Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


СД. 01 Элементарная теория музыки

Учебно-методический комплекс

для студентов, обучающихся по направлению

070113 «Теория музыки»

(среднее профессиональное образование)

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………………………… 3

Цели и задачи дисциплины………………………………………………….. 3


Учебно-тематический план……..…………………………………………… 4
Содержание дисциплины …………………………………………………. 5
Методические указания к выполнению курсовой работы………………. 10
Примерный список тем курсовых работ …………………………………. 10
Требования к уровню освоения дисциплины по каждой форме контроля:
Текущий контроль…………………………………………………………. 11
Промежуточный контроль………………………………………………. 11
Итоговый контроль………………………………………………………. 1 3
Учебно-методическое обеспечение программы………………………… 14
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников
по специальности 070113 «Теория музыки»

(повышенный уровень среднего профессионального образования)

Общее представление о музыкальной системе, элементах музыкального языка; понятие тематизма, синтаксиса, фактуры, типов изложения, звуковысотных систем музыкального языка и пр.; формирование навыков анализа нотного текста, характеристика выразительных средств в контексте содержания музыкального произведения, а также навыков владения изучаемыми элементами музыкального языка на клавиатуре и в письменном виде.

Общая трудоемкость дисциплины

Учебная дисциплина изучается студентами в следующем часовом объеме: 94 часа в 1, 2 семестрах, в том числе лекционных 72 ч., 22 часа для самостоятельной работы студентов.


Цели и задачи дисциплины

Дисциплина Элементарная теория музыки в учебных заведениях среднего специального образования является составной частью профессиональной подготовки учащихся, обучающихся по специаль­ности № 070113 «Теория музыки», и предусматривает обогащение теоретических знаний, совершенствование практических навыков, необходимых для деятельности будущих специалистов – преподавателей музыкальных школ.

Данный предмет в системе теоретического цикла является основополагающим и, сосредотачивая в себе элементарные сведения из курсов гармонии, полифонии, анализа музыкальных произведений, инструментоведения, изучается в тесной связи со всеми предметами специального цикла. Основная задача предме­та Элементарная теория музыки – формирование и развитие музыкального мышления учащихся, их аналитических способностей. Учащиеся должны усвоить теоретический материал курса в полном объеме, уметь работать с литературой, нотным текстом, грамотно излагать теоретический материал в устной и письменной форме, владеть точной записью нотного текста, навыками игры на фортепиано, применять полученные знания и навыки на практике.
Требования к конечному уровню освоения программы

В результате изучения предмета студент должен овладеть практическими навыками, позволяющими ему выявлять отдельные элементы музыкального языка и характеризовать общие жанрово-стилистические особенности музыкального произведения. Учащийся должен:



Иметь представление:

  • о специфических свойствах музыки как вида искусства, о феномене музыкального произведения, различных жанрах и стилях в истории музыки;

  • о средствах выразительности музыкального языка различных исторических периодов;

Знать:

  • теоретический материал в полном объеме;

Уметь:

  • выполнять теоретический анализ музыкального произведения с целью определения отдельных элементов музыкального языка;

  • профессионально грамотно излагать теоретический материал в устной и письменной форме;

  • уметь работать с литературой;

  • применять полученные знания и навыки на практике.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


№ п/п

Наименование темы

Количество часов

Лекц.

Самост.




1 семестр







1.

Музыка как вид искусства. Выразительные средства музыки

2




2.

Музыкальный звук и его свойства. Музыкальные системы

2

1

3.

Нотное письмо. Знаки сокращения нотного письма

2

1




Контрольный урок

2







Временная организация музыки:







4.

Метр. Ритм. Темп. Размер

4

2

5.

Строгий метр

4

2

6.

Свободный метр

2

1




Контрольный урок

2







Звуковысотная организация музыки:







7.

Интервалы

6

2

8.

Аккорды

8

2




Контрольный урок

2







2 семестр







9.

Лад. Мелодические лады

8

2

10.

Гармонические лады. Тональность

4

2

11.

Модуляция. Отклонение

4

1




Контрольный урок

2







Музыкальный тематизм:







12.

Музыкальная тема

2

1

13.

Мелодия. Мелизмы

2

1

14.

Фактурный облик музыкальной темы

2

1

15.

Синтаксическая организация музыкальной темы

2

1

16.

Секвенция. Транспозиция

2

1




Контрольный урок

2







Подготовка к экзамену

4

1




Письменная экзаменационная работа

2







ИТОГО:

72

22

Содержание дисциплины

Тема 1. Музыка как вид искусства. Выразительные средства музыки

Специфика музыки – временная организация звуковысотных соотношений. «Музыка – искусство интонируемого смысла» (Б.В.Асафьев). Общая характеристика музыкальных выразительных средств (мелодии, лада, ритма, гармонии, фактуры). Исторический путь развития музыкального искусства. Краткие сведения из истории теории музыки (Гвидо Аретинский, Царлино, Рамо, Риман, Асафьев, Способин, отдельные сведения из современной теории).

Курс элементарной теории музыки – основополагающий предмет в комплексе музыкально-теоретических дисциплин.

Тема 2. Музыкальный звук и его свойства. Музыкальные системы

Звук как физическое явление. Музыкальный звук. Звуки с определенной высотой и шумовые. Свойства и качества звука. Натуральный звукоряд. Обертоны. Строй. Пифагоров, натуральный, темперированный строй. Музыкальная система. Звукоряд. Основные ступени звукоряда. Слоговые и буквенные названия ступеней звукоряда. Октава. Диапазон. Регистр. Полутон и целый тон. Знаки альтерации (ключевые и случайные). Производные ступени звукоряда. Энгармонизм. Диатонические и хроматиче­ские полутоны и тоны.



Тема 3. Нотное письмо. Знаки сокращения нотного письма

Происхождение нотного письма (для специальности № 0504 «Теория музыки»). Запись высоты звука. Нотный стан. Ключи. Система ключей «соль», «до» и «фа». Запись длительно­сти звука. Увеличение длительности звука. Паузы.

Сведения из истории нотного письма: невменная запись, мензуральная нотация, цифрованный бас. Знаки сокращения нотного письма. Методы современной нотации.

Темы 4-6. Временная организация музыки

Тема 4. Метр. Ритм. Размер. Темп

Метр и ритм в музыке и других искусствах. Ритм в широком смысле. Соотношение понятий метра и ритма. Метр и ритм в узком смысле. Метр – организация музыкального ритма, опирающаяся на чередование сильных и слабых долей и проявляющаяся в равномерной или неравномерной пульсации и акцентуации. Ритм - форма организации звукового потока во вре­мени; организация звуков одинаковой или различной длительно­сти.

Метр и размер. Простые, сложные, смешанные метры и размеры. Такт. Темп. Обозначение темпа. Агогика. Динамические оттенки. Артикуляция. Обозначение характера исполнения.

Значение ритма, метра и темпа в музыке. Связь размера, темпа, определенных ритмических фигур с жанрами.



Тема 5. Строгий метр

Основные проявления в музыке метра с регулярной акцентностью (строгий метр). Нормативное (четное) деление длительностей. Ритмические рисунки. Основные принципы группировки длительностей.



Тема 6. Свободный метр

Основные проявления в музыке метра с нерегулярной акцентностью. Переменные размеры. Особое (нечетное) деление длительностей. Явления полиметрии и полиритмии. Безакцентность (времяизмерительность) в музыке.



Темы 7-11. Звуковысотная организация музыки

Тема 7. Интервалы

Интервал. Ступеневая и тоновая (количественная и качественная) величина интервалов. Обращение интервалов.

Классификация интервалов


  • по временному соотношению: мелодические и гармонические;

  • по отношению к октаве: простые и составные;

  • по положению в музыкальной системе: диатонические и хроматические ;

  • по фонизму: консонирующие и диссонирующие;

  • по положению в ладу: устойчивые и неустойчивые.

Энгармонизм интервалов. Два вида энгармонизма (пассивный и активный).

Построение всех видов интервалов от звука вверх и вниз.

Интервалы на ступенях мажора и минора. Разрешение интервалов акустическое и ладовое.

Характерные интервалы гармонических мажора и минора, их разрешение.

Хроматические интервалы в мажоре и миноре, общие закономерности их разрешения. Разрешение любого хроматического интервала вне тонального положения.

Значение интервалов в музыке. Роль интервалов в горизонтали (контуры мелодической линии, плавное движение и ска­чки, широкие и узкие интервалы, устойчивые и неустойчивые, наличие увеличенных и уменьшенных интервалов).

Роль интер­валов в образовании вертикали. Самостоятельная или относительно самостоятельная роль интервалов в музыкальной ткани или отдельном ее пласте. Фонизм интервалов – консонансы и диссонансы, степень диссонантности, выявление мажорности или минорности Интервал как часть аккорда. Дублировка мелодической линии. Интервал как основа музыкальной интонации.

Тема 8. Аккорды

Созвучие. Аккорд. Основные исторические этапы развития вертикали Классификация аккордов



  • по интервальному строению: моноаккорды (моноинтервальные и полиинтервальные) и полиаккорды.

  • по фонизму: консонирующие и диссонирующие (зависимость от интервального состава).

  • по положению в ладу: диатонические, альтерированные, хроматические.

  • по положению в тональности: устойчивые и неустойчивые.

  • по положению основного тона (по внутреннему распорядку звуков) – основной вид и обращения.

Энгармонизм аккордов.

Четыре вида трезвучий. Обращение трезвучий. Трезвучия на ступенях мажора и минора. Главные трезвучия лада. Разре­шение неустойчивых трезвучий. Побочные трезвучия. Способы разрешения побочных трезвучий (по тяготению ступеней при помощи оборотов с убедительным показом тональности, по кварто-квинтовому соотношению, например, VT-II-V-I). Разрешение увеличенного и уменьшенного трезвучий и их обращений. Разре­шение трезвучий в мелодических формах мажора и минора.

Семь видов септаккордов. Обращение септаккордов. Септаккорды на ступенях мажора и минора (натуральные и гармонические формы). Главные септаккорды (D7, II7, VII7) с обращениями. Их разрешение: автентическое (ведение септимы на ступень вниз), внутрифункциональное и плагальное разрешение (септима остается на месте). Побочные септаккорды с обращениями, их функциональная принадлежность, способы их разрешения (по образцу: D7 – T, D7 – VI53, VII7 – D65, II7 - V43).

Значение аккордов в музыке. Роль аккордов в построении мелодии: развертывание аккордов по горизонтали, координация горизонтали и вертикали (аккорды и аккордовые тоны в качестве опоры мелодической линии), аккордовые и неаккордовые звуки. Аккорд – структурный элемент вертикали. Функциональная роль аккорда (ладовые функции аккордов – Т, S, D, М; преобладание устойчивости и неустойчивости, диатоники или хроматики, автентических или плагальных оборотов, аккордов главных или побочных ступеней). Фонизм гармонии (консонанс – диссонанс, мажорность - минорность, основной вид – обращения).



Тема 9. Лад и тональность

Общее понятие о ладе эстетическое и теоретическое. Лад как система музыкального мышления. Интонационная природа лада, его историческое происхождение. Основные категории лада: функции устоя и неустоя, тяготение и разрешение. Конкретные ладовые структуры, их различия (мера устойчивости тоники, ясность выявления тонического центра, острота тяготений, окраска лада – мера выявления мажорности или минорности, диатонические и хроматические (альтерированные) разновидности ладовых структур, условная диатоника). Ладовые структуры – источник выразительных красочно–колористических возможностей музыкального высказывания, реальная основа различных стилей и направлений.

2 принципиально различных типа ладов:


  • мелодические лады

  • гармонические лады

Мелодические лады. Характеристика звукорядов: по интервальной структуре (гемитонные и ангемитонные), по количеству ступеней, по объему Характер функциональных отношений: устой, побочная опора, неопорные тоны. Переменные лады. Разновидности мелодических ладов: дихорд, трихорд в кварте, пентатоника, диатонические семиступенные лады, старинные церковные лады, лады с двумя увеличенными секундами (венгерский, андалузский). Симметричные лады: целотоновый, тон-полутон, тритоновый (лад Петрушки).

Тема 10. Гармонические лады. Тональность

Гармонические лады. Функциональная характеристика: TSDT, логика тональных функций. Полный гармонический оборот как грамматическая норма гармонического языка классико-романтического периода. Характеристика звукорядов: мажор и минор. Разновидности, основанные на взаимопроникновении звукорядов мажора и минора: гармонические, мелодические, альтерированные лады.

Тональность – репрезентант гармонических ладов. Признаки классической тональности. Кварто-квинтовый круг. Энгармонизм тональностей. Выразительное, колористическое значение, семантика тональностей. Развитие тональности в истории музыки.

Тема 11. Модуляция. Отклонение

Понятие. Тональный план произведения. Виды модуляции по месту в форме: внутритемная и межтемная. Виды модуляции: мелодическая, ладовая, энгармоническая, сопоставление, плановая или постепенная. Родство тональностей: диатоническое (I степень), мажоро-минорное (II степень), хроматическое (III степень). Тональности параллельные, одноименные, однотерцовые. Модуляционные признаки первичные и вторичные (модуляционный хроматизм).

Отклонение – средство гармонического развития и расширения тональности. Хроматика – система, основанная на диатонике и связанная с качеством вводнотоновости. Явления альтерации и хроматизма (хроматизм внутритональный и модуляционный). Хроматизм вспомогательный и проходящий. Хроматические интервалы и аккорды в тональности. Общие принципы разрешения хроматических интервалов и альтерированных аккордов. Роль хроматизма в построении мелодической линии (обострение тяготений), роль альтерации в аккордах (изменение структуры вертикали, фонизм). Хроматическая гамма: правописание в мажоре и миноре, ее выразительные возможности.
Темы 12-16. Музыкальный тематизм

Тема 12. Тема музыкального произведения

Феномен музыкального произведения. Тема произведения: понятие и общие черты музыкальных тем (носитель образа, оформленность, завершенность высказывания, потенциал к дальнейшему развитию). Двойственность музыкальной темы, рассмотрение ее с двух позиций: содержательной и материально-звуковой.

Жанровые истоки тематизма, опора на первичные жанры. 4 источника: речевой, моторно-пластический, песенный и сигнальный.

Тема 13. Мелодия. Мелизмы

Понятие. Значение мелодии в музыке. Специфические свойства. Мелодическая линия. Виды мелодического рисунка (повторность звука, опевание, восходящее, нисходящее, волнообразное движение; плавное – поступенное – движение и скачки; закон мелодического равновесия). Мелодическая вершина. Кульминация, средства достижения кульминации. Некоторые приемы мелодического развития (повторение, орнаментированное повторение, варьирование, обращение, увеличение, уменьшение, растяжение мелодических интервалов). Координация мелодического рисунка с ладом, аккор­дом (аккордовые и неаккордовые звуки, ладовое положение опорных тонов мелодии, ладовая окраска) – источник выразительности мелодии. Мелодия вокального и инструментального типов.

Мелизмы. Их мелодическая природа. Способ образования мелизмов. Виды мелизмов, краткая характеристика и обозначение. Короткий и долгий форшлаг, тирата, простой и двойной мордент, группетто, трель.

Применение мелизмов. Их роль в образовании мелодической линии. Расшифрованные («выписанные») мелизмы. Мелизмы в музыке различных эпох, стилей и авторов: в музыке XVII века, у Баха и Куперена, в музыке венских классиков, романтиков, в современной музыке).



Тема 14. Фактурный облик музыкальной темы

Понятие о фактуре. Музыкальная ткань. Склад. Виды складов: монодический; гармонический: гомофонный и аккордовый; полифонический: имитационный, разнотемный (контрастный), подголосочный, гетерофонный; смешанный (гомофонно-полифонический). Фактура. Фактурные планы, голоса, функции (ведущие и аккомпанирующие). Выразительная роль фактуры.



Тема 15. Синтаксическая организация музыкальной темы

Музыкальный синтаксис. Расчлененность музыкальной речи. Цезура, главные признаки цезуры (пауза, остановка, повторность мелодических или ритмических фигур). Мотив. Фраза. Масштабно-синтаксические структуры (периодичность, суммирование, дробление и дробление с замыканием).

Изложение темы в виде фразы, предложения или периода. Период – основная форма изложения музыкальной темы. Нормативный период и разновидности. Каденция, виды каденций. Общее представление о простых формах (двух и трехчастной).

Тема 16. Транспозиция. Секвенция

Транспозиция. Три способа транспозиции (на интервал, на хроматический полутон, посредством замены ключа). Применение транспозиции. Транспонирующие инструменты, запись их в партитуре.

Секвенция (общее понятие). Секвенция – один из приемов развития музыкального материала. Место секвенций в форме. Виды секвенций. Секвенции тональные (диатонические) и модулирующие. Разновидности модулирующих секвенций (по родственным тональностям и по равновеликим интервалам).

Мотив секвенции, звено секвенции. Применение секвенций в музыке разных эпох, стилей и авторов.



Формы работы на уроках

Сложность предмета Элементарная теория музыки – в многосоставности, объеме, разнообразии тем и направлений работы. Формы работы в курсе разнообразны. Это:



  • объяснение материала и изложение содержания темы;

  • игра на фортепиано примеров из музыкальной литературы, мелодий в ключах «До», секвенций, цифровок, гамм, интервалов, аккордов, транспозиции;

  • выполнение письменных и устных заданий на построение гамм, интервалов, аккордов, запись в ключах, транспозицию, группировку, расшифровку мелизмов;

  • анализ музыкальных произведений; сочинений мелодий и музыкальных построений;

  • написание курсовых работ.

Следовательно, и формы уроков по элементарной теории музыки различны. Возможно преобладание на уроке одного из видов работы, например: лекция – объяснение нового материала, проверка творческого задания, контрольная работа, устный опрос по теории, проверка практических заданий на фортепиано, анализ музыкальных произведений. Однако преподаватель должен учитывать, что выработка практических навыков построения элементов музыкальной речи требует еженедельного контроля в классе и периодического повторения важнейших тем на протяжении всего периода изучения предмета.

Важной частью учебного процесса является организация самостоятельных занятий учащихся. Самостоятельная работа – процесс, направляемый и контролируемый преподавателем. В часы, предусмотренные программой для самостоятельной работы, входит:



  • выполнение домашних заданий устно и письменно;

  • работа с дополнительной литературой;

  • игра на фортепиано;

  • подбор примеров из музыкальной литературы;

  • подготовка курсовой работы.

Объем и форма домашних заданий, равномерное распределение времени в течение недели, четкий и постоянный контроль (своевременная проверка домашних заданий, еженедельный опрос всех учащихся, контрольные уроки по темам, итоговые контрольные уроки) должны обеспечить качественное усвоение материала и овладение всеми необходимыми навыками.

В работе над примерами из музыкальной литературы за­дания должны варьироваться в зависимости от темы, постепенно усложняясь. Пример можно просто назвать, точно указав произ­ведение, часть, опус, тональность, размер; сыграть по нотам, выписать; сыграть без нот, выучив дома, найти в нотах непосредственно в классе, исполнив с листа; вспомнить в знакомом произведении (в том числе пройденном в курсах музыкальной литера­туры, фортепиано и др.). Необходимо также развивать у учащихся умение оценить точность, яркость, характерность примера.

Важная форма работы – анализ музыкальных произведений. При изучении предмета учащиеся должны овладеть техническим анализом (определение отдельных элементов музыкальной речи – интервалов, аккордов, тональностей, отклонений, видов ладовых структур, ритмических рисунков и т.п.). Однако необходимо с самого начала ориентировать учащихся на целостный охват музыкального произведения, выявление прежде всего характера данной музыки, качества звучания, ее звукового облика с последующей оценкой тех средств, которые выполняют наиболее существенную роль в создании целостного музыкально-художественного образа.
Методические рекомендации к выполнению курсовых работ
Особо важным аспектом является курсовая работа. Это первый опыт самостоятельного научного письменного исследования, которое требует пристального внимания. Преподаватель должен четко сформулировать его цели, рекомендовать литературу, обсудить с учащимися план, помочь отредактировать готовый текст. Возможны два направления в тематике курсовых работ. Одно из них основано на изучении и обобщении справочной литературы. Такие темы посильны учащимся первого курса и призваны расширить их знания, научить пользоваться справочниками, ориентироваться в специальной литературе, грамотно пересказывать текст. Работы другого, аналитического плана включают разбор музыкального произведения (миниатюра или фрагмент крупного про­изведения) либо подбор музыкальных примеров на какую-либо тему с обобщением и описанием их. Подобные работы намного сложнее и требуют от учащихся определенной зрелости мысли. Музыкальные произведения должны быть наделены интонационно-техническими особенностями, при этом понятны учащимся по эмоционально-образному содержанию.
Примерный список тем курсовых работ


  1. Нотное письмо

  2. Ключи

  3. Цифрованный бас

  4. Способы современной нотации

  5. Мелизмы

  6. Метр и ритм

  7. Ритм в поэзии и музыке

  8. Темп. Агогика

  9. Тональность

  10. Мелодия

  11. Фактура

  12. Секвенция

  13. Музыкальный синтаксис

  14. Средневековые лады

  15. Краткие сведения из истории учений о музыке (возможно разделение на отдельные эпохи, крупнейшие фигуры в истории теории).

***


  1. Использование диатонических ладов в мазурках Шопена (произведениях Прокофьева, Равеля, Стравинского)

  2. Симметричные ладовые структуры в фортепианном цикле «Микрокосмос» Б.Бартока

  3. Фоническая трактовка гармонии в фортепианных прелюдиях К.Дебюсси

  4. Риторические приемы в музыке И.С.Баха

  5. Аккорды альтерированной субдоминанты в романсах П.И.Чайковского.


Требования к уровню освоения дисциплины по каждой форме контроля:

  • Текущий контроль

Кроме основной лекционной формы проведения занятий, особое внимание обращается на выработку практических навыков учащихся. Для этого предусматривается систематическое проведение контрольных уроков в виде отчетов по пройденному материалу. В течение учебного года в курсе Элементарной теории музыки предусмотрено проведение контрольных уроков по главным темам: «Нотное письмо», «Метр и ритм», «Интервалы», «Аккорды», «Лад и тональность», «Музыкальный тематизм».

  • Промежуточный контроль

В конце I семестра выставляется оценка на основе текущего учета знаний. Во II семестре студентами выполняется курсовая работа. Защита курсовых работ может стать частью итогового экзамена, а может быть осуществлена во внеурочное время. При проведении экзамена по дисциплине предусматриваются ответы в устной и письменной форме. Письменная работа проводится в учебное время, отведенное на изучение данного предмета (обычно на последнем занятии по учебному плану).

Примерный вариант письменной экзаменационной работы

  1. Переписать мелодию с правильной группировкой и расшифрованными мелизмами.

  2. Построить вверх и вниз хроматическую гамму gis moll.

  3. Обозначить интервалы, указав их диатонический или хроматический вид.

  4. В данных интервалах определить акустические свойства.

  5. Данные хроматические интервалы обозначить, найти их тональности и разрешить

  6. В предложенном фрагменте музыкального произведения определить тональность и обозначить в аккордовые функции.

  7. В тональности Des dur записать аккорды нотным текстом:

T6 II7г D43b5 T7 VII7 → II DD2 D6 D43 → VI II43г#1#3 T64 D2 D2#5 T6 D9→ VI S6г K64 D7 T

  1. В мелодиях определить разновидность модального лада и построить звукоряд.


Устный опрос проводится по билетам. Структура экзаменационного билета:

  1. Теоретический вопрос.

  2. Практические задания.

  3. Анализ нотного текста.

Примерный список теоретических вопросов

  1. Звук. Свойства звука. Названия и запись звуков.

  2. Музыкальная система. Строй. Темперация.

  3. Метр. Ритм. Темп.

  4. Строгий метр. Группировка длительностей в тактах.

  5. Свободный метр. Полиритмия и полиметрия. Особое деление длительностей.

  6. Интервал. Классификация интервалов.

  7. Интервалы на ступенях мажора и минора.

  8. Аккорд. Классификация аккордов.

  9. Трезвучия на ступенях мажора и минора.

  10. Септаккорды на ступенях мажора и минора. Разрешение септаккордов.

  11. Мелодические лады.

  12. Гармонические лады. Тональность. Квинтовый круг тональностей.

  13. Хроматизм. Виды хроматизма.

  14. Модуляция. Родство тональностей.

  15. Понятие энгармонизма. Энгармонизм звуков, интервалов, аккордов, тональностей.

  16. Фактура.

  17. Музыкальная тема.

  18. Мелодия. Мелизмы.

  19. Секвенция. Виды секвенций.

  20. Музыкальный жанр.

Практические задания строятся на основе всех разделов курса и включают разнообразные упражнения. Наиболее показательными являются

  • творческие задания на импровизацию мелодий или интервально-аккордовых построений,

  • игра трех видов секвенций (тональные или диатонические, модулирующие по родственным тональностям, модулирующие по равновеликим интервалам) на мелодические, интервальные и аккордовые мотивы,

  • игра интервальных и аккордовых последователь­ностей по цифровкам,

  • а также построение от звука вверх и вниз всех видов аккордов и их обращений,

  • построение в тональности интервалов и аккордов определенного вида с разрешением,

  • игра различных видов гамм,

  • транспозиции в ключах и/ или в другую тональность.

Произведения, рекомендуемые для анализа отдельных элементов музыкального языка с возможными обобщениями жанрово-стилевого своеобразия и выходом на уровень целостного анализа.

  1. Бах. Прелюдии и фуги, части из сюит, хоралы, арии, речитативы из «Страстей», кантат и Мессы си минор.

  2. Гайдн. Части из сонат, ораторий.

  3. Моцарт. Фортепианные пьесы, песни, части из сонат, номера из опер.

  4. Бетховен. Части из сонат, симфоний, концертов; песни.

  5. Шуберт. Песни, фортепианные миниатюры.

  6. Шуман. Романсы, пьесы для фортепиано.

  7. Шопен. Мазурки, прелюдии, этюды, полонезы, экспромты, ноктюрны.

  8. Лист. Пьесы.

  9. Глинка. Романсы, арии из опер.

  10. Бородин. Романсы, фортепианные миниатюры, фрагменты из опер.

  11. Мусоргский. Романсы, фрагменты из опер.

  12. Римский-Корсаков. Фрагменты из опер, романсы.

  13. Чайковский. Пьесы из циклов «Детский альбом» и «Времена года», романсы, арии из опер.

  14. Скрябин. Прелюдии.

  15. Рахманинов. Фортепианные пьесы и романсы.

  16. Прокофьев. Фортепианные пьесы, номера из балетов.



  • Итоговый контроль

На специальности «Теория музыки» теоретический ответ по отдельным темам дисциплины Элементарная теория музыки входит составной частью междисциплинарного экзамена по теории музыки на Итоговой государственной аттестации.

Перечень вопросов, которые выносятся на экзамен ИГА:

  1. Исторические типы ритмической организации в музыке.

  2. Гармонические ладовые системы.

  3. Мелодические ладовые системы.

  4. Аккорд: понятие, виды аккордовых структур.

  5. Интервалы диатонические и хроматические.

  6. Хроматизм и альтерация.


Критерии оценок по основным формам работы

Письменная работа (2 академических часа).
Оценка «5». Работа выполнена в установленное время. Все упражнения сделаны без ошибок и, таким образом, выявлено свободное владение пройденным материалом.
Оценка «4». Работа выполнена в установленный срок и обнаруживает безусловное понимание учащимся всего пройденного материала. Ответы на отдельные вопросы недостаточно исчерпывающи. Допущено незначительное (1-3) количество ошибок, не являющихся существенными.
Оценка «3». Работа выполнена целиком и в срок. Выявлены пробелы в усвоении отдельных тем. Ответы на ряд вопросов не исчерпывают всех возможных вариантов. Работа содержит значительное (4-6) количество ошибок существенного характера.

  1. Упражнения на фортепиано.
    Оценка «5». Грамотно и внимательно прочитаны и выполнены условия всех заданий. Упражнения сыграны в умеренном или подвижном темпе. Строго соблюдён заданный ритм. Продемонстрирован навык беглой транспозиции.
    Оценка «4». Непринципиальные неточности в исполнении заданного условия. Отдельные нарушения ритма в игре и транспозиции.
    Оценка «3». Ошибки в выполнении условия. Ряд погрешностей и ошибок в исполнении ритма. Неграмотно построены или разрешены отдельные аккорды, интервалы. Недостаточно свободная транспозиция.

  2. Анализ.
    Оценка «5». Выполнен подробный структурный и гармонический анализ. Определена связь гармонии с формой. В ответе сделаны некоторые обобщения, раскрывающие содержание музыки.
    Оценка «4». Показана техника структурного и гармонического анализа. Допущены незначительные неточности в этой работе. Определена связь гармонии с формой.
    Оценка «3». Определены грани формы. Гармонический анализ выполнен с ошибками, недостаточно подробно.

Учебно-методическое обеспечение программы.

Библиографический список

Основная литература

  1. Алексеев, Б. Элементарная теория музыки / Б. Алексеев, А. Мясоедов. – Москва, 1986.

  2. Курс теории музыки / под ред. А. Л. Островского. – Ленинград, 1978.

  3. Способин. И. Элементарная теория музыки / И. Способин. – Москва, 2001.

  4. Хвостенко, В. Задачи и упражнения по элементарной теории музы­ки / В. Хвостенко. – Москва, 1994.

  5. Упражнения по теории музыки / сост. Н. Афонина, Т. Бабанина. – Санкт-Петербург, 2002.

  6. Асафьев, Б. Музыкальная форма как процесс / Б. Асафьев. – Ленинград, 1971.

  7. Барсова, И. Очерки по истории партитурной нотации / И. Барсова. – Москва, 1997.

  8. Браудо, И. Артикуляция (о произношении мелодии) / И. Браудо. – Ленинград, 1973.

  9. Вахромеев,В. Ладовая структура русских народных песен и ее изучение в курсе элементарной теории музыки / В. Вахромеев. – Москва, 1968.

  10. Григорьев, С. Полифония / С. Григорьев, Т. Мюллер. – Москва, 1961.

  11. Грубер, Р. Всеобщая история музыки. Ч. 1. / Р. Грубер. – Москва, 1960.

  12. Евдокимова, Ю. Музыка эпохи Возрождения / Ю. Евдокимова,Н. Симакова. – Москва, 1982.

  13. Красинская, Л. Элементарная теория музыки / Л. Красинская, В. Уткин. – Москва, 1983.

  14. Куперен, Ф. Искусство игры на клавесине / Ф. Куперен. – Москва, 1973.

  15. Лобанова, М. Западноевропейское музыкальное барокко / М. Лобанова. – Москва, 1994.

  16. Медушевский, В. Интонационная форма музыки / В. Медушевский. – Москва, 1993.

  17. Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения / Сост. и ред. В.Шестаков. – Москва, 1986.

  18. Музыкальная энциклопедия. Т. I - VI. – Москва, 1973-1982.

  19. Назайкинский, Е. Стиль и жанр в музыке : учебное пособие / Е. Назайкинский. – Москва, 2003.

Мультимедийные средства обучения

  1. «Элементарная теория музыки». Мультимедийное учебное пособие / сост. С. Бархатова, программная реализация Ю. Игнатова. – Тюмень : Тюменский колледж искусств, 2007.




Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 0502. 01 «Вокальное искусство

Данный учебно-методический комплекс составлен на основе

1411.62kb.

08 10 2014
10 стр.


Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106. 01 «Хоровое дирижирование»
142.04kb.

13 10 2014
1 стр.


Письменности учебно-методический комплекс

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 032001 «Документоведение и документационное обеспечение управления»

648.99kb.

14 12 2014
4 стр.


Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030401 «История» Сибай 2010 Учебно-методический комплекс «Источниковедение Башкортостана»

Учебно-методический комплекс, подготовленный в соответствии с Государственным образовательным стандартом, включает рассмотрение основных тем по источникам истории Башкортостана. Пр

203.53kb.

15 09 2014
1 стр.


Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению

Учебная дисциплина изучается студентами в следующем часовом объеме: 94 часа в 1, 2 семестрах, в том числе лекционных 72 ч., 22 часа для самостоятельной работы студентов

270.35kb.

18 12 2014
1 стр.


Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 03. 1 «Цитология» для студентов, обучающихся по специальности 020201. 65 и по направлению

Опд. Ф. 03. 1 «Цитология» для студентов, обучающихся по специальности 020201. 65 и по направлению

290.84kb.

24 09 2014
1 стр.


Учебно-методический комплекс для студентов очного отделения, обучающихся по специальности: 071301 «Народное художественное творчество»

Учебно-методический комплекс для студентов очного отделения, обучающихся по специальности

224.16kb.

09 10 2014
1 стр.


Учебно-методический комплекс для студентов очного отделения, обучающихся по специальности: 0 71301 «Народное художественное творчество»

Учебно-методический комплекс для студентов очного отделения, обучающихся по специальности

167.46kb.

11 09 2014
1 стр.