Перейти на главную страницу
МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
РЕЖИССУРА ПЛАСТИЧЕСКОГО ТЕАТРА
Учебно-методический комплекс
для студентов института музыки, театра и хореографии
специальность 071301.65 «Народное художественное творчество»
Тюмень РИЦ ТГАКИСТ
2011
Изучение специфики режиссуры пластического театра, освоение практических навыков постановки пластических театральных произведений.
Процесс обучения по данной программе предполагает теоретические и практические занятия, включающие в себя лекции, групповой тренинг, работу над этюдами, изучение видеоматериалов, просмотр и анализ спектаклей профессиональных и любительских театральных коллективов, подготовку рефератов, а так же выполнение других учебных заданий.
Этот курс тесно связан с такими профилирующими предметами как «Режиссура», «Актерское мастерство», «Сценография и костюм», «Музыкальное оформление», «Грим» и др.
Итоговая форма контроля: сдача экзамена по вопросам истории и теории пластического театра. Постановка и показ этюда в одном из жанров пластического театра.
№ п/п |
Наименование тем |
Количество часов | |||
лекции |
практические занятия |
индивидуальные занятия |
самостоятельная работа студента | ||
1 |
Введение |
2 |
|
|
|
2 |
ТЕМА 1 Жанровая палитра пластического театра
|
4 |
2 |
|
6 |
3 |
ТЕМА 2 Пантомима и пластика в других видах искусств. |
2 |
4 |
|
10 |
4 |
ТЕМА 3 Драматургия и режиссура пантомимы и пластического театра. |
4 |
6 |
|
14 |
5 |
ТЕМА4 Создание замысла пластического номера, композиции, спектакля. |
2 |
8 |
5 |
16 |
6 |
ТЕМА 5 Сценическое воплощение режиссерского замысла с помощью выразительных средств пластического театра |
2 |
6 |
|
6 |
7 |
ТЕМА 6 Методика работы с актером пластического театра. |
2 |
8 |
|
11 |
ИТОГО: |
18 |
34 |
5 |
63 | |
ВСЕГО: |
57 |
63 |
Действие как основа природы театра. Театр как пространственно-временное искусство. Законы театра - законы жизни, сфокусированные и уплотненные процессом художественного отбора. Рождение пантомимы как результат «сгущения» жизненного конфликта. Естественное превращение жеста в главного носителя действия в пантомиме и пластическом театре.
Системное и синтетическое мышление в профессии режиссера. Синтез пантомимы и пластического театра с другими видами искусств.
ТЕМА 1
Жанровая палитра пластического театра
Пластический театр как мир страстей, рождающих поэтическую форму текстового языка. Практика пластических постановок мастерами театральной режиссуры: А.Я. Таиров, А.А. Румнёв, П. Брук, Е. Гротовский. Опыт активного «пантомимического периода» В.Э.Мейерхольда. Синтез театральных форм в современной режиссерской практике.
Жанровая специфика пантомимы-аллегории. Обобщённый персонаж, одноплановость героев, принципиальный схематизм сюжетов Продуктивность мифологических сюжетов для драматургии аллегорической пантомимы. Специфика мимодрамы (мимической драмы). Многоплановость персонажа - общие свойства мимодрамы и драмы. Принципиальное отличие мимодрамы от драматической паузы - выход на поэтический язык движения.
Поиск пластического языка.
Задание:
Подготовиться к семинару: «Пути развития театра пантомимы и пластического театра в историческом контексте и на современном этапе».
Пантомима в кинематографе Ч. Чаплин.
Пантомима в клоунаде. Опыт выдающихся мастеров в поисках героя и маски: Ж.-Б.Дебюро, Грок, Л.Енгибаров, О.Попов, В.Полунин и "Лицедеи" и др.
Пантомима в балете. Сравнительный анализ пластического театра и хореографии: природа взаимоотношений с музыкой, пути выхода на действие, пластический язык.
Специфика постановки эстрадного номера в пантомиме.
Спектакль как композиция пантомим-миниатюр с единым героем. Опыт М. Марсо.
Просмотр и выявление принципов включения пантомимы и пластики в другие виды искусств.
Работы: Ч. Чаплин фильм «Малыш», спектакль В. Полунина «Снежное шоу», класс экспрессивной пластики Г. Абрамова спектакль «Кровать», концерт пантомимы М. Марсо.
ТЕМА 3
Драматургия и режиссура пантомимы и пластического театра
В отличие от всех других форм театра, в пластическом нет профессии драматурга и каких-либо публикаций сценариев. Режиссер как создатель драматурги. Драматургия как искусство. Событийно-действенный ряд. Структура драматического произведения (экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка).
Авторская позиция и авторская логика в процессе создания событийно - действенного ряда. Автор как создатель новой реальности. Современные тенденции драматургии пластики, пантомимы и клоунады - совмещение завязки и кульминации; предельное сокращение зоны развития; отсутствие развязки; порядок структурных зон, не соответствующий универсальному закону жизни.
Специфика драматургии в аллегорической пантомиме и в мимодраме.
Опыт мастеров драматургии пантомимы.
Виды действенных искусств и литературы и их влияние на драматургию пантомимы. Драматургия пантомимы, по аналогии с литературой (пантомима – рассказ, новелла, притча, роман, элегия, стихотворение и т.д.), с музыкой (рондо, соната, песенная запевно-куплетная форма и т.д.).
Современные тенденции синтеза форм в драматургии пантомимы. Рождение синтетической формы "движенческого театра".
Тренинг драматургического мышления. «Модель Мира» как упражнение для режиссера-драматурга.
Любой спектакль, любое произведение искусства, это уже моделирование Мира. Задача упражнения заглянуть в суть предметного мира и увидеть в ней конфликтную основу существования данного предмета. В пластическом театре часто используются воображаемые предметы, потому что, воображаемые предметы мы можем наделить воображаемыми свойствами. Это можно делать и с реальными предметами, заглянув в глубинную суть.
Первый этап: придумывание модели.
В процессе выполнения упражнения есть два пути:
1) Извлечение конфликта именно из содержания данной формы. Задача: найти в некой форме соответствующую ей сущность и определить круг конфликтов, идти от формы и предназначения. Это дисциплинирует фантазию.
2) Прием конструирования модели. Соединение поэтической логикой, несоединимого по житейской логике (предметы, вещи, понятия), по принципу единство и борьба противоположностей, в конфликте. Задача: придумать связь между двумя не связанными по бытовой логике предметами.
1) Предмет и его внутренний конфликт.
2) Заявка героев и конфликт.
3) Место действия и конфликт.
Постановка пластического этюда по заявленным моделям.
Инсценировка литературного, музыкального или изобразительного первоисточника. Поиск движенческого эквивалента языку автора. Примеры и их анализ.
Разработка структурного решения спектакля. Критерии профессиональной точности режиссерской фантазии в каждой из структурных зон (экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка). Общая концепция режиссерского решения и стратегия движенческого решения. Движенческие решения структурных зон, их разнообразие и подчиненность общему решению.
Задание:
Разработать режиссёрский замысел, на основе поэтического произведения, пословицы, известного высказывания – как инсценировки авторского материала.
Поиск синтеза музыки и движений в найденной режиссером художественной композиции. "Мистические свойства коробки сцены" (В.Э.Мейерхольд). Опыт и наблюдения В.Мейерхольда, Б.Ровенских, А.Эфроса, Р.Стуруа по использованию свойств театрального пространства. Актер в плоскости и пространстве сцены.
Законы композиционного построения в живописи, графике, скульптуре и архитектуре, их практическое применение для поиска сюжетных, смысловых мизансцен в соответствии с главным событием и конфликтом Создание статичных и динамичных композиций на сценической площадке.
Свойства предметов и форм, поиск различных вариантов взаимодействия актёра и формы. Свойства и возможности цвета и света в театре. Свойства куклы и маски. Их возможности в пантомиме.
Создать этюд на основе музыкального произведения. Найти пластический эквивалент стилю, жанру и композиции выбранного музыкального произведения.
Цели, задачи и содержание пластического тренинга, направленного на решение художественно-постановочных целей.
Провести пластический тренинг для актеров на освоение определенных артистических навыков, необходимых для художественно-постановочных целей:
Философская пантомима из репертуара Марселя Марсо.
Середина сцены слабо освещена. Лучом прожектора выхвачен «идущий» (не сходя с места) человек. Томительный, необычайно плавный шаг. Иллюзия заполненной, законченной, но ирреальной картины. Так начинается «Клетка».
На секунду перед мысленным взором героя мелькает видение: ветки, цветы, птицы - мир. Попытка общения с этим миром еще больше замедляет движения человека, зато теперь он действительно отправляется в путь. Постепенно продвижение человека вперед принимает все более и более определенную направленность, целеустремленность. Почти приблизившись к рампе, человек вдруг резко и неожиданно останавливается. Он замирает с полувоздетыми к небу руками, которые смотрят в зал чуть растопыренными пальцами, хотя пальцы эти еще ничего не ощущают. Два шага к рампе, шаг в сторону - и тело распластано по стене, отгородившей его от возникшего было вдалеке миража. Эту позу завершает обрубленный взгляд, хоть и явно устремленный к горизонту, но не видящий дальше стены. Напряженная пауза. И - осторожное, словно герой боится спугнуть кого-то или быть замеченным, движение влево, длящееся до тех пор, пока не исчезнет надежда на преодолимость преграды, пока руки не наткнутся на угол, а герой не убедится в наличии второй стены, а значит и... Со второй стеной он «знакомится», продвигаясь вдоль нее туда и обратно лихорадочными прыжками. Охваченный паникой, он бежит через всю стену с явным желанием удержать, будто бы надвигающуюся на него третью стену. Но она оказывается такой же неподвижной, гладкой и неприступной, как первые две. В существовании четвертой, герой уже не сомневается. Сбывается и его предчувствие, что стены начнут наступать на него: спереди, сзади, справа, слева и даже - сверху. Постепенно клетка становится все тесней и тесней, а человек все сильней и отчаянней ощущает свою несвободу. В одном из порывов этого отчаяния он пробивает стену.
И вот широко раскрывшиеся глаза, жадно хватающий проникшую струю воздуха рот и мягкая пластика вырвавшейся на волю руки при скрюченном, застывшем без движения, скованном теле. Но, даже эта ничтожная возможность обретения свободы придает человеку силы - он взламывает свою клетку и начинает идти, но мы видим, что шаг за шагом он, не осознавая этого, вновь оказывается оттесненным на исходную позицию, с которой начался этот номер (у задника сцены). Оказавшись на исходной позиции, он вновь какое-то время шагает «на месте». Затем вдалеке ему вновь начинают видеться цветы, ветки, птицы - мир.
Человек возрожден. Постепенно поступь его становится столь же уверенной, какой была в начале первого похода. Он еще не догадывается, что вновь увлечен миражом и находится в клетке, только большего размера. Но, вскоре после того, как он преодолел роковой рубеж, перед ним вновь возникла стена... а потом и клетка. Все повторилось...
Осознав это, человек теряет веру, а с ней и свободу. Теперь уже навсегда.
На освещенной середине сцены скрюченный человек: рука его, нащупав отверстие в клетке, вытянулась вперед и безвольно обвисла.
Пантомима «Клетка» построена Марселем Марсо подобно кинематографической ленте, в которой чередуются общий, средний и крупный планы. Для воссоздания своего основного партнера – стенки актер использует разнообразные приемы частичной идентификации: иногда только ладони рук и взгляд, иногда – все тело, иногда – корпус и руки, и т. п.
Пантомима, по рассказу А. П. Чехова
Смычков - контрабасист.
Княжна Бибулова.
Жуков - флейтист.
Воришка.
Пролог.
Перед занавесом проходят один за другим действующие лица пантомимы: княжна с удочкой в руках - сентиментальная девица в широкополой летней шляпе и с пенсне на носу, очень близорукая; контрабасист Смычков во фраке и цилиндре, с огромным футляром для контрабаса; воришка, соображающий, где бы что стянуть. Каждый ненадолго задерживается на авансцене и благодаря этому дает зрителям возможность познакомиться с ним, и составить представление о его характере, роде занятий и интересах.
1. Раскрывается занавес. На сцене выгорожен берег прудика и куст осоки. Выгородка позволяет действовать актерам не только на переднем плане, но и на заднем, так сказать, на том берегу.
Княжна удит рыбу. Устав стоять, садится; устав сидеть, ложится и засыпает, предварительно воткнув удочку в землю.
2. Изнемогая от жары и тяжести контрабаса, появляется Смычков. Присел отдохнуть. Решает искупаться. Снимает с себя фрак, рубашку, штаны, башмаки, кальсоны. Разумеется, он фактически ничего с себя не снимает, кроме цилиндра.
Раздевшись, он входит в пруд, погружаясь, все глубже в воду, то есть постепенно, все больше подгибая колени за возвышением, обозначающим берег. В воде он окунается, плавает. Замечает удочку и девушку, спящую на берегу. Смущенный, он все же решает сделать ей сюрприз - набирает букет полевых цветов и привязывает его к удочке. Затем по пояс в воде замирает, не отрывая глаз от волшебного зрелища спящей девушки.
Этим пользуется воришка, который похищает все вещи, оставленные Смычковым на берегу.
Между тем, музыкант приходит в себя. Торопливо выходит из воды. Обнаруживает пропажу всех вещей, кроме цилиндра. Не верит своим глазам. Ищет. Бьет на себе комара. Спохватывается, что он голый, а девушка каждую минуту может проснуться. Положение отчаянное. Девушка действительно подает знаки жизни. Прикрываясь цилиндром, Смычков прячется за куст осоки.
Княжна хорошо вздремнула. Потягиваясь, она встает, тянет за удочку, но удочка не поддается, так как букет зацепился за водоросли. Не понимая в чем дело, княжна решает сама обследовать, за что зацепился крючок. Может быть, это огромная рыба. Она раздевается, снимает с носика пенсне и погружается в воду (и раздевание и погружение в воду делаются тем же приемом, что и в первом случае со Смычковым). Она обнаруживает букет полевых цветов, прикрепленный к удочке неизвестным поклонником и, очень довольная сюрпризом, плещется в воде.
Тем временем, воришка похищает все ее имущество на берегу. Остались только шляпа и пенсне.
Выйдя из воды, княжна не находит своих вещей. В поисках она подходит к осоке, за которой прячется Смычков. Его голова в цилиндре медленно показывается оттуда. Княжна падает без чувств. Испуганный Смычков мгновенно скрывается за осокой.
Смычков чувствует себя обязанным помочь девушке, которой дурно. Полный самых благородных намерений, прикрываясь цилиндром то спереди, то сзади, он пробирается к пруду и брызгает водой, чтобы привести княжну в чувство. Когда она приходит в себя, он подает ей пенсне. Надев пенсне, она в ужасе шарахается в сторону, приняв позу наиболее скромную из всех возможных в данной ситуации. Так же и Смычков. Смычкову приходит мысль спрятать княжну в футляр контрабаса и тем вывести ее из невыносимого положения. Прикрываясь попеременно шляпой княжны и собственным цилиндром, он вынимает контрабас из футляра и предлагает княжне влезть в футляр. Она с благодарностью принимает это предложение. Смычков закрывает крышку футляра. Но как быть дальше? Внезапно он видит воришку на том берегу пруда. Он устремляется за ним в погоню. Бегая вокруг пруда, воришка преграждает путь Смычкова футляром. Смычков падает, но и хромая продолжает преследование. Оба скрываются.
Появляется флейтист Жуков. Видит футляр контрабасиста, но не видит его самого. Решает унести инструмент своего товарища. Поражен тяжестью футляра. С трудом уволакивает его со сцены.
Медленно показывается Смычков. Воришки он не догнал. Безнадежно бредет он, приближаясь к месту, где был футляр с княжной. Но футляра нет. Ничего вообще нет. Он сходит с ума. То он настигает воришку и душит его. То играет на контрабасе. То танцует дикие танцы. Вдруг он замечает шляпу княжны, оставленную флейтистом. Он берет ее в руки и вальсирует с ней, как если бы это была сама княжна.
Тем временем, сзади него медленно закрывается занавес, оставив его на авансцене. Тут он вспоминает, что он голый. Сконфуженно прикрываясь шляпой, он скрывается в складках занавеса.
Составитель: Л. Ю. Лешукова, доцент кафедры режиссуры и актерского мастерства тгакист
24 09 2014
3 стр.
Составитель: Л. Ю. Лешукова, доцент кафедры режиссуры и актерского мастерства тгакист
24 09 2014
1 стр.
14 12 2014
1 стр.
26 09 2014
1 стр.
11 09 2014
1 стр.
13 10 2014
1 стр.
04 09 2014
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов очного отделения, обучающихся по специальности
09 10 2014
1 стр.