Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3страница 4


ГОУ ВПО «БАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

И УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»

Кафедра профессиональной коммуникации

и документационного обеспечения управления


ИСТОРИЯ


ПИСЬМЕННОСТИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


Уфа 2009


УДК 80/81

ББК 81


Р60
Рецензент: к.ф.н., доц. кафедры языковой коммуникации и психолингвистики Уфимского государственного авиационного технического университета М.А. Короткевич

Родионова С.Е.

Р60 История письменности : учеб.-метод. комплекс. – Уфа: БАГСУ, 2009. – 48 с.




Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом БАГСУ.

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 032001 «Документоведение и документационное обеспечение управления».

Учебно-методический комплекс содержит рабочую программу курса, учебно-методические материалы лекций и практических занятий, методические рекомендации по всем видам самостоятельной работы студентов и слушателей, а также список рекомендуемой литературы.

УДК 80/81

ББК 81

 Родионова С.Е.. 2009




ОГЛАВЛЕНИЕ


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ 4

Объемы учебной нагрузки и виды учебной работы по дисциплине 6

Содержание дисциплины 9

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ 15

ЛЕКЦИОННОГО КУРСА И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 15

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ 45

Список рекомендуемой литературы 46

Основная литература 46

Учебно-методический комплекс 48


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «История письменности» предназначен для студентов, обучающихся по специальностям «Документоведение и документационное обеспечение управления», входит в блок гуманитарных и социально-экономических дисциплин и относится к федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Изучению курса должно сопутствовать изучение дисциплины «Русский язык и культура речи», а также дисциплин «Культура речевой коммуникации» и «Документная лингвистика», являющиеся поддерживающими курсами.

Курс «История письменности» имеет теоретико-прикладной и в то же время общегуманитарный характер. Он не только дает общенаучные и лингвистические сведения об истории возникновения и развития письма и некоторых теоретических аспектах грамматологии, помогает лучше понять практические вопросы орфографии и пунктуации, но и вводит студентов в философские, исторические и культурологические проблемы становления речевой деятельности, теории коммуникации, влияния исторических, политических, социальных изменений и научных открытий на развитие важнейшего изобретения человечества – письменности.

УМК разрабатывался с учетом требований государственного образовательного стандарта по указанной специальности. Учебно-методический комплекс содержит рабочую программу курса, учебно-методические материалы лекционных и практических занятий, методические рекомендации для организации самостоятельной работы студентов академии, примерный перечень вопросов к зачету, список рекомендуемой основной и дополнительной учебной литературы.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


Цель курса – ознакомить слушателей с общими понятиями о письме, истории возникновения и развития письменности в разных ареалах Земли и современном состоянии письменности.

Задачи курса:

– дать представление об этапах возникновения и развития письменности; познакомить с древнейшими сохранившимися памятниками письменности;

– сформировать понятие о письме как знаковой (графической) системе фиксации звучащей речи, позволяющей с помощью графических элементов передавать речевую информацию на расстоянии и закреплять ее во времени;

– определить специфику различных форм начертательного письма;

– дать представление об алфавите как системе письменных знаков, передающей звуковой облик слов языка посредством символов и познакомить с конкретными древними и современными алфавитами;

– сделать обзор истории возникновения славянской письменности, создания древней кириллической азбуки и развития современного русского алфавита;

– познакомить с принципами современной русской орфографии и пунктуации;

– определить особенности современной транскрипции и транслитерации;

– освоить основные правила фонетической транскрипции и транслитерации;

– овладеть навыками определения языковой принадлежности различных текстов, базирующихся на кириллице и латинице;


Студент, освоивший курс «История письменности», должен знать следующие понятия:

  1. письмо как знаковая (графическая) система фиксации звучащей речи;

  2. древние рукописи – манускрипты как объект изучения палеографии;

  3. пиктография, идеография и фонография как этапы развития письма;

  4. латиница и кириллица как два основных типа современного письма;

  5. графика как совокупность начертательных средств языка;

  6. алфавит как упорядоченная система письменных (графических) знаков языка;

  7. орфография как совокупность норм и правил практического письма;

  8. пунктуация как система графических внеалфавитных знаков, служащих для грамматического и смыслового членения письменной речи;

  9. диакритики как система дополнительных подстрочных, надстрочных и внутристрочных знаков различных алфавитов;

  10. транскрипция как точная буквенная запись звуковых единиц речи;

  11. транслитерация как побуквенная передача слов, записанных на одном языке, знаками другого языка.


В ходе изучения курса студент должен приобрести следующие практические умения:

  1. умение применять правила орфографии и пунктуации и определять, какие принципы орфографии реализуются в конкретных случаях;

  2. навыки определения языковой принадлежности различных текстов, базирующихся на кириллице и латинице;

  3. умение осуществлять фонетическую транскрипцию текстов на русском языке;

  4. умение транслитерировать имена собственные на русском и одном из европейских языков.




следующая страница>


Письменности учебно-методический комплекс

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 032001 «Документоведение и документационное обеспечение управления»

648.99kb.

14 12 2014
4 стр.


Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030401 «История» Сибай 2010 Учебно-методический комплекс «Источниковедение Башкортостана»

Учебно-методический комплекс, подготовленный в соответствии с Государственным образовательным стандартом, включает рассмотрение основных тем по источникам истории Башкортостана. Пр

203.53kb.

15 09 2014
1 стр.


Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 0502. 01 «Вокальное искусство

Данный учебно-методический комплекс составлен на основе

1411.62kb.

08 10 2014
10 стр.


Учебно-методический комплекс направление подготовки специалиста: 031200 Лингвистика и межкультурная коммуникация

История языкознания: Учебно-методический комплекс / Авт сост. П. А. Семенов спб.: Ивэсэп, 2010. – 38 с

487.67kb.

25 12 2014
4 стр.


Учебно-методический комплекс по дисциплине «Дифференциальная психология»

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу, содержание практических работ, темы контрольны

359.69kb.

15 12 2014
1 стр.


Учебно-методический комплекс к спецкурсу «Качественные и количественные методы маркетинговых исследований»

Учебно-методический комплекс разработан кандидатом психологических наук, доцентом кафедры социальной психологии Введенским Игорем Витальевичем

372.3kb.

17 12 2014
5 стр.


Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «контроль и ревизия» по специальности 080109. 65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический план, программу курса, планы семинар

490.26kb.

06 10 2014
5 стр.


Учебно-методический комплекс дисциплины

Учебно-методический комплекс дисциплины «Философия» / сост. О. А. Ефремов, В. В. Миронов, Т. П. Покровская. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова, 2009. – 16 с

267.49kb.

13 10 2014
1 стр.