МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
РУБЦОВСКИЙ ИНСТИТУТ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИСТОРИЯ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Специальность подготовки – 030501.65
Юриспруденция
Форма обучения: очная, заочная, заочная (сокращенная), очно-заочная (вечерняя)
Кафедра общественных дисциплин
Рубцовск - 2011
При разработке УМК учебной дисциплины в основу положены:
1) ГОС ВПО по специальности 030501.65 юриспруденция, утвержденный Министерством образования РФ «27» марта 2000 г., № 260 гум/сп
2) Учебный план по специальности 030501.65 юриспруденция, утвержденный от «23» мая 2011 г., протокол №12
УМК одобрена на заседании кафедры общественных дисциплин«27» июня 2011 г. протокол №6
СОДЕРЖАНИЕ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА……………………………………………..4
Контрольные вопросы 61
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «История мировых цивилизаций» включен в учебный план в соответствии с Государственными требованиями к уровню подготовки дипломированного специалиста с высшим образованием. Настоящая программа является модификацией Примерной программы дисциплины, рекомендованной Министерством образования РФ и учитывает в своем содержании обязательный минимум знаний по предмету.
Курс «История мировых цивилизаций» предназначен для студентов 1 курса неисторических направлений. Дисциплина изучается в первом семестре.
Цель данного курса состоит в формировании у студентов общих представлений о закономерностях, многообразии и типах историко-цивилизационного развития.
Основные задачи курса:
-
ознакомление с основными теориями и учениями о развитии мировых цивилизаций;
-
характеристика основных тенденций развития мировых цивилизаций
-
освоение основных понятий, категорий, фактов, имен и дат историко-цивилизационного процесса.
В результате изучения дисциплина студент должен:
иметь представление
-
об основных концептуальных подходах к истории, сущности и особенностях цивилизационного подхода к анализу исторического процесса;
-
об историческом развитии различных цивилизаций, основных периодах их истории, особенностях, роли и значении в мировой истории;
знать:
-
основные понятия, которыми оперирует историческая наука;
-
факторы и явления, влияющие на формирования исторический процесс;
уметь:
-
анализировать исторические источники на основе научной методологии и методов исторического анализа;
-
свободно оперировать основными теоретическими понятиями курса;
-
систематизировать исторические факты и формировать на этой основе аргументированные выводы;
-
использовать междисциплинарные подходы в процессе изучения истории мировых цивилизаций;
-
на основе комплексного анализа общественно-политического развития определять значимость исторической явления или процесса;
владеть навыками:
-
самостоятельного анализа исторической литературы;
-
выявление как общих тенденций, так и своеобразия в подходах в оценке тех или иных исторических процессов в исторических концепциях историков;
-
выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся перспектив развития и взаимодействия современных цивилизаций.
Поставленные цели и задачи определили структуру курса. Программа изначально спланирована и сконструирована под блочно-модульную систему обучения. При составлении программы содержание учебного материала подвергалось тщательному отбору, при этом преследовалась цель систематизировать, упорядочить учебный материал. Вся программа по Истории мировых цивилизаций разбита на 5 модулей (разделов).
Программа курса построена по проблемно-хронологическому принципу. В ней выделены важнейшие аспекты, необходимые для понимания основных теоретических и методических проблем историографии, ее социальных и гносеологических функций, особенностей, закономерностей и этапов в ее развитии, вклада отдельных историков, исторических школ и направлений в разработку принципиальных проблем исторической науки.
Усвоение предлагаемого для изучения материала может быть достаточно эффективным лишь при сочетании лекционных, семинарских занятий и самостоятельной работы с научной литературой. Также от студентов требуется знание источников, часть которых, наряду с обсуждением широкого круга проблем, будет изучаться на семинарских занятиях.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Очная форма обучения
Дидактические единицы
|
Наименование
тем
|
Максим. учебная нагрузка студента, час
|
Количество аудиторных часов при очной форме обучения
|
Самост. работа
|
Всего
|
Лекции
|
Семинары
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
7
|
8
|
ДЕ I
20 баллов
|
ДЕ I. Введение историю мировых цивилизаций
|
16
|
8
|
6
|
2
|
10
|
Тема 1. Методологические проблемы исторической науки.
|
4
|
2
|
2
|
-
|
2
|
Тема 2. Понятие цивилизация. Теории цивилизаций.
|
6
|
4
|
2
|
2
|
2
|
Тема 3. Предистория цивилизаций
|
6
|
2
|
2
|
-
|
4
|
Промежуточный контроль
|
реферирование монографии, тестирование
|
ДЕ II
20 баллов
|
ДЕ II. Цивилизации древнего Востока
|
22
|
10
|
4
|
6
|
12
|
Тема 1. Египетская цивилизация
|
8
|
4
|
2
|
2
|
4
|
Тема 2. Индийская цивилизация.
|
8
|
4
|
2
|
2
|
4
|
Тема 3. Китайская цивилизация
|
6
|
2
|
-
|
2
|
4
|
Промежуточный контроль
|
тестирование
|
ДЕ III
20 баллов
|
ДЕ III. Античная цивилизация
|
22
|
12
|
6
|
6
|
10
|
Тема 1. Древнегреческая цивилизация
|
8
|
4
|
2
|
2
|
4
|
Тема 2. Эллинистическая цивилизация
|
8
|
2
|
2
|
2
|
4
|
Тема 3. Древнеримская цивилизация
|
8
|
4
|
2
|
2
|
4
|
Промежуточный контроль
|
тестирование
|
ДЕ IV
20 баллов
|
ДЕ IV. Средневековые цивилизации
|
22
|
10
|
4
|
6
|
12
|
Тема 1. Византийская цивилизация
|
6
|
2
|
-
|
2
|
4
|
Тема 2. Исламская цивилизация
|
8
|
4
|
2
|
2
|
4
|
Тема 3. Западноевропейская средневековая цивилизация
|
8
|
4
|
2
|
2
|
4
|
Промежуточный контроль
|
тестирование
|
ДЕ V
20 баллов
|
ДЕ V. Цивилизации нового и новейшего времени
|
22
|
12
|
6
|
6
|
10
|
Тема 1. Прединдустриальная цивилизация
|
6
|
4
|
2
|
2
|
2
|
Тема 1. Индустриальная цивилизация
|
8
|
4
|
2
|
2
|
4
|
Тема 1. Постиндустриальная цивилизация
|
8
|
4
|
2
|
2
|
4
|
Промежуточный контроль
|
тестирование
|
|
Всего
|
104
|
52
|
26
|
26
|
52
|
|
Итоговый контроль
|
экзамен
|
Заочная форма обучения
Дидактические единицы
|
Наименование
тем
|
Максим. учебная нагрузка студента, час
|
Количество аудиторных часов при заочной форме обучения
|
Самост. работа
|
Всего
|
Лекции
|
Семинары
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
7
|
8
|
ДЕ I
|
ДЕ I. Введение историю мировых цивилизаций
|
16
|
2
|
2
|
-
|
14
|
Тема 1. Методологические проблемы исторической науки.
|
4
|
-
|
-
|
-
|
4
|
Тема 2. Понятие цивилизация. Теории цивилизаций.
|
6
|
2
|
2
|
-
|
4
|
Тема 3. Предистория цивилизаций
|
6
|
-
|
-
|
-
|
6
|
Промежуточный контроль
|
реферирование монографии, тестирование
|
ДЕ II
|
ДЕ II. Цивилизации древнего Востока
|
22
|
2
|
2
|
-
|
20
|
Тема 1. Египетская цивилизация
|
8
|
2
|
2
|
-
|
6
|
Тема 2. Индийская цивилизация.
|
8
|
-
|
-
|
-
|
8
|
Тема 3. Китайская цивилизация
|
6
|
-
|
-
|
-
|
6
|
Промежуточный контроль
|
тестирование
|
ДЕ III
|
ДЕ III. Античная цивилизация
|
22
|
2
|
2
|
-
|
20
|
Тема 1. Древнегреческая цивилизация
|
8
|
2
|
2
|
-
|
6
|
Тема 2. Эллинистическая цивилизация
|
8
|
-
|
-
|
-
|
8
|
Тема 3. Древнеримская цивилизация
|
8
|
-
|
-
|
-
|
8
|
Промежуточный контроль
|
тестирование
|
ДЕ IV
|
ДЕ IV. Средневековые цивилизации
|
22
|
2
|
2
|
-
|
20
|
Тема 1. Византийская цивилизация
|
6
|
-
|
-
|
-
|
6
|
Тема 2. Исламская цивилизация
|
8
|
2
|
2
|
-
|
8
|
Тема 3. Западноевропейская средневековая цивилизация
|
8
|
-
|
-
|
-
|
8
|
Промежуточный контроль
|
тестирование
|
ДЕ V
|
ДЕ V. Цивилизации нового и новейшего времени
|
22
|
4
|
-
|
4
|
18
|
Тема 1. Прединдустриальная цивилизация
|
6
|
-
|
-
|
-
|
6
|
Тема 1. Индустриальная цивилизация
|
8
|
2
|
-
|
2
|
6
|
Тема 1. Постиндустриальная цивилизация
|
8
|
2
|
-
|
2
|
6
|
Промежуточный контроль
|
тестирование
|
|
Всего
|
104
|
12
|
8
|
4
|
92
|
|
Итоговый контроль
|
зачет
|
следующая страница>