САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
ИСТОРИЯ ЯЗЫКОЗНАНИЯ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
направление
подготовки специалиста: 031200 – Лингвистика
и межкультурная
коммуникация
специальность: 031202.65 – Перевод и
переводоведение
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2010
ББК 81.2г
Н 90
История языкознания: Учебно-методический комплекс / Авт.-сост. П.А. Семенов СПб.: ИВЭСЭП, 2010. – 38 с.
Утверждeн на заседании кафедры лингвистики и перевода,
протокол № 6 от 17.03.2010 г.
Утверждeн и рекомендован к печати Научно-методическим Советом,
протокол № 5 от 23. 03. 2010 г.
Автор-составитель
доктор филологических наук, доцент
П. А. С е м е н о в
Ответственная за выпуск
Компьютерные работы
© П.А. Семенов, 2010
© СПбИВЭСЭП, 2010
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
История языкознания – важная составляющая дисциплины «Общее языкознание», читаемой на 1-3 курсах и состоящей из трех частей: Введение в языкознание, История языкознания и Общее языкознание (теория языка). История языкознания соединяет подготовительный курс введения в языкознание (1 курс) и итоговый курс общей теории языка (3 курс). В связи с этим перед курсом истории языкознания стоит задача, с одной стороны, показать, как формировались базовые лингвистические понятия, с другой стороны, подготовить студентов к восприятию сложных, проблемных вопросов общего языкознания.
Цель курса – познакомить студентов с важнейшими этапами развития языкознания от зарождения лингвистических идей до становления современной лингвистики, показать вклад выдающихся лингвистов в развитие науки о языке.
Основные задачи:
-
охарактеризовать основные этапы развития языкознания, направления в языкознании и лингвистические школы;
-
показать непрерывность и преемственность развития лингвистических идей и традиций, вскрыть логику этого развития;
-
показать многоаспектность, разносторонность и сложность различных подходов к изучению языка;
-
раскрыть вклад выдающихся лингвистов прошлого в развитие общей теории языка и в изучение конкретных языков;
-
дать анализ и оценку лингвистических теорий с точки зрения контекста эпохи и раскрыть их значение для современного языкознания.
Требования к студентам. По окончании курса студент должен:
знать:
-
основные этапы развития языкознания, их хронологические рамки;
-
основные направления языкознания, их хронологические границы и виднейших представителей;
-
философские основания разных направлений языкознания, исторические условия их формирования и комплекс идей;
-
основные лингвистические школы, имеющие мировое значение, их основателей и выдающихся представителей;
-
научную деятельность и важнейшие труды выдающихся лингвистов прошлого;
уметь:
-
анализировать, как и почему исторически менялись взгляды на основные вопросы философии языка: природа, сущность, функции языка, его происхождение и связь с мышлением;
-
конспектировать первоисточники;
-
выступать с реферативными сообщениями.
Итоговая форма контроля – зачет.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
| Название темы |
Количество аудиторных часов
|
всего
|
лекции
|
семинары
|
1.
|
Введение
|
2
|
2
|
|
2.
|
Античное языкознание
|
2
|
2
|
|
3.
|
Восточное языкознание
|
2
|
2
|
|
4.
|
Языкознание Средних веков и Возрождения
|
2
|
2
|
|
5.
|
Логическое направление
|
2
|
2
|
|
6.
|
Сравнительно-историческое направление
|
4
|
4
|
|
7.
|
Натуралистическое направление
|
4
|
2
|
2
|
8.
|
Психологическое направление
|
6
|
4
|
2
|
9.
|
Неограмматизм
|
2
|
2
|
|
10.
|
Социологизм
|
4
|
2
|
2
|
11.
|
Структурализм
|
4
|
2
|
2
|
12.
|
Современное языкознание
|
2
|
2
|
|
|
Итого
|
36
|
28
|
8
|
следующая страница>