Перейти на главную страницу
1. ДАНИЛОВА Н.В. ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК В ТАБЛИЦАХ И СХЕМАХ. Учебно-методическое пособие для студентов юридического факультета очной и заочной форм обучения…………………………………………………………………...…….2
2. Задания к контрольной работе по курсу латинского языка для студентов заочной формы обучения………………………………...…..27
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
Кафедра философии, истории и социологии
|
УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе ______________Т.А.Кольцова «____» _____________2010 г. |
Одобрено на заседании кафедры философии, истории и социологии, протокол заседания кафедры № 7 от 19 февраля 2010 года, печатается по решению учебно-методического совета, протокол заседания УМС № ___ от «___»________ 2010 года.
Рецензенты:
Рацен Т.Н., канд. филол. наук, доцент кафедры общего языкознания Тюменского государственного университета.
Смыслова С.Л., канд. филол. наук, доцент кафедры русского языка Тюменского государственного университета.
Автор-составитель: к.ф.н., доцент Н.В. Данилова
|
© ТГАМЭУП, 2010 |
|
© Н.В. Данилова, 2010 |
С помощью латыни возможно полнее изучить римское право, которое легло в основу современного западноевропейского права и, через посредство византийского, оказало влияние на древнейшие источники русского права (договоры русских с греками, Русская правда). Знакомство с римским правом, основанное на чтении первоисточников в оригинале, учит юриста выражать свои идеи и дает ему множество таких понятий и навыков, которые обогащают культуру его профессионального мышления и придают его образованию классический «лоск».
Знакомство с латинской грамматикой помогает студенту-юристу при изучении специальных курсов, различных дисциплин, повышает языковую культуру и способствует расширению общего кругозора. Математическая точность, свойственная грамматическому строю латинского языка, служит материалом для развития столь необходимого для юриста логического мышления.
Учебно-методическое пособие по курсу «Латинский язык» содержит в тезисной форме весь объём информации, которой должны овладеть студенты в процессе изучения предмета. Изучение латинского языка предполагает формирование у студентов навыков чтения латинских текстов, приобретение системных знаний о грамматическом строе латинского языка, овладение на основе грамматического анализа методикой перевода оригинальных юридических текстов. Помочь студенту в приобретении этих знаний, умений и навыков призвано учебно-методическое пособие «Латинский язык в таблицах и схемах», составленное в виде компактных наглядных материалов.
*Latini – латины – италийское племя, населявшее область Лаций (Latium), расположенную на западе средней части Апеннинского полуострова, по нижнему течению р. Тибр.
НАЧЕРТАНИЕ |
НАЗВА НИЕ |
ПРОИЗНОШЕНИЕ. ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ |
ПРИМЕРЫ | |||||
A a |
а |
[а] |
| |||||
B b |
бэ |
[б] |
| |||||
C c |
цэ |
[ц] *перед e, i, y *перед ae, oe
|
[к] *перед a, o, u *перед au *перед согласными *на конце слова
|
centum, circulus, Cyclops, Caesar, coeptum, casa, causa, collega, dic! | ||||
► cu [кв] |
► cui | |||||||
D d |
дэ |
[д] |
| |||||
E e |
э |
[э] ! перед ним согласный не смягчается ! |
| |||||
F f |
эф |
[ф] |
| |||||
G g |
гэ |
[г] |
| |||||
►gu [гв] |
► lingua | |||||||
H h |
ха |
[γ] ≈ укр. Г, нем. H |
hora | |||||
► в грецизмах: ch [х], ph [ф], th [т], rh [р] |
chaos, philosophus, rhythmus | |||||||
I i |
и |
[и] перед / после согласного |
[й, j] * между гласными * перед гласным в начале слова
|
ibi maior, ius | ||||
J j |
йот(а) |
[j] введена в XVI в., во многих изданиях не используется |
major, jus | |||||
K k |
ка |
[к] рано утратилась, сохранилась в словах “Kalendae (K., Kal.)”, “Kaeso (K.)” |
| |||||
L l |
эль |
[л˙] |
| |||||
M m |
эм |
[м] |
| |||||
N n |
эн |
[н] |
[ŋ] перед c, g, gu, qu |
ancora, ingens, lingua, quinque | ||||
O o |
о |
[о] |
| |||||
P p |
пэ |
[п] |
| |||||
Q q |
ку |
[-] имеет только такой вид: qu [кв] + гласный |
| |||||
R r |
эр |
[р] |
| |||||
S s |
эс |
[с] |
[з] между гласными |
sanus, rosa | ||||
► su |
► persuadeo Consuetūdo est altĕra natūra. suus | |||||||
[св] suavis, consuesco, suadeo, Suebi и в производных |
[су] в остальных случаях | |||||||
T t |
тэ |
[т] |
| |||||
► TI + гласный |
Beōtia bestia, Attius, mixtio militia
| |||||||
ти * totius * в грецизмах * после s, t, x |
ци в остальных случаях | |||||||
U u |
у |
[у] |
► [в] cu [кв], gu [гв], qu [кв], su [св] |
cura cui | ||||
V v |
вэ |
[в] ≈ англ. W введена в XVI в. |
| |||||
X x |
икс |
[кс] |
[кз] между гласными |
| ||||
Y y |
ипсилон |
[и] в грецизмах |
| |||||
Z z |
зет(а) зед(а) |
[з, дз] в грецизмах |
|
монофтонги |
дифтонги |
диграфы | |
A E I O U Y |
[ā] [ă] [ē] [ĕ] [ī] [ĭ] [ō] [ŏ] [ū] [ŭ] [ỳ] [ў] |
AU ау EU эу |
AE э OE ö,[ə] |
* Стечение гласных: AĒ, AĔ, AË OĒ, OĔ, OË aēr [á-эр], coĕmo [кó-э-мо] | |||
līber – “свободный” lĭber – “книга” vĕnit – “он приходит” vēnit – “он пришел” Édŭco – “воспитывать” edŪco – “возвышать” |
между 2-мя гласными |
a-ri-es, de-us, vi-ae | ||
между гласным и согласным |
cau-sa, a-qua, ve-to | ||
между 2-мя согласными, в том числе двойными |
ves-per, gut-ta | ||
перед группой согласных “muta cum liquida” (mcl)
|
pa-tri-a | ||
в группе из 3-х согласных – перед последним согласным |
sanc-tus ! tem-plum – mcl ! | ||
[й, j] в произношении удваивается |
peior, prjor [пей-йор] | ||
между морфемами |
ab-ES-se |
долгие слоги |
краткие слоги |
по природе: | |
открытые с долгим по природе гласным: me-di-cī-na |
открытые с кратким по природе гласным: me-dĭ-cus |
по положению: | |
если следующий за открытым слогом слог начинается с Z или X: cor-re-xi |
если следующий за открытым слогом слог начинается с гласного или H: ra-ti-o, de-tra-ho |
закрытые: ma-gis-ter |
открытые слоги перед “muta cum liquida”: ce-re-brum |
c дифтонгом или диграфом: per-sae-pe |
Грамматические категории | |||
Genus – Род | |||
masculinum – m. |
мужской | ||
femininum – f. |
женский | ||
neutrum – n. |
средний | ||
*commune - m., f. |
*общий | ||
определяется по: 1). формальному признаку ( ■ N.Sg.); 2). по значению (m. – лица и животные муж.пола; названия ветров, месяцев и рек; f . – лица и животные жен.пола; названия городов, стран, островов и деревьев) | |||
Numerus – Число | |||
Singularis – Sg. |
единственное | ||
Pluralis – Pl. |
множественное | ||
Casus – Падеж | |||
Nominativus – Nom., N. |
Кто? Что? |
Именительный | |
Genetivus – Gen., G. |
Кого? Чего? Чей? |
Родительный | |
Dativus – Dat., D. |
Кому? Чему? |
Дательный | |
Accusativus – Acc. |
Кого? Что? |
Винительный | |
Ablativus – Abl. * |
Кем? Чем? |
Творительный | |
О ком? О чем? Где? |
Предложный | ||
Vocativus – Voc., V. |
форма при обращении |
Звательный | |
Declinatio – Склонение | |||
I – prima |
первое | ||
II – secunda |
второе | ||
III – tertia |
третье | ||
IV – quarta |
четвертое | ||
V – quinta |
пятое |
Склонение |
I |
II |
III |
IV |
V | ||
Род |
f (m) |
m |
n |
mfn |
m |
n |
f |
■Nom. Sg. |
-ă |
-us, er ■ |
-um |
*-s / *■ = разные |
-ŭs |
-ū |
ēs |
■Gen.Sg. |
-ae |
-ī |
-is |
-ūs |
-ei |
N.Sg., |
G.Sg. | ||
полностью |
полностью |
часть основы + ■ |
■ |
по ■ N.Sg. определяется род существительного* |
по ■ G.Sg. определяется тип склонения существительного |
|
I |
II |
III |
IV |
V | ||||||
cогл. |
смеш |
глас |
|
| |||||||
f (m) |
m |
n |
mf |
n |
mf |
n |
m |
n |
f | ||
SG. Nom. |
ă |
us |
er■ |
um |
*s / *■ |
*■ |
*s |
*■ |
us |
ū |
ēs |
Gen. |
ae |
ī |
is |
ūs |
ei | ||||||
Dat. |
ae |
ō |
ī |
ui |
ū |
ei | |||||
Acc. |
am |
um |
еm |
=N |
|
= N |
um |
=N |
em | ||
Abl. |
ā |
ō |
ĕ |
|
ī |
ū |
ē | ||||
Voc. |
= N |
e |
er■ |
= N |
= N |
= N |
= N | ||||
PL. Nom. Voc. |
ae
|
ī
|
ă
|
еs
|
ă
|
|
iă
|
ūs
|
uă
|
ēs
| |
Gen. |
ārum |
ōrum |
um |
ĭum |
uum |
ērum | |||||
Dat. Abl. |
īs |
īs |
ĭbus |
ĭbus |
ēbus | ||||||
Acc. |
ās |
ōs |
ă |
ēs |
ă |
|
iă |
ūs |
uă |
ēs |
В Pluralis Nom.=Voc. Dat.=Abl. |
G. Sg. = D. Sg. = Nom. Pl.= Voc. Pl. ae |
в Sg. и Pl. Nom.=Voc.=Acc. В Pluralis II – ǎ; III согл. – ǎ; III гл. – iǎ; IV – uǎ |
В Pluralis Nom.=Acc.=Voc. (для всех родов)
Существительные II скл. |
Прилагательные I - II скл. |
puĕr , puĕri - мальчик vespĕr , vespĕri - вечер socĕr , socĕri - тесть genĕr , genĕri - зять |
libĕr , libĕra, libĕrum - свободный tenĕr , tenĕra, tenĕrum - нежный misĕr , misĕra, misĕrum - бедный aspĕr , aspĕra, aspĕrum - трудный |
тип |
согласный тип |
смешанный тип |
гласный тип |
род |
m f n |
m f |
n |
N.Sg., G.Sg. |
неравносложные (в G.Sg. на один слог больше, чем в N.Sg.), основа оканчивается на 1 согласный homo, hominis m actio, actionis f caput, capitis n
|
A. неравносложные, основа оканчивается на несколько согласных fons, fontis m gens, gentis f
|
N.Sg. оканчивается на -e, -al, -ar mare, maris vectigal, vectigalis calcar,calcaris
|
В. равносложные (в N.Sg. и G.Sg. равное количество слогов), в N.Sg. -es, -is testis, testis m vulpes, vulpis f
|
Nominativus сигматический |
Nominativus асигматический |
основа + S |
основа + ■ = чистая основа / основа с изменениями |
mf |
mf n |
Конечный звук основы и его изменение в Nom. |
примеры | |
+ s |
Nom. | |
-c, -g → x
|
pac + s leg + s
judic + s |
pax lex
judĕx |
-t, -d заменять s (ĭ может → ĕ) |
milit + s palud + s |
milĕs palus
|
-p, -b,-m не меняются (ĭ → ĕ)
|
princĭp + s pleb + s
hiem + s |
princĕps plebs
hiems |
Данилова н. В. Латинский язык в таблицах и схемах. Учебно-методическое пособие для студентов юридического факультета очной и заочной форм обучения
02 09 2014
3 стр.
Охватывает, либо выразить в процентах от …
14 12 2014
7 стр.
Опыт организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций
13 09 2014
3 стр.
Тренинг самопознания и межличностных отношений: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. М. С. Пальчевская. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2010. 12 с
24 09 2014
1 стр.
Учебное пособие предназначено для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения специальности 1705 "Машины и аппараты химических производств", изучающих курс "Технология св
17 12 2014
1 стр.
Методическое пособие предназначено для студентов экономического факультета всех форм обучения и разработано в помощь студенту-выпускнику в процессе подготовки
25 12 2014
3 стр.
16 12 2014
5 стр.
Учебное пособие предназначено для студентов очной и очно-заочной форм обучения специальности 240706, изучающих дисциплину «Машины и агрегаты для переработки и изготовления смесей»
09 09 2014
4 стр.