МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
СД. 01 Элементарная теория музыки
Учебно-методический комплекс
для студентов, обучающихся по направлению
070113 «Теория музыки»
(среднее профессиональное образование)
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………………………… 3
Цели и задачи дисциплины………………………………………………….. 3
(повышенный уровень среднего профессионального образования)
Общее представление о музыкальной системе, элементах музыкального языка; понятие тематизма, синтаксиса, фактуры, типов изложения, звуковысотных систем музыкального языка и пр.; формирование навыков анализа нотного текста, характеристика выразительных средств в контексте содержания музыкального произведения, а также навыков владения изучаемыми элементами музыкального языка на клавиатуре и в письменном виде.
Общая трудоемкость дисциплины
Учебная дисциплина изучается студентами в следующем часовом объеме: 94 часа в 1, 2 семестрах, в том числе лекционных 72 ч., 22 часа для самостоятельной работы студентов.
Дисциплина Элементарная теория музыки в учебных заведениях среднего специального образования является составной частью профессиональной подготовки учащихся, обучающихся по специальности № 070113 «Теория музыки», и предусматривает обогащение теоретических знаний, совершенствование практических навыков, необходимых для деятельности будущих специалистов – преподавателей музыкальных школ.
Данный предмет в системе теоретического цикла является основополагающим и, сосредотачивая в себе элементарные сведения из курсов гармонии, полифонии, анализа музыкальных произведений, инструментоведения, изучается в тесной связи со всеми предметами специального цикла. Основная задача предмета Элементарная теория музыки – формирование и развитие музыкального мышления учащихся, их аналитических способностей. Учащиеся должны усвоить теоретический материал курса в полном объеме, уметь работать с литературой, нотным текстом, грамотно излагать теоретический материал в устной и письменной форме, владеть точной записью нотного текста, навыками игры на фортепиано, применять полученные знания и навыки на практике.
Требования к конечному уровню освоения программы
В результате изучения предмета студент должен овладеть практическими навыками, позволяющими ему выявлять отдельные элементы музыкального языка и характеризовать общие жанрово-стилистические особенности музыкального произведения. Учащийся должен:
№ п/п |
Наименование темы |
Количество часов | |
Лекц. |
Самост. | ||
|
1 семестр |
|
|
1. |
Музыка как вид искусства. Выразительные средства музыки |
2 |
|
2. |
Музыкальный звук и его свойства. Музыкальные системы |
2 |
1 |
3. |
Нотное письмо. Знаки сокращения нотного письма |
2 |
1 |
|
Контрольный урок |
2 |
|
|
Временная организация музыки: |
|
|
4. |
Метр. Ритм. Темп. Размер |
4 |
2 |
5. |
Строгий метр |
4 |
2 |
6. |
Свободный метр |
2 |
1 |
|
Контрольный урок |
2 |
|
|
Звуковысотная организация музыки: |
|
|
7. |
Интервалы |
6 |
2 |
8. |
Аккорды |
8 |
2 |
|
Контрольный урок |
2 |
|
|
2 семестр |
|
|
9. |
Лад. Мелодические лады |
8 |
2 |
10. |
Гармонические лады. Тональность |
4 |
2 |
11. |
Модуляция. Отклонение |
4 |
1 |
|
Контрольный урок |
2 |
|
|
Музыкальный тематизм: |
|
|
12. |
Музыкальная тема |
2 |
1 |
13. |
Мелодия. Мелизмы |
2 |
1 |
14. |
Фактурный облик музыкальной темы |
2 |
1 |
15. |
Синтаксическая организация музыкальной темы |
2 |
1 |
16. |
Секвенция. Транспозиция |
2 |
1 |
|
Контрольный урок |
2 |
|
|
Подготовка к экзамену |
4 |
1 |
|
Письменная экзаменационная работа |
2 |
|
|
ИТОГО: |
72 |
22 |
Специфика музыки – временная организация звуковысотных соотношений. «Музыка – искусство интонируемого смысла» (Б.В.Асафьев). Общая характеристика музыкальных выразительных средств (мелодии, лада, ритма, гармонии, фактуры). Исторический путь развития музыкального искусства. Краткие сведения из истории теории музыки (Гвидо Аретинский, Царлино, Рамо, Риман, Асафьев, Способин, отдельные сведения из современной теории).
Курс элементарной теории музыки – основополагающий предмет в комплексе музыкально-теоретических дисциплин.
Тема 2. Музыкальный звук и его свойства. Музыкальные системы
Звук как физическое явление. Музыкальный звук. Звуки с определенной высотой и шумовые. Свойства и качества звука. Натуральный звукоряд. Обертоны. Строй. Пифагоров, натуральный, темперированный строй. Музыкальная система. Звукоряд. Основные ступени звукоряда. Слоговые и буквенные названия ступеней звукоряда. Октава. Диапазон. Регистр. Полутон и целый тон. Знаки альтерации (ключевые и случайные). Производные ступени звукоряда. Энгармонизм. Диатонические и хроматические полутоны и тоны.
Происхождение нотного письма (для специальности № 0504 «Теория музыки»). Запись высоты звука. Нотный стан. Ключи. Система ключей «соль», «до» и «фа». Запись длительности звука. Увеличение длительности звука. Паузы.
Сведения из истории нотного письма: невменная запись, мензуральная нотация, цифрованный бас. Знаки сокращения нотного письма. Методы современной нотации.
Темы 4-6. Временная организация музыки
Тема 4. Метр. Ритм. Размер. Темп
Метр и ритм в музыке и других искусствах. Ритм в широком смысле. Соотношение понятий метра и ритма. Метр и ритм в узком смысле. Метр – организация музыкального ритма, опирающаяся на чередование сильных и слабых долей и проявляющаяся в равномерной или неравномерной пульсации и акцентуации. Ритм - форма организации звукового потока во времени; организация звуков одинаковой или различной длительности.
Метр и размер. Простые, сложные, смешанные метры и размеры. Такт. Темп. Обозначение темпа. Агогика. Динамические оттенки. Артикуляция. Обозначение характера исполнения.
Значение ритма, метра и темпа в музыке. Связь размера, темпа, определенных ритмических фигур с жанрами.
Основные проявления в музыке метра с регулярной акцентностью (строгий метр). Нормативное (четное) деление длительностей. Ритмические рисунки. Основные принципы группировки длительностей.
Основные проявления в музыке метра с нерегулярной акцентностью. Переменные размеры. Особое (нечетное) деление длительностей. Явления полиметрии и полиритмии. Безакцентность (времяизмерительность) в музыке.
Интервал. Ступеневая и тоновая (количественная и качественная) величина интервалов. Обращение интервалов.
Классификация интервалов
Построение всех видов интервалов от звука вверх и вниз.
Интервалы на ступенях мажора и минора. Разрешение интервалов акустическое и ладовое.
Характерные интервалы гармонических мажора и минора, их разрешение.
Хроматические интервалы в мажоре и миноре, общие закономерности их разрешения. Разрешение любого хроматического интервала вне тонального положения.
Значение интервалов в музыке. Роль интервалов в горизонтали (контуры мелодической линии, плавное движение и скачки, широкие и узкие интервалы, устойчивые и неустойчивые, наличие увеличенных и уменьшенных интервалов).
Роль интервалов в образовании вертикали. Самостоятельная или относительно самостоятельная роль интервалов в музыкальной ткани или отдельном ее пласте. Фонизм интервалов – консонансы и диссонансы, степень диссонантности, выявление мажорности или минорности Интервал как часть аккорда. Дублировка мелодической линии. Интервал как основа музыкальной интонации.
Тема 8. Аккорды
Созвучие. Аккорд. Основные исторические этапы развития вертикали Классификация аккордов
Четыре вида трезвучий. Обращение трезвучий. Трезвучия на ступенях мажора и минора. Главные трезвучия лада. Разрешение неустойчивых трезвучий. Побочные трезвучия. Способы разрешения побочных трезвучий (по тяготению ступеней при помощи оборотов с убедительным показом тональности, по кварто-квинтовому соотношению, например, VT-II-V-I). Разрешение увеличенного и уменьшенного трезвучий и их обращений. Разрешение трезвучий в мелодических формах мажора и минора.
Семь видов септаккордов. Обращение септаккордов. Септаккорды на ступенях мажора и минора (натуральные и гармонические формы). Главные септаккорды (D7, II7, VII7) с обращениями. Их разрешение: автентическое (ведение септимы на ступень вниз), внутрифункциональное и плагальное разрешение (септима остается на месте). Побочные септаккорды с обращениями, их функциональная принадлежность, способы их разрешения (по образцу: D7 – T, D7 – VI53, VII7 – D65, II7 - V43).
Значение аккордов в музыке. Роль аккордов в построении мелодии: развертывание аккордов по горизонтали, координация горизонтали и вертикали (аккорды и аккордовые тоны в качестве опоры мелодической линии), аккордовые и неаккордовые звуки. Аккорд – структурный элемент вертикали. Функциональная роль аккорда (ладовые функции аккордов – Т, S, D, М; преобладание устойчивости и неустойчивости, диатоники или хроматики, автентических или плагальных оборотов, аккордов главных или побочных ступеней). Фонизм гармонии (консонанс – диссонанс, мажорность - минорность, основной вид – обращения).
Общее понятие о ладе эстетическое и теоретическое. Лад как система музыкального мышления. Интонационная природа лада, его историческое происхождение. Основные категории лада: функции устоя и неустоя, тяготение и разрешение. Конкретные ладовые структуры, их различия (мера устойчивости тоники, ясность выявления тонического центра, острота тяготений, окраска лада – мера выявления мажорности или минорности, диатонические и хроматические (альтерированные) разновидности ладовых структур, условная диатоника). Ладовые структуры – источник выразительных красочно–колористических возможностей музыкального высказывания, реальная основа различных стилей и направлений.
2 принципиально различных типа ладов:
Понятие. Тональный план произведения. Виды модуляции по месту в форме: внутритемная и межтемная. Виды модуляции: мелодическая, ладовая, энгармоническая, сопоставление, плановая или постепенная. Родство тональностей: диатоническое (I степень), мажоро-минорное (II степень), хроматическое (III степень). Тональности параллельные, одноименные, однотерцовые. Модуляционные признаки первичные и вторичные (модуляционный хроматизм).
Отклонение – средство гармонического развития и расширения тональности. Хроматика – система, основанная на диатонике и связанная с качеством вводнотоновости. Явления альтерации и хроматизма (хроматизм внутритональный и модуляционный). Хроматизм вспомогательный и проходящий. Хроматические интервалы и аккорды в тональности. Общие принципы разрешения хроматических интервалов и альтерированных аккордов. Роль хроматизма в построении мелодической линии (обострение тяготений), роль альтерации в аккордах (изменение структуры вертикали, фонизм). Хроматическая гамма: правописание в мажоре и миноре, ее выразительные возможности.
Темы 12-16. Музыкальный тематизм
Тема 12. Тема музыкального произведения
Феномен музыкального произведения. Тема произведения: понятие и общие черты музыкальных тем (носитель образа, оформленность, завершенность высказывания, потенциал к дальнейшему развитию). Двойственность музыкальной темы, рассмотрение ее с двух позиций: содержательной и материально-звуковой.
Жанровые истоки тематизма, опора на первичные жанры. 4 источника: речевой, моторно-пластический, песенный и сигнальный.
Тема 13. Мелодия. Мелизмы
Понятие. Значение мелодии в музыке. Специфические свойства. Мелодическая линия. Виды мелодического рисунка (повторность звука, опевание, восходящее, нисходящее, волнообразное движение; плавное – поступенное – движение и скачки; закон мелодического равновесия). Мелодическая вершина. Кульминация, средства достижения кульминации. Некоторые приемы мелодического развития (повторение, орнаментированное повторение, варьирование, обращение, увеличение, уменьшение, растяжение мелодических интервалов). Координация мелодического рисунка с ладом, аккордом (аккордовые и неаккордовые звуки, ладовое положение опорных тонов мелодии, ладовая окраска) – источник выразительности мелодии. Мелодия вокального и инструментального типов.
Мелизмы. Их мелодическая природа. Способ образования мелизмов. Виды мелизмов, краткая характеристика и обозначение. Короткий и долгий форшлаг, тирата, простой и двойной мордент, группетто, трель.
Применение мелизмов. Их роль в образовании мелодической линии. Расшифрованные («выписанные») мелизмы. Мелизмы в музыке различных эпох, стилей и авторов: в музыке XVII века, у Баха и Куперена, в музыке венских классиков, романтиков, в современной музыке).
Понятие о фактуре. Музыкальная ткань. Склад. Виды складов: монодический; гармонический: гомофонный и аккордовый; полифонический: имитационный, разнотемный (контрастный), подголосочный, гетерофонный; смешанный (гомофонно-полифонический). Фактура. Фактурные планы, голоса, функции (ведущие и аккомпанирующие). Выразительная роль фактуры.
Музыкальный синтаксис. Расчлененность музыкальной речи. Цезура, главные признаки цезуры (пауза, остановка, повторность мелодических или ритмических фигур). Мотив. Фраза. Масштабно-синтаксические структуры (периодичность, суммирование, дробление и дробление с замыканием).
Изложение темы в виде фразы, предложения или периода. Период – основная форма изложения музыкальной темы. Нормативный период и разновидности. Каденция, виды каденций. Общее представление о простых формах (двух и трехчастной).
Тема 16. Транспозиция. Секвенция
Транспозиция. Три способа транспозиции (на интервал, на хроматический полутон, посредством замены ключа). Применение транспозиции. Транспонирующие инструменты, запись их в партитуре.
Секвенция (общее понятие). Секвенция – один из приемов развития музыкального материала. Место секвенций в форме. Виды секвенций. Секвенции тональные (диатонические) и модулирующие. Разновидности модулирующих секвенций (по родственным тональностям и по равновеликим интервалам).
Мотив секвенции, звено секвенции. Применение секвенций в музыке разных эпох, стилей и авторов.
Сложность предмета Элементарная теория музыки – в многосоставности, объеме, разнообразии тем и направлений работы. Формы работы в курсе разнообразны. Это:
Важной частью учебного процесса является организация самостоятельных занятий учащихся. Самостоятельная работа – процесс, направляемый и контролируемый преподавателем. В часы, предусмотренные программой для самостоятельной работы, входит:
В работе над примерами из музыкальной литературы задания должны варьироваться в зависимости от темы, постепенно усложняясь. Пример можно просто назвать, точно указав произведение, часть, опус, тональность, размер; сыграть по нотам, выписать; сыграть без нот, выучив дома, найти в нотах непосредственно в классе, исполнив с листа; вспомнить в знакомом произведении (в том числе пройденном в курсах музыкальной литературы, фортепиано и др.). Необходимо также развивать у учащихся умение оценить точность, яркость, характерность примера.
Важная форма работы – анализ музыкальных произведений. При изучении предмета учащиеся должны овладеть техническим анализом (определение отдельных элементов музыкальной речи – интервалов, аккордов, тональностей, отклонений, видов ладовых структур, ритмических рисунков и т.п.). Однако необходимо с самого начала ориентировать учащихся на целостный охват музыкального произведения, выявление прежде всего характера данной музыки, качества звучания, ее звукового облика с последующей оценкой тех средств, которые выполняют наиболее существенную роль в создании целостного музыкально-художественного образа.
Методические рекомендации к выполнению курсовых работ
Особо важным аспектом является курсовая работа. Это первый опыт самостоятельного научного письменного исследования, которое требует пристального внимания. Преподаватель должен четко сформулировать его цели, рекомендовать литературу, обсудить с учащимися план, помочь отредактировать готовый текст. Возможны два направления в тематике курсовых работ. Одно из них основано на изучении и обобщении справочной литературы. Такие темы посильны учащимся первого курса и призваны расширить их знания, научить пользоваться справочниками, ориентироваться в специальной литературе, грамотно пересказывать текст. Работы другого, аналитического плана включают разбор музыкального произведения (миниатюра или фрагмент крупного произведения) либо подбор музыкальных примеров на какую-либо тему с обобщением и описанием их. Подобные работы намного сложнее и требуют от учащихся определенной зрелости мысли. Музыкальные произведения должны быть наделены интонационно-техническими особенностями, при этом понятны учащимся по эмоционально-образному содержанию.
Примерный список тем курсовых работ
***
08 10 2014
10 стр.
13 10 2014
1 стр.
14 12 2014
4 стр.
15 09 2014
1 стр.
18 12 2014
1 стр.
24 09 2014
1 стр.
09 10 2014
1 стр.
11 09 2014
1 стр.