высшего профессионального образования Тюменской области
Кафедра государственно-правовых дисциплин
Проректор по учебной работе
_____________ Кольцова Т.А.
«___» ______________2006 г.
Е. В. Киричек
для студентов специальности 030501 – «Юриспруденция»
очной и заочной форм обучения
Тюмень
Настоящий учебно-методический комплекс предназначен для лиц, обучающихся в ТГИМЭУП по специальности «Юриспруденция». Он включает в себя программу курса, планы семинарских и практических занятий, методические рекомендации по написанию контрольных работ и другие учебно-методические разработки. Практическая ценность данного комплекса состоит в том, что в нем содержатся все необходимые для изучения «Истории политических и правовых учений» учебно-методические материалы.
Одобрено на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин (протокол № 3 от 11.10.06 г.), печатается по решению учебно-методического совета (протокол № 3 от 08.11.06 г.).
Рецензенты:
Е. Н. Бырдин, к.ю.н., заведующий кафедры гососударственно-правовых дисциплин ТГИМЭУП;
А. Л. Логинов, к.ю.н., доцент кафедры гососударственно-правовых дисциплин ТЮИ МВД РФ, доцент.
Автор-составитель к.ю.н. Е. В. Киричек
©
Киричек Е. В., 2006
Принята решением
Ученого совета
В системе юридических наук и юридического образования «История политических и правовых учений» является самостоятельной научной и учебной дисциплиной одновременно исторического и теоретического профилей, что сближает ее с положением и функцией таких дисциплин, как «История государства и права» (отечественная и зарубежных стран), «Теория государства и права» и др.
История политических и правовых учений изучает закономерности развития политико-правовой идеологии, значимые теории, идеи, т.е. жизнь, связи и судьбы политических и правовых доктрин, произведений, взглядов, идей, теорий.
Целями дисциплины являются:
а) практическая – овладение обучаемыми методологией исследования политических и правовых доктрин и приобретение на основе этого навыков самостоятельной работы по их созданию и практической реализации;
б) образовательная – овладение системными знаниями по важнейшим проблемам истории политических и правовых учений;
в) воспитательная – опираясь на высокий нравственный потенциал историко-юридической проблематики, активно формировать у обучаемых высокие патриотические и интернациональные качества, чувство социальной ответственности за современные научные исследования во имя добра, справедливости, законности, торжества в мире гуманистических, общечеловеческих ценностей. Воспитывать у будущих юристов высокую гражданственность, уважение к закону, неподкупность, непримиримость к нарушениям законности. Формировать способность к самостоятельному творческому мышлению.
Указанным целям соответствуют следующие задачи дисциплины:
1. Формирование у студентов системы знаний об основных категориях и понятиях истории политических и правовых учений, ее роли в системе правоведения, а также об основных закономерностях происхождения, развития и функционирования государственно-правовых явлений.
2. Изучение различных концепций государства, права, закона и др.
3. Формирование в ходе обучения у студентов ценностных ориентаций в жизни и практической деятельности.
4. Развитие умения осмысливать политико-правовые явления и процессы, ориентироваться в политико-правовой сфере.
5. Развитие профессиональных качеств на основе уяснения ценности политико-правовых явлений, в том числе противодействующих деформации правового сознания.
Учебная дисциплина «История политических и правовых учений» предусмотрена Госстандартом, а также учебным планом специальности 030501 – «Юриспруденция». Формирование у обучаемых представлений об основных закономерностях развития государственно-правовой жизни общества, а также основных политико-правовых категорий и понятий, которые оказывают влияние и на усвоение материала отраслевых и других юридических дисциплин. Огромное значение изучения данной дисциплины обусловливается и тем, что в результате закладывается основа общей юридической культуры, юридического мышления студентов. Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника определяется ее направленностью на формирование знаний, навыков и умений на основе изученного материала с научных позиций давать правильную оценку сложным государственно-правовым явлениям общественной жизни, понимать их социальное значение и выносить верные адекватные решения в будущей профессиональной деятельности.
История политических и правовых учений изучается на 3 курсе в 5 семестре. Преподавание дисциплины осуществляется на основе гуманитарных знаний, полученных студентами ранее в процессе обучения. Особую значимость в процессе преподавания имеет обеспечение межпредметных связей с такими дисциплинами, как «Философия», «Социология», «Политология», «Теория государства и права», «История государства и права России», «История государства и права зарубежных стран».
Требования к уровню освоения содержания курса
В результате изучения дисциплины студенты должны –
– содержание основных направлений политико-правовой мысли в истории человеческой культуры и сущность важнейших современных политических и правовых учений, взглядов и теорий;
– анализировать государственные и правовые явления в их историческом развитии, исторически правильно и научно осмысливать важнейшие отечественные и зарубежные правовые памятники и практику их применения, а также современные государственно-правовые явления и политико-правовые теории;
– применять полученные знания в практической деятельности юриста-ученого;
иметь представление:
– об основных тенденциях развития политико-правовой мысли и на этой основе более уверенно выбирать актуальные для нашей отечественной юридической науки и практики темы исследования;
– о современных проблемах истории политических и правовых учений как науки и как учебной дисциплины, о научных подходах к ее периодизации и отбору литературных юридических памятников для изучения.
Объем дисциплины, виды учебной работы и формы контроля
в соответствии с учебным планом специальности по формам обучения
очная форма обучения
– общие часы – 90 часов; – аудиторные занятия – 45 часов;
– лекции – 27 часов; – семинарские (практические) занятия – 18 часов;
– самостоятельная работа – 45 часов;
– формы текущего и итогового контроля – экзамен (5 семестр).
заочная форма обучения
– общие часы – 90 часов; – аудиторные занятия – 10 часов;
– лекции – 8 часов; – семинарские (практические) занятия – 2 часа;
– самостоятельная работа – 80 часов;
Тема |
всего часов |
В том числе | |||||
аудиторные |
СРС | ||||||
всего |
лекц. |
семин. (практ.) зан-я |
всего |
без преп. |
с преп. | ||
Тема 1. История политических и правовых учений как наука |
4 |
2 |
2 |
|
2 |
2 |
|
Тема 2. Политические и правовые учения Древнего мира |
6 |
4 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
Тема 3. Политические и правовые учения в государствах Западной Европы в Средние Века и эпоху Возрождения |
10 |
4 |
2 |
2 |
6 |
4 |
2 |
Тема 4. Политические и правовые учения в период буржуазных революций (Голландия и Англия, XVII в.) |
6 |
4 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
Тема 5. Политические и правовые учения эпохи Просвещения и Великой французской революции |
8 |
4 |
2 |
2 |
4 |
4 |
|
Тема 6. Политические и правовые учения в Европе конца XVIII-XIX вв. |
16 |
6 |
4 |
2 |
10 |
8 |
2 |
Тема 7. Общая характеристика политических и правовых учений XX в. |
8 |
6 |
4 |
2 |
2 |
2 |
|
Тема 8. Возникновение и становление российской политико-правовой мысли (XI-XVII вв.) |
10 |
4 |
2 |
2 |
6 |
4 |
2 |
Тема 9. Политические и правовые учения в период формирования абсолютной монархии в России (вторая половина XVII – первая половина XIX вв.) |
6 |
4 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
Тема 10. Политические и правовые учения в России во второй половине XIX – начале XX вв. |
11 |
5 |
3 |
2 |
6 |
4 |
2 |
Тема 11. Политические и правовые идеи в России советского периода |
5 |
2 |
2 |
|
3 |
2 |
1 |
ИТОГО |
90 |
45 |
27 |
18 |
45 |
36 |
9 |
Тема |
всего часов |
В том числе | |||
аудиторные |
СРС | ||||
всего |
лекц. |
семин. (практ.) зан-я |
| ||
Тема 1. История политических и правовых учений как наука |
7 |
1 |
1 |
|
6 |
Тема 2. Политические и правовые учения Древнего мира |
9 |
1 |
1 |
|
8 |
Тема 3. Политические и правовые учения в государствах Западной Европы в Средние Века и эпоху Возрождения |
9 |
1 |
1 |
|
8 |
Тема 4. Политические и правовые учения в период буржуазных революций (Голландия и Англия, XVII в.) |
6 |
|
|
|
6 |
Тема 5. Политические и правовые учения эпохи Просвещения и Великой французской революции |
9 |
1 |
1 |
|
8 |
Тема 6. Политические и правовые учения в Европе конца XVIII-XIX вв. |
10 |
2 |
1 |
1 |
8 |
Тема 7. Общая характеристика политических и правовых учений XX вв. |
9 |
1 |
1 |
|
8 |
Тема 8. Возникновение и становление российской политико-правовой мысли (XI-XVII вв.) |
7 |
1 |
1 |
|
6 |
Тема 9. Политические и правовые учения в период формирования абсолютной монархии в России (вторая половина XVII – первая половина XIX вв.) |
7 |
1 |
1 |
|
6 |
Тема 10. Политические и правовые учения в России во второй половине XIX – начале XX вв.) |
9 |
1 |
|
1 |
8 |
Тема 11. Политические и правовые идеи в России советского периода |
8 |
|
|
|
8 |
ИТОГО |
90 |
10 |
8 |
2 |
80 |
Объект и предмет исследования истории политических и правовых учений. Общая характеристика учебной дисциплины. Место истории политических и правовых учений в системе гуманитарных и юридических наук. Функции истории политических и правовых учений. Методологические проблемы истории политических и правовых учений.
Политическая и правовая мысль Древней Индии (брахманизм, ранний буддизм, индуизм). Политическая и правовая мысль Древнего Китая (конфуцианство, даосизм, легизм). Политические и правовые идеи софистов.Политическое и правовое учение Платона, неоплатонизм. Политическое и правовое учение Аристотеля. Основные направления политической правовой мысли в Древнем Риме. Цицерон, римские юристы, Представления об обществе и государстве в раннем христианстве. Политико-правовое учение Аврелия Августина. «Град Божий».
Политико-правовые учения западноевропейского феодального общества, их сущность и особенности. Политико-правовая теория Фомы Аквинского. Неотомизм. Общая характеристика политического и юридического мировоззрения эпохи Возрождения. Политические и правовые взгляды Н. Макиавелли, «Макиавеллизм». Политико-правовое учение Марсилия Падуанского. Политические и правовые идеи эпохи Реформации (Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин). Теория государственного суверенитета Жана Бодена. «Шесть книг о республике». Политические и правовые идеи утопического социализма. «Утопия» Томаса Мора.
Политические и правовые взгляды зарождающейся буржуазии. Теория естественного права как идеологическая основа притязаний буржуазии на власть. Политические и правовые учения в Голландии XVII в. (Г. Гроций, Б. Спиноза). Политические и правовые учения в Англии XVII в. (Т. Гоббс, Д. Мильтон). Учение Д. Локка о государстве. Теория разделения властей.
Политические и правовые учения немецкого и итальянского просвещения XVII-XVIII вв. Политические и правовые учения во Франции в период кризиса абсолютизма и буржуазной революции конца XVIII в.: общая характеристика и особенности. (Вольтер, Дидро). Политические и правовые взгляды Ш. Монтескье. Особенности учения о разделении властей. Политические и правовые взгляды Ж.-Ж. Руссо. Теория народного суверенитета. Идеальный социально-политический строй. Основные направления политической мысли в период Великой французской буржуазной революции (конституционалисты, жирондисты, якобинцы). М. Робеспьер о законности и революционном правительстве.
Общая характеристика и особенности политических и правовых учений в Германии в период формирования буржуазных общественных отношений. Политико-правовые взгляды представителей исторической школы права. Критика естественно-правовой теории. Отношение к кодификации права (Г. Гуго, Г. Пухта, К. Савиньи). Учение И. Канта о государстве и праве. Гегелевская философия права. Соотношение гражданского общества и государства. Общая характеристика и особенности политических и правовых учений в период становления и развития капитализма в Западной Европе. Политико-правовая идеология либерализма. Учение Б. Констана о разделении властей, личной и политической свободе. Политические и правовые взгляды И. Бентама, Л. Штейна, Дж. Ст. Милля. Юридический позитивизм (Д. Остин, К. Бергбом и др.). Политические и правовые взгляды О. Конта. Позитивизм и социология. Идея общественной солидарности. План преобразования общества и государства. Политические и правовые взгляды социалистов-утопистов (Сен-Симон, Ш. Фурье, Р Оуэн). Общая характеристика и особенности политических и правовых учений второй половины 19 века в странах Европы. Социологическое направление в буржуазной политико-правовой идеологии. Р. Иеринг о государстве и праве. Либеральные политические и правовые взгляды А. Эсмена и Г. Еллинека. Марксистская концепция государства и права. К. Маркс и Ф. Энгельс о будущем коммунистическом обществе. Политико-правовые взгляды социалистов (Ф. Лассаль, Л. Блан, В Вейтлинг). Идеи о роли и значении реформ. Политические и правовые взгляды анархистов (М, Штингер, Ж. Прудон).
Основные направления развития политико-правовой мысли в мире в XX веке. Теории солидаризма и институализма. Политико-правовое учение Л. Дюги. М. Ориу о социальных институтах и государстве. Психологические теории государства и права. Нормативистская теория Г. Кельзена. «Ступенчатая» концепция права. Международно-правовые идеи. Социологическое» направление в современной юриспруденции (Е. Эрлих, Р. Паунд). Теория «возрожденного» естественного права. Учение о правовом дуализме. Неокантианская теория права и государства (Р. Штаммлер). Теории государства «всеобщего благоденствия», «плюралистической демократии», «правящей элиты», «технократии», «стадии экономического роста», «тоталитаризма». Политические и правовые взгляды современной социал-демократии. Политические и правовые идеи национально-освободительного движения XX века (М. Ганди, Сунь Ятсен и др.). Современные концепции правового государства. Взгляды видных ученых и политиков на особенности построения правового государства в России.
Первый русский политический трактат митрополита Иллариона «Слово о законе и благодати». Версия о происхождении древнерусского государства в летописи «Повесть временных лет». Политическая программа Владимира Мономаха. Образ носителя верховной власти в «Поучениях детям». Отправление правосудия. Отрицание смертной казни. Взаимоотношения государства и церкви. Даниил Заточник. Представления о верховном правителе, его правах и обязанностях «Слово» («Моления») Даниила Заточника. Политико-правовая идеология «нестяжателей» и «иосифлян». Политико-правовые взгляды Нила Сорского, Максима Грека. Политико-правовые взгляды Иосифа Волоцкого, И.С. Пересветова, А.М. Курбского, И. Тимофеева. Теория Филофея «Москва-третий Рим».
Просветительское политическое учение Симеона Полоцкого. Меркантилистские социально-политические взгляды Юрия Крижанича. Политико-правовая доктрина В.Н. Татищева. Политико-правовое учение И.Т. Посошкова. Политико-правовое учение С.Я. Десницкого. План государственных преобразований М.М. Сперанского. Учение о политической и гражданской свободе. Либерально-монархические взгляды Н.М. Карамзина. Проекты конституций Н.М. Муравьева. «Русская правда» П.И. Пестеля: республиканская программа преобразований в России.
Консервативная политико-правовая идеология (К. Леонтьев, Н.Я. Данилевский, Л.А. Тихомиров). Теократические политико-правовые взгляды В. Соловьева. Политико-правовая концепция русского либерализма (М. Ковалевский, Б.Н. Чичерин, С.А. Муромцев, Н.М. Коркунов, Л.И. Петражицкий). Политические и правовые взгляды народничества (К. Кавелин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев и др.). Бунтарско-анархические идеалы С. Нечаева, М.А. Бакунина, П.А. Кропоткина и др. Политико-правовые концепции начала XX века (С.А. Котляревский, Г.Ф. Шершеневич, Б.А. Кистяковский, Е.Н. Трубецкой, П.И. Новгородцев, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, Н.Н. Алексеев, П.А. Сорокин и др.).
Политические взгляды Г.В. Плеханова. Политико-правовые идеи В.И. Ленина. Политико-правовые взгляды И.В. Сталина. Политические и правовые взгляды Н.И. Бухарина. Правопонимание советского периода в развитии России (Д.И. Курский, П.И. Стучка, Е.Б. Пашуканис, М.А. Рейснер, И.П. Разумовский и др.).
Овладение основами истории политических и правовых учений, как и любой другой учебной дисциплиной, требует систематической целенаправленной работы, для успешной организации которой необходимо:
1. Регулярно посещать лекции и конспектировать их, поскольку в современных условиях именно лекции являются одним из основных источников получения новой информации по изучению данного курса. Для более успешного освоения учебного материала следует использовать «систему опережающего чтения». Имея на руках рекомендованную литературу, студенты могут знакомиться с содержанием соответствующей темы по учебнику и другим источникам до лекции. Это позволит заложить базу для более глубокого восприятия лекционного материала. Основные положения темы необходимо зафиксировать в рабочей тетради. В процессе лекции студенты, уже ознакомившись с содержанием, рекомендованных по теме источников, дополняют свои конспекты положениями и выводами, на которые обращает внимание лектор.
2. При подготовке к семинарскому занятию студенты должны внима тельно ознакомиться с планом занятия по соответствующей теме курса, перечитать свой конспект и изучить рекомендованную дополнительную литературу. После этого, следует попытаться воспроизвести свои возможные ответы на все вопросы, сформулированные в плане семинарского занятия. Оценить степень собственной подготовленности к занятию помогут вопросы для самоконтроля, которые сформулированы по каждой теме после списка дополнительной литературы. Если в процессе подготовки к семинарскому занятию остаются какие-либо вопросы, на которые не найдены ответы ни в учебной литературе, ни в конспекте лекции, следует зафиксировать их в рабочей тетради и непременно поставить перед преподавателем на семинарском занятии.
Выступление студентов на семинаре не должно сводиться к воспроизведению лекционного материала. Оно должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагается теория рассматриваемого вопроса, анализ соответствующих принципов, закономерностей, понятий и категорий; выдвинутые теоретические положения подкрепляются фактами, примерами из политико-правовой жизни, практики современного государства и права, а также достижениями современной юридической науки и иных отраслей знаний. Выступающий должен продемонстрировать знание дополнительной литературы, которая рекомендована к соответствующей теме. В процессе устного выступления допускается обращение к конспекту, но следует избегать сплошного чтения.
3. Большую помощь студентам в освоении учебного курса может оказать подготовка доклада по отдельным проблемам курса. Соответствующая тематика содержится в планах семинарских занятий. Приступая к данному виду учебной работы, студенты должны согласовать с преподавателем тему доклада и получить необходимую консультацию и методические рекомендации. При подготовке доклада следует придерживаться методических рекомендаций, советов и предложений преподавателя, с тем, чтобы работа оказалась теоретически обоснованной и практически полезной. Подготовленный доклад, после его рецензирования преподавателем, может быть использован для выступления на семинаре, на заседании научного кружка, а также при подготовке к экзамену.
Следуя изложенным методическим советам и рекомендациям, каждый студент сможет овладеть тем объемом знаний, который предусмотрен учебной программой, успешно сдать экзамен, а впоследствии использовать полученные знания в своей практической деятельности.
Тема 2. Политические и правовые учения Древнего мира
(семинарское занятие –2 ч.)
1. Теоретические источники и характерные черты политико-правовой мысли древнего мира.
2. Основные методологические принципы политических и правовых учений Древней Индии.
3. Основные политико-правовые учения Древнего Китая, их тождество и различие.
4. Проблемы идеального государства в древнегреческой культуре.
5. Теоретические основы правовой культуры Древнего Рима.
Литература основная: [1-18]; дополнительная: [26, 33, 45, 58-60, 61, 67, 77-79, 81, 84-86, 96, 104].
Вопросы для самоконтроля
1. Укажите основные особенности политико-правовых идей античной Греции.
2. Дайте краткую характеристику основных периодов развития политико-правовой идеологии Древней Греции.
3. Каковы основные политико-правовые воззрения софистов?
4. Проанализируйте взгляды Сократа на проблему взаимосвязи этики, политики, права.
5. В чем сущность теории «идеального государства» Платона?
6. Проведите сравнительный анализ политико-правовых воззрений Платона и Аристотеля.
7. Каковы основные политические и правовые идеи периода эллинизма?
8. Проанализируйте и выделите особенности развития политико-правовых идей Древнего Рима.
9. Каковы основные идеи учения Цицерона о государстве и праве?
10. Определите сущность политико-правовых идей римских стоиков.
11. Дайте характеристику основных этапов развития учения римских юристов. Назовите основных представителей этого учения.
12. Каковы особенности правопонимания ранних христиан? Каково значение их идей в истории человечества?
13. Охарактеризуйте основные политические и правовые идеи Августина Блаженного.
Тема 3. Политические и правовые учения в государствах
Западной Европы в Средние века и эпоху Возрождения
(семинарское занятие – 2 ч.)
1. Основные черты политико-правовой мысли западноевропейского средневекового общества.
2. Теоретические источники и основное содержание учения Фомы Аквинского о государстве и праве.
3. Политико-правовое учение Марсилия Падуанского и его историческое значение.
4. Теоретические основы юридической мысли Средневековья.
1. Назовите особенности развития политико-правовых идей в период средневековья в Западной Европе.
2. Проанализируйте основные политико-правовые идеи Фомы Аквинского. Какова роль идей этого теолога в развитии современного католицизма?
3. Что такое средневековые ереси? Их представители.
4. Каковы политико-правовые идеи Марсилия Падуанского?
5. Назовите основные направления развития юридической мысли в Западной Европе периода средневековья.
6. Дайте общую характеристику культуры эпохи Возрождения.
7. Каковы особенности политико-правовой идеологии в странах Западной Европы XVI века?
8. Каковы основные идеи учения Н. Макиавелли о государстве и политике?
9. Охарактеризуйте движение Реформации и его политико-правовые идеи.
10. В чем сущность политических идей тираноборцев?
11. Что такое суверенитет с точки зрения политического учения Ж. Бодена?
12. Какова сущность и историческое значение политико-правовых идей утопического социализма?
Тема 4. Политические и правовые учения в период буржуазных
революций (Голландия и Англия, XVII в.) (семинарское занятие – 2 ч.)
1. Основные политические и правовые взгляды зарождающейся буржуазии.
2. Политические и правовые учения в Голландии XVII века (Г. Гроций, Б. Спиноза).
3. Политические и правовые учения в Англии XVII века (Т. Гоббс, Д. Мильтон).
4. Учение Д. Локка о государстве. Теория разделения властей.
Литература основная: [1-18]; дополнительная: [40, 41, 43, 69].
Вопросы для самоконтроля
1. Проанализируйте особенности развития политико-правовых идей Нового времени.
2. В чем значение теории Г. Гроция о происхождении и роли государства?
3. Дайте характеристику политико-правовой концепции Б. Спинозы.
4. Назовите основные течения политико-правовой мысли в ходе английской буржуазной революции XVII века.
5. В чем сущность теории Т. Гоббса о происхождении государства?
6. Каковы особенности и содержание политико-правовой концепции Дж. Локка?
Тема 5. Политические и правовые учения Эпохи Просвещения
и Великой французской революции (семинарское занятие – 2 ч.)
1. Политические и правовые учения во Франции в период кризиса абсолютизма буржуазной революции конца XVIII века, общая характеристика и особенности.
2. Политико-правовые взгляды Вольтера.
3. Политические и правовые идеи Дидро.
4. Политические и правовые взгляды Монтескье.
5. Политическое и правовое учение Ж-Ж. Руссо.
6. Политико-правовая идеология французского социализма (Морели, Мелье, Дешаном, Мабли, Робеспьер, Бабеф).
7. Политико-правовые идеи в Германии и Италии в XVIII веке.
1. Что представляет собою идеология Просвещения и каковы ее особенности?
2. Назовите представителей деистического направления в идеологии Просвещения, охарактеризуйте их взгляды.
3. Каково значение идей Вольтера, Руссо, Монтескье?
4. Каковы особенности воззрений французских материалистов? Назовите основных представителей этого направления.
5. Проанализируйте влияние идей французского Просвещения на подготовку Великой французской буржуазной революции 1789-1794 гг.
6. Покажите проявление и значение идей французского Просвещения в ходе революции 1789-1794 гг.
7. Дайте краткую характеристику развития идей Просвещения в Германии, Италии XVIII в.
(семинарское занятие – 2 ч.)
1. Общая характеристика и методологические основы политических и правовых учений конца XVIII – XIX вв.
2. Политическое и правовое мировоззрение И. Канта.
3. Учение Гегеля о государстве и праве.
4. Возникновение и основные теоретические принципы исторической школы права (Г. Гуго, К. Савиньи, Г. Пухта).
5. Политико-правовая идеология либерализма (И. Бентам, Дж. Миль, Б. Констан, А. Токвиль, В. Гумбольдт, Штейн).
6. Политические и правовые взгляды социалистов-утопистов (А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн).
7. Политико-правовая концепция марксизма.
Литература основная: [1-18]; дополнительная: [30, 35-38, 56, 83, 97, 98].
02 09 2014
3 стр.
09 10 2014
3 стр.
12 09 2014
11 стр.
12 09 2014
36 стр.
25 09 2014
5 стр.
02 09 2014
3 стр.
18 12 2014
4 стр.
26 09 2014
1 стр.