Перейти на главную страницу
МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
«УТВЕРЖДАЮ»:
ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА
_______________________ /Демина Л.В./
« ____ » ______________ 20__г.
Сольфеджио
учебно-методический комплекс
для студентов института музыки, театра и хореографии
направление 070100.62 «Музыкальное искусство»
квалификация: бакалавр музыкального искусства
профили: эстрадно-джазовое пение; народное пение; академическое пение; оркестровые струнные инструменты; инструменты эстрадного оркестра
«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:
Автор работы ____________/Таштамирова Л.Ш./
« _____» ____________ 2011__г.
Рассмотрено на заседании теории музыки и музыкального образования, протокол №_ от « » _______2011г. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.
Объем ______стр.
Зав. кафедрой _____________/Грузинцева Н.В./
«______» ____________2011__г.
Рассмотрено на заседании УМК института музыки, театра и хореографии, протокол №_от________ «_» 2011г.
Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.
«СОГЛАСОВАНО»:
Председатель УМК __________ /Петрова В.В./
«______» ____________2011__г.
«СОГЛАСОВАНО»:
Директор научной библиотеки ______________ / Соколова Н.П./
«______» ____________2011__г.
МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
«УТВЕРЖДАЮ»:
ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА
_______________________ /Демина Л.В./
« ____ » ______________ 20__г.
Сольфеджио
учебно-методический комплекс
для студентов института музыки, театра и хореографии
направление 070100.62 «Музыкальное искусство»
квалификация: бакалавр музыкального искусства
профили: эстрадно-джазовое пение; народное пение; академическое пение; оркестровые струнные инструменты; инструменты эстрадного оркестра
«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:
Автор работы ____________/Таштамирова Л.Ш./
« _____» ____________ 2011__г.
Рассмотрено на заседании теории музыки и музыкального образования, протокол №_ от « » _______2011г. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.
«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:
Объем ______стр.
Зав. кафедрой _____________/Грузинцева Н.В./
«______» ____________2011__г.
Рассмотрено на заседании УМК института музыки, театра и хореографии, протокол №_от________ «_» 2011г.
Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.
«СОГЛАСОВАНО»:
Председатель УМК __________ /Петрова В.В./
«______» ____________2011__г.
«СОГЛАСОВАНО»:
Директор научной библиотеки ______________ / Соколова Н.П./
«______» ____________2011__г.
Российская Федерация
Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»
Институт музыки, театра и хореографии
Кафедра теории музыки и музыкального образования
Сольфеджио
учебно-методический комплекс
для студентов института музыки, театра и хореографии
направление 070100.62 «Музыкальное искусство»
квалификация: бакалавр музыкального искусства
профили: эстрадно-джазовое пение; народное пение; академическое пение; оркестровые струнные инструменты; инструменты эстрадного оркестра
Учебно-методический комплекс составлен с учётом действующего стандарта образования по данной специальности.
Дата принятия стандарта 31.01.2005.
Тюмень
Российская Федерация
Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»
Институт музыки, театра и хореографии
Кафедра теории музыки и музыкального образования
Составитель: Составители:
Рецензенты:
3. И. ГЛЯДЕШКИНА
профессор Российской академии музыки
имени Гнесиных
Т. А. ЕНЬКО
доцент Российской академии музыки
имени Гнееиных
В.Г.КОВАЛЕНКО
доцент Ростовской государственной
консерватории имени С. В. Рахманинова
В.Ф. КРАСНОСКУЛОВ
профессор Ростовской государственной
консерватории имени С. В. Рахманинова
В. А, ДЕНЕЖКИН
профессор Ростовской государственной консерватории имени С. В. Рахманинова
Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта
высшего профессионального образования
Обязательный минимум содержания образовательной программы
ОПД.Ф.07 |
Сольфеджио Всестороннее развитие музыкального слуха посредством таких форм работы, как диктант (письменный и устный), слуховой анализ развернутых гармонических последовательностей и пение по цифровке, сольфеджирование сложных интонационно и ритмически мелодий (как конструктивных образцов, так и фрагментов из музыкальных произведений разного стиля). Развитие навыков сольфеджирования с листа. |
Задачами курса сольфеджио на факультете народных инструментов являются: всестороннее развитие музыкального слуха и памяти, воспитание навыков самоконтроля в процессе исполнения и слухового восприятия музыки. По окончании курса студент должен уметь:
- свободно ориентироваться в тексте музыкального произведения со сложной тонально-гармонической организацией;
- сольфеджировать одноголосные и многоголосные примеры различного интонационного склада, включая музыку XX века с ее специфическими интонационными образованиями.
Специфика вузовской ступени музыкального образования состоит в том, что студенты приходят в вуз уже с некоторым опытом профессиональной деятельности. При обучении в высшей школе совершенствуется, усложняется ранее достигнутое, выявляются перспективы профессионального роста, чему в полной мере должен соответствовать и курс сольфеджио. В связи с этим желательно в ходе занятий обращать внимание студентов на те специальные упражнения, методические приемы, которые могут оказаться полезными в их будущей профессиональной деятельности.
Курс сольфеджио на факультете народных инструментов имеет свою специфику, обусловленную национальными особенностями инструментов, на которых обучаются студенты, а также репертуаром для них. Большинство оригинальных произведений для этих инструментов связано с практикой народного музицирования. В то же время богатые тембровые и технические возможности многих народных инструментов позволяют исполнять произведения русской и западноевропейской классики, современной музыки. Это и определяет уровень требований к курсу сольфеджио на факультете народных инструментов: студенты должны быть подготовлены к слуховому осознанию музыки самых различных эпох и направлений. Особое внимание необходимо обратить на готовность восприятия слуха к анализу народной песни, как в ее оригинальном виде, так и в профессиональной обработке.
Курс ориентирует на те средства музыкальной выразительности, которые являются наиболее употребительными в исполнительской практике, в первую очередь - в оригинальном репертуаре. Но поскольку в музыке для народных инструментов нашли отражение все основные типы ладовой организации, которые дал не только XIX, но и XX век, в учебном курсе сольфеджио должен быть практически освоен разнообразный комплекс выразительных средств, теоретически изучаемых в курсе гармонии.
Тематика курса отражена в содержании основных форм работы - слуховой анализ, интонационные упражнения, сольфеджирование, диктант.
|
|
|
|
Наименование разделов и тем курса |
всего |
лекции |
Самост.работа |
Тема 1. Альтерация аккордов в субдоминантовой группе. Натурально-ладовая гармония. |
8 |
4 |
4 |
Тема 2.Постепенная модуляция в тональности недиатоничесого родства (на 2-6 знаков) Неаккордовые звуки. Органный пункт. |
8 |
4 |
4 |
Тема 3.Энгармоническя модуляция через малый мажорный и уменьшенный септаккорды. |
8 |
4 |
4 |
Тема 4.Трезвучия и их обращения на ступенях одноименного мажора-минора. |
8 |
4 |
4 |
Тема 5.Трезвучия и их обращения на ступенях параллельного мажоро-минора (мажоро-минора). |
6 |
2 |
4 |
Тема 6.Альтерация аккордов субдоминантовой и доминантовой групп. Натурально-ладовая гармония.. |
8 |
4 |
4 |
Тема 7Постепенная модуляция через минорную субдоминанту и через мажорную доминанту в тональности недиатонического родства.. |
8 |
4 |
4 |
Тема 8.Энгармоническая модуляция через малый мажорный и уменьшенный септаккорды. |
8 |
4 |
4 |
Тема 9. Трезвучия и их обращения на ступенях одноименного мажра-минора. |
6 |
2 |
4 |
Тема 10.Трезвучия и их обращения на ступенях параллельного мажоро-минора. |
4 |
2 |
2 |
ИТОГО |
72 |
34 |
38 |
|
|
|
|
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Слуховая ориентация в музыке XVIII-XIX веков:
функциональная система мажора и минора
в западноевропейской и русской музыке
Слуховой анализ
Тема 1. Альтерация аккордов субдоминантовой и доминантовой групп. Натурально-ладовая гармония.
1. Определение функционального значения и обращения альтерированных аккордов субдоминантовой группы (II, DD7, DDVII 7, II 7 ,DD7, DDVII7 , DD3), взятых в отдельности и в построениях.
2. Определение функционального значения и обращения альтерированных аккордов доминантовой группы (D7 5, D7b5, DDV>3), взятых в отдельности и в гармонических последовательностях.
3.Определение функционального значения аккордов, их обращений, тонального развития в произведениях (или в отрывках из них) с указанием формы, членения на предложения, фразы, мотивы, видов
каденции, фактуры изложения.
4. Слуховое освоение оборотов натурально-ладовой гармонии на примере обработок фольклорных текстов.
1. Определение тонального плана и модулирующих аккордов в гармонических фрагментах.
2. Запись тонального плана, линии баса с цифровкой аккордов в гармонических последовательностях.
3. Использование формы романтического периода, одночастной миниатюры, экспозиционного, развивающего, репризного разделов двух-трехчастных композиций отечественной и зарубежной музыки XIX века.
]. Определение функционального значения малого мажорного септаккорда по разрешению в качестве доминантсептаккорда, септаккорда двойной доминанты, альтерированной двойной доминанты с увеличенной секстой (остальные случаи - по усмотрению педагога).
3. Анализ фрагментов из произведений с указанием тональных планов и средств энгармонической модуляции.
4. Определение функционального значения уменьшенного септаккорда по разрешению как вводного в тонику, в доминанту и как вспомогательного к доминантсептаккорду.
5.Определение гармонических последовательностей с энгармонизмом уменьшенного септаккорда.
6. Слуховой анализ тонального плана и средств энгармонической модуляции в фрагменте из музыкальной литературы.
Тема 4. Трезвучия и их обращения на ступенях одноименного мажоро-минора.
1. Определение функционального значения специфических аккордов (трезвучия III, VI, VII ступеней).
2.Слуховой анализ однотональных гармонических оборотов-схем и отрывков из литературы с употреблением указанных аккордов, например: I - VI- III - I- Ш6 (секвенцировать по большим секундам
вниз); I- VIIt-V-I.
3. Слуховой анализ построений, модулирующих в тональности мажоро-минорного родства, и отрывков из музыкальной литературы.
Тема 5. Трезвучия и их обращения на ступенях параллельного мажоро-минора (миноро-мажора).
Определение функционального значения минорного трезвучия VI ступени минора и мажорного трезвучия III ступени минора, например: минор: I - VI мин. -VII 43 - I; мажор: I - III маж. -V53-I.
Примечание. Работа над музыкальным художественным произведением включает:
1) анализ фактуры и тонально-гармонического развития;
2) разбор формы, фразировки, жанровых особенностей музыкального фрагмента;
3) целостный анализ.
Ориентируясь на классические образцы музыки XVIII, XIX веков, желательно в то же время использовать для анализа произведения XX века.
Музыкальный материал дли слухового анализа
1.Энгармонизм уменьшенного септаккорда;
2.Энгармонизм малого мажорного септаккорда: Бетховен Л. Соната соч.90 №27 (разработка).
3. Целостный анализ: Эйгес К. «В лесу».
1. Пение (с разрешением и без него) в натуральном и гармоническом мажоре и миноре альтерированных аккордов субдоминантовой группы с их обращениями, например: II7 , DD7, DDV7, DD7.
3.Пение (с разрешением и без него) в натуральном и гармоническом мажоре, в гармоническом миноре альтерированных аккордов доминантовой группы и их обращений, например: D7 , DD7 , VII7 3, VH7
4.Пение гармонических последовательностей с аккордами альтерированной доминанты.
5.Пение гармонических построений, включающих пройденные аккорды мажорной и минорной диатоники, созвучия альтерированной субдоминанты и доминанты, отклонения и модуляции в тональности первой степени родства.
Пение модуляций по сокращенному плану в тональности недиатонического родства на 2-6 знаков (указанные средства модуляции могут быть дополнены по усмотрению педагога).
1. Пение малого мажорного септаккорда в основном виде и его энгармонических трансформаций с соответствующими разрешениями:
в мажоре- D7, DD7,DD4/5.
в миноре-D7, DD7, DDV.
2.Пение энгармонических модуляций через малый мажорный септаккорд, в том числе с увеличенной секстой. 3. Пение уменьшенного септаккорда (и его обращений) с разрешением.
4.Пение энгармонической модуляции через уменьшенный септаккорд (и его обращения), используя случаи функциональной замены.
1.Пение однотональных гармонических последовательностей, включающих специфические аккорды доминантовой и субдоминантовой групп одноименного мажоро-минора.
2.Пение модулирующих построений в тональности мажоро-минорного родства.
Тема 10. Трезвучия и их обращения на ступенях параллельного мажоро-минора (миноро-мажора).
Пение однотональных построений с употреблением трезвучия VI минорной ступени минора и III мажорной ступени мажора.
1. Звуковысотная организация:
- старинные семиступенные диатонические лады, ладовая переменность;
- внутритональная хроматика;
- модуляция в тональности диатонического и недиатонического родства.
2. Метроритмическая организация:
- все виды размеров;
- пунктирный и синкопированный ритмы.
Указанные трудности изучаются в условиях музыки следующих периодов: а) зарубежная музыка
- тема и ее развитие у полифонистов XVII века, хоровое и инструментальное двух-, трех-, четырехголосие (И.С. Бах, Г. Гендель);
- двух-, трехчастная форма в творчестве композиторов XIX века (Ф. Шуберт, Р. Шуман, Г. Вольф, Г. Форе, Э. Григ и др.);
б) русская классическая и народная музыка
- хоровая и инструментальная музыка XVIII и начала XIX веков (Д. Бортнянский, М.Березовский);
- народная песня в оригинальном изложении и в обработке композиторов XIX века (Н. Римский-Корсаков, М. Балакирев, П. Чайковский);
-мелодика (тема и ее развитие в одноголосии и многоголосии) в вокальных и инструментальных произведениях композиторов первой половины XIX века (А.Алябьев, А.Гурилев, А.Варламов, М.Глинка, А. Даргомыжский, композиторов «Могучей кучки» и второй половины XIX века (П. Чайковский, А. Аренский, А. Глазунов и др.).
2.Исполнение романсов и народных песен со словами.
3.Пение выученных романсов со словами (или с названием звуков) под аккомпанемент педагога или самого студента.
Двухголосие
Пение дуэтом примеров полифонического и гармонического склада из сборников сольфеджио и художественной литературы.
Многоголосие
Пение в составе трио, квартета примеров из сборников сольфеджио, а также трех-, четырехголосных хоров, вокальных ансамблей из зарубежной и отечественной музыки XVIII, XIX веков.
М., 1966. 2 тетр,-М., 1967.
Сборники народных песен
с листа в курсе сольфеджио. - М., 1972,
Русские народные песни Красноярского края/ Под общ. ред.
С.В.Аксюка.-М., 1959.
Листопадов А, Песни донских казаков. - М., 1949-1954.
Мохирев #., Враз С. Народные песни Кировской области. -М., 1966.
СвитоваА. Русские народные песни Брянской области.-М., 1966.
Сборники сольфеджио Одноголосие
Двухголосие
Трехголосие
Тематика диктантов соответствует содержанию разделов «Слуховой анализ» и «Интонационные упражнения» (примерная трудность: Лопатина И. Сборник диктантов. Одноголосие и двухголосие. -М, 1985, №37, 39, 50, 181, 189, 269, 319, 403). Трехголосные диктанты включают: средства мажорной и минорной диатоники, отклонения и модуляции, несложные виды хроматизмов. простые и сложные размеры, основные виды ритмического деления, гомофонно-гармонический и полифонический склад (примерная трудность: Бах И. С. Французская сюита №5: Гавот, т. 1-8; Шуман Р. Альбом для юношества: Фуга, т. 1-6).
Сборники диктантов
Алексеев В., Блюм Д. Систематический курс музыкального диктанта. -
М, 1976. 4.1. Разделы 2,3.
Слуховая ориентация в тональной музыке конца XIX -начала XX веков: мажоро-минор, хроматическая тональность, аккорды нетерцовых и видоизмененных терцовых структур
Слуховой анализ
Тема 1. Трезвучия и их обращения на ступенях однотерцового мажоро-м инора.
1.Определение функционального значения аккордов I, IV, V в условиях отднотерцовой мажоро-минорной системы.
2. Слуховой анализ однотональных гармонических оборотов-схем, например: I - VI - IV# мин. - VI-V7 -I; I - V6 -1 - V6 - VI - II56 - I.
3.Слуховой анализ построений, модулирующих в тональности, однотерцовые к тонике, субдоминанте и доминанте.
4.Слуховой анализ несложных образцов из музыкальной литературы.
Тема 2. Трезвучия и их обращения на ступенях хроматической тональности.
1. Определение функционального значения специфических аккордов, например:
2. Слуховой анализ гармонических схем, например, в мажоре: I - VI маж. - IV6 - I; I - D7 -1;
I - VII мин. -1 - VI маж. - I - VI - IV# маж. - III маж. - V - I; I - VI6 маж. - VII маж. - V7 - I .
3. Слуховой анализ модулирующих построений в некоторые тональности хроматической системы, например: из мажора - в VII мин., Ш мин., из минора- в Ш мин., III мин., IV маж., VI маж.
4. Анализ несложных примеров из музыкальной литературы.
Тема 3. Аккорды расширенной терцовой структуры в диатонике,
1.Слуховой анализ структуры следующих созвучий: ундецим-, терцдецим-, квинтдецимаккордов малого мажорного, малого минорного, малого с уменьшенной квинтой, нонаккорда уменьшенного септаккорда.
2. Слуховой анализ изолированных аккордов расширенной терцовой структуры в тональности (мажоре и миноре): Ь, I9, IV3, IV15,ит.д.
Примечание. В некоторых фактурных условиях данные аккорды могут быть трактованы и как полифункциональные.
3. Слуховой анализ небольших оборотов (не более трех-четырех созвучий) с употреблением указанных созвучий и отрывков из музыкальной литературы.
1. Слуховой анализ отдельных аккордов: мажорного и минорного трезвучий (и их обращений) с побочными тонами (секундой, квартой, секстой); септаккордов - малого мажорного, малого минорного и малого с уменьшенной квинтой с побочными тонами (квартой и секстой).
2.Слуховой анализ трезвучий и септаккордов II, VI, FV, I и V ступеней с побочными тонами - секундой, квартой и секстой.
3. Слуховой анализ небольших построений с участием указанных аккордов (5-6 созвучий) и отрывков из музыкальной литературы. Обозначение цифровки аккордов с побочными и двойными тонами, квартаккорд и т.д. см.: Хрестоматия по гармоническому анализу на материале музыки советских композиторов / Сост. З.И.Глядешкина. - М, 1984. С.221-231.
4. Слуховой анализ мажоро-минорного трезвучия и малого септаккорда с двумя терциями.
Тема 5. Созвучия кварто-квинтовоп структуры в диатонике.
1. Слуховой анализ квартовых и квинтовых аккордов в основном виде, на ступенях лада с разрешением через аккорды терцовой и видоизмененной терцовой структуры.
2.Слуховой анализ гармонических схем с участием указанных созвучий и отрывков из музыкальной литературы.
Тема 6. Полифункциональность, полигармония.
1. Слуховой анализ несложных полифункциональных и полигармонических _
сочетаний.
2.Слуховой анализ отрывков из музыкальной литературы.
Интонационные упражнения
Пение построений, модулирующих в тональности, однотерцовые к тонике, доминанте и субдоминанте, с использованием аккордики мажоро-минора.
Тема 2. Трезвучия и их обращения на ступенях хроматической тональности.
Пение построений, модулирующих в тональности хроматической системы, с использованием аккордики хроматической тональности. Например; модуляция из минора в тональность VII низкой минорной ступени: I, I6, III мин., V2 - V - VII маж., V43 VII мин. Модуляция из мажора в тональность IVйступени: I, D2 - (IV), VI маж., V43 - IV мин.
Тема 3. Аккорды расширенной терцовой структуры в диатонике.
1.Интонирование отдельных аккордов расширенной терцовой структуры (I7, II, III, VI, VII) в тесном расположении с выходом за пределы четырехголосия.
2.Пение гармонических оборотов с употреблением аккордов расширенной терцовой структуры.
Тема 4. Аккорды с побочными и двойными тонами.
1.Интонирование отдельных аккордов Г, II, IV, V, VI ступеней с побочными тонами (секундой, квартой, секстой) в четырех-, пятиголосном изложении.
2.Пение гармонических оборотов из 3-4-х созвучий с применением указанных аккордов.
3.Пение отдельных аккордов VII и V ступеней с двумя терциями (с разрешением).
Тема 5. Созвучия кварто-квинтовой структуры в диатонике.
Пение в тональности отдельных трех-четырехзвуковых аккордов II, III, IV, V, VI, VII ступеней с разрешением их в аккорды терцовой структуры. Возможны октавные дублировки основного тона, выход за пределы четырехголосия. Расположение звуков должно быть удобно для голоса, поэтому возможен их октавный перенос (как и при исполнении классического четырехголосия).
Тема 6. Полифункциональностъ, полигармония. Специальные интонационные упражнения к данной теме не предусмотрены.
Сольфеджирование
Одноголосие
1.Интонирование романсов с применением аккордов мажоро-минора (одноименного, параллельного, однотерцового).
2.Интонирование романсов с применением аккордов видоизмененной терцовой и нетерцовой структуры.
3.Интонирование романсов с применением средств хроматической тональности, увеличенного и уменьшенного ладов.
4.Метроритмические трудности, включающие различные виды синкоп, особое деление длительностей.
Многоголосие
Многоголосие ориентировано на те же виды ладогармонических и метроритмических структур, что и одноголосие. При этом можно отметить ярко выраженную общность выразительных средств между хорами советских композиторов и многими современными произведениями для русских народных инструментов. При отборе материала эту общность надо учесть как фактор, содействующий развитию слуховой ориентации студентов в современной музыке.
сольфеджирование
Материал для одноголосия
Многоголосие
2.Элементы хроматической тональности с применением видов альтерации, специфических для XX века (например: минор с IV К I , мажор с V 9 и VI# ступенями).
1. Диатоника в музыке XX века с употреблением терцовых и нетерцовых образований.
2. Мажоро-минор классического типа (преобладание аккордов терцовой структуры) с элементами полифонии.
3. Хроматическая тональность в ее некоторых проявлениях (терцовая, преимущественно трезвучная вертикаль, полигармония, политональность).
1. Одноголосный. Примерная трудность: Скрябин А. Концерт для фортепиано с оркестром, ч.1 (1 - 12т.)
2.Двухголосный или трехголосный (на усмотрение педагога). Примерная трудность: Лопатина И. Сборник диктантов. Одноголосие и двухголосие. - М, 1985, №269, 317, 403. Трехголосный: И.С.Бах. Фуга фа мажор из ХТК. Т.1 (начало); Римский-Корсаков Н. «Ты, пчела ли моя, пчелынька» (100 русских народных песен); Мясковский Я «Причуды», соч.25 №1 (начало).
Слуховой анализ
1. Определение аккордов терцовой структуры, взятых вне лада, с указанием их обращений.
2.Определение в тональности функционального значения пройденных аккордов (с указанием ступенового значения и их обращений).
3.Определение функционального значения (с указанием обращений) малого мажорного и уменьшенного септаккордов при энгармоническом разрешении.
4. Анализ тонально-гармонического развития в последовательности.
5. Анализ структурно-синтаксических, тонально-гармонических, фактурных закономерностей во фрагментах из произведений.
1.Пение от заданного звука или в тональности указанных в программе аккордов, взятых с разрешением или без него.
2.Пение постепенных, энгармонических модуляций по заданному тональному плану.
Солъфеджирование
1. Пение по нотам одноголосных примеров из художественной и учебно-методической литературы.
2.Пение выученных фрагментов из произведений (двух-, трех-, четырехголосие — по усмотрению педагога).
Экзаменационные требования (второй семестр) Диктант
1. Одноголосный с элементами хроматической тональности. Примерная трудность: Шостакович Д. Соната для фортепиано №2, ч.З (начало). Трехголосный с энгармонизмом малого мажорного септаккорда и с элементами мажоро-минора или хроматической тональности. Примерная трудность: ТемеринаН. Трехголосные диктанты.- М., 1967, №66. Бычков Ю. Трехголосные диктанты. - М., 1985.
1.Определение аккордов видоизмененной терцовой и нетерцовой структур вне лада.
2.Определение в тональности функционального значения пройденных аккордов с указанием обращений аккордов терцовой и усложненной терцовой структуры.
3. Анализ тонально-гармонического развития в гармонической последовательности с применением средств, пройденных в курсе.
4. Анализ структурно-синтаксических, тонально-гармонических, фактурных закономерностей.
Интонационные упражнения
1.Пение в тональности аккордов мажоро-минора с разрешением.
2,Пение модуляций в далекие тональности с применением средств мажора-минора и хроматической тональности по заданному тональному плану.
Солъфеджирование
Чтение с листа одноголосных примеров из художественной и учебно-методической литературы. Образцы трудностей см. в разделе «Сольфеджирование» второго семестра.
V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА Рекомендуемая литература (основная)
Пособие по солъфеджирвванню
1.Агажанов А., Блюм Д. Сольфеджио, Примеры из полифонической литературы. - М., 1972.
2. Алексеев Б. Этюды по сольфеджио.- М., 1990. Вып.2.- М., 1958; Вып-З.-М., 1968. Вып.4.-М., 1983.
3. Карасева М. Современное сольфеджио (в трех частях). - М., 1996.
4. Качалина Н. Сольфеджио. Вып.- М., 1981; Вып.2.- М, 1982; Вып.З.-М., 1983.
5. Кириллова В., Попов В. Сольфеджио. 4.1. - М., 1986.
6. Ладухин Н. Одноголосное сольфеджио. - М., 1965.
7. Лщвенко И. Курс многоголосного сольфеджио. Вып.1.- М., 1958; М., 1973.
8.Островский А., Соловьев С, Шокин В. Сольфеджио. Вып 2-М., 1971
9. Рубец А. Одноголосное сольфеджио. - М., 1966.
10 Соколов В. Многоголосное сольфеджио. - М., 1962 П.Соколов В, Примеры из полифонической литературы.-М. 1962
12. Способин И. Сольфеджио. Ч. 1: Двухголосие; 4.2: Трехголосие. - М., 1982 ХЪ.Юсфин А, Сольфеджио на материале советской музыки -МЛ 1975.
1.Алексеев Б. Гармоническое сольфеджио. - М., 1975.
2.Блюм Д. Гармоническое сольфеджио. -М., 1991.
3. Хрестоматия по гармоническому анализу на материале музыки советских композиторов / Сост., предисловие и комментарии 3. Глядешкиной. - М., 1984.
4.Незванов Б., Лащенкова А. Хрестоматия по слуховому гармоническому анализу. -Л., 1967.
5. Привано Н. Хрестоматия по гармонии.- Л., 1967. 4.1;- М., 1970. Ч.2;-М., 3972.Ч.З;-М„ 1973. 4.4.
6. Скребкова О., Скребков С. Хрестоматия по гармоническому анализу.-М.,1967.
Пособия по метроритму
1.Берак О. Школа ритма. - М, 2002,
2. Карасева М. Современное сольфеджио. - М., 1996.
Рекомендуемая литература (дополнительная)
1. Виноградов Г. Интонационные трудности. - Киев, 1977.
2. Лантье Н. Двадцать уроков ритмического сольфеджио.- Paris, Henry Lemoine, 1970.
3.Ноэль-Галлон. Пятьдесят уроков ритмического сольфеджио. - Paris, Max Eschig, 1964.
13 10 2014
1 стр.
04 09 2014
1 стр.
26 09 2014
1 стр.
14 12 2014
1 стр.
Составитель: Л. Ю. Лешукова, доцент кафедры режиссуры и актерского мастерства тгакист
24 09 2014
3 стр.
Составитель: Л. Ю. Лешукова, доцент кафедры режиссуры и актерского мастерства тгакист
24 09 2014
1 стр.
Академическое пение 070100. 62 Инструменты эстрадного оркестра 070100. 62 Оркестровые струнные инструменты 070105. 65 Дирижирование (по видам исполнительских коллективов: дирижиров
28 09 2014
1 стр.
Данный учебно-методический комплекс составлен на основе
08 10 2014
10 стр.