СД.ДС «ХОРОВОЙ КЛАСС»
Учебно-методический комплекс
для студентов, обучающихся по направлению
0502.01 «Вокальное искусство (Пение академическое)»
(среднее профессиональное образование)
I.1. Назначение дисциплины 3
I.2. Специфика дисциплины 3
I.3. Цель дисциплины_________________________________________________________3
I.4. Задачи дисциплины 3
I.5. Базовые документы, использованные для составления
учебно-методического комплекса 4
II. Требования к содержанию дисциплины и уровню подготовки
студентов по курсу Хоровой класс» 4
II.1. Требования ГОСТ к минимуму содержания дисциплины 4
II.2. Требования к уровню подготовки студентов до начала
изучения дисциплины 5
II.3. Требования к уровню подготовки студентов в процессе изучения дисциплины 5
II.4.Требования к конечному уровню освоения программы курса 6
III.1. Общая трудоемкость дисциплины 6
III.2. Учебно-тематический план курса 7
III.3. Примерный план работы хорового класса на учебный год 8
III.4. Примерный репертуар хора на учебный год 9
III.5. Примерный репертуарный список произведений, используемых
в работе хорового класса 10
III.5.1. Произведения а-сарреlla 10
III.5.2. Произведения с инструментальным сопровождением 14
IV. Содержание дисциплины «Хоровой класс» 17
IV.1. Формирование вокально-хоровой техники коллектива 17
IV.2. Распевание хора и вокально-хоровые упражнения 19
IV.3. Формирование навыков вокально-хорового дыхания__________________________24
IV.4. Формирование навыков академического звукообразования 27
IV.5. Формирование навыков хорового ансамбля 32
IV.6. Формирование навыков хорового строя 35
IV.7. Формирование навыков хоровой дикции 43
IV.8. Проблемы стиля в работе над хоровой музыкой 47
IV.9. Вопросы концертной деятельности и репертуара
учебного хорового коллектива 55
V. Контроль учебной деятельности студентов 57
V.1. Практические задания по дисциплине для самостоятельной
работы студентов_________________________________________________________58
VI. Материально-техническая база дисциплины______________________________61
VII. Учебно-методическое обеспечение дисциплины___________________________61
VII.1. Перечень репертуарных сборников, содержащих
предлагаемые к изучению произведения (раздел III.5.) 61
VII.2. Методическая литература по дисциплине «Хоровой класс»
для преподавателя-хормейстера______________________________________________63
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
I.1. Назначение дисциплины
В цикле дисциплин специализации учебного плана специальности 050201 «Пение академическое» колледжа искусств хоровой класс занимает исключительно важное положение. Назначение этой важнейшей дисциплины – быть эпицентром системы обучения и воспитания будущего артиста профессионального хора. На занятиях хорового класса студенты под руководством преподавателя-хормейстера систематизируют и закрепляют в практике исполнения музыки теоретические знания и практические умения, приобретаемые в процессе изучения всего комплекса специальных и общепрофессиональных дисциплин, вырабатывают и совершенствуют различные вокально-технические приемы исполнения и основные исполнительские навыки, в процессе репетиционной работы и концертных выступлений овладевают объемным и разнообразным хоровым репертуаром.
Целью дисциплины «Хоровой класс» является формирование компетентного специалиста-профессионала для осуществления деятельности в качестве артиста профессионального хора и вокального ансамбля.
Основными задачами дисциплины «Хоровой класс» в системе среднего профессионального музыкального образования являются:
а) воспитательные:
- художественное, эстетическое и духовное воспитание студентов путем практического знакомства и творческого воплощения (исполнения) лучших образцов хоровой музыки различных эпох, стилей и жанров;
- воспитание личностных качеств, необходимых в данной профессиональной деятельности – творческой активности, ответственности, силы воли, приоритета коллективных целей перед субъективными установками и т.п.;
б) обучающие:
- формирование у студентов специальных (слуховых, вокальных, ансамблевых, исполнительских и др.) навыков в процессе пения в хоре;
- становление практических навыков и умений репетиционной работы в хоре;
в) развивающие:
- расширение профессионального музыкального кругозора;
- развитие профессиональных музыкальных способностей (остроты мелодического и гармонического слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, вокального слуха, исполнения музыки в ансамбле и т.д.);
- духовный рост личности.
I.5. Базовые документы, использованные для составления
учебно-методического комплекса дисциплины
Данный учебно-методический комплекс составлен на основе:
- требований Государственного Стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0502.01 «Пение академическое» (повышенный уровень среднего профессионального образования) от 17.06.2002 года (регистрационный № 03-0503-П), введенного в действие с 1.09.2002 года;
- «Рекомендаций по разработке учебно-методических комплексов образовательных дисциплин» учебно-методического управления ФГОУ ВПО «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»;
- примерной программы по учебной дисциплине «Хоровой класс» для специальности 0502.01 «Пение академическое» - повышенный уровень среднего профессионального образования) Федерального ГОУ СПО «Государственный музыкальный колледж имени Гнесиных»;
- рабочей программы по учебной дисциплине «Хоровой класс» для специальности 0502.01 «Пение академическое» - повышенный уровень среднего профессионального образования) ГОУ СПО «Тюменский колледж искусств» (2007 г.);
- методической, монографической и научной литературы по предметам «Хоровой класс», «Хороведение», «Методика работы с хором», «Постановка голоса», «Дирижирование» и др.;
- личного преподавательского, научно-исследовательского и исполнительского опыта составителя.
Индекс дисциплины |
Основные дидактические единицы |
Всего часов максим. учебной нагрузки студента |
В т.ч. часов обяза-тельных учебных занятий |
СД.ДС |
Формирование вокально-хоровой техники – освоение навыков хорового пения: дыхание (приемы дыхания), звукообразование – атака звука, округление звука, умение пользоваться резонаторами головным и грудным, регистрами головным, грудным и смешанным, владение различными видами тесситуры, развитие различных тембров хорового звучания; звуковедение – владение различными штрихами; развитие ансамблевых навыков – умение держать строй, чисто интонировать, знание принципов интонирования мажорной и минорной гамм, интервалов, освоение интонационных трудностей, связанных с тесситурными условиями произведений, фактурой изложения; дикционные навыки – развитие подвижности артикуляционного аппарата, знание приемов произношения гласных и согласных звуков, развитие четкой и ясной дикции, воспитание выразительного и осмысленного исполнения текста; умение петь с разнообразными нюансами; изучение и освоение различных художественно-исполнительских приемов пения – формирование понятия «средства художественной выразительности»: музыкальная фраза, цезура, фактура сочинения, темп и пр.; Изучение и освоение хорового репертуара, включающего произведения классической и современной, академической и народной музыкальной хоровой литературы. Изучение коллективного процесса работы над произведением. Развитие различных сторон музыкального слуха посредством работы над хоровыми партитурами в произведениях различных стилей, жанров и форм. |
399 |
399 |
К началу изучения дисциплины «Хоровой класс» на уровне среднего профессионального образования студент должен обладать следующими предпрофессиональными характеристиками:
а) знать основы элементарной теории музыки (нотной грамоты) на уровне курса начального (предпрофессионального) музыкального образования (ДМШ, ДШИ);
б) обладать начальными практическими навыками пения в хоровом ансамбле (минимальным опытом ансамблевого исполнительства);
в) обладать минимальными специальными музыкальными способностями, как-то: слуховыми и голосовыми данными, музыкальностью.
II.3. Требования к уровню подготовки студентов
в процессе изучения дисциплины
Основные требования к уровню подготовки студентов-вокалистов по дисциплине «Хоровой класс» заключаются в овладении профессиональными навыками и умениями артиста хора и включают в себя такие основы вокально-хоровой техники, как:
- овладение навыками верного фонационного дыхания (в т.ч. цепного), его опоры, дозировки вдоха, регулирования пластичности выдоха и т.п.;
- формирование навыков академического звукообразования, включающих осмысленное использование различных видов атаки звука, грудного и головного резонаторов, смешение и выравнивание регистров голоса, овладение певческим вибрато и объемными характеристиками звучания и т.п.;
- становление специфических навыков певческой дикции, включающее подвижность артикуляционного аппарата, освоение приемов произношения гласных и согласных звуков в пении, развитие четкой и ясной дикции в процессе фонации, формирование навыков выразительного и осмысленного исполнения текста, знакомство с особенностями произношения текста в произведениях разных стилей и языков и т.п.
- развитие вокальных навыков исполнения в ансамбле, включающих чистое интонирование, анализ и координацию звуковысотных, тембровых, динамических и других технических и художественных характеристик звучания собственного голоса в соответствии с ансамблем хоровой партии и всего хорового коллектива и т.п.;
- освоение различных художественно-исполнительских приемов пения – штрихов, тембровых красок голоса, динамических возможностей вокального звучания, музыкальной фразировки и т.п.;
- исполнительское (вокальное) освоение хорового репертуара, включающего произведения классической и современной, академической и народной музыкальной хоровой литературы.
По окончании курса «Хоровой класс» согласно требованиям государственного стандарта образования «выпускник должен знать:
- профессиональную терминологию;
- специфику хорового и ансамблевого исполнительства;
- основы репетиционной работы в качестве певца хора;
- специфику репетиционной работы певца в хоровом коллективе;
- активный ансамблевый и хоровой репертуар, включающий произведения разных эпох, жанров и стилей.
Выпускник должен уметь:
- петь в хоре;
- читать с листа хоровые партии, транспонировать;
- адаптироваться к условиям работы в конкретной учебной или концертной организации, современной студии звукозаписи;
- профессионально и психофизиологически владеть собой во время публичных выступлений с сольными и ансамблевыми программами».
Виды Занятий |
Всего часов |
По семестрам | |||||
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 | ||
Аудиторные практические занятия |
399 |
72 |
72 |
72 |
72 |
51 |
60 |
Самостоятельная работа |
117 |
20 |
20 |
20 |
20 |
17 |
20 |
Итого |
516 |
92 |
92 |
92 |
92 |
68 |
80 |
Итоговый контроль |
|
контр. урок |
контр. урок |
контр. урок |
контр. урок |
контр. Урок |
контр. урок |
Год обучения |
Наименование темы |
Общее кол-во часов |
Кол-во часов по семестрам |
2курс Ознакомляющий |
Аудиторные практические занятия Формирование хорового коллектива, прослушивание студентов, распределение по хоровым партиям. Становление профессиональных навыков и умений артиста хора. Основы вокально-хоровой техники: - овладение навыками верного фонационного дыхания (в т.ч. цепного), его опоры, дозировки вдоха, регулирования пластичности выдоха и т.п.; - формирование навыков академического звукообразования, включающих осмысленное использование различных видов атаки звука, грудного и головного резонаторов, смешение и выравнивание регистров голоса, овладение певческим вибрато и объемными характеристиками звучания и т.п.; - становление специфических навыков певческой дикции, включающее подвижность артикуляционного аппарата, освоение приемов произношения гласных и согласных звуков в пении, развитие четкой и ясной дикции в процессе фонации, формирование навыков выразительного и осмысленного исполнения текста, знакомство с особенностями произношения текста в произведениях разных стилей и языков и т.п. |
144 |
72/72 |
Самостоятельная работа Вокальное изучение хоровых партитур |
40 |
20/20 | |
3 курс Обучающий |
Аудиторные практические занятия Формирование профессиональных навыков и умений артиста хора. Основы вокально-хоровой техники: - развитие вокальных навыков исполнения в ансамбле, включающих чистое интонирование, анализ и координацию звуковысотных, тембровых, динамических и других технических и художественных характеристик звучания собственного голоса в соответствии с ансамблем хоровой партии и всего хорового коллектива и т.п.; - освоение различных художественно-исполнительских приемов пения – штрихов, тембровых красок голоса, динамических возможностей вокального звучания, музыкальной фразировки и т.п.; - исполнительское (вокально-хоровое) освоение хорового репертуара, включающего произведения классической и современной, академической и народной музыкальной хоровой литературы. |
144 |
72/72 |
Самостоятельная работа Вокальное изучение хоровых партитур |
40 |
20/20 | |
4 курс Развивающий и закрепляющий |
Аудиторные практические занятия Развитие профессиональных навыков и умений артиста хора. Закрепление навыков вокально-хорового исполнительства. |
111 |
51/60 |
Самостоятельная работа Вокальное изучение хоровых партитур |
37 |
17/20 | |
Итого аудиторных практических занятий |
399 | ||
Итого самостоятельных занятий |
117 | ||
Всего |
516 |
08 10 2014
10 стр.
13 10 2014
1 стр.
14 12 2014
4 стр.
15 09 2014
1 стр.
18 12 2014
1 стр.
24 09 2014
1 стр.
11 09 2014
1 стр.
09 10 2014
1 стр.