Ростов-на-Дону
2011
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Дифференциальная психология» разработан в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов заочной формы обучения, обучающихся по специальности ________
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу, содержание практических работ, темы контрольных работ, требования к уровню освоения программы.
Составитель: к.пс.н., доц. Молохина Г.А.
Рецензент:
Электронный вариант УМК расположен по адресу: F:\ \Учебно-методические материалысодержание
1.3 АУДИТОРНАЯ РАБОТА 6
1.3.1 Лекции 6
1.3.2 Практические занятия 6
1.3.3 Интерактивные занятия 7
1.4 Самостоятельная работа 8
1.5 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 9
1.5.1 Основная литература 9
1.5.2 Дополнительная литература 9
Программа дисциплины «Дифференциальная психология» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для системы психологических дисциплин.
№ п/п |
Тема лекции |
Краткое содержание |
Кол. часов З/С | |
1 |
Дифференциальная психология как область знания: предмет, история, методы. |
Предмет дифференциальной психологии. История возникновения дифференциальной психологии как самостоятельной области знания. Этапы развития дисциплины. Методы дифференциальной психологии. |
2 |
0,5 |
2 |
Источники индивидуальных различий. Индивид, личность, индивидуальность. |
Взаимодействие среды и наследственности. Учение Л.С. Выготского. Соотношение понятий: индивид, личность, индивидуальность. Понятие индивидных особенностей человека. Темперамент. Способности в структуре индивидуальности. Характер в структуре индивидуальности. Акцентуации характера. |
2 |
0,5 |
3 |
Область индивидуальных различий. Индивидуальная специфика психических процессов |
Общая характеристика области индивидуальных различий. Индивидуальная специфика психических познавательных процессов. Стилевые характеристики мышления. Индивидуальные особенности регуляции и саморегуляции. |
2 |
0,5 |
4 |
Область групповых различий. Специфика групповых характеристик |
Специфика групповых различий. Расовые различия. Пол в структуре индивидуальности. Различия в социальном положении. Критерии различий между социальными группами. |
2 |
0,5 |
ИТОГО: |
8 |
2 |
№ п/п |
Тема занятия |
Краткое содержание |
Кол. часов З/С | |
1 |
Психология пола |
|
2 |
1 |
2 |
Персональный познавательный стиль |
|
4 |
2 |
3 |
Темперамент. Характер. |
|
2 |
1 |
ИТОГО: |
8 |
4 |
№ п/п |
Тема занятия |
Краткое содержание и вид интерактивного занятия |
Кол. часов З/С | |
1 |
Персональный познавательный стиль |
Диагностика индивидуальных различий мыслительной деятельности |
4 |
2 |
ИТОГО: |
4 |
2 |
№ п/п |
Содержание самостоятельной работы |
Кол. часов З/С |
Форма контр. | |
1 |
Изучение основных терминов по темам дисциплины, составление психологического глоссария |
14 |
16 |
отчет |
2 |
Составление опорных схем к темам дисциплины |
16 |
10 |
отчет |
3 |
Обзор периодических публикаций по проблемам дифференциальной психологии |
14 |
6 |
отчет |
4 |
Сделать аннотацию на одну из статей из периодической печати о проблемах дифференциальной психологии |
6 |
4 |
отчет |
5 |
Провести анализ понятий «индивид», «личность», «индивидуальность» в различных научных школах психологии. |
10 |
6 |
отчет |
6 |
Написание реферата |
18 |
20 |
отчет |
7 |
Подготовка доклада по теме реферата с составление схемы-конспекта публичного выступления |
4 |
4 |
отчет |
ИТОГО: |
84 |
66 |
|
№ п/п |
Перечень литературы |
1 |
Анастази А. Дифференциальная психология. М., 2001. |
2 |
Ахвердова О.А., Волоскова Н.Н., Белых Т.В. Дифференциальная психология личности. – СПб.: РЕЧЬ, 2004. |
3 |
Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: от темперамента – к характеру и типологии личности. – М.: Владос, 2001. |
4 |
Берулава Г.А. Стиль индивидуальности: теория и практика. М., 2001. |
5 |
Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. М., 1997. |
6 |
Индивидуальные и стилевые особенности личности/ Под ред. Т.Ю. Синченко, В.Г. Ромека. Ростов на/Д: ЮРГИ, 2002. |
7 |
Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб., 2004. |
8 |
Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. |
9 |
Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М., 2006. |
10 |
Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986. |
11 |
Психология индивидуальных различий. Хрестоматия по психологии / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. М.: Флинта, 2003. |
12 |
Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под ред. И.В. Равич-Щербо. – М.: Педагогика, 2002. |
13 |
Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. М.: Ин-т прикладной психологии, 1995. |
14 |
Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. – Москва-Воронеж, 2004. |
16 |
Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. – СПб.: Питер, 2004. |
17 |
Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы. М., 1983. |
№ п/п |
Перечень литературы |
1 |
Алексеев А.А., Громова Л.А. Пойми меня правильно или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми. СПб.: Экономическая школа, 1993. |
2 |
Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. – М.: Смысл: Издательский центр «Акдемия», 2007. |
3 |
Ахвердова О.А., Волоскова Н.Н., Белых Т.В. Дифференциальная психология: теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности. – Спб., 2004. |
4 |
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 2000. |
5 |
Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М., 1993. |
6 |
Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб., 2001. |
7 |
Краткий психологический словарь. Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1995. |
8 |
Кречмер Э. Строение тела и характер. М., 1995. |
9 |
Крысько В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. М., 2002. |
10 |
Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание. Пермь, 1990. |
11 |
Психологический словарь. Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М., 2000. |
12 |
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1994. |
13 |
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2002. |
14 |
Юнг К. Психологические типы. М., 1992. |
№ п/п |
Перечень |
1 |
http://psycology.ru/ – сайт, посвященный общим вопросам психологии |
2 |
http://ppf.uni.udm.ru/ – сайт Института Педагогики, Психологии и Социальных Технологий |
3 |
http: www.koob.ru – электронная библиотека психологической литературы |
4 |
http://www.ippd.univers.krasu.ru/ – сайт Института Психологии и Педагогики Развития |
5 |
http://psycology.net.ru/ – сайт «Мир психологии» |
6 |
https://www. ihtik.lib.ru / – Библиотека Ихтика |
Дисциплина посвящена изучению психологических познавательных процессов: внимания и памяти. В ней рассматриваются подходы к данным феноменам в рамках отечественной и зарубежной психологии. Дисциплина поможет психологам и др. специалистам в их профессиональной деятельности, покажет, как в реальных жизненных ситуациях можно оптимизировать собственную познавательную деятельность.
Содержание дисциплины составляет 1 модуль: внимание и память. В данном модуле рассматриваются основные подходы к изучению внимания и памяти в отечественной и зарубежной литературе, раскрывается специфика содержания внимания и памяти и их функций. Также в модуле дается анализ видов внимания и памяти. Рассматриваются методы диагностики внимания и памяти.
Теория. Лекции.
Лекция 1. Дифференциальная психология как область знания: предмет, история, методы.
Предмет дифференциальной психологии.
История возникновения дифференциальной психологии как самостоятельной области знания. Этапы развития дисциплины: 1. Допсихологический (хиромантия, астрология, физиогномика; Платон, Аристотель, Гиппократ и др.). 2. Основание дифференциальной психологии, психодиагностики (19-20в.) (Ф. Гальтон, А. Бине, В. Анри, Т. Симон и др.). 3. Дифференциальная психология как самостоятельная научная дисциплина (нач. 20 в. – наст. время) (У. Штерн, Р. Кеттел, А. Анастази). 4. Исследования в дифференциальной психологии отечественными психологами (А.Ф. Лазурский, И.П. Павлов, В.М. Русалов, В.Д. Небылицин, В.С. Мерлин и др.). 5. Современные направления исследований дифференциальной психологии.
Методы дифференциальной психологии: наблюдение, эксперимент, тестирование, анализ продуктов деятельности, близнецовый метод, архивный метод. Выделение психологических черт на основании их семантического сходства. Ассоциативный эксперимент. Метод классификации («сортировки»). Метод субъективного шкалирования. Метод семантического дифференциала. Метод личностных конструктов Дж. Келли. Факторно-аналитическое выделение психологических черт.
Взаимодействие среды и наследственности. Учение Л.С. Выготского. Соотношение понятий: индивид, личность, индивидуальность.
Понятие индивидных особенностей человека. Темперамент. Теории темперамента (Гиппократ, Гален; Э. Кречмер, У. Шелдон; И.П. Павлов, Б.М. Теплов, В.Д. Небылицин, В.С. Мерлин; К. Юнг).
Способности в структуре индивидуальности. Теории способностей (Ч. Спирмен, Дж. Гилфорд, Т. Келли и др.). Психология черт личности (Г. Айзенк, Р. Кеттелл и др.).
Теории индивидуально-психологических различий (Н. Мак-Вильямс, Э. Шпрангера, Я. Стреляу и др.).
Характер в структуре индивидуальности. Акцентуации характера (К. Леонгард, А.Е. Личко и др.).
Общая характеристика области индивидуальных различий.
Индивидуальная специфика психических познавательных процессов: восприятие, мышление и речь, внимание, представления и память, воображение. Специфика ментальной реальности. Стилевые характеристики мышления.
Паттерны эмоционального взаимодействия. Индивидуальные особенности регуляции и саморегуляции.
Специфика групповых различий. Расовые признаки, пол и социальное положение как факторы индивидуальных различий.
Расовые различия. Расы и этносы. Кросс-культурные исследования. Этническое самосознание. Национальный характер.
Пол в структуре индивидуальности. Психологические характеристики, различающиеся у женщин и мужчин. Основные теории формирования половых различий.
Различия в социальном положении. Критерии различий между социальными группами.
Использование психологических методик для исследования особенностей мыслительной деятельности.
* Материалы взяты из метод. пособ. «Порядок выполнения рефератов и курсовых работ психолого-педагогического цикла. Методические рекомендации/ Мареев В.И., Мисиров Д.Н., Коваленко И.В. - Ростов н/Д: Изд-во Ростовского педагогического университета, 2004)..
Рефераты – это первое, с чем приходится сталкиваться студенту в первые годы учебы в вузе. Реферат (от лат. refero – сообщаю) представляет собой краткое изложение в письменном виде содержания научного труда (трудов), литературы.
Это научно-исследовательская работа, в которой студент раскрывает суть изучаемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также излагает собственные позиции и взгляды на проблему. Содержание реферата должно быть логичным, а излагаемый материал – носить проблемно-тематический характер.
Тематика рефератов по «Общей психологии» обычно определяется преподавателем, ведущим курс. В определении темы студент может проявить инициативу, предложив преподавателю свой вариант, однако в любом случае тема должна быть согласована с преподавателем. Для выбора темы реферата, студенту в первую очередь необходимо определить круг своих интересов, выяснить, какова та проблема, над которой он хотел бы работать, более глубоко изучать. Главное, что важно помнить, - тематика реферата должна быть актуальной, содержание – отвечать современным требованиям науки.
Этапы работы над рефератом
Компонентами в структуре реферата являются:
Объем реферата может варьировать от 10 до 15 печатных страниц (приложения к работе не входят в ее объем). Реферат должен быть выполнен грамотно, соблюдением культуры изложения. Необходимо обязательно давать ссылки на используемую литературу.
Список литературы в конце реферата должен оформляться в алфавитном порядке, например:
При формулировке цели работы во введении следует использовать такие глаголы, как, например: «изучить», «выявить», «рассмотреть», «определить», «дать характеристику», «доказать».
Начинать каждый раздел реферативной работы целесообразно начинать с вводного предложения. Формы его построения могут быть разными, например: «Проблема (ее название) рассматривалась в работах многих психологов, …», «При изучении проблемы (ее название) выделяют следующие основные понятия, …» и т.п.
В тексте должно быть ссылки на авторов и их работы, на которые студент опирается. Например, «как показано в работах А.Н.Леонтьева, А.В.Петровского, процесс… является…», «психологические проблемы учебной деятельности рассматривались в работах П.Я.Гальперина, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, И.И.Ильясова …», «Исследования В.В.Давыдова показали, что …», «П.Я.Гальперин считает, что…» и т.п.
Для сравнения точек зрения разных авторов, при ссылке на высказывания и идеи цитируемых авторов, при выражении к ним своего отношения, при анализе источников студент может использовать следующие глаголы: анализирует, высказывает мнение, доказывает, излагает, констатирует, находит, начинает, не разделяет точку зрения, не соглашается, обнаруживает, объясняет, одобряет, отмечает, определяет, пишет, поддерживает, подтверждает, позволяет, полагает, предлагает, предполагает, представляет, признает, принимает точку зрения, приходит к выводу, разбирает вопрос, разделяет мнение, размышляет, разъясняет, рекомендует, решает проблему, соглашается, сомневается, ссылается, считает, указывает, упоминает, утверждает, уточняет и т.п..
При создании текста реферата необходимо соблюдать определенные правила цитирования. Когда используется прямое цитирование, текст оригинала заключается в кавычки и воспроизводится без каких-либо изменений («…»). Когда цитата полностью воспроизводит предложение цитируемого текста, она начинается с прописной буквы (кроме случая, когда цитата представляет собой часть предложения автора цитируемой работы). Если цитата воспроизводит лишь часть предложения цитируемого текста, то тогда после открывающих кавычек ставится отточие (…).
В тексте реферата могут использоваться два варианта оформления цитат:
1) цитата начинается с прописной буквы, если цитируемый текст следует после двоеточия.
Например:
Л.С.Выготский писал: «Существенным для воображения является направление сознания, заключающееся в отходе от действительности в известную относительно автономную деятельность сознания, которая отличается от непосредственного познания действительности» (…).
2) цитата начинается со строчной (маленькой) буквы, если она вводится в авторское предложение и органически входит в его состав.
Например:
Как отмечал А.Р.Лурия, «нарушение структуры мнестической деятельности больных с поражением лобных долей мозга выступает с особенной отчетливостью в опытах с так называемым опосредствованным запоминанием» […].
После кавычек, завершающих воспроизведение чужой мысли, в скобках ( (…),[…] ) указывается источник и страница, на которой данная мысль изложена в оригинале.
В случае, если косвенное цитирование воспроизводит близко к тексту оригинала чужую мысль (классификацию, фактическую информацию, точку зрения), цитата не заключается в кавычки. Однако после завершения цитирования необходимо обязательно указать источник, из которого она взята. Если цитируемая информация отражается на конкретных страницах источника, важно указать номера страниц.
Критерии оценки реферата
Актуальность темы исследования.
Соответствие содержания теме.
Глубина проработки материала.
Правильность и полнота использования источников.
Грамотность написания.
Соответствие оформления реферата стандартам.
Объем списка литературы не менее 10 источников
Составление опорных схем по темам дисциплины предполагает схематичное и структурированное конспектирование основной информации, позволяющее раскрыть тему учебной дисциплины.
Пример опорной схемы: «Предмет, объект, задачи и функции психологии».
5.3 Варианты контрольных работ
1. Написание реферата по заданной теме.
1. Изучение основных терминов по темам дисциплины, составление психологического глоссария.
Словарь (как и глоссарий) может иметь предметный, именной или смешанный характер. В дальнейшем мы не будем подчёркивать сходство словаря и глоссария.
Предметный словарь составляется студентом, по какой - либо выбранной самостоятельно или указанной преподавателем теме учебного курса. Например «Психологи античности»
Именной словарь (или словарь персоналий) должен представлять собой указатель персоналий психологов, принадлежащих к тому или иному направлению в психологии, занимавшихся или занимающихся той или иной проблемой и т.д. Конкретный критерий даёт преподаватель при выдаче учебного задания.
Словарь смешанного типа может представлять собой именной указатель исследователей, занимавшихся проблемой и одновременно содержать список терминов, понятий и т.д., введенных ими в психологию (например, «Гештальтпсихология», «Психоанализ» и т.д.).
Критериями для оценивания составленного студентами словаря являются:
-соответствие терминов заданной направленности словаря;
-полнота словаря;
-наличие альтернативных толкований того или иного термина.
Контрольные вопросы по дисциплине
Контактная информация преподавателя
Фамилия, имя, отчество: |
Молохина Галина Анатольевна |
Ученая степень: |
К.пс.н. |
Должность: |
доцент |
Кабинет: |
301 |
Телефон: |
8-908-191-18-71 |
e-mail: |
[email protected] |
Приложение А
НОУ ВПО ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, БИЗНЕСА И ПРАВА
По дисциплине: |
Вариант: № |
Выполнил |
(фамилия, имя, отчество) 5-й курс, НЗ-501 |
(курс, группа) |
Проверил |
(фамилия, имя, отчество) |
|
(должность, звание, подпись) |
Ростов-на-Дону
15 12 2014
1 стр.
16 12 2014
6 стр.
18 12 2014
11 стр.
15 09 2014
1 стр.
14 12 2014
1 стр.
04 09 2014
6 стр.
08 10 2014
10 стр.
14 12 2014
4 стр.