Перейти на главную страницу
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
РУБЦОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
 ИСТОРИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ: ИСТОРИЯ СИБИРИ
Специальность – 030401.65 История
Форма обучения: очно – заочная (вечерняя)
Кафедра общественных дисциплин
Рубцовск – 2011
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены:
1) ГОС ВПО по специальности 030401.65 История, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., № 308 гум /сп
2) Учебный план по специальности 030401.65 История, утвержденный Ученым Советом РИ (Филиала) АлтГУ «23» мая 2011 г., протокол № 12.
2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6
Учебный курс «История Сибири» включен в план учебных дисциплин, читаемых для студентов исторического факультета Алтайского государственного университета по специальности «История», в соответствии с Государственным образовательным стандартом, как региональный компонент ГОС ВПО. Будущие выпускники Рубцовского института (филиала) будут работать в сибирском регионе, на Алтае, где большинство из них родились и выросли; этим обусловлен несомненный интерес студентов к истории Сибири и практическая значимость изучения этой дисциплины для деятельности молодых будущих специалистов.
Будучи самостоятельным разделом исторической науки, история Сибири не может, однако, изучаться в отрыве от исторических реалий Российского государства. С древнейших времен прослеживаются культурные, этнические, экономические связи европейской и азиатской (сибирской) частей нашей страны. Еще в эпоху великого переселения народов из глубин Центральной Азии, из Сибири волна за волной двигались различные племена и народы, принимавшие непосредственное участие в исторических и этнических процессах Европы. Еще более тесной становится связь Сибири с Европейской Россией со времени присоединения Сибири к Русскому государству и заселения ее русским народам. В отличие от колоний западноевропейских стран, Сибирь не была отдаленной за-морской территорией, а превратилась в неотъемлемую часть общероссийского государственного и социального организма – Азиатской Россией. Политические, экономические, коло-низационные, социальные, культурные процессы в Сибири были неразрывно связаны с общей историей России.
Предметом изучения истории Сибири в целом является история всего населения этого огромного региона, всех народов, всех этнических и конфессиональных групп. Отечественная историческая наука исходит из того, что в мире нет неисторических народов, т.е. таких народов, которые не внесли своего вклада в общечеловеческую историю. Изучение исторических судеб сибирских народов: татар, якутов, бурят, алтайцев и других – убедительное свидетельство этого положения. Их история, культура, традиции составляют неотъемлемую часть отечественной истории.
В расширении исторического кругозора студентов через познание основных этапов становления и развития Сибири с древнейших времен до наших дней. Курс призван познакомить студентов-историков с политической, социальной, экономической и культурной жизнью одного из крупнейших регионов России.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать: периодизацию курса, уметь кратко и емко характеризовать социально-экономическое и культурное развитие края на том или ином этапе его истории;
уметь: обосновывать свою позицию по вопросам, связанным с этнической, социально-экономической, административно-управленческой спецификой развития Сибирского суперрегиона;
владеть: научными терминами и понятиями.
|  
 Дидактические единицы (ДЕ)  |   
 Наименование тем  |   
 Максим. учебная нагрузка студента, час  |   
 Количество аудиторных часов при очно-заочной форме о6учения  |   
 Самост. работа студ.  |  ||||||
|  
 Всего  |   
 Лекции  |   
 Семинары  |  ||||||||
|  
 1  |   
 2  |   
 3  |   
 4  |   
 5  |   
 6  |   
 7  |  ||||
|  
 ДЕ I  |   
 Тема 1. Предмет и задачи курса «История Сибири»  |   
 20  |   
 2  |   
 2  |   
 -  |   
 18  |  ||||
|  
 Тема 2. Древняя Сибирь. Первые государства в Великой степи.  |   
 24  |   
 8  |   
 4  |   
 4  |   
 16  |  |||||
|  
 Тема 3. Характер присоединения Сибири в новейшей отечественной историографии  |   
 24  |   
 8  |   
 4  |   
 4  |   
 16  |  |||||
|  
 Тема 4. Сибирь накануне колонизации.  |   
 24  |   
 8  |   
 4  |   
 4  |   
 16  |  |||||
|  
 Тема 5. Начало русского продвижения в Сибирь  |   
 20  |   
 2  |   
 2  |   
 -  |   
 18  |  |||||
|  
 ДЕ II ДЕ I
  |   
 Тема 6. Присоединение Западной Сибири к Российскому государству.  |   
 26  |   
 8  |   
 4  |   
 4  |   
 18  |  ||||
|  
 Тема 7. Присоединение Восточной Сибири к России.  |   
 26  |   
 8  |   
 4  |   
 4  |   
 18  |  |||||
|  
 Тема 8. Административно-территориальное деление и управление в Сибири XVIII в.  |   
 22  |   
 4  |   
 4  |   
 -  |   
 18  |  |||||
|  
 Тема 9. Становление сибирской промышленности в XVIII в.  |   
 20  |   
 4  |   
 4  |   
 -  |   
 16  |  |||||
|  
 |   
 Всего часов в семестре  |   
 206  |   
 52  |   
 32  |   
 20  |   
 154  |  ||||
|  
 Семестровый контроль  |   
 зачет  |  |||||||||
|  
 ДЕ III  |   
 Тема 10. Административно-территориальное деление и управление в Сибири XIX в.  |   
 18  |   
 6  |   
 2  |   
 4  |   
 12  |  ||||
|  
 Тема 11. Города, торговля и пути сообщения в XVIII-XIX в.  |   
 18  |   
 4  |   
 4  |   
 -  |   
 14  |  |||||
|  
 Тема 12. Сельское хозяйство и крестьянство Сибири в XVIII - XIX вв.  |   
 20  |   
 8  |   
 4  |   
 4  |   
 12  |  |||||
|  
 Тема 13. Сибирская ссылка в XVII-XIX вв.  |   
 18  |   
 4  |   
 2  |   
 2  |   
 14  |  |||||
|  
 Тема 14. Научное изучение Сибири в XVIII-XIX вв  |   
 20  |   
 6  |   
 4  |   
 2  |   
 14  |  |||||
|  
 ДЕ IV  |   
 Тема 15. Сибирь в начале ХХ в.  |   
 20  |   
 8  |   
 4  |   
 4  |   
 12  |  ||||
|  
 Тема 16. Революции и Сибирь в 1917 г. Гражданская война в Сибири.  |   
 18  |   
 6  |   
 4  |   
 2  |   
 12  |  |||||
|  
 Тема 17. Сибирь в 1920-30-е гг.  |   
 18  |   
 2  |   
 2  |   
 -  |   
 16  |  |||||
|  
 Тема 18. Сибирь в период Великой Отечественной войны.  |   
 20  |   
 4  |   
 2  |   
 2  |   
 16  |  |||||
|  
 Тема 19. Основные тенденции социально-экономического развития края в 1960-80 гг.  |   
 18  |   
 2  |   
 2  |   
 -  |   
 16  |  |||||
|  
 Тема 20. Сибирь во второй половине 1980 - 1990-х гг.  |   
 18  |   
 2  |   
 2  |   
 -  |   
 16  |  |||||
|  
 |   
 Всего часов в семестре  |   
 206  |   
 52  |   
 32  |   
 20  |   
 154  |  ||||
|  
 Итоговый контроль  |   
 Зачет  |  |||||||||
|  
 |   
 Итого часов  |   
 412  |   
 104  |   
 64  |   
 40  |   
 308  |  ||||
Вопрос о присоединении Сибири в отечественной историографии. Основные проблемы сибиреведения.
Торговля и формирование буржуазии в пореформенной Сибири. Пути сообщения (Московский тракт, водные пути, водный транспорт). Ярмарки, Ирбитская ярмарка, сельские ярмарки. Города – центры торговли (Тюмень, Томск, Барнаул, Бийск, Иркутск, Кяхта и др.). Торговля хлебом, мануфактурой, спиртными напитками, пушниной. Характер товарообмена Сибири с Центральной Россией и зарубежными странами (Китай, Монголия). Источники формирования буржуазии, состав, численность. Крупнейшие представители гильдейского купечества: Сибиряковы, Трапезниковы (Иркутск), Бутины (Забайкалье), Гадаловы (Красноярск), Кухтерины (Томск), Платоновы, Суховы (Барнаул), Текутьевы (Тюмень). Деятельность предпринимателей из Европейской России и Сибири. Формы организации капитала. Роль буржуазии в общественной жизни.
Сибирские ярмарки, гостиные дворы. Возникновение торговых компаний. Формирование сибирского купечества. Транспорт в Сибири: гужевой, речной. Строительство Московско-Сибирского тракта.
Перемены в развитии сибирских городов. Падение роли Тобольска, рост Тюмени, Томска. Омск как центр генерал-губернаторства. Горный город Барнаул. «Аграрные» города Западной Сибири. Особенности развития городов Восточной Сибири. Гербы сибирских городов. Рост городского населения Сибири, его численность. Социально-правовое положение и сословный состав горожан: купцы, мещане, цеховые ремесленники, крестьяне. Сибирский город в дореформенной системе управления. Органы городского самоуправления: Собрание городского общества, Общая городская дума, Шестигласная дума, Городовой магистрат.
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
25 12 2014
5 стр.
Гос впо по специальности 030401. 65 История утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., №308гум /сп
18 12 2014
5 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины «История рекламы» / сост. С. А. Шомова. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова, 2009. – 9 с
14 10 2014
1 стр.
Гос впо по специальности 030401. 65 История утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., №308гум /сп
25 12 2014
5 стр.
Гос впо по специальности 030401. 65 История утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., №308гум /сп
17 12 2014
2 стр.
Целью данной дисциплины является знакомство студентов с археологическими культурами как подразделения исторической науки, методами исторического исследования
25 12 2014
5 стр.
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический план, программу курса, планы семинар
06 10 2014
5 стр.
Учебно-методический комплекс, подготовленный в соответствии с Государственным образовательным стандартом, включает рассмотрение основных тем по источникам истории Башкортостана. Пр
15 09 2014
1 стр.