ГОУ ВПО «БАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
И УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»
Кафедра профессиональной коммуникации
и документационного обеспечения управления
ИСТОРИЯ
ПИСЬМЕННОСТИ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Уфа 2009
УДК 80/81
ББК 81
Р60
Рецензент: к.ф.н., доц. кафедры языковой коммуникации и психолингвистики Уфимского государственного авиационного технического университета М.А. Короткевич
Родионова С.Е.
Р60 История письменности : учеб.-метод. комплекс. – Уфа: БАГСУ, 2009. – 48 с.
Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом БАГСУ.
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 032001 «Документоведение и документационное обеспечение управления».
Учебно-методический комплекс содержит рабочую программу курса, учебно-методические материалы лекций и практических занятий, методические рекомендации по всем видам самостоятельной работы студентов и слушателей, а также список рекомендуемой литературы.
УДК 80/81
ББК 81
Родионова С.Е.. 2009
ОГЛАВЛЕНИЕ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ 4
Объемы учебной нагрузки и виды учебной работы по дисциплине 6
Содержание дисциплины 9
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ 15
ЛЕКЦИОННОГО КУРСА И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 15
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ 45
Список рекомендуемой литературы 46
Основная литература 46
Учебно-методический комплекс 48
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «История письменности» предназначен для студентов, обучающихся по специальностям «Документоведение и документационное обеспечение управления», входит в блок гуманитарных и социально-экономических дисциплин и относится к федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Изучению курса должно сопутствовать изучение дисциплины «Русский язык и культура речи», а также дисциплин «Культура речевой коммуникации» и «Документная лингвистика», являющиеся поддерживающими курсами.
Курс «История письменности» имеет теоретико-прикладной и в то же время общегуманитарный характер. Он не только дает общенаучные и лингвистические сведения об истории возникновения и развития письма и некоторых теоретических аспектах грамматологии, помогает лучше понять практические вопросы орфографии и пунктуации, но и вводит студентов в философские, исторические и культурологические проблемы становления речевой деятельности, теории коммуникации, влияния исторических, политических, социальных изменений и научных открытий на развитие важнейшего изобретения человечества – письменности.
УМК разрабатывался с учетом требований государственного образовательного стандарта по указанной специальности. Учебно-методический комплекс содержит рабочую программу курса, учебно-методические материалы лекционных и практических занятий, методические рекомендации для организации самостоятельной работы студентов академии, примерный перечень вопросов к зачету, список рекомендуемой основной и дополнительной учебной литературы.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Цель курса – ознакомить слушателей с общими понятиями о письме, истории возникновения и развития письменности в разных ареалах Земли и современном состоянии письменности.
Задачи курса:
– дать представление об этапах возникновения и развития письменности; познакомить с древнейшими сохранившимися памятниками письменности;
– сформировать понятие о письме как знаковой (графической) системе фиксации звучащей речи, позволяющей с помощью графических элементов передавать речевую информацию на расстоянии и закреплять ее во времени;
– определить специфику различных форм начертательного письма;
– дать представление об алфавите как системе письменных знаков, передающей звуковой облик слов языка посредством символов и познакомить с конкретными древними и современными алфавитами;
– сделать обзор истории возникновения славянской письменности, создания древней кириллической азбуки и развития современного русского алфавита;
– познакомить с принципами современной русской орфографии и пунктуации;
– определить особенности современной транскрипции и транслитерации;
– освоить основные правила фонетической транскрипции и транслитерации;
– овладеть навыками определения языковой принадлежности различных текстов, базирующихся на кириллице и латинице;
Студент, освоивший курс «История письменности», должен знать следующие понятия:
-
письмо как знаковая (графическая) система фиксации звучащей речи;
-
древние рукописи – манускрипты как объект изучения палеографии;
-
пиктография, идеография и фонография как этапы развития письма;
-
латиница и кириллица как два основных типа современного письма;
-
графика как совокупность начертательных средств языка;
-
алфавит как упорядоченная система письменных (графических) знаков языка;
-
орфография как совокупность норм и правил практического письма;
-
пунктуация как система графических внеалфавитных знаков, служащих для грамматического и смыслового членения письменной речи;
-
диакритики как система дополнительных подстрочных, надстрочных и внутристрочных знаков различных алфавитов;
-
транскрипция как точная буквенная запись звуковых единиц речи;
-
транслитерация как побуквенная передача слов, записанных на одном языке, знаками другого языка.
В ходе изучения курса студент должен приобрести следующие практические умения:
-
умение применять правила орфографии и пунктуации и определять, какие принципы орфографии реализуются в конкретных случаях;
-
навыки определения языковой принадлежности различных текстов, базирующихся на кириллице и латинице;
-
умение осуществлять фонетическую транскрипцию текстов на русском языке;
-
умение транслитерировать имена собственные на русском и одном из европейских языков.
следующая страница>