Перейти на главную страницу
МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
СЦЕНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
Учебно-методический комплекс
для студентов института музыки, театра и хореографии
специальность 071301.65 «Народное художественное творчество»
Тюмень
2011
Составитель: Л.Ю. Лешукова, доцент кафедры режиссуры и актерского мастерства ТГАКИСТ.
Сегодня достаточно оснований считать предмет “Сценическое движение” ведущим в формировании пластической культуры студента режиссерской специализации. Это базовая дисциплина, освоение которой обеспечивает органичное, выразительное существования актера на сцене, грамотную работу режиссера театрального коллектива с исполнителями, методическую оснащенность будущих педагогов сценического движения.
Не всякое движение на сцене становится знаком, выражающим состояние души и мысли актера-персонажа, а лишь то, которое осознанно выстроено в процессе репетиций и освоено актером как необходимое действие. Сознательный уход от автоматизма в движении, ощущение развития движения как единого процесса, точность и оригинальный колорит жеста, умение выстраивать пластическую фразу и пластический диалог с партнером на основе хорошо освоенных навыков - вот слагаемые актерской техники, делающие движение на сцене выразительным.
Дисциплина “Сценическое движение” предполагает понимание и освоение движения как структуры; его терминология основана не только на театральной лексике, но и на понятиях точных наук (центр тяжести, статика, динамика, инерция, импульс, энергия. амплитуда, скорость и т. д.). Однако, результаты творческих опытов могут быть зафиксированы лишь впечатлениями, ощущениями, эмоциональной и мышечной памятью актера, то есть чувствами, а не какими-то универсальными знаками. Ученику каждый раз необходимо делать усилие, наполняя свою мышечную память новыми впечатлениями, полученными от хорошо знакомых упражнений, таким образом, воспитывая в себе чувство движения. Эти впечатления могут быть приятными и неприятными, положительными и отрицательными. Поэтому педагог должен уберечь ученика от эмоции страха, научить его не бояться себя и партнера даже в экстремальных сценических ситуациях. Все это - проблемы индивидуального, и особенно парного, тренинга, в котором страх становится труднопреодолимым вдвойне.
Вот некоторые проблемы актерской техники, принципиально важные для дисциплины «Основы сценического движения» и требующие внимания к себе при прохождении любой темы, следовательно, при отборе и разработке поурочных упражнений.
В результате изучения дисциплины учащийся должен освоить:
Основы пластической культуры и выразительности.
Овладеть техническими элементами сценического боя, фихтования, этикета.
Чувство баланса - умение сохранять устойчивую позицию на различных видах конструкций, зависящее от способности актера управлять центром тяжести, удерживая равновесие в непривычных для тела положениях.
Чувство координации, элемент акробатики - умение координировать движения в заданном рисунке и, прежде всего, управлять периферией тела, включая мышцы лица.
Чувство скорости, темпо-ритма - умение управлять скоростью движения, играть скоростями, способность к взрывной реакции, рождающей активное движение. Чувство инерции- умение мягко и быстро тормозить и управлять процессом изменения действия. Чувство напряжения - умение управлять своим актерским напряжением и играть напряжением персонажа.
Методы работы над пластическим воплощение актерского образа и образа спектакля.
Важным условием обучения и воспитания на занятиях сценического движения является присутствие на них музыки. Музыка как средство организации движения играет огромную роль в выполнении каждого упражнения. Она организовывает темпо - ритм существования учащихся на уроке, «подсказывает» характер исполнения, воспитывает волю к действию, активность, требует от них силы и ловкости, пробуждает творчество. Пробуждает воображение и фантазию
Качество подготовки учащихся обеспечивается следующими способами:
Регулярное наблюдение за качеством выполнения упражнений на уроках. Педагог должен, верно, оценивать выполнение каждого упражнения группой в целом, а также видеть достижения и недостатки отдельных учеников, стараться понять причины, порождающие отклонения от нормы в каждом отдельном случае. Это поможет ему правильно подбирать упражнения на следующие занятия и семестры.
Контрольный урок, проведенный в конце первого семестра, имеет целью проверить достижений учащихся в области сценического движения и на основании наблюдений в течение контрольного периода вывести заключение о природных пластических способностях каждого. При этом обращается внимание на такие качества как: внимание, воля, сила, скорость, ловкость, ритмичность и музыкальность. Анализируются индивидуальные достижения, отмечаются положительные сдвиги в подготовке учащихся: осанка, походка, выразительность рук, манера поведения на зачете и вне занятий по движению.
Зачет, проведенный в конце года обучения, включает в себя упражнения и просмотр самостоятельных работ-этюдов, в которых пройденный материал (переноски, падения, сценический бой) оправдываются выбранной бытовой ситуацией. Выявляется рост пластической подготовленности учащихся, степень их творческой одаренности, умение фантазировать, активность, целеустремленность, воля к созданию выразительных физических действий и оправданию их. Так же качество профессиональной пластической подготовленности каждого учащегося, т.е. уровень психофизических качеств, умение пользоваться большим ассортиментом специальных общих и частных двигательных навыков и общий уровень артистичности в сценическом движении.
Учебные часы, отведенные на изучение курса «Сценическое движение» существенно увеличены за счет часов предмета «Физическая культура» и в целом составляют 186 часов.
№ п/п |
Наименование тем |
Количество часов | |||
лекции |
практические занятия |
индивидуальные занятия |
самостоятельная работа студента | ||
1 |
Введение |
2 |
|
|
|
2 |
ТЕМА 1 Основы пластической культуры. Тренинг подготовительный и развивающий.
|
2 |
20 |
|
|
3 |
ТЕМА 2 Технические основы пластической выразительности. Внутреннее ощущение движения.
|
|
20 |
|
|
4 |
ТЕМА 3 Специальные навыки сценического движения. |
|
20 |
1 |
|
5 |
ТЕМА4 Взаимодействие с партнером. |
|
20 |
1 |
|
6 |
ТЕМА 5 Сценические падения и акробатика. |
|
20 |
1 |
|
7 |
ТЕМА 6 Сценический бой. |
2 |
28 |
1 |
|
8 |
ТЕМА 7 Работа над режиссерским и актерским образом. |
2 |
20 |
1 |
|
9 |
ТЕМА 8 Методика воспитания пластических навыков исполнителей в театральной студии. |
4 |
20 |
1 |
|
ИТОГО: |
12 |
168 |
6 |
| |
ВСЕГО: |
186 |
|
Сценическое движение, пластика, хореография: понятия и дифференциация. Специфика сценического движения актера. Пластический образ спектакля. Значение теории и методики сценического движения для режиссера любительского театра.
Пластическая культура актера и режиссера. Правила безопасность на сцене и во время тренинга. Тренинг как средство развития пластической культуры. Упражнения: в потягивании, скручивании, пригибании, вращении; в ходьбе, прыжках, беге; в равновесии - наклоны, прогибы, вращения, прыжки, фиксированные позиции; на гибкость и растяжку; на силу и выносливость; на координацию и реакцию; на прыгучесть и подвижность стопы; на мышечную память; на ощущение центра тяжести; на вестибулярный аппарат.
Техническая оснащенность актера. Пластика как элемент актерской техники. Специфика и виды пластической техники. Пластические стилистики. Тренинг пластический, упражнения: на напряжение и расслабление; на подвижность и выразительность рук; на подвижность и ловкость; на чувство непрерывного движения, формы, жеста, пространства; на освоение различных типов и характеров движения
Понятие темпа – движение в разных скоростях, понятие чувства времени – распределение движения во времени. Понятие ритма движение в ритмических рисунках
ТЕМА 3
Специальные навыки сценического движения
Основная задача – развитие психофизических качеств студента, когда упражнение становиться средством познания своих возможностей при решении двигательной задачи, имеющей свое оправдание и внутренний импульс. Наметить перспективу перехода от навыка к осмысленному движению.
Темы:
Упражнения: на развитие чувства равновесия; чувства ритма, пространства; чувства формы; чувства инерции движения; чувства партнера.
Распределение движения в сценическом пространстве. Различные способы преодоления препятствий, переноски партнера. Реакция и развитие движения после толчка, броска, удара и других сигналов.
ТЕМА 4
Взаимодействие с партнером.
Основная задача - развитие способности видеть, чувствовать, понимать и контролировать движения партнера с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей в соответствии с задачей, оставленной в упражнении.
Темы:
Упражнения: гимнастические, акробатические, на сопротивление и борьбу, с предметами, на бесконтактное взаимодействие и распределение в пространстве; композиция и вариации.
Упражнения: подготовительные, падения на полу, с высоты, через препятствия, с предметом на руках; падения во взаимодействии с партнером; цепочка падений в декорации; оригинальные и трюковые падения; индивидуальная и парная акробатика; акробатические композиции и вариации. Трюковая пластика.
Упражнения: техника нанесения и приема ударов; защиты и озвучивания ударов; принципы построения и исполнения сценической драки; драка с использованием предметов; жанр и стиль в сценической драке.
Основные законы и приемы пластической выразительности актерского образа и спектакля. Содержание и методы работы над режиссерским и актерским образом. Художественная целостность спектакля. Музыка и движение. Понятие этюда на уроках сценического движения: Этюды на заданную тему, музыку, ситуацию; эксцентрический этюд; этюд на основе драматургии.
Значение, этапы и содержание пластического воспитания актера в театре-студии. Организационно-педагогические принципы обучения и воспитания. Техническое и методическое обеспечение учебного процесса. Виды пластических тренингов и методика их создания. Разнообразные художественно-педагогические формы пластического воспитания.
Проблема тела и сознания актера сродни проблеме материи и духа. Степень творческого совершенства актера определяется тем, насколько успешно эта проблема решается, насколько ясно, ярко и адекватно актер может выразить в движении и жесте эмоции и мысли персонажа, насколько сознательно актер подходит к процессу творчества. Гармония движения и сознания, бесспорно, является результатом длительного труда, требующего, прежде всего, времени. Но хотелось бы, чтобы молодой актер уже в начале своей карьеры стремился сделать свое тело мудрым, то есть гибким и подвижным, смелым и ловким, послушным и отзывчивым, умным и образованным.
Главная задача актера — при оптимальных энергетических затратах достичь максимальной выразительности. Выразительность актера на сцене зависит от его способности чувствовать движение.
Определения:
Чувство движения — это слияние ряда психофизических качеств актера, которые проявляются в видимой форме и могут и должны быть проконтролированы через амплитуду, скорость, силу и четкость линий движения. Чувство движения — это навык, который формируется в процессе "переживания" движения, то есть сознательного освоения его структуры, и совершенствуется через сознательное отношение к процессу построения движения.
Чувство движения всегда индивидуально: в гибком теле — одно, в теле с перекачанными мышцами — другое; у актера, способного к быстрой и точной пластической реакции на определенный сигнал— один мышечный тонус; актер, не способный реализовать свой собственный внутренний импульс в движении, имеет ощущения иной окраски.
Чувство движения невозможно без контроля, тогда как формальный внешний контроль вполне возможен и без чувства. Способность чувствовать движение зависит от скорости движения.
От микрожеста до "жеста" всем телом — вот путь, который нужно проделать актеру, чтобы выйти за границы чисто внешнего ощущения движения и почувствовать свое тело как материю, наполненную энергией, находящейся в постоянном движении.
К чувству движения мы приблизимся через воспитание чувства ракурса, где главная задача— научиться ощущать изменение позиции тела по миллиметрам. Трудно достичь желаемого ''молекулярного " ощущения движения.
Задача раскрытия и сохранения уже имеющихся качеств и их грамотного использования. Другими словами: стоит ли ломать инструмент, может, лучше его настроить и научиться на нем играть?
Занимаясь с актерами, надо отказаться от спортивной терминологии и отдать предпочтение театральной лексике. Слова, которыми формулируется задача и объясняются способы ее достижения, должны быть театральными; тогда уже в простом тренинге зарождается связь между занятиями сценическим движением и мастерством актера.
Чувство баланса — умение сохранять устойчивую позицию на различных видах конструкций, зависящее от способности актера управлять центром тяжести, удерживая равновесие в непривычных для тела положениях.
Чувство баланса — центральная тема, объединяющая вопросы координации, инерции, напряжения, чувства движения на всех возможных уровнях — от физического до психического, и во всех творческих аспектах — начиная с работы в тренинге и кончая взаимоотношениями актера и персонажа в процессе репетиции и игры.
Острее ощутить и понять меру гармонии в движениях можно через упражнения в балансе— от простого движения корпусом вперед и назад, вправо и влево, стоя на одной ноге, до эксцентрической игры в эквилибриста, который "идет по канату над пропастью". Эти упражнения-тесты дают большой эффект в пластическом совершенствовании актера, а также в освоении им специальных форм сценического движения, где развивается способность и одновременно ощущение трансформации этих форм на "молекулярном" уровне. Потому что чувство баланса — это обостренное ощущение тела в экстремальной ситуации, в которую актер бросает свое тело сознательно; это яркое внешнее проявление активного внутреннего существований.
Момент игры со своим телом на ограниченной площади опоры — ситуация критическая и поэтому острая в ощущениях. Чтобы обновлять свои актерские ощущения, упражнения в балансе можно выполнять не только стоя на ногах или одной ноге, но удерживая равновесие на одном плече или на одной руке. В этом диапазоне возможно конструирование множества экстравагантных позиций, когда точкой опоры, поддерживающей равновесие тела, могут стать, например, палец руки, пятка или любая другая точка тела.
Ситуация удержания баланса в критической для тела позиции активизирует работу как крупных, так и мелких мышц, захватывая химической реакцией практически всю мышечную массу. Этот процесс требует дополнительного напряжения, которое, в свою очередь, влечет за собой нарушение координации, потерю управления скоростью движения и произвол инерции. Причины и следствия в этом процессе могут меняться местами. Но первопричина остается неизменной: это проблема баланса, на которой, как уже было сказано выше, сходятся все аспекты сценического движения — от частных, связанных с физическим действием, до общих, связанных с психологией творчества.
Чувство координации — умение координировать движения в заданном рисунке и, прежде всего, управлял, периферией тела,
включая мышцы лица.
Почему движения, привычные и легковыполнимые в жизни, в театре становятся неудобными и невыразительными? Одна из причин этого— неспособность актера координировать как новые, так и знакомые ему движения в условиях сцены. Если координация движений требует дополнительных усилий, это порождает психофизический дискомфорт.
Координацию необходимо изучать в таком разнообразии и объеме, чтобы каждый раз актер мог проверять свою способность к освоению новых движений в новой программе координации, которая наполнила бы интересными ощущениями его мышечную память.
Мышечная память насыщается независимо от того, хочет актер этого или нет. Она "запоминает" и ошибки. Поэтому при освоении специальных форм сценического движения следует особо Внимательно следить за процессом многократного повторения одних и тех же упражнений: ввод в мышечную память неточной информации о выполнении движения потребует дополнительного времени на освобождение от этой информации.
От запасов мышечной памяти артиста, накапливающей информацию о действиях тела, зависит и успешное освоение новой программы координации. Развитая способность к координации— это гарантия оптимальной затраты времени и энергии при выполнении движения в условиях сцены. Легкость координации ~ это фундамент ловкости.
Как правило, мы плохо чувствуем мышцы периферии тела и не фиксируем внимания на мелких движениях. Но активность именно этих мышц определяет характер движения. Проблема выразительности периферии тела начинается с потери чувства стопы, перестающей выполнять свои функции, и чувства руки, на которой вместо пяти пальцев используются лишь два или один.
Координация движений зависит от остроты и свежести связи между периферией тела и сознанием, которое, с одной стороны, предлагает действия, а, с другой, должно хорошо контролировать их. Недостаточность этих связей в непривычных ситуациях влияет на координацию и, что еще важнее, на качество и характер движений. Небрежное выполнение жестов периферией тела ведет актера к отказу от них и, в результате, к исключению периферии из активного творческого процесса конструирования, что делает игру актера примитивной.
Чувство скорости — умение управлять скоростью движения, играть скоростями, способность к взрывной реакции, рождающей активное движение Чувство инерции— умение мягко и быстро тормозить и управлять процессом изменения действия.
Управлять скоростью движения в нестандартных сценических ситуациях возможно лишь тогда, когда не только в сознании, но и в мышечной памяти актера присутствует готовность сдерживать инерцию и регулировать процесс ускорения и замедления движения в соответствии с пространством и временем.
Есть две крайности, в которые легко впадает молодой актер: или он работает на удобной и привычной для него темповой середине, или делает все слишком быстро, когда в этом нет надобности. Когда же действительно возникает сценическая необходимость действовать быстро, актеру в скорости движения прибавить уже некуда, все усилия тратятся на бесконтрольную эмоцию, и процесс управления движением сводится к нулю.
Работа со скоростью начинается с обычной ходьбы. Средняя скорость сценической ходьбы — это скорость привычного для нас движения, когда мы не спешим, но и не замедляем шаг специально. Условно назовем ее пятой скоростью. От средней — пятой — установим условно четыре скорости на замедление (4, 3, 2, 1) и четыре на ускорение (6, 7, 8, 9). Это вовсе не значит, что скоростей может быть только 9. Условные 9 единиц необходимы для создания у актера "внутреннего спидометра" движения. Каждое изменение скорости должно быть процессом не только индивидуально ощутимым, но и видимым.
С освоения разных скоростей начинается работа с темпоритмом. Нельзя сказать, что игра в одной скорости интереснее, чем в другой. Это зависит от ситуации.
Работа со скоростями — это работа не только с временем и пространством, но с напряжением и инерцией. Важно, каким образом актер перераспределяет напряжение в теле, меняя скорость, и как управляет инерцией, когда на его пути встречается препятствие, заставляющее остановиться или поменять направление движения.
Любое ускорение и замедление движения должно быть подчинено контролю напряжения и инерции. Например, полный круг прямой рукой назад или вперед: в естественном процессе движение рукой вниз по инерции ускоряется, вверх — замедляется. Нужно попробовать выполнить движение рукой в одной скорости, что потребует дополнительного внимания и напряжения.
Контролировать напряжение и инерцию следует и в других упражнениях — от простой ходьбы в разных скоростях до самых сложных перекатов и переворотов своего тела и комплексного движения в композиции.
Умение актера управлять инерцией движения зависит от его умения контролировать себя, как в коротком жесте, так и в длительном перемещении из одной точки пространства в другую. От того, насколько хорошо актер управляет инерцией, зависит, как точно он закончит движение, и насколько естественно сможет существовать в момент перехода от одной скорости к другой.
Умение управлять инерцией движения должно перейти в умение управлять инерцией мысли и эмоции, рождающих и движение, и слово.
Интересная актерская игра всегда связана с проявлением воли, то есть с напряжением — психическим и физическим. Важно, как актер этим напряжением управляет. Если сравнить две фотографии — первую, на которой актер зафиксировал позицию своего тела по сигналу "стоп", и вторую, где мы видим ту же позицию, но уже реконструированную, скопированную актером, то, на первый взгляд, они покажутся одинаковыми. Но при более внимательном рассмотрении у нас не останется сомнений в том, что позиция на первой фотографии более выразительна. Такой эффект дает мера напряжения, присутствующая в оригинальной форме движения, и измененное напряжение в реконструированной форме, зафиксированной на втором фото. В оригинальной форме движения мера напряжения непроизвольна. При повторе часть напряжения потеряна. В этом и заключается сложность актерской профессии: актер должен каждый раз воссоздавать и форму, и ее содержание, а не повторять эту форму механически. Потому что именно напряжение и является мерой содержания движения.
В неизменяемых постановочных условиях спектакля только артист является непостоянной величиной и источником неожиданных эмоциональных и смысловых импульсов. Поэтому только от актера зависит, станет ли его сегодняшняя игра оригинальной или только повторением того, что было вчера.
Осмысление движения возможно через контроль меры напряжения. Особо внимательно необходимо относиться к контролю напряжения на входе в интересную пластическую форму и на выходе из нее. Учиться контролировать свое тело в экстремаль-
ной ситуации нужно с первых уроков, когда для некоторых учеников сложной формой движения будет обыкновенное падение со стула или кувырок.
Способы борьбы с излишним напряжением актера на сцене с помощью упражнений на расслабление не дают желаемого результата. Предлагается заменить понятие "расслабление" понятием "мера напряжения". Необходимо учиться фиксировать несколько степеней напряжения в одной и той же позиции при выполнении одного и того же движения. Если мы в одних и тех же формах движения проверим работу своего тела в разных степенях напряжения, мы раскроем для себя огромный диапазон актерской свободы, дающий возможность импровизировать в не изменяющейся пластической форме.
Качество действия зависит от простых параметров: быстро — медленно, жестко — мягко, сильно — слабо и т. д. Мера напряжения зависит и скрыта именно в этих характеристиках действия.
В актерской игре нередко присутствует суета в движениях и отдельном жесте, а это прежде всего лишняя трата энергии, которая влечет за собой перенапряжение, то есть стремление энергию удержать. Чтобы избежать этого, необходимо научиться отдавать творческую энергию разумно, и тогда она, сделав круг, вернется к вам, приумноженная.
Фундаментальным отличием предлагаемых упражнений для подготовительного тренинга является присутствие в них позиции баланса.
Все упражнения объединены общими задачами.
1. Сохранять баланс, контролируя переход из одной позиции в другую.
2. Контролировать меру напряжения тела, как можно подробнее прорабатывая каждый этап упражнения.
3. Координировать движения в соответствии с предлагаемыми структурой и задачами.
4. Осваивать упражнения в разных скоростях, сохраняя максимальную амплитуду, мягкость и непрерывность движения.
5. Не допускать механического выполнения движений, управлять инерцией движения.
6. Во время выполнения упражнений следить за непрерывным, свободным дыханием. Не сдерживать выдох.
7. Некоторые упражнения состоят из нескольких групп движений, и их следует выполнять как единую форму.
8. Контролировать работу периферии тела (ног, рук, лица) до мельчайших подробностей.
9. Во время выполнения упражнений контролировать ощущение движения.
УПРАЖНЕНИЕ 4
Прыжком
УПРАЖНЕНИЕ 3
опорной ноги и позиции рук. I Круговое движение тазом влево, правым предплечьем влево, левым плечом назад.
Упражнение повторить 5-7 раз, с паузами между прыжками.
Составитель: Л. Ю. Лешукова, доцент кафедры режиссуры и актерского мастерства тгакист
24 09 2014
3 стр.
Составитель: Л. Ю. Лешукова, доцент кафедры режиссуры и актерского мастерства тгакист
24 09 2014
1 стр.
14 12 2014
1 стр.
26 09 2014
1 стр.
11 09 2014
1 стр.
13 10 2014
1 стр.
04 09 2014
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов очного отделения, обучающихся по специальности
09 10 2014
1 стр.