Министерство образования и науки Российской Федерации
Сибирский федеральный университет
ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Учебно-методическое пособие
для самостоятельной работы, контрольных работ
специалистов и бакалавров очной и заочной форм обучения
Красноярск
СФУ
2012
УДК 364-78(07)
ББК 60.90я73
Т338
Составитель Рузанов, В.И.
Теория социальной работы: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. В.И. Рузанов. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. 46 с.
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы, контрольных работ предназначено для студентов очной и заочной форм обучения по специальности «Социальная работа» (040101.65 специалист) и направлению «Социальная работа» (040100.62 бакалавр)
© Сибирский
федеральный
университет, 2012
Общие рекомендации по самостоятельной работе
При изучении теоретического материала используйте источники, указанные в списке литературы к лекционному курсу и Учебном пособии по циклу практических и семинарских занятий. Основой данной части самостоятельной работы должна стать работа с учебниками, конспектом лекций, входящим в учебно-методический комплекс дисциплины, а также с вашими собственными конспектами лекций по теории социальной работы.
Написание реферата в каждом из семестров предполагает углублённое изучение вопросов, входящих в тему реферативной работы, анализ научной литературы и проблемных вопросов, имеющихся в этой области. Тема реферата выбирается вами самостоятельно из списка тем, содержащегося в данных методических указаниях и утверждается преподавателем. Вы можете сами предложить тему для реферата, которая, на ваш взгляд, соответствует содержанию курса. В этом случае она должна быть согласована с преподавателем. После утверждения темы реферата преподаватель фиксирует её название в журнале.
При выдаче задания на реферат уточняется формулировка темы и график работы над рефератом, при необходимости преподаватель даёт рекомендации по составлению плана и подбору литературы в дополнение к тем, которые содержаться в данных методических указаниях. При написании реферата используется основная и дополнительная литература, указанная в Учебном пособии по циклу практических и семинарских занятий или в Учебной программе дисциплины. Реферат оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению письменных студенческих квалификационных работ. Защита рефератов производится во время текущих консультаций или в виде доклада на практических занятиях.
Тематические задания выполняются письменно или устно по заданию преподавателя. Выполнение тематических заданий проверяется преподавателем на практических занятиях. Тесты сначала разбираются и прорешиваются студентами самостоятельно, а затем проводится контрольное промежуточное тестирование на практических занятиях, по результатам которого преподаватель выставляет оценку. Экзамен проводится как по билетам, так и в форме контрольного итогового тестирования.
Тематические задания и методические рекомендации
для самостоятельной работы
Тема 1. Феномен социальной работы
Тематические Задания
-
Сопоставьте представления о социальной работе, сложившиеся в профессиональной, научной среде и в общественном сознании. Объясните причины имеющихся расхождений.
-
Проанализируйте определения социальной работы, даваемые Г. Бернер и Л. Юнссон, национальной ассоциацией социальных работников США (словарь социальной работы Р. Баркера), российскими исследователями. Выделите общее содержание и объясните имеющиеся различия.
-
Сформулируйте собственное развернутое понимание социальной работы, сложившееся у вас на основе изучения предыдущего материала; занесите его в свою тетрадь.
-
Сформулируйте краткое популярное объяснение содержания социальной работы, понятное для неспециалиста (письменно).
-
Изобразите (схематично на одной странице) структуру социальной работы как науки и профессиональной деятельности и сравните их. Имеются ли элементы, входящие в обе схемы?
-
Приведите известные вам признаки профессиональной деятельности, которыми обладает социальная работа.
Методические рекомендации по выполнению заданий
При выполнении Задания 1 выпишите 2-3 определения, которые дают понятию социальная работа учебники по теории социальной работы. Возьмите также определения из словарей и энциклопедий социальной работы. Для выявления представлений о социальной работе, сложившихся в профессиональной среде проведите опрос среди работников социальных учреждений или органов социальной защиты.
Вы можете также воспользоваться данными, полученными вашими одногруппниками. Задания по проведению опроса обычно распределяются преподавателям между несколькими студентами группы, а затем распространяются среди всех студентов группы и используются ими для анализа. Часть получает задания по проведению опроса в профессиональных учреждениях, другая часть – организацию случайной выборки среди обычных граждан – непрофессионалов.
При анализе содержания определений, взятых из учебной и научной литературы, структурируйте их, разложив на содержательные компоненты и занеся их в таблицу:
Определения понятия социальной работы
Определение-Источник
|
«Что?» – главное содержание понятия: помощь, деятельность, наука
|
Субъекты –
исполнители
|
Объекты – на кого направлена
|
Характер
|
Определение1 - …
|
|
|
|
|
Определение2 - …
|
|
|
|
|
Определение3 - …
|
|
|
|
|
Таблица 1.
Сравните содержательные компоненты определений и сделайте выводы относительно их сходства, различия, совпадений и т.д.
При выполнении заданий 3 и 4 используйте материал и выводы, полученные в процессе выполнения предыдущих заданий.
Выполняя задание 5, используйте знания об элементах структуры деятельности (субъект, объект, цель и т.д.); воспользуйтесь материалом 1-й Темы теоретического курса.
При выполнении задания 6 постарайтесь привести не менее шести существенных признаков, характеризующих социальную работу как профессиональную деятельность. Результаты занесите в таблицу, кратко раскрыв содержание каждого признака.
Признаки социальной работы как профессиональной деятельности
№
|
Признак
|
Содержание признака,
примеры проявления
|
1
|
|
|
2
|
|
|
3
|
|
|
4
|
|
|
5
|
|
|
6
|
|
|
Таблица 2.
следующая страница>