республики на мирный лад. Промышленность и ее отрасли. Создание единой транспортной системы в республике. Научно-технический прогресс и хозяйственная реформа 1965 г. Состояние сельского хозяйства. Освоение целинных и залежных земель в Казахстане, его социально-экономические последствия. Влияние освоения целины на этнодемографическую структуру населения Казахстана.
Экономика Казахстана в период перехода к рынку и ее характер. Приватизация и либерализация цен. Деятельность акционерных обществ и частных предприятий. Иностранная инвестиция в экономике Казахстана. Введенне национальной валюты. Выборы новых Парламента. Перестройка в системе образования, подготовке кадров. Современные культурные процессы в Казахстане.
Проблемы интеграции Казахстана со странами Ближнего и Дальнего за-убежья, Казахская диаспора зарубежом. Характеристика символов Республи-£и. Деятельность политических партий и общественных движений. Образование на современном этапе. Ассамблея народов Казахстана. Казахстан-полиэтническая страна. Религии и религиозные конфессии в Казахстане. Про-блемы экологии. Наука и ее перспективы в Республике.
Формирование внешней политики. Международные связи суверенного Казахстана. Вступление Казахстана в ООН и другие международные организа-ции.
Современное состояние социально-экономических отношений в Казах-стане. Причины и проявления. Историко-демографическая ситуация. Расшире-ние интеграции Казахстана в системе международных политических и эконо-мических отношений.
П
ППриложение А
ППримерный перечень практическнх (семинарских) занятий
Рекомеидуемая литература
Факультет истории и искусств
Кафедра Истории Казахстана
Рабочая программа
по дисциплине «История Казахстана»
для неисторических специальностей
костанай, 2010
1 Общая характеристика дисциплины
История Отечества всегда вызывала огромный интерес мыслящей части нашего общества. Это объясняется, прежде всего, естественной потребностью человека знать историю своей Родины.
Вследствие изменений в сознании населения, на новом этапе истории прошлое казахского народа приобретает особую политическую значимость. Изучение истории Отечества имеет не только познавательное и научное значение, но и политическое. Воспитание казахстанского патриотизма - одна из значимых задач долгосрочного приоритета, выдвинутого Президентом Н.Назарбаевым в послании народу «Казахстан-2030». Ее выполнение невозможно без формирования исторического сознания, связывающего настоящее общества с его прошлым.
История Казахстана является органической частью всемирной истории и тесно связана с другими обществоведческими науками.
Предметом истории Казахстана является изучение возникновения и развития казахского этноса, государственно-правовых систем, хозяйства, культуры, общественных и социальных отношений в Казахстане на различных этапах истории.
Цель данного курса – краткий обзор истории казахского народа с древнейших времен до наших дней.
Исходя из этого, были определены следующие задачи:
Курс истории Казахстана является дисциплининой обязательного компонента цикла общегуманитарных дисциплин, изучается на первом курсе в объеме 3 кредитов (135 часов) и завершается сдачей Государственного экзамена.
Наименование блока, темы |
Объем в часах | |||
лек |
сем |
СРСП |
СРС | |
Блок I. Введение в историю Казахстана 1.1. Предмет и объект истории Казахстана 1.2. Исторический источник 1.3. Историография истории Казахстана 1.4. Историческое время и периодизация истории Казахстана 1.5.Методология и методика исторической науки |
5 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час |
1 ч |
1 ч |
7 ч 1 ч 1 ч 1 ч 2 ч 2 ч |
Блок II. Эволюция и трансформация хозяйственной жизни и экономических отношений в Казахстане 2.1 Материальная культура Казахстана в каменном веке и в эпоху бронзы 2.2 Возникновение кочевого скотоводства. 2.3 Кризис кочевого способа производства и роль в нем политических факторов 2.4 Модернизация экономики в колониальный период 2.5 Модернизация экономики Казахстана в советский период |
5 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час |
3 ч |
3 ч |
7 ч 1 ч 1 ч 1 ч 2 ч 2 ч |
Блок III. Этногенез и этническая история казахского народа 3.1 Антропология Казахстана 3.2 Лингвистические процессы на территории Казахстана Эт 3.3. Этнические процессы на территории Казахстана |
5 час 2 час 1 час 2 час |
2 ч |
3 ч |
7 ч 2 ч 2 ч 3 ч |
Блок IV. Политико-социальные процессы и социальная организация общества в Казахстане 4.1 Возникновение государственности на территории Казахстана 4.2 Развитие государства в кочевых обществах 4.3 Кризис и ликвидация кочевой государственности на территории Казахстана 4.4 Колониальный период в политической истории Казахстана 4.5Конституционная и политико-административная эволюция Казахстана в рамках советской государственности |
5 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час |
3 ч |
3 ч |
8 ч 2 ч 1 ч 1 ч 2 ч 2 ч |
Блок V Вклад Казахстана в мировую цивилизацию 5.1 Зарождение культуры истории Казахстана 5.2 Доисламская культура кочевников Казахстана 5.3 Формирование тюрко-мусульманской культуры 5.4 Духовная культура казахов в 15-начале 20 вв. 5.5. Проблемы и достижения советского этапа развития духовной культуры Казахстана |
5 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 чаc |
3 ч |
3 ч |
8 ч 2 ч 1 ч 1 ч 2 ч 2 ч |
Блок VI. Казахстан - суверенное государство 6.1. Республика Казахстан и постсоветское пространство 6.2. Образование Республики Казахстан. Декларация о суверенитете и Закон «О государственной независимости республики Казахстан» 6.3 Формирование политической системы РК 6.4 Экономические реформы в Казахстане: плюсы и минусы 6.5 Культура Казахстана в новейший период |
5 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час |
3 ч |
2 ч |
8 ч 2 ч 2 ч 1 ч 2 ч 1 ч |
Итого: |
30 |
15 |
15 |
45 |
Наименование блока, темы |
Объем в часах | |||
лекц |
сем |
СРСП |
СРС | |
Блок I. Введение в историю Казахстана 1.1. Предмет и объект истории Казахстана 1.2. Исторический источник 1.3. Историография истории Казахстана 1.4. Историческое время и периодизация истории Казахстана 1.5.Методология и методика исторической науки |
3 час |
1 ч |
|
8 ч 1 ч 1 ч 2 ч 2 ч 2 ч |
Блок II. Эволюция и трансформация хозяйственной жизни и экономических отношений в Казахстане 2.1 Материальная культура Казахстана в каменном веке и в эпоху бронзы 2.2 Возникновение кочевого скотоводства. 2.3 Кризис кочевого способа производства и роль в нем политических факторов 2.4 Модернизация экономики в колониальный период 2.5 Модернизация экономики Казахстана в советский период |
3 час |
1 ч |
|
20 ч 5 ч 5 ч 5 ч 5 ч 5 ч |
Блок III. Этногенез и этническая история казахского народа 3.1 Антропология Казахстана 3.2 Лингвистические процессы на территории Казахстана Эт 3.3. Этнические процессы на территории Казахстана |
3 час |
1 ч |
|
20 ч 6 ч 7 ч 7 ч |
Блок IV. Политико-социальные процессы и социальная организация общества в Казахстане 4.1 Возникновение государственности на территории Казахстана 4.2 Развитие государства в кочевых обществах 4.3 Кризис и ликвидация кочевой государственности на территории Казахстана 4.4 Колониальный период в политической истории Казахстана 4.5Конституционная и политико-административная эволюция Казахстана в рамках советской государственности |
3 час |
2 ч |
|
20 ч 5 ч 5 ч 5 ч 5 ч 5 ч |
Блок V Вклад Казахстана в мировую цивилизацию 5.1 Зарождение культуры истории Казахстана 5.2 Доисламская культура кочевников Казахстана 5.3 Формирование тюрко-мусульманской культуры 5.4 Духовная культура казахов в 15-начале 20 вв. 5.5. Проблемы и достижения советского этапа развития духовной культуры Казахстана |
3 час |
2 ч |
|
20 ч 5 ч 5 ч 5 ч 5 ч 5 ч |
Блок VI. Казахстан - суверенное государство 6.1. Республика Казахстан и постсоветское пространство 6.2. Образование Республики Казахстан. Декларация о суверенитете и Закон «О государственной независимости республики Казахстан» 6.3 Формирование политической системы РК 6.4 Экономические реформы в Казахстане: плюсы и минусы 6.5 Культура Казахстана в новейший период |
3 час |
2 ч |
|
20 ч 5 ч 5 ч 5 ч 5 ч 5 ч |
Итого: |
18 час |
9 ч |
нет |
108 ч |
Объект познания исторической науки. Предмет истории Казахстана. Структура исторической науки. Исторические дисциплины.
Содержание термина «доистория». Периодизация доисторического периода. Археологическая периодизация. Социально-историческая периодизация
Общенаучные методы в истории: логический и исторический, индуктивный и дедуктивный, анализ и синтез, восхождение от абстрактного к конкретному, восхождение от конкретного к абстрактному, моделирование, системный метод.
Специально-исторические методы: историко-генетический, ретроспективный, синхронный, диахронный, историко-сравнительный, историко-типологический, историко-системный. Математические методы в истории. Информационные технологии и историческая наука. Историческая информатика.
Контрольные вопросы:
Содержание термина «доистория». Периодизация доисторического периода. Археологическая периодизация. Социально-историческая периодизация Антропологическая периодизация. Природа древнего Казахстана. Изменения климата на территории Евразии в доисторическое время.
Палеолит. Происхождение человека. Австралопитеки, питекантропы. Неандертальцы. Появление человека современного вида. Развитие техники обработки камня. Развитие материальной культуры эпохи палеолита. Палеолитические памятники Казахстана.
Мезолит. Развитие орудий труда. Микролитическая техника. Изобретение лука и стрел. Охота и собирательство. Мезолитические памятники Казахстана.
Неолит и энеолит. Становление производящего хозяйства, скотоводства и земледелия. Расцвет каменной индустрии. Материальная культура неолита. Археологические культуры неолита на территории Казахстана. Начало освоения металла. Энеолит Казахстана. Ботайская (Терсекская) культура. Производственное освоение металла. Комплексное земледельческо-скотоводческое хозяйство. Металлургия, гончарное и ткацкое производство эпохи бронзы. Андроновская и бегазы-дандыбаевская культура. Возникновение протогородских центров. Поселения. Основные памятники эпохи бронзы.
Контрольные вопросы:
Социальное расслоение казахского общества. Кризис кочевой общины. Байство. Торговая буржуазия. Формирование национальной интеллигенции. Пауперизированные слои населения. Наемный труд. Зарождение рабочего класса. Отходничество в аулах.
Изменения в социально-экономической жизни казахов. Проникновение капиталистических отношений. Развитие товарно-денежного обращения. Развитие ремесел и промыслов. Зарождение промышленности. Основные центры. Рост городов. Иностранный капитал в промышленности. Открытие банка. Основные виды торговли. Крупные ярмарки. Вхождение края в общероссийский рынок.
Социально-экономическое положение крестьян-переселенцев. Рост городского населения. Перепись 1897г. Изменение демографической ситуации в Казахстане.
Социально-экономическое развитие края. Назревание кризиса. Столыпинская аграрная реформа. Новый этап переселенческого движения. Обострение земельного вопроса. Рост рабочего движения. Революционные события в 1905-1907 гг. Выборы в 1 и 2 Государственные Думы.
Контрольные вопросы:
в советский период |
Сельское хозяйство накануне коллективизации. Хлебозаготовительная компания конца 20-х г., политика конфискации имущества и выселения кулачества и байства. Организация первых совхозов и МТС.
ХV съезд ВКП(б). Начало форсированного колхозного движения. Политика сплошной коллективизации и оседания кочевников. Положение скотоводческих районов. Постановление ЦК ВКП(б) от 15 марта 1930г. «О борьбе с искривлениями партийной линии в колхозном движении». Репрессии. Причины и масштабы голода 1931 – 1933гг. Формы протеста населения. Социально-экономические последствия коллективизации и оседания населения в Казахстане. Экономика Казахстана в предвоенный период.
Контрольные вопросы:
Участие саков в политических событиях Евразии. Зарождение государства на территории Казахстана. Функции государства в сакском обществе. Царская власть.Властные структуры у хунну и гуннов.
Роль государства в кочевых обществах. Основные институты политической системы в кочевых обществах. Роль административно-управленческого аппарата в социально-экономических отношениях в тюркских государствах, Улуг Улуса и в период образования и развития Казахского ханства.
Колониальная политика России в Западном и Северном Казахстане.Борьба казахов Младшего жуза против колониальной политики России. Политический кризис в Казахстане в конце XVIII –начале XIX вв. Национально-освободительная война казахов в 1824-1837 гг. Завершение завоевания Казахстана Россией и его последствия. Изменения в социально-экономической жизни казахов в 20-60-х годах XIX века. Административные реформы 1867-1868 гг. Судебное устройство, налоговая и земельная политика по реформам 1867-1868 и 1891 гг. Антиколониальная борьба казахов в последней трети XIX в.Переселенческая политика царизма Социально-экономические последствия завоевания Казахстана Россией
Устная поэтическая традиция народов Казахстана. Фольклор, исторические предания и эпос. «Коркыт-Ата». «Огуз-наме». Письменная литература. Надписи Куль-тегина,Бильге-кагана. «Кутадгу билик» Юсуфа Баласагуни. Ходжа Ахмет Яссави, Сулеймен Бакыргани и Ахмет Югнеки. Абу Насыр Аль-Фараби и его вклад в развитие мировой науки. Махмуд Аль-Кашгари и его «Дивани Лугат ат-Тюрк».
Тенгрианство и другие религиозные системы в Казахстане. Буддизм, манихейство, христианство. Проникновение ислама. Суфизм. Взаимодействие и взаимообогащение культур на территории Казахстана в VI – нач. XIII в.в.
Контрольные вопросы:
Языковые диалекты - кипчак-огузкий, уйгур-огузский, карлук-уйгурский. Формирование тюркских литературных языков. Уйгурская и арабская письменность. Памятники письменной литературы «Хосров и Ширин», «Кодекс Куманикус» и другие.
Развитие устной литературы. Сыпыр-жырау, Кодан-Тайши, Асан-Кайгы, Казтуган-жырау. Сложение кыпчакского героического эпоса. «Кобланды», «Алпамыс» и другие. Развитие науки. Влияние арабской культуры. Дальнейшее укрепление ислама, суфийские ордена, традиционные религиозные верования и культы.
Контрольные вопросы:
Духовная культура. Эпоха жырау. Казтуган, Доспанбет-жырау, Шалгез, Маргаска, Жиембет, Бухар-жырау, Татикара, Актамберды, Жанкиси. Письменная литература. «Тарихи-Рашиди» Мухаммед Хайдара Дулати. «Жами ат-Тауарих» Кадыргали Жалаири.
1.Какие основные жанры духовной культуры известны?
2. Каковы особенности развития духовной культуры в период развития Казахского ханства и колониального периода?
Лекция №5. Проблемы и достижения советского этапа развития духовной культуры Казахстана
Ликвидация неграмотности населения. Введение всеобщего обязательного обучения. Организация учебно-методических центров. «Устав единой трудовой школы Казахской АССР» (1926г.). Введение всеобуча в 1930- 1931 учебном году.
Переход казахской письменности на латинский алфавит и кириллицу.
Профессиональное образование. Первые вузы, средние специальные и профессионально-технические учебные заведения.
Становление науки. Общество изучения Казахстана (1920г.) С. Асфендияров, А.Затаевич, А.Диваев, К.Жубанов, А.Байтурсынов, А.Чулошников и др. Деятельность Академического центра Наркомпроса КазССР. Изучение природных богатств республики.
Становление казахской советской литературы. С.Сейфулин, А.Байтурсынов, Ж. Аймаутов, Б.Майлин, Д.Джабаев и др. Драматургия.
Становление казахского советского искусства. Театр. Этнографические экспедиции. Кино. Изобразительное искусство. 1 декада казахского искусства в Москве в 1938 году.
Расширение сети культурно-просветительских учреждений, библиотек, клубов.
Августовские события 1991г. Роспуск КПСС и КП Казахстана. Образование Содружества Независимых Государств. Казахстан - полноправный член мирового содружества. Вступление в ООН в 1992г. и др. международные организации. Внешнеполитические инициативы Казахстана. Политические, военные, экономические и культурные связи с государствами мира. Взаимоотношения со странами ближнего зарубежья, казахстанско-российские отношения. Идея создания Евразийского Союза.
Всенародные выборы Президента Казахстана. Декларация о государственном суверенитете от 25 октября 1990 года. Закон «О государственной независимости Республики Казахстан» от 16 декабря 1991 года.
Преобразования в системе государственного управления. Подготовка и принятие Конституции Республики Казахстан (1992-1993гг.) Принятие Государственных символов государства. Досрочное прекращение полномочий местных Советов народных депутатов Республики Казахстан в 1993г. Решение Конституционного суда от 6.03.95г. Референдум о продлении полномочий Президента республики. Ассамблея народов Казахстана. Конституция Республики Казахстан 1995 г. и поправки. Всемирный курултай казахов. Государственно-правовые реформы.Выборы в Парламент в 2007 году и их значение в развитии демократических реформ.
Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства. Формирование многонационального состава населения Казахстана. Перспективы развития Казахстана до 2030 года. Основные приоритеты развития.
Контрольные вопросы:
Экономические тенденции переходного периода. Программа разгосударствления и приватизации государственной собственности. Либерализация цен. Падение материального производства. Введение национальной валюты. Экономические реформы: трудности и проблемы. Ситуация в агропромышленном комплексе.
Социальные проблемы переходного периода. Инфляция, ее последствия. Рост безработицы и преступности. Роль силовых структур. Положение в сфере народного образования, культуры, здравоохранения. Экологическая обстановка и пути решения проблем.
Контрольные вопросы:
Развитие народного образования. Переход ко всеобщему среднему образованию. Создание учебно-производственных комбинатов в школах республики. Школьная реформа 1984 года. Закрытие казахских школ . Развитие высшего и средне специального образования. Развитие системы вузов.
Научная жизнь республики. Деятельность Академии наук КазССР. Рост научных кадров. Теоретические и прикладные исследования ученых Казахстана. Фундаментальные труды ученых республики в области естественных и гуманитарных наук.
Творчество казахстанских писателей и поэтов.
Развитие исторического жанра в казахской литературе. Произведения М.Ауэзова, А.Нурпеисова, И.Есенберлина и др. Творчество О.Сулейменова. Вклад в культуру республики писателей Д.Снегина, Н.Анова, И.Щеголихина, М.Симашко, Г.Бельгера. Партийная цензура в литературе и науке.
Театральная жизнь республики. Эстрадное искусство. Изобразительное искусство. Кинематография. Печать, радио и телевидение, книгоиздательское дело.
№
|
Тема занятия, план |
Кол-во часов | |
очное |
заоч. | ||
1 |
Тема 1. Введение. Предмет и задачи курса «История Казахстана». 1. Основные цели и задачи семинара по истории Казахстана. 2. Общие сведения об источниках и литературе по истории Казахстана
|
1 |
1 |
2 |
Тема 2. «Древний Казахстан. Племенные союзы и государства на территории Казахстана в эпоху раннего железа». 1. Политическая история саков. 2. Государства уйсун и канглов.
|
1 |
|
3 |
Тема 3. «Государства раннего и развитого средневековья на территории Казахстана (VI-ХІІ в.в.)».
|
1 |
1 |
4 |
Тема 4. Монгольский этап в истории Казахстана. 1. Этапы монгольского завоевания территории Казахстана. 2. Образование улусов Джучи, Чагатая и Угедея. 3. Последствия монгольского завоевания. |
1 |
|
5 |
Тема 5. Происхождение и формирование казахской народности. 1. Основные этапы формирования казахской народности. 2. Происхождение термина «казах».
|
1 |
1 |
6 |
Тема 6. Казахское ханство в XVI-XVII вв. 1. Образование Казахского ханства. Казахское ханство при первых правителях. 2. Расцвет Казахского ханства при хане Касыме.
|
1 |
|
7 |
Тема 7. Вхождение казахских земель в состав Российской империи.
|
1 |
1 |
8 |
Тема 8. Национально–освободительная борьба в период присоединения Казахстана к России. 1.Восстание в Младшем жузе под руководством С.Датова (1783-1797гг.) 2.Народно-освободительная борьба под руководством К.Касымова (1837-1847гг.)
|
1 |
|
9 |
Тема 9. Социально-экономическое и культурное развитие казахского общества в XVІІІ-ХІХ веках.
|
1 |
1 |
10 |
Тема 10. Казахстан в период Февральской и Октябрьской революциях, в годы гражданской войны (1917-1920 гг.). 1. Казахстан после падения царского самодержавия. 2. Политические партии и течения в Казахстане накануне Октября 1917г., их программные установки.
|
1 |
|
11 |
Тема 11. «Казахстан в период становления тоталитарной системы (1921-1940)». 1. Индустриализация в Казахстане (1925-1940 г.г.). 2. Коллективизация сельского хозяйства и его последствия (1929-1933 гг.). 3. Культура Казахстана в 1920-1940 гг. 4. Общественно-политическая жизнь Казахстана в 1920-1930-х годах. Репрессии.
|
1 |
1 |
12 |
Тема №12 «Казахстан в период Великой Отечественной войны (1941-1945 г.г.)».
|
1 |
1 |
13 |
Тема 13. Социально-экономическое развитие Казахстана в 1950-первой половине 1980-х гг. 1. Переход к «мирной» экономике в КазССР: изменения в сельском хозяйстве и промышленности. 2. Освоение целинных земель в Казахстане: результаты и последствия.
|
1 |
|
14 |
Тема 14. Декабрьские события 1986 г. в Казахстане.
|
1 |
1 |
15 | Тема №15. Казахстан - суверенное, независимое государство.1. Распад СССР и становление суверенного, независимого государства Казахстан. 2. Мероприятия по укреплению суверенитета Республики Казахстан в области экономики, политики, права. |
1 |
1 |
|
Итого |
15 |
9 |
Кузембайулы А., доктором исторических наук, профессором Абилем Е., магистром истории, преподавателем Козыбаевой М. М. на основании Типовой программы по Истории Казах-стана – А., 20
15 09 2014
11 стр.
Учебно-методический комплекс, подготовленный в соответствии с Государственным образовательным стандартом, включает рассмотрение основных тем по источникам истории Башкортостана. Пр
15 09 2014
1 стр.
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу, содержание практических работ, темы контрольны
15 12 2014
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экономическая информатика» разработан в соответствии с требованиями фгос впо к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дип
16 12 2014
6 стр.
10 09 2014
7 стр.
Компьютерные технологии в филологии. Учебно-методический комплекс по дисциплине. Ижевск, 2008. 84 с
18 12 2014
11 стр.
25 12 2014
4 стр.
14 09 2014
2 стр.