Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3
ДИСЦИПЛИНА «ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК»

СОДЕРЖАНИЕ

1. ДАНИЛОВА Н.В. ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК В ТАБЛИЦАХ И СХЕМАХ. Учебно-методическое пособие для студентов юридического факультета очной и заочной форм обучения…………………………………………………………………...…….2

2. Задания к контрольной работе по курсу латинского языка для студентов заочной формы обучения………………………………...…..27

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
Кафедра философии, истории и социологии






УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

______________Т.А.Кольцова

«____» _____________2010 г.





ДАНИЛОВА Н.В.
ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК В ТАБЛИЦАХ И СХЕМАХ

Учебно-методическое пособие


для студентов юридического факультета

очной и заочной форм обучения

Тюмень 2010

ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК В ТАБЛИЦАХ И СХЕМАХ [Текст]: Учебно-методическое пособие для студентов юридического факультета очной и заочной форм обучения. Тюмень: ТГАМЭУП, 2010. 26 с.



Практикум подготовлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебными планами специальностей юридического факультета очной и заочной форм обучения. По своей направленности курс «Латинский язык» носит практический характер, предполагая формирование таких конкретных умений и навыков, как умение читать, переводить и комментировать оригинальные юридические тексты. В связи с этим большая часть времени на занятиях курса отводится на выполнение практических заданий с привлечением учебной литературы и словарей.

Этот материал можно считать своеобразным приложением к учебно-методическому комплексу по латинскому языку (Данилова Н.В. ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК: Учебно-методический комплекс. Тюмень: ТГИМЭУП, 2007).


Одобрено на заседании кафедры философии, истории и социологии, протокол заседания кафедры № 7 от 19 февраля 2010 года, печатается по решению учебно-методического совета, протокол заседания УМС № ___ от «___»________ 2010 года.

Рецензенты:

Рацен Т.Н., канд. филол. наук, доцент кафедры общего языкознания Тюменского государственного университета.

Смыслова С.Л., канд. филол. наук, доцент кафедры русского языка Тюменского государственного университета.

Автор-составитель: к.ф.н., доцент Н.В. Данилова







© ТГАМЭУП, 2010




© Н.В. Данилова, 2010

ВВЕДЕНИЕ

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов ТГАМЭУП специальности «Юриспруденция» очной и заочной форм обучения. В структуре современного юридического образования дисциплина «Латинский язык» призвана способствовать подготовке терминологически грамотного специалиста, формированию его профессиональной языковой культуры.


Латынь называют языком многих отраслей человеческого знания, в том числе и юриспруденции. Классическое юридическое образование немыслимо без знакомства с античностью, поскольку предполагает знание, глубокое понимание и правильное употребление специальной терминологии и фразеологии, уходящих своими корнями в латинский язык. Освоение латыни как фундамента европейской языковой культуры в целом и юридической терминологии в частности способствует воспитанию квалифицированного специалиста, умеющего обнаружить в языке многие культурные смыслы.

С помощью латыни возможно полнее изучить римское право, которое легло в основу современного западноевропейского права и, через посредство византийского, оказало влияние на древнейшие источники русского права (договоры русских с греками, Русская правда). Знакомство с римским правом, основанное на чтении первоисточников в оригинале, учит юриста выражать свои идеи и дает ему множество таких понятий и навыков, которые обогащают культуру его профессионального мышления и придают его образованию классический «лоск».

Знакомство с латинской грамматикой помогает студенту-юристу при изучении специальных курсов, различных дисциплин, повышает языковую культуру и способствует расширению общего кругозора. Математическая точность, свойственная грамматическому строю латинского языка, служит материалом для развития столь необходимого для юриста логического мышления.

Учебно-методическое пособие по курсу «Латинский язык» содержит в тезисной форме весь объём информации, которой должны овладеть студенты в процессе изучения предмета. Изучение латинского языка предполагает формирование у студентов навыков чтения латинских текстов, приобретение системных знаний о грамматическом строе латинского языка, овладение на основе грамматического анализа методикой перевода оригинальных юридических текстов. Помочь студенту в приобретении этих знаний, умений и навыков призвано учебно-методическое пособие «Латинский язык в таблицах и схемах», составленное в виде компактных наглядных материалов.



LINGUA LATINA*

*Latini – латины – италийское племя, населявшее область Лаций (Latium), расположенную на западе средней части Апеннинского полуострова, по нижнему течению р. Тибр.



ЭТАПЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА

Этапы развития:

  1. Архаический (доклассический) – VII-II вв. до н.э.

      • Долитературная латынь – VII-III вв. до н.э. 753 г. до н.э. – основание Рима, жители называют себя “римляне” (Roma → Romani). Эпиграфика: Законы двенадцати таблиц.

      • Литературная латынь – III-II вв. до н.э. Знакомство с греческой литературой. Ливий Андроник, Невий, Энний, Плавт, Теренций, Катон, Аппий Цек, Гней Флавий, Маний Манилий, Сципион Назика, отец и сын Сцеволы.

* эпоха царей и Римской республики

  1. Классический («золотая латынь» – за совершенство грамматики, разнообразие жанров и стилистических средств) – I в. до н.э.–14 г. н.э. – Цицерон, Цезарь, Катулл, Вергилий, Лукреций, Гораций, Овидий, Тит Ливий, Теренций Варрон, Плиний Секунд, Гай, Секст Помпоний, Домиций Ульпиан.

* Римская республика и принципат

  1. Послеклассический («серебряная латынь» – своеобразие синтаксических средств) – I в. – Сенека, Петроний, Марциал, Тацит, Ювенал, Апулей, Авл Геллий.

*эпоха ранней Империи

  1. Поздняя латынь – II-V вв. Изменения в фонетике (музыкальное ударение сменяется экспирáторным), грамматической системесв. Иероним “Biblia Vulgata”, Аврелий Августин, кодекс Юстиниана.

*время расцвета империи, поздней империи и возникновения, после ее падения в 476 г., варварских государств.

Этапы функционирования:

  1. Средневековый – V-XV вв. Изменение алфавита и правил чтения.

Различные судьбы латыни литературной (sermo urbanus) и разговорной (sermo rusticus):

sermo urbanus – литературный язык Средневековья (хроники, романы, новеллы, поэмы, сборники песен, драмы, философская и богословская литература, “Carmina Burana”, “Gaudeamus”).

sermo rusticus – язык-основа для формирования языков романской группы (Romanus – “римский”): итальянского, сардинского, французского, окситанского (провансальского), испанского, каталáнского, галисийского, португальского, румынского, молдавского, ретороманских, далматинского.

  1. Возрождение – XIV-XVI вв. Интерес к античности, ориентация на классическую латынь, в противоположность латыни церкви и университетов, которую гуманисты называли «кухонной латынью» – Томас Мор, Эразм Роттердамский, Томазо Кампанелло, Николай Коперник.

  2. Новое время

  • эпоха Просвещения – XVII-XVIII вв. Язык дипломатии, науки, религии. Декарт, Спиноза, Бэкон, Ньютон, Лейбниц, Линней, Ломоносов.

  • XIX в. – наши дни.

«Мертвый язык» - не является родным ни для кого из наших современников, язык католического богослужения, официальный язык Ватикана, язык научной терминологии, основа для формирования лексической системы многих языков: «университет, институт, факультет, лекция, семинар, консультация, экзамен, семестр, аудитория, аттестат, абитуриент, ректор, профессор, кандидат, доктор, доцент, аспирант, ассистент, лаборатория, лаборант, каникулы, СТУДЕНТ».

ФОНЕТИКА

Алфавит. Правила чтения

НАЧЕРТАНИЕ

НАЗВА НИЕ

ПРОИЗНОШЕНИЕ.

ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ

ПРИМЕРЫ

A a

а

[а]




B b

бэ

[б]




C c

цэ

[ц]

*перед e, i, y

*перед ae, oe



[к]

*перед a, o, u

*перед au

*перед согласными

*на конце слова


centum, circulus, Cyclops, Caesar, coeptum, casa, causa, collega, dic!

cu [кв]

cui

D d

дэ

[д]




E e

э

[э] ! перед ним согласный не смягчается !




F f

эф

[ф]




G g

гэ

[г]




gu [гв]

► lingua

H h

ха

[γ] ≈ укр. Г, нем. H

hora

► в грецизмах:

ch [х], ph [ф], th [т], rh [р]

chaos, philosophus, rhythmus

I i

и

[и]

перед / после согласного



[й, j]

* между гласными

* перед гласным в начале слова


ibi

maior, ius



J j

йот(а)

[j]

введена в XVI в., во многих изданиях не используется



major, jus

K k

ка

[к] рано утратилась, сохранилась в словах “Kalendae (K., Kal.)”, “Kaeso (K.)”




L l

эль

[л˙]




M m

эм

[м]




N n

эн

[н]

[ŋ]

перед c, g, gu, qu



ancora, ingens, lingua, quinque

O o

о

[о]




P p

пэ

[п]




Q q

ку

[-] имеет только такой вид: qu [кв] + гласный




R r

эр

[р]




S s

эс

[с]

[з] между гласными

sanus, rosa

su

► persuadeo
Consuetūdo est altĕra natūra.

suus

[св] suavis, consuesco, suadeo, Suebi и в производных

[су] в остальных случаях

T t

тэ

[т]




TI + гласный

Beōtia

bestia, Attius, mixtio

militia


ти * totius * в грецизмах * после s, t, x

ци

в остальных случаях



U u

у

[у]

[в] cu [кв], gu [гв], qu [кв], su [св]

cura

cui

V v

вэ

[в] ≈ англ. W

введена в XVI в.






X x

икс

[кс]

[кз] между гласными




Y y

ипсилон

[и] в грецизмах




Z z

зет(а) зед(а)

[з, дз]

в грецизмах








Гласные

монофтонги

дифтонги

диграфы

A

E

I

O

U

Y

[ā] [ă]

[ē] [ĕ]

[ī] [ĭ]

[ō] [ŏ]

[ū] [ŭ]

[ỳ] [ў]

AU ау

EU эу

AE э

OE ö,[ə]

* Стечение гласных:

AĒ, AĔ, AË

OĒ, OĔ, OË


aēr [á-эр],

coĕmo [кó-э-мо]



līber – “свободный”

lĭber – “книга”

vĕnit – “он приходит”

vēnit – “он пришел”

Édŭco – “воспитывать”

edŪco – “возвышать”




Слогораздел

*открытый слог – слог оканчивается на гласный

*закрытый слог – слог оканчивается на согласный

*дифтонги и диграфы = один гласный

* cu, gu, ch, ph, th, rh, qu, bl, br, pl, pr, dl, dr, tl, tr, cl, cr, gl, gr = один согласный

между 2-мя гласными

a-ri-es, de-us, vi-ae

между гласным и согласным

cau-sa, a-qua, ve-to

между 2-мя согласными, в том числе двойными

ves-per, gut-ta

перед группой согласных “muta cum liquida” (mcl)

b p d t g c


l

r




pa-tri-a

в группе из 3-х согласных – перед последним согласным

sanc-tus ! tem-plum – mcl !

[й, j] в произношении удваивается

peior, prjor [пей-йор]

между морфемами

ab-ES-se


Долгота и краткость слогов

долгие слоги

краткие слоги

по природе:

открытые с долгим по природе гласным: me-di-cī-na

открытые с кратким по природе гласным: me--cus

по положению:

если следующий за открытым слогом слог начинается с Z или X:

cor-re-xi



если следующий за открытым слогом слог начинается с гласного или H: ra-ti-o, de-tra-ho

закрытые: ma-gis-ter

открытые слоги перед “muta cum liquida”: ce-re-brum

c дифтонгом или диграфом: per-sae-pe



Ударение

  1. ударение НИКОГДА не падает на последний слог (исключение: односложные слова).

  2. в двухсложных словах ударение падает на 2-ой слог от конца.

  3. в трехсложных и в многосложных словах:

  • ударение на 2-ом слоге от конца, если он долгий,

  • ударение на 3-ем слоге от конца, если 2-ой слог от конца краткий.

*для правильной постановки ударения имеет значение ТОЛЬКО второй слог от конца!

* ударение в латинских словах ставится на 2-ом или 3-ем слоге от конца!

МОРФОЛОГИЯ
NOMEN SUBSTANTIVUM – ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ


Грамматические категории

Genus – Род

masculinum – m.

мужской

femininum – f.

женский

neutrum – n.

средний

*commune - m., f.

*общий

определяется по: 1). формальному признаку ( ■ N.Sg.); 2). по значению (m. – лица и животные муж.пола; названия ветров, месяцев и рек; f . – лица и животные жен.пола; названия городов, стран, островов и деревьев)

Numerus – Число

Singularis – Sg.

единственное

Pluralis – Pl.

множественное

Casus – Падеж

Nominativus – Nom., N.

Кто? Что?

Именительный

Genetivus – Gen., G.

Кого? Чего? Чей?

Родительный

Dativus – Dat., D.

Кому? Чему?

Дательный

Accusativus – Acc.

Кого? Что?

Винительный

Ablativus – Abl. *

Кем? Чем?

Творительный

О ком? О чем? Где?

Предложный

Vocativus – Voc., V.

форма при обращении

Звательный

Declinatio – Склонение

I – prima

первое

II – secunda

второе

III – tertia

третье

IV – quarta

четвертое

V – quinta

пятое

*Abl. – «отложительный, отделительный» падеж, в нем слились функции 3-х падежей (Ablativus, Instrumentalis, Locativus).


5 типов склонения

Склонение

I

II

III

IV

V

Род

f (m)

m

n

mfn

m

n

f

■Nom. Sg.



-us, er ■

-um

*-s / *■ = разные

-ŭs



ēs

■Gen.Sg.

-ae



-is

-ūs

-ei
Словарная запись существительного

N.Sg.,

G.Sg.

полностью

полностью

часть основы + ■



по ■ N.Sg. определяется род существительного*

по ■ G.Sg. определяется тип склонения существительного
* у сущ. I скл. род определяется по значению (m – названия существ мужского пола)


Падежные окончания




I

II

III

IV

V

cогл.

смеш

глас







f (m)

m

n

mf

n


mf

n

m

n


f

SG.

Nom.

ă

us

er■

um

*s / *■

*■

*s

*■

us

ū

ēs

Gen.

ae

ī

is

ūs

ei

Dat.

ae

ō

ī

ui

ū

ei

Acc.

am

um

еm

=N




= N

um

=N

em

Abl.

ā

ō

ĕ




ī

ū

ē

Voc.

= N

e

er■

= N

= N

= N

= N

PL.

Nom. Voc.

ae

ī

ă

еs

ă




ūs


ēs


Gen.

ārum

ōrum

um

ĭum

uum

ērum

Dat.

Abl.

īs

īs

ĭbus

ĭbus

ēbus

Acc.

ās

ōs

ă

ēs

ă






ūs



ēs



Правило для всех типов склонения:

В Pluralis Nom.=Voc. Dat.=Abl.



Правило I склонения:

G. Sg. = D. Sg. = Nom. Pl.= Voc. Pl. ae


Правило среднего рода:

в Sg. и Pl. Nom.=Voc.=Acc.

В Pluralis II – ǎ; III согл. – ǎ; III гл. – iǎ; IV – uǎ




Правило III склонения:

В Pluralis Nom.=Acc.=Voc. (для всех родов)




Небеглая Ĕ

Существительные II скл.

Прилагательные I - II скл.

puĕr , puĕri - мальчик

vespĕr , vespĕri - вечер

socĕr , socĕri - тесть

genĕr , genĕri - зять



libĕr , libĕra, libĕrum - свободный

tenĕr , tenĕra, tenĕrum - нежный

misĕr , misĕra, misĕrum - бедный

aspĕr , aspĕra, aspĕrum - трудный




Разновидности существительных 3 склонения

тип

согласный тип

смешанный тип

гласный тип

род

m f n

m f

n

N.Sg.,

G.Sg.

неравносложные (в G.Sg. на один слог больше, чем в N.Sg.), основа оканчивается на 1 согласный
homo, hominis m

actio, actionis f

caput, capitis n


A. неравносложные, основа оканчивается на несколько согласных

fons, fontis m

gens, gentis f


N.Sg. оканчивается на -e, -al, -ar
mare, maris

vectigal, vectigalis

calcar,calcaris


В. равносложные (в N.Sg. и G.Sg. равное количество слогов), в N.Sg. -es, -is

testis, testis m

vulpes, vulpis f


Способы образования Nominatīvus в 3 склонении

Nominativus сигматический

Nominativus асигматический

основа + S

основа + ■ =

чистая основа / основа с изменениями



mf

mf n


Согласный тип

Сигматический номинатив

Конечный звук основы и его изменение в Nom.

примеры

+ s

Nom.

-c, -gx



  1. (ĭ → ĕ)

pac + s

leg + s


judic + s

pax

lex


judĕx

-t, -d заменять s

(ĭ может → ĕ)



milit + s

palud + s



milĕs

palus


-p, -b,-m не меняются

(ĭ → ĕ)


princĭp + s

pleb + s


hiem + s

princĕps

plebs


hiems

следующая страница>


Учебно-методическое пособие для студентов юридического факультета очной и заочной форм обучения

Данилова н. В. Латинский язык в таблицах и схемах. Учебно-методическое пособие для студентов юридического факультета очной и заочной форм обучения

533.16kb.

02 09 2014
3 стр.


Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы, контрольных работ предназначено для студентов очной и заочной форм обучения по специальности «Социальная работа»

Охватывает, либо выразить в процентах от …

563.58kb.

14 12 2014
7 стр.


Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов и бакалавров очной и заочной форм обучения

Опыт организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций

477.03kb.

13 09 2014
3 стр.


Методические указания для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов и бакалавров очной и заочной форм обучения

Тренинг самопознания и межличностных отношений: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. М. С. Пальчевская. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2010. 12 с

152.88kb.

24 09 2014
1 стр.


Сварные соединения

Учебное пособие предназначено для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения специальности 1705 "Машины и аппараты химических производств", изучающих курс "Технология св

299.55kb.

17 12 2014
1 стр.


Методическое пособие по выполнению выпускной квалификационной (дипломной) работы для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации»

Методическое пособие предназначено для студентов экономического факультета всех форм обучения и разработано в помощь студенту-выпускнику в процессе подготовки

878.57kb.

25 12 2014
3 стр.


Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов (заочной формы обучения) по направлению подготовки бакалавров
798.17kb.

16 12 2014
5 стр.


Учебное пособие для студентов специальности 240706 «Автоматизированное производство химических предприятий»

Учебное пособие предназначено для студентов очной и очно-заочной форм обучения специальности 240706, изучающих дисциплину «Машины и агрегаты для переработки и изготовления смесей»

484.57kb.

09 09 2014
4 стр.