Перейти на главную страницу
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Институт изобразительных искусств и дизайна
Кафедра истории, искусствоведения и музейного дела
ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ИСКУССТВА
Учебно-методический комплекс для студентов,
«Народное художественное творчество. Оркестр народных инструментов»
Учебно-методический комплекс «История искусств» составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в области культуры и искусства по специальности 071301 «Народное художественное творчество. Оркестр народных инструментов» квалификация: «Художественный руководитель музыкально-инструментального коллектива, преподаватель». Он содержит программу курса, вопросы к зачету и экзамену, планы семинарских занятий, темы курсовых работ, задания для самостоятельной работы, библиографический список.
Выписка
из Государственного образовательного стандарта Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 071301 «Народное художественное творчество. Оркестр народных инструментов» квалификация: Художественный руководитель музыкально-инструментального коллектива, преподаватель
ОПД.Ф.10 | История искусствИскусство как феномен культуры; художественная эпоха и стиль. Терминология архитектуры, скульптуры, живописи и графики; древнерусская архитектура; принципы иконописания и иконописные школы; древнерусское декоративно-прикладное искусство; секуляризация и европеизация русского искусства в ХVII – ХVIII вв.; архитектура барокко; живопись барокко и классицизма; сентиментализм и романтизм в русской живописи; академизм; салонное искусство; архитектура эклектизма; критический реализм в живописи второй половины ХIХ в.; поиски новых стилей и многообразие направлений и художественных объединений начала ХХ в.; стиль модерн; постреволюционный период развития русского искусства; противоречивость развития искусства второй половины ХХ в. Искусство в мировой культуре. Искусство первобытного общества; архитектура, скульптура и декоративно-прикладное искусство античности и Древнего Востока; особенности средневекового искусства. Становление и принципы классицизма в искусстве; романтическое искусство; салонное искусство; особенности реалистического искусства ХIХ в., поиски новых стилей; импрессионизм; постимпрессионистские течения начала ХХ в.; модернизм в искусстве ХХ в. Понятие художественной и музейной ценности памятника искусства. |
660 |
Курс построен с учётом частичного повторения предыдущей темы с учетом практических навыков, полученных на семинарах.
Студенты должны четко представлять себе историю развития искусства в целом, понимать стилистические особенности эпох, их взаимосвязь с историей развития общества, уметь установить степень и формы взаимовлияния эпохальных стилей и жанровых особенностей конкретного произведения, их взаимопроникновение.
Дисциплина изучается исходя из влияния ведущих стилей и тенденций, и их региональных различий.
Дисциплина посвящена преимущественно изучению изобразительного искусства в первую очередь живописи, в связи с её приоритетной ролью на протяжении большей части истории. Тем не менее восприятие изобразительного искусства в отрыве от архитектуры, скульптуры, , графики и декоративно – прикладного искусства представляется контрпродуктивным. Особенностью данного курса также является необходимость демонстрации памятников архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства.
Изучение курса направлено на следующие задачи: развитие нравственного и эстетического чувства, пробуждение к самостоятельному творчеству, освоение систематизированных знаний об искусстве, проблематике и актуальных вопросов сферы, овладение навоками работы с искусствоведческими источниками, формирование способности понимать историческую и эстетическую обусловленность произведений, представление современности как этапа развития искусства.
Наименование раздело и тем курсов |
Количество часов | |||
аудиторных |
Самост. |
Всего | ||
Лекц. |
Сем. | |||
Раздел 1. Искусство Древнего мира |
12 |
12 |
22 |
|
Тема 1. Теория искусства: концепции происхождения и развития искусства. |
2 |
4 |
6 |
|
Тема 2 Искусство первобытного человека |
2 |
2 |
4 |
|
Тема 3. Искусство Древнего Египта и Месопотамии |
4 |
2 |
4 |
|
Тема 5. Искусство Древней Индии |
2 |
2 |
4 |
|
Тема 6 Искусство Китая, Японии |
2 |
2 |
4 |
|
Раздел 2. Культура и искусство Античности |
4 |
6 |
8 |
|
Тема 1. Искусство Древней Греции |
2 |
4 |
4 |
|
Тема 2. Искусство Древнего Рима |
2 |
2 |
4 |
|
Раздел 3. Искусство Средних веков |
6 |
4 |
10 |
|
Тема 1. Искусство Византии и Древней Руси |
4 |
2 |
6 |
|
Тема 3. Романский и Готический стиль |
2 |
2 |
4 |
|
Форма отчётности за 2-й семестр: зачёт |
|
|
|
|
Раздел 4. Западноевропейское искусство XV–XVIII вв. |
6 |
4 |
12 |
|
Тема 1. Итальянское и Северное Возрождение |
2 |
|
4 |
|
Тема 3. Барочный стиль и рококо |
2 |
2 |
4 |
|
Тема 4. Классицизм и ампир |
2 |
2 |
4 |
|
Раздел 5. Зарубежное искусство XIX – ХХ веков |
6 |
6 |
12 |
|
Тема 1. Зарубежное искусство XIX в. |
2 |
2 |
4 |
|
Тема 2 Импрессионизм и постимпрессионизм |
2 |
2 |
4 |
|
Тема 3 Авангард и неоавангард |
2 |
2 |
4 |
|
Форма отчётности за 3-й семестр: зачёт |
|
|
|
|
ВСЕГО ПО ДИСЦИПЛИНЕ |
34 |
32 |
64 |
130 |
Наименование раздело и тем курсов |
Количество часов | |||
аудиторных |
Самост. |
Всего | ||
Лекц. |
Сем. | |||
Раздел 1. Искусство Древнего мира |
|
|
|
|
Тема 1. Теория искусства: концепции происхождения и развития искусства. |
2 |
|
|
|
Тема 2 Искусство первобытного человека |
|
|
|
|
Тема 3. Искусство Древнего Египта и Месопотамии |
|
2 |
|
|
Тема 5. Искусство Древней Индии |
|
|
|
|
Тема 6 Искусство Китая, Японии |
|
|
|
|
Раздел 2. Культура и искусство Античности |
|
|
|
|
Тема 1. Искусство Древней Греции |
2 |
|
|
|
Тема 2. Искусство Древнего Рима |
|
|
|
|
Раздел 3. Искусство Средних веков |
|
|
|
|
Тема 1. Искусство Византии и Древней Руси |
|
|
|
|
Тема 3. Романский и Готический стиль |
|
|
|
|
Форма отчётности за 2-й семестр: зачёт |
|
|
|
|
Раздел 4. Западноевропейское искусство XV–XVIII вв. |
|
|
|
|
Тема 1. Итальянское и Северное Возрождение |
|
|
|
|
Тема 3. Барочный стиль и рококо |
|
|
|
|
Тема 4. Классицизм и ампир |
|
|
|
|
Раздел 5. Зарубежное искусство XIX – ХХ веков |
|
|
|
|
Тема 1. Зарубежное искусство XIX в. |
|
|
|
|
Тема 2 Импрессионизм и постимпрессионизм |
|
|
|
|
Тема 3 Авангард и неоавангард |
|
|
|
|
Форма отчётности за 3-й семестр: зачёт |
4 |
2 |
124 |
130 |
Искусство как специфический вид деятельности человека, форма общественного сознания. Её связь с другими формами, и специфика в этом ряду. Исторически сложившиеся концепции происхождения искусства. Проблемы происхождения искусства в искусствознании. Обзор концепций происхождения искусства. Вопрос назначения искусства: социоцентристская, теоцентристская, натурацентристская, антропоцентристская (гуманистическая) точки зрения. Теории прогрессизма и антипрогрессизма в искусстве. Категория прекрасного как инстинктивное проявление идей – первообразов в воззрениях Платона, М. Вебера, А. Шопенгауэра (теория художественного инстинкта). Искусство – подражание действительности (Аристотель). Материалистический и идеалистический варианты теории подражания. Географическая концепция происхождения искусства: Ж.Ж. Руссо, И. Тэн. Художественные стили как выражение культуры.
Происхождение изобразительного искусства. Периодизация. Виды искусства первобытного человека. Пещерная живопись, пластик, керамика, мегалиты. «Палеолетические Венеры». Мелкая пластика – женские фигурки, изображения животных. Семантика. Геометрические символы. Искусство эпохи Мадлен (20-10 тыс. до н.э.).Искусство Альтамира и Ляско. Трипольская культура (правобережная Украина). Техническая эволюция. Человек и природа: палеолитический охотник и тотемизм. Зооморфизм и антропоморфизм. Искусство эпохи железа. Совершенствование прикладного искусства. Керамика. Скифская культура. «Звериный» стиль.
Культура Древнего Египта. Периодизация древнеегипетского искусства. Египетский канон. Религия – основа политической, культурной и духовной жизни древних египтян. Заупокойный культ. Роль Нила и пустыни в художественной образности. Символика в искусстве. Искусство Раннего и Древнего царства. Архитектура геометрических форм – основа художественного стиля. Оригинальная форма пирамид. Пирамиды в Гизе. Основные типы египетских монументальных скульптур. Египетский портрет. Язык египетского искусства. Традиции. Каноны сюжетных композиций. Связь изобразительного искусства с пиктографией. Искусство Среднего царства. Развитие декоративно-прикладного искусства. Изменения в художественном каноне. Искусство Нового царства. Значительные сдвиги в художественной культуре нового царства. Передача душевного состояния, героизм, рефлексия в образах искусства. Амарнский стиль – «ренессанс» в древнеегипетском искусстве: преобладание «светской» культуры над жреческой. Новые архитектурные формы: архаический ордер, обелиск (храмы в Луксоре и Карнаке). Заключительный этап египетского монументального гения – пещерный храм Рамзеса II. Искусство Шумера и Аккада. Культура и искусство Шумера раннединастического периода. Сооружения храмов и дворцов. Храм Богини Нинхурсаг в Убайде. Круглая скульптура и рельефные композиции. Художественные ремесла. Искусство Аккада. Дворец и храм в Ашнуннаки. Искусство позднешумерского периода. Искусство ахеменидского Ирана. Искусство Вавилона. Старвавилонское искусство. Диоритовая стела царя Хаммурапи. Дворец Зимрилима. Скульпура. Нововавилонское искусство. Святилище бога Мардука - Эсагила. Зиккурат Этеменаки. Ворота Богини Иштар. Искусство Ассирии и Урарту. Возведение храмов, дворцов и крепостей. Дворец царя Саргона II. Рельефы. Круглая скульптура. Монументальная живопись: росписи дворца Саргона II. Искусство скифов. Раскопки скифских курганов. Скифский «звериный» стиль.
Культура Древней Индии: мифология, религия, обряды, верования, образ жизни. Керамика индской цивилизации. Канонические образы Будды в индийском искусстве. Архитектура Древней Индии. Буддийское искусство: архитектурный комплекс в Санчи. Пещерные храмы. Росписи Аджанты. Школа миниатюры Бунди. Живопись Басохли. Творчество Нихала Чанда.
Искусство Древнего Китая. Шань-Инский период. Происхождение и становление китайского искусства. Неолитическая керамика. Искусство бронзового литья. Искусство ханьского периода: настенные рельефы. Искусство средневекового Китая. Искусство каллиграфии. Искусство Китая IV-VI веков. Распространение буддизма. Распространение пещерных монастырей, строительство пагод. Пещерный храм Цяньдофун. Монументальная живопись и скульптура. Творчество Гу Кайджи. «Шесть законов живописи» Се Хэ. Искусство Китая VII – XII веков (эпохи Тан и Сун). Рост городов. Развитие архитектуры, скульптуры и живописи. Погребальная пластика. Росписи Цянь Дофуна. Китайский монохромный пейзаж. Творчество Ван Вэя, Го Си, Ма Юаня, Ли Ди, Му Ци. Китайский фарфор. Искусство Китая XIV – XVIII веков (эпохи Мин, Цин). Творчество художников Ни Цзаня, Сюй Вэя, Чжу Да. «Запретный город» - комплекс императорского дворца в Пекине. Расцвет фарфорового производства.
Живопись. Искусство Древней Японии. Искусство эпохи Дзёмон. Эпоха кафунов. Керамика. Глиняная пластика (образы людей и животных). Глиняные скульптуры ханива. Искусство средневековой Японии. Искусство Японии VI – VIII веков. Воздействие китайской и корейской культур. Буддийские монастыри. Храм Дайбуцудэн монастыря Тодайдзи. Монументальная скульптура. Скульптурные портреты. Настенные росписи. Искусство Японии IX – XII веков. Расцвет поэзии. Хэйанский архитектурный стиль («синдэн – дзукури»). Развитие скульптуры. Творчество Дзётё. Живопись «ямато-э». Искусство Японии конца XII – середины XVI веков. Японское садово – парковое искусство. Пейзажная монохромная живопись. Творчество Сэссю. Искусство Японии конца XVI – середины XIX веков. Строительство замков (Замок Хакуродзё в Химедзи). Керамика. Гравюра на дереве. К. Утамаро, К. Хокусай, А. Хиросигэ. Расцвет декоративных искусств. Искусство мелкой пластики. Нэцкэ.
Раздел II. Культура и искусство античности
Тема 1.Искусство Древне Греции
Искусство Крита. Планировка критских дворцов. Кносский дворец. Живопись Крита: сюжеты ритуального боя с быком, пейзажные композиции др. Керамика стиля «камарес». Искусство Микен. Львиные ворота в Микенах. Золотые маски. Декоративно-прикладное искусство. Искусство Трои. Периодизация искусства древней Греции. Искусство гомеровского периода и архаики. Развитие монументальной храмовой архитектуры. Формирование основных типов храмовых конструкций: «храм в антах», простиль, амфипростиль, периптер. Конструкции дорического и ионического ордеров. Влияние Ближнего Востока на архитектурные формы дорического и ионического ордеров (храмы в Саккаре – Древний Египет). Культовый характер скульптуры. Художественные школы: дорийская, ионийская, аттическая. Чернофигурная и краснофигурная техники вазовой росписи. Классическое и эллинистическое искусство. Периодизация классического искусства: ранняя, зрелая и поздняя классика. Концепция contrapposto (равновесие) в скульптуре. Мастера высокой классики: Мирон, Фидий, Поликлет. Архитектурные шедевры Афинского Акрополя – образцы дорического и ионического типов храмов. Трехмерное изображение фигур в вазописи. Скульптура поздней классики: поиски новых форм реализма (Лисипп), многогранное раскрытие образов (Скопас), лирическая линия (Пракситель). Эпоха эллинизма и ее наследие в мировой культуре. Передача внутреннего духовного мира и своеобразия психологии – основные достижения искусства эллинизма. Новые жанры в живописи: портрет бытовая картина, пейзаж. Шедевры эллинистической монументальной скульптуры – Пергамский фриз, Ника Самофракийская.
Особенности древнеримского искусства. Единство в многообразии – главная черта искусства. Подражание греческим образцам в скульптуре и живописи. Цели и задачи искусства Древнего Рима. Самобытность римской архитектуры. Римский архитектурный метод. Преимущества техники строительства из бетона. Усиление декоративности ордеров. Предпочтение коринфскому ордеру. Тосканский ордер. Гражданские сооружения. Роль арки в римской архитектуре. Колизей и Пантеон – шедевры древнеримской архитектуры. Римская скульптура: причины развития, функции. Ведущие жанры – скульптурный портрет и повествующий рельеф. Кризисные черты: схематизация и упрощение формы римской скульптуры. Древнеримская живопись. Стили помпейских росписей: инкрустационный, архитектурно-перспективный, орнаментальный, фантазийный. Символичность форм – предвестие раннехристианского искусства.
Ранневизантийское искусство. Основные типы христианских храмов: базиликальный, центрический, крестово-купольный. Софийский храм в Константинополе. Период иконоборчества. Искусство Византии Х –XII веков. Поздневизантийское искусство.
Иконопись домонгольской Руси. Принципы изображения человека в XI-XIII вв. Преемственность византийских образцов. Формирование местных художественных школ. Символика православного храма. Русское искусство конца XIV – сер XV веков. Феофан грек и исхиазм. Андрей Рублёв и его эпоха.
Тема 3. Романский и Готический стиль
Дороманское искусство. Искусство Каролингской империи. Рукописная книга. Книжная миниатюра. Искусство Германии. Церковь святого Кириака. Германская миниатюра. Романское искусство. Содержание и смысл понятия «романский». Храм-крепость. Собор в Вормсе. Замок-крепость. Замок в Каркассоне. Цилиндрические и крестовые своды в архитектуре. Библейские сюжеты – основа изобразительного искусства. Условия возникновения стиля. «Великая эпоха кафедральных соборов». Особенности готической архитектуры. Возникновение искусства монументальной скульптуры. Характерные черты готической скульптуры: статичность и несоблюдение естественных пропорций. Витражная и стенная живопись. Итальянская живопись конца 13 века. (Дуччо, Джотто ди Бондоне) – переход от средневековья к культуре Возрождения (эпоха Проторенессанса). Мифология Ирландии, ее влияние на искусство. Архитектура, скульптура, живопись Ирландии. Романская и готическая архитектура Италии. Пизанский архитектурный комплекс. Готический собор в Милане. Дворец дожей. Искусство Франции и Германии. Памятники романского стиля во Франции. Церковь Нотр - Дам ла Гранд в Пуатье. Церковь аббатства Клюни. Готическое искусство Франции. Собор Парижской Богоматери. Готические соборы в Шартре, Реймсе, Амьене. Готическая скульптура. Искусство витража. Готические соборы Германии. Собор в Фрейбурге. Готические соборы Англии: собор в Кентербери, собор Вестминстерского аббатства в Лондоне, собор в Солсбери.
Общая характеристика культуры эпохи Возрождения. Италия – колыбель Возрождения. Условия возникновения эпохи Возрождения. Итальянские гуманисты. Искусство итальянского Возрождения – основа европейской культуры Нового Времени. Мировоззрение художников: познание мира через науку, литературу, искусство. Периодизация искусства: Ранее Возрождение, Высокое Возрождение, Позднее Возрождение. Линейная и воздушная перспектива в живописи. Анатомические пропорции в изображении человеческого тела. Земное содержание в религиозной тематике. Использование античной мифологии и истории в портретах, пейзажах, бытовых сценах. Возникновение живописи масляными красками. Мастера живописи Высокого Возрождения: Д. Браманте, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тициан. Искусство проторенессанса и Раннего Возрождения. Вопрос о Возрождении в современном искусствоведении. Новые веяния в архитектуре Возрождения. Брунеллески. Открытия Джотто в области живописи. Общая характеристика кватроченто. Вклад Боттичелли в развитие итальянской живописи. Искусство Позднего Возрождения. Кризис гуманистических идеалов. Нарастание экспрессии, динамики в искусстве. Поздний период в творчестве Микеланджело. Творчество Веронезе, Тинторетто, Д. Романо. Маньеризм – кризис гуманистической культуры Возрождения. Отрицание природы и античных идеалов, обращение к субъективным представлениям, рожденным фантазией художника – основной художественный принцип в искусстве маньеризма.
Принципиальные отличия базового культурного наследия Нидерландов, Франции, Германии от итальянского. Влияние готики на искусство Северного Возрождения. Античность или христианство. Тема божественности в отображении окружающего мира. Творение Бога и человека как предмет внимания художников Северного Возрождения. Германское Возрождение. Особенности мировоззрения и характерные черты искусства. Работы Матиса Грюневальда, Альбрехта Дюрера. Нидерландская живопись XV – XVI вв. – переходный характер от готики к Возрождению. Тенденции голландской живописи. Развитие бытового жанра и пейзажа в работах Брейгеля Старшего. Ян ван Эйк, И. Босх. «Осень средневековья» во Франции. Творчество Жана Фуке. Жермен Пилон – величайший скульптор XVI века. Драматизм французского Возрождения.
Тема 3. Барочный стиль и рококо.
Общая характеристика стиля барокко. Исторический фон развития искусства в XVII веке. Термин «барокко» в истории искусства и его значение. Суть художественного стиля Барокко – в противоречии стремительно меняющейся «картины мира» на рубеже XVI – XVII вв. и гуманистических идеалов искусства предыдущей эпохи. Барокко в Италии. Италия – родина Барокко. Причины рождения стиля. «Жизнь – есть сон» - кредо Барокко. Эмоциональная выразительность. Масштабность. Динамическая насыщенность. Сложность композиционных решений. Принципы и выразительные средства архитектуры Барокко. Л. Бернини, Д. Фонтана, К. Мадерна. Барокко во Фландрии. Особенности фламандского барокко. Творчество П.П. Рубенса, А. Ван Дейка, Я. Йорданса. Голландское искусство XVII века. Влияние протестантизма на голландское искусство. Реализм. Голландский портрет. Творчество Ф. Халса. Бытовой жанр. Творчество Я.Вермера Делфтского. Натюрморт. Творчество Рембранта. Искусство Испании XVII века. Живописцы Испании: Хосе Рибера, Ф. Сурбаран, Диего Веласкес. Искусство Франции XVIII века. Термин «рококо» в истории искусства. Становление нового стиля во Франции. Отличительные черты нового направления. Изысканные формы и причудливые линии как способ отражения мира человеческих чувств и настроений в произведениях рококо. Живопись Франции. Ватто, Буше, Жарден. Развитие рококо в Италии. Архитектура и интерьер в искусстве рококо.
Классицизм во французском искусстве XVII века. Характерные особенности классицизма. Творчество Н. Пуссена, К. Лоррена. Неоклассицизм во французском искусстве. Расцвет неоклассицизма в период Великой Французской революции. Античность как идеал красоты и как модель общественного устройства. Господство неоклассицизма в архитектуре, скульптуре, декоративно – прикладном искусстве. Творчество Ж.Давида, Ж. Энгра.
Романтизм – направления в искусстве. Происхождение термина. Условия формирования нового стиля. Общедоступные музей как школы для будущих художников. Неповторимая ценность человеческой личности – основа для романтизма. Мир романтиков - мир чувств и фантазий. Характерные черты стиля. Обращение к прежним формам и стилям – стилистический принцип романтизма. Кризис архитектуры, расцвет живописи, музыки, литературы. Романтизм – предтеча для возникновения неоготики, неоренессанса, необарокко в архитектуре. Творчество Э. Делакруа. Барбизонская школа живописного пейзажа. Творчество Г. Курбе, Ф. Милле, О. Домье. Бидермаер.
Импрессионизм. Особенности импрессионистической живописи. Творчество Э. Мане, К. Моне, О. Ренуара, Э. Дега, К. Писсарро. Постимпрессионизм. Творчество П. Сезанна, П. Гогена, В. Ван Гога.
Направления авангардного искусства конца XIX начала XX веков. Модерн. Особенности стиля модерн. Модерн в архитектуре. Творчество А. Гауди. Модерн в живописи. Творчество Г. Климта. Фовизм. Экспрессия цвета в живописи фовистов. Творчество А. Матисса, М. Вламинка, Ж. Руо, А. Марке. Футуризм. Манифесты футуристов. Творчество У. Боччони, Д. Северини, К. Кара. Кубизм. Сезанистский, аналитический, синтетический стадии кубизма. Творчество Ж. Брака, П. Пикассо. Дадаизм и сюрреализм. Отрицание культурных традиций в деятельности дадаистов. Творчество М .Дюшана. Манифесты сюрреализма. Творчество С. Дали, Р. Магритта, М. Эрнста. Абстрактный экспрессионизм. Беспредметная живопись. Творчество Д. Поллока, М. Ротко, В. Де Кунинга. Поп-арт. Реклама и искусство. Реди-мейд. Перформенс. Хеппенинг. Творчество Э. Уорхола, Р. Раушенберга, К. Ольденбурга. Концептуальное искусство, боди-арт, оп-арт, гиперреализм. Постмодернизм и трансавангард. Постмодернизм как мировоззрение. Цитата, ирония, игра – составляющие образного строя постмодернистской художественно практики. Теоретические труды итальянского искусствоведа А. Бонито Олива. Основные направления современного искусства. Полистилистика современного искусства. «Новые дикие», неоэкспрессионизм. Энвайронмент.
Литература:
Литература:
Пирамида Джосера в Саккаре
Пирамида Снофру в Медуме
Комплекс пирамид в Гизе
Храмовый комплекс Ментухотепов
Храм Хатшепсут
Карнак
Луксор
Памятники афинского акрополя
Амфитеатр Флавиев (Колизей)
Памятники римского форум
Церковь Санта-Констанца в Риме (интерьер) (либо Сан-Витале в Равенне)
Церковь Санта-Мария Маджоре в Риме (интерьер)
Храм св. Софии в Константинополе
Собор Парижской богоматери
Собор св. Петра в Кельне
Амьенский собор
Собор Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции.
Собор св. Петра в Риме
Луврский писец Каи
Шейх-эль-белед ("Сельский староста")
Царевич Рахотеп и его жена Ноферт
Колоссальная статуя Эхнатона (Каир)
Скульптурные изображения Нефертити (Каир, Берлин)
Саркофаги Тутанхамона, золотая маска Тутанхамона
Архаические куросы и коры Критий и Несиот. Мирон. Дискобол.
Поликлет. Дорифор.
Пракситель. Гермес с младенцем Дионисом.
Фидий. Фигуры Парфенона.
Александр. Афродита Мелосская (Венера Милосская).
Леохар. Аполлон Бельведерский.
Скопас. Менада. Вероккьо. Давид
Микеланджело. Давид. Пьета (Рим).
Бернини. Давид
Фаюмский портрет
Помпейская живопись
Римские катакомбы
Мозаики Равенны
Джотто. Фрески капеллы Скровеньи (либо капеллы в Ассизи)
Боттичелли. Весна. Рождение Венеры
Леонардо. Мадонна Бенуа. Мадонна Литта. Мадонна в гроте. Дама с горностаем. Джоконда. Тайная вечеря.
Микеланджело. Росписи Сикстинской капеллы: Сотворение Адама. Сотворение светил. Дельфийская сивилла. Страшный суд
Рафаэль. Афинская школа. Сикстинская мадонна.
Джорджоне. Гроза. Сельский концерт. Спящая Венера
Тициан. Венера Урбинская. Даная. Портрет молодого человека с перчаткой. Протрет папы Павла III с внуками.
Ян ван Эйк. Портрет четы Арнольфини
Босх. Сады земных наслаждений. Воз сена
Брейгель. Гибель Икара. Охотники на снегу. Безумная Грета. Триумф смерти. Цикл гравюр "Семь смертных грехов".
Дюрер. Заяц. Трава. Автопортреты (3).
Эль-Греко. Вид Толедо после дождя. Апп. Петр и Павел (Эрмитаж).
Рубенс. Похищение дочерей Левкиппа. Союз земли и воды (Эрмитаж). Портрет камеристки инфанты Изабеллы (Эрмитаж).
Рембрандт. Автопортрет с Саскией. Ночной дозор. Св. семейство. Возвращение блудного сына. Даная. Портреты из собрания ГМИИ им. Пушкина и государственного Эрмитажа
Пуссен. Царство флоры. Пейзаж с Полифемом (Эрмитаж)
Давид. Смерть Марата. Клятва Горациев
Хогарт. Цикл картин "Модный брак". Шарден. Жестяной бак. Натюрморт с атрибутами искусств.
Ватто. Жиль
Фрагонар. Поцелуй украдкой (Эрмитаж)
Гойя Ф. Офорты из серии "Капричос" Фридрих К.Д. Скалы в Рюгене. Исполиновы горы (ГМИИ)
Делакруа Э. Свобода на парижских баррикадах ("Марсельеза").
Милле Ж.Ф. Сборщицы колосьев.
Репин И. Крестный ход в Курской губернии. Бурлаки. Запорожцы. Не ждали.
Мане. Завтрак на траве. Олимпия.
Моне. Цикл "Стог сена". Цикл "Руанский собор".
Ренуар. Портрет артистки Жанны Самари (ГМИИ им. Пушкина). Лягушатник
Дега. Голубые танцовщицы.
Мунк. Крик.
С. Дали. Постоянство памяти.
11 09 2014
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов очного отделения, обучающихся по специальности
09 10 2014
1 стр.
14 12 2014
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов очного отделения, обучающихся по специальности
11 09 2014
1 стр.
Составитель: Л. Ю. Лешукова, доцент кафедры режиссуры и актерского мастерства тгакист
24 09 2014
1 стр.
Составитель: Л. Ю. Лешукова, доцент кафедры режиссуры и актерского мастерства тгакист
24 09 2014
3 стр.
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 032001 «Документоведение и документационное обеспечение управления»
14 12 2014
4 стр.
Учебно-методический комплекс предназначен для лиц, обучающихся в тгимэуп по специальности «Юриспруденция». Он включает в себя программу курса, планы семинарских и практических заня
02 09 2014
3 стр.