Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1


МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ


ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ»

Ф


акультет искусств

К


афедра хорового дирижирования
С
Одобрено НМС «ПГИИК»

Протокол №

« » октября 2012 г.

Председатель_____________________


ИСТЕМА КАЧЕСТВА



Новик Владислав Адамович,

Аблязова Марина Геннадьевна

Методика преподавания дирижирования
Учебно-методический комплекс

для студентов очного отделения, обучающихся

по специальности: 0

71301 «Народное художественное творчество»

специализации: «Академический хор»


Рекомендовано кафедрой:

Протокол № 1

« 21 » сентября 2012 г.

Зав. кафедрой_________________



Пермь 2012

Авторы - составители:

Новик Владислав Адамович,

профессор кафедры хорового дирижирования



Аблязова Марина Геннадьевна,

заслуженный работник культуры России,

доцент кафедры хорового дирижирования

У


чебно-методический комплекс «Методика преподавания дирижирования»

составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, Профессиональной образовательной программой по специальности, Примерной программой по дисциплине по специальности 071301 «Народное художественное творчество»

специализации «Академический хор».

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла дисциплин специализации и является обязательной для изучения.


Согласовано с библиотекой ПГИИК:


Зав. библиотекой ПГИИК И. М. Журавлева

Содержание

Часть 1. Рабочая учебная программа дисциплины…………………………..………….4


1.1. Цель, задачи и предмет дисциплины ……………………………….……................4

1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины……………...…………5

1.3. Объем дисциплины ………………………………………………….…..…………...5

1.3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы………………………...….......5

1.3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы

(8 семестр)………………………………………………………………………........6

1.3.3. Распределение часов по темам и видам учебной работы

(9 семестр)....................................................................................................................7

1.4. Темы практических занятий……………………………...……………...…………..8

1.5. Список литературы………………………………………………….……..................9

Часть 2. Материалы, устанавливающие содержание и порядок

проведения промежуточной и итоговой аттестации…………...………...…..............10

2.1. Вопросы для подготовки к зачету………………………………...………..............10

2.2. Учебно-методическое обеспечение дисциплины…………………….….………...11

2.2.1. Методические указания для преподавателей………………………………11

2.2.2. Методическое обеспечение дисциплины…………………………….…......12

2.2.3. Материально-техническое и информационное обеспечение

дисциплины…………………………………………………………………………14



Часть 1. Рабочая учебная программа дисциплины


1.1 Цель, задачи и предмет дисциплины
Данный курс должен подготовить студентов к практической работе в качестве педагогов музыкальных училищ и училищ искусств. Поэтому основное внимание в данной программе уделяется приёмам, средствам обучения и воспитания именно в этих учебных заведениях. Цель курса «Методика преподавания дирижирования» – подготовка руководителей профессиональных, любительских, учебных и детских вокально-хоровых коллективов.

Задачи курса «Методика преподавания дирижирования» – освоение основных знаний о содержании, организации, формах и методах ведения данного предмета, изучение теоретических основ преподавания и пути их практического воплощения. Важной частью курса является также ознакомление студентов с методическими и учебными пособиями по вопросам хорового дирижирования.

Предмет курса «Методика преподавания дирижирования» - теоретические основы преподавания и пути их практического воплощения.

1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате освоения курса «Методика преподавания дирижирования» студент должен владеть основными знаниями о содержании, организации, формах и методах ведения дирижирования, владеть теоретическими основами преподавания, знать пути их практического воплощения.

1.3. Объем дисциплины

1.3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы


№ семестра


Количество часов по очной форме обучения



Аудиторные занятия:


8-9

58

лекции

8-9

38

практические занятия

8-9

20

Самостоятельная работа


8-9

54

Всего часов


8-9

112


Виды итогового контроля (экзамен, зачет)

№ семестра






9 сем. - экзамен


1.3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы

8 семестр

Названия тем



Всего часов по учебному плану

Виды учебных занятий

Аудиторные занятия, в т. ч.

Самостоят. работа

Лекции

Практ., семинар. занятия

Значение курса «Методика преподавания в классе дирижирования» в профессиональной подготовке дирижёра хора. Цели и задачи курса

3

2




1

Основы психологии дирижёрской профессии

4

2




2

Характеристика программы курса «Дирижирование»

4

2




2

Дирижирование как процесс управления коллективным исполнением

6

2

2

2

Методы работы над постановкой дирижёрского аппарата

8

2

2

4

Дирижёрские схемы и последовательность их изучения

10

4

2

4

Функции ауфтакта и его виды

8

2

2

4

Методы работы над различными видами ауфтакта

4

2




2

Методы работы над показами различного характера звуковедения (legato, non legato, staccato)

8

2

2

4

Методика обучения более сложным элементам дирижёрской техники, приёмам выразительного художественного исполнительства на старших курсах

4

2




2

Итого:

59

22

10

27


1.3.3. Распределение часов по темам и видам учебной работы

9 семестр

Названия тем



Всего часов по учебному плану

Виды учебных занятий


Аудиторные занятия, в т. ч.

Самостоят.

работа


Лекции

Практ., семинар. занятия

Работа в классе с метрономом и камертоном

3

2




1

Структура урока дирижирования, методы его организации и проведения

11

2

4

5

Особенности составления индивидуальных планов учащихся по дирижированию

7

1

2

4

Методы отбора репертуара для работы в классе дирижирования

6

1

2

3

Методика исполнительского анализа хорового произведения (устно и письменно)

8

2

2

4

Некоторые особенности преподавания дирижирования крупнейшими педагогами-хормейстерами (Данилин Н., Чесноков П., Дмитревский Г., Егоров А., Свешников А., Птица К., Юрлов А. и др.)

6

2




4

Анализ методической литературы по дирижированию

4

2




2

Содержание и методика проведения экзамена по дирижированию

4

2




2

Методика организации и проведения государственного экзамена по дирижированию

4

2




2

Всего:

53

16

10

27



1.4. Темы практических занятий


  1. Составить индивидуальные планы по дирижированию учащихся музыкальных училищ 1-4 курсов.

  2. Составить методическую разработку урока по дирижированию.

  3. Подготовить комплекс упражнений по постановке дирижёрского аппарата на начальном этапе обучения.

  4. Составить комплекс упражнений по работе над мышечной свободой дирижёрского аппарата.

  5. Подготовить письменную аннотацию хорового произведения.

  6. Подготовить исполнительский анализ хорового произведения (письменно).

ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАР ДЛЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО АНАЛИЗА


1. Шебалин В. Мать послала сыну думы

2. Шостакович Д. Казнённым

3. Свиридов Г. Метель

4. Кюи Ц. Засветилось вдали

5. Калинников В. Кондор

6. Хиндемит П. Лебедь

7. Пуленк Ф. Грусть

8. Рубинштейн А. Гномы

9. Кодай З. Вечерняя песня

10.Дебюсси К. О, как отрадно созерцать

11.Салманов С. Юность

12.Брамс И. Лесная ночь

13.Стравинский И. Подблюдные

14.Брукнер А. Ave Maria



1.5. Список литературы
Основная литература:

1. Безбородова, Л. А. Дирижирование : учебное пособие для студентов педагогических и музыкальных колледжей / Л. А. Безбородова. - 2-е изд., стереотип. – Москва : Флинта, 2011. – 215 с. [Электронный ресурс] // KNIGAFUND.RU : электронное периодическое издание. – Электронные данные. – Москва, 2012. – Режим доступа : http : // www.knigafund.ru/books/128568 - Загл. с экрана.

2. Мусин, И. А. Язык дирижерского жеста / И. А. Мусин. – М. : Музыка, 2007. – 232 с., ил.

3. Свитов, В. Искусство дирижирования : теоретическое пособие. – Самара : Самарская государственная академия культуры и искусств, 2011. – 199 с.

Дополнительная литература:

1. Буянова, Н. Б. Методические подходы к обучению студента-хормейстера в современных условиях / Н. Б. Буянова // Вестник Моск. гос. ун-та культуры и искусств. – 2010. – № 2. – С. 162-167.

2. Васильев, В. А. Традиции и тенденции развития дирижерско-хорового образования в России: учеб. пособие по хоровой педагогике / В. А. Васильев; рец. Т. Г. Томашевская [и др.] ; Санкт-Петербург. гос. ун-т культуры и искусств. – СПб.: СПбГУКИ, 2008. – 120 с.

3. Дмитревский, Г. А. Хороведение и управление хором. Элементарный курс: учеб. пособие / Г. А. Дмитревский. 3-е изд., испр. – СПб.: Лань; СПб.: Планета музыки, 2007. – 112 с.: нот. – (Учебники для вузов. Специальная литература).

4. Кузьмина, Л. А. Специфика работы над формой хоровых произведений / Л. А. Кузьмина // Система непрерывного художественного образования теоретико-методологические и прикладные аспекты: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Международные ассамблеи искусств "Исполнительство и педагогика. Современность и перспективы"), г. Пермь, 22-25 октября 2007 / Перм. гос. ин-т искусства и культуры; науч. ред. Е. А. Малянов, отв. ред. Е. М. Березина. – Пермь: ПГИИК, 2007. – С. 80-86.

5. Макеева, Ж. Р. Очерки по истории и теории хорового искусства: учеб. пособие / ред. Л. Л. Равикович. – Красноярск: Красноярская государственная академия музыки и театра, 2006. – 132 с.

6. Птица, К. Б. Очерки по технике дирижирования хором: науч. изд. / К. Б. Птица. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Московская консерватория, 2010. – 187 с.



7. Русская хоровая культура: сб. науч. тр. – Вып. 3. Хоровое искусство и современные проблемы дирижерско-хорового образования / Санкт-Петербург. гос. ун-т культуры и искусств. – СПб.: СПбГУКИ, 2005. – 191 с.

8. Русская хоровая культура: сб. науч. тр. – Вып. 4. 50 лет кафедре академического хора факультета искусств Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств / Санкт-Петербург. гос. ун-т культуры и искусств ; науч. ред. и сост. Т. Г. Томашевская. – СПб.: СПбГУКИ, 2008. – 252 с. – (Труды СПбГУКИ. Т. 179).

9. Селиванов, Б. А. Хрестоматия по хоровому дирижированию. Несимметричные размеры / Б. А. Селиванов. – М. : Композитор, 2008. 199 с.

10. Чабанный, В. Ф. Музыкально-педагогическое руководство хоровым любительством как процесс: учеб. пособие. Ч. 2 / В. Ф. Чабанный. – С. - Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. – СПб. : СПбГУКИ, 2008. – 216 с.

Часть 2. Материалы, устанавливающие содержание и порядок

проведения промежуточной и итоговой аттестации

2.1. Вопросы для подготовки к экзамену


  1. Профессия дирижёр.

  2. Структура организационной подготовки исполняемого произведения.

  3. Особенности развития основных навыков хорового дирижёра.

  4. Русские хоровые дирижёры (хоры, репертуар, методы работы).

  5. Специфика хорового дирижирования.

  6. Мануальная техника (характеристика).

  7. Дирижёрский аппарат (характеристика).

  8. Работа над постановкой дирижёрского аппарата.

  9. Ауфтакт (определение, характеристика, виды).

  10. Методы работы над различными видами ауфтакта

  11. Дирижёрские схемы.

  12. Сложные размеры.

  13. Методы работы показа различных видов звуковедения, штрихов,

динамики, фермат.

  1. Мануальная техника – художественный образ. Агогика.

Психология дирижирования, преподавания.

  1. Работа с метрономом, камертоном, фортепиано, концертмейстером.

  2. Урок по дирижированию (организация, проведение).

  3. Индивидуальный план (особенности).

  4. Репертуарный план обучения.

  5. Аннотация.

  6. Недостатки дирижёрского аппарата и методы их исправления.

  7. Методика проведения экзамена и государственного экзамена по

дирижированию.

  1. Методика работы над партитурой.


2.2. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

2.2.1. Методические указания для преподавателей
Курс «Методика преподавания дирижирования» проходит в 8 и 9 семестрах. Курс построен на изучении содержания, формах и методах проведения занятий. Самостоятельно студенты составляют индивидуальные планы, программы по дирижированию, изучают литературу по вопросам техники дирижирования.

На практических занятиях студенты углубляют знания, полученные в ходе лекций, а также апробируют их в процессе выполненных практических заданий.

Изучение курса «Методики преподавания дирижирования» завершается экзаменом, на котором студенты должны ответить на вопросы из содержания курса. Следует обратить внимание на подкрепление теоретических положений показами приёмов техники дирижирования и основных дирижёрско-исполнительских выразительных средств.

Параллельно с курсом «Методика преподавания дирижирования» начинается «Практика», на которой студент закрепляет знания, полученные на лекционном курсе.


2.2.2. Методическое обеспечение дисциплины
В качестве методического обеспечения дисциплины рекомендуется использовать:


  1. Хрестоматия по дирижированию хором: Без сопровождения и в сопровождении фортепиано: средние музыкальные учебные заведения: В 4-х выпусках: Вып. 1. / сост. Е. А. Красотина, К. Р. Рюмина, Ю. Е. Левит. Вып.1. М.: Музыка, 2004. - 80 с.

  2. Хрестоматия по дирижированию хором: Без сопровождения и в сопровождении фортепиано: средние музыкальные учебные заведения: В 4-х выпусках: Вып. 2. / сост. Е. А. Красотина, К. Р. Рюмина, Ю. Е. Левит. Вып. 2. М.: Музыка, 2004. – 78 с.

  3. Хрестоматия по дирижированию хором: Без сопровождения и в сопровождении фортепиано: средние музыкальные учебные заведения: В 4-х выпусках: Вып. 3. / сост. Е. А. Красотина, К. Р. Рюмина, Ю. Е. Левит. Вып. 3. М.: Музыка, 2005. – 120 с.

  4. Хрестоматия по дирижированию хором: Без сопровождения и в сопровождении фортепиано: средние музыкальные учебные заведения: В 4-х выпусках: Вып. 4. / сост. Е. А. Красотина, К. Р. Рюмина, Ю. Е. Левит. Вып. 4. М.: Музыка, 2004. – 120 с.

  5. Хрестоматия по дирижированию: учеб. пособие / сост. А. И. Макаров. Л.: Ленинград. гос. ин-тут культуры им. Н. К. Крупской, 1971. – 231 с.

  6. Хрестоматия по дирижированию хором: для дирижерско-хоровых отделений музыкальных училищ в 4-х выпусках / сост. К. Б. Птица, Б. Куликов, Вып. 1-4. М.: Музыка, 1972-1979.

  7. Хрестоматия по хоровому дирижированию: пособие для студентов музыкально-педагогических колледжей / сост. С. Я. Пушечникова, Ю. М. Игнатьев. Вып. 1. М.: Музыка, 2000. – 96 с.

  8. Хрестоматия по хоровому дирижированию: пособие для студентов музыкально-педагогических колледжей / сост. С. Я. Пушечникова, Ю. М. Игнатьев. Вып. 2. М.: Музыка, 2002. – 80 с.

  9. Хрестоматия по хоровому дирижированию: пособие для студентов музыкально-педагогических колледжей / сост. С. Я. Пушечникова, Ю. М. Игнатьев. Вып. 3. Часть 1. М.: Музыка, 2007. - 96 с.

  10. Хрестоматия по хоровому дирижированию: пособие для студентов музыкально-педагогических колледжей / сост. С. Я. Пушечникова, Ю. М. Игнатьев. Вып. 3. Часть 2. М.: Музыка, 2007. - 136 с.

  11. Хрестоматия по хоровому дирижированию. Несимметричные размеры / сост. Б. А. Селиванов.  М.: Композитор, 2008. – 200 с.

  12. Хрестоматия для хорового класса. Зарубежная хоровая музыка XVI-XVII вв. / сост. В. Н. Минин, З. И. Казак. Вып.1. М.: Музыка, 1974. – 142 с.

  13. Школа хорового пения / сост. В. Г. Соколов, В. С. Попов, Л. М. Абелян. Вып. 2. М., 1978. – 164 с.

  14. Хрестоматия по хоровому дирижированию / сост. Журов А. В. – Мн.: Высш. шк., 1987. – 184 с.: ил.

  15. Хрестоматия по хоровому дирижированию / сост. А. Баранов и др. – М.: Музыка, 1967.

  16. Хрестоматия по технике хорового дирижирования. Репертуар классов хорового дирижирования. – Вып. 1. – М.: Музыка, 1963.

  17. Хрестоматия по дирижированию: учеб. пособие для институтов культуры. – Л.: ЛГИК, 1971.

  18. Хрестоматия по хоровому дирижированию. Вып. 1– М.: Музыка, 1953.

  19. Хрестоматия по чтению хоровых партитур для хора без сопровождения и в сопровождении фортепиано: учеб. пособие для дирижёрско-хоровых факультетов музыкальных вузов. – М.: Музыка, 1976.


2.2.3. Материально-техническое и информационное обеспечение

дисциплины
Для проведения занятий необходимо использовать:

- специализированный класс;

- письменный стол;

- парты;

- стулья;

- рояль;

- метроном;

- магнитофон;

- CD и MP3 центр.





Учебно-методический комплекс для студентов очного отделения, обучающихся по специальности: 0 71301 «Народное художественное творчество»

Учебно-методический комплекс для студентов очного отделения, обучающихся по специальности

167.46kb.

11 09 2014
1 стр.


Учебно-методический комплекс для студентов очного отделения, обучающихся по специальности: 071301 «Народное художественное творчество»

Учебно-методический комплекс для студентов очного отделения, обучающихся по специальности

224.16kb.

09 10 2014
1 стр.


Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 071301 «Народное художественное творчество. Оркестр народных инструментов»
297.27kb.

11 09 2014
1 стр.


Учебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра и хореографии специальности 071301. 65 «Народное художественное творчество. Оркестровые народные инструменты»
320.59kb.

14 12 2014
1 стр.


Учебно-методический комплекс д ля студентов очного отделения, обучающихся по специальности: 070105 «Дирижирование

«Дирижирование (по видам исполнительских коллективов: дирижирование академическим хором)»

768.31kb.

08 10 2014
5 стр.


Учебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра и хореографии специальность 071301. 65 «Народное художественное творчество»

Составитель: Л. Ю. Лешукова, доцент кафедры режиссуры и актерского мастерства тгакист

744.34kb.

24 09 2014
3 стр.


Учебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра и хореографии специальность 071301. 65 «Народное художественное творчество»

Составитель: Л. Ю. Лешукова, доцент кафедры режиссуры и актерского мастерства тгакист

372.48kb.

24 09 2014
1 стр.


Письменности учебно-методический комплекс

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 032001 «Документоведение и документационное обеспечение управления»

648.99kb.

14 12 2014
4 стр.