УТВЕРЖДЕН на заседании кафедры от «____» ____________200__г. Протокол №_____ Зав. кафедрой_____________М.К. Керефова |
СОГЛАСОВАНО «____» ______________ 200__г. Декан __________ А.Ю. Паритов |
020201.62 Биология
Нальчик 2009
Гидова Э.М.
Дисциплина входит в федеральный компонент цикла специальных дисциплин и является обязательной для изучения.
2.1. Методические рекомендации для преподавателя …
2.2. Методические указания для студентов …
2.3. Организация контролируемой самостоятельной работы студентов …
2.4. Обеспеченность образовательного процесса по дисциплине специализированным и лабораторным оборудованием …
2.5. Карта обеспеченности литературой по дисциплине …
2.6. Перечень обучающих и контролируемых компьютерных программ, мультимедиа и интерактивные материалы (набор видео- и аудиоматериалов, анимированные электронные тренажеры, симуляции и др.), клипарт (набор иллюстраций, графиков, схем, фотографий), Интернет-ресурсы по дисциплине и др.
3. Текущая и промежуточная аттестация студентов по дисциплине …
3.1. Балльно-рейтинговая система текущей аттестации студентов по дисциплине …
3.1.1. Цели и задачи балльно-рейтинговой аттестации обучающихся по дисциплине …
3.1.2. Состав и планирование в баллах рейтинговых контрольных мероприятий по дисциплине …
3.1.3. Шкала оценки по дисциплине …
3.1.4. График балльно-рейтинговых контрольных мероприятий по дисциплине
3.1.5. Учетная документация при рейтинг-контроле по дисциплине …
3.2. Содержание и порядок промежуточной (экзамен, зачет) аттестации студентов по дисциплине …
3.2.1. Порядок и сдача экзаменов и зачетов …
3.2.2. Отработка и повторное изучение дисциплины …
Цитология – это наука о клетке, клеточной организации живой материи. Современная цитология изучает строение клеток, их функционирование как элементарных живых систем, исследует функции отдельных клеточных органоидов, процессы воспроизведения и мн. другие.
Возникновение цитологии как науки относится к моменту формирования одного из крупнейших обобщений биологии - клеточной теории, центральная идея которой о единстве строения и развития живой материи на основе ее клеточной организации полностью сохранила свое значение до сих пор.
В настоящее время в общей цитологии можно выделить два главных направления исследований, каждый из которых имеет свою специфику это: 1) изучение функционального значения морфологических структур и 2) сравнительно-цитологическое исследование общих закономерностей клеточной организации. Для решения всех задач стоящих перед современной цитологией используются различные методы исследования клеток: микроскопический, культивирование клеток, микрургии, замораживания-скалывания, фиксации и окраски, цитохимические, авторадиографии, дифференциального окрашивания хромосом, фракционирования, хроматографии, электрофореза и др.
Одним из основных методов, который используют цитологи является метод световой микроскопии, при котором возможно не просто изучать и описывать морфологию объекта, но и видеть степень его сложности, локализовать отдельные детали, выяснить строение этой части на макромолекулярном уровне. Это создает своеобразие цитологии как науки, использующей главным образом методы изучения клетки непосредственно глазом, вооруженным увеличивающими оптическими системами. Существуют сотни различных методов, позволяющих получать микропрепараты различных клеток растений и животных. Такие препараты можно изучать с помощью разных микроскопов – светового (препарат рассматривается в проходящем свете), фазового-контрастного, «темного поля», ультрафиолетового, люминесцентного, электронного.
Аннотация
УМК по цитологии является совокупностью учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению студентами учебного материала и повышение качества подготовки специалиста, а также является отчетным документом по учебно-методической работе преподавателя.
Кафедра общей генетики, селекции и семеноводства
Декан БФ __________ /А.Ю. Паритов/
«___» _________________ 200__ г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ОПД.Ф.03.1 «Цитология»
020201.62 Биология
Нальчик, 2009
. Рабочая программа составлена на основании ____________________________
__________________________________________________________________ (наименование государственного образовательного стандарта и (или) примерной типовой программы Утвержденной Министерством по образованию и науке, дата утверждения)
(должность, подпись, Ф.И.О.)
от «___»_________________200__г.
(подпись)
Одобрена Учебно-методическим советом (методической комиссией) биологического факультета
«___»_________________200__г.
Председатель ______________ А.Ю. Паритов
Преподавание курса «Цитология» проводится на 2 курсе в III семестре и на IV курсе в VII семестре у бакалавров. Курс состоит из 2-х частей – лекционного, на который отводится 17 часов и лабораторного на 2-ом курсе – 17 часов, у бакалавров – 34 часа.
На лекционных занятиях предусмотрено знакомство с историей развития науки о клетке, основными структурами клетки, процессами их воспроизведения, дифференцировкой клетки на лабораторных занятиях, используя микроскопическую технику, студенты изучают органоиды клетки, деление клетки и делают соответствующие зарисовки, знакомятся с методикой приготовления давленых препаратов.
1.1.1. Цели и задачи изучения цитологии
Цитология - это наука, изучающая строение, функцию, онтогенез и филогенез клетки, а также взаимосвязь между клетками и внешней средой. Клетка является основной структурной и функциональной единицей живых организмов. Изучая её, можно познать критерии всех жизненных вопросов. В результате применения современных методов исследования установлены физико-химические свойства, биохимический состав и молекулярная и атомная организация, как животных, так и растений.
Обучение основам цитологии для будущих преподавателей биологии является необходимым, так как в курс общей биологии для школ входит изучение этой дисциплины.
1.1.2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины студенты должны приобрести круг знаний и навыков:
а) ознакомиться с навыками цитологических исследований и работы с цитологическим оборудованием;
б) усвоить данные о клетке с помощью светового микроскопа и других методов исследования;
в) рассмотреть функциональные особенности отдельных организмов, а также химический состав и механизм самой клетки;
г) изучить процессы клеточного деления на основе макромолекул, несущих биологическую информацию (ДНК);
д) уметь найти взаимосвязь между теоретическими вопросами и практическим применением.
Распределение часов по семестрам
|
Номер |
Учебные занятия |
Число курсовых работ, расч. заданий |
Форма | |||||
|
семестра |
Общий |
Аудиторные |
СРС |
итоговой | ||||
|
|
объем |
Всего |
Лекции |
Лаб. |
Практ. |
|
аттестации (зачет, экзамен)
| |
спец-сть |
3 |
97 |
68 |
17 |
51 |
|
7 |
|
зачет |
бакалавры |
7 |
68 |
51 |
17 |
34 |
|
7 |
|
зачет |
Целью этой темы является знакомство с дисциплиной, с ходом ее становления, с задачами, стоящими перед современной цитологией, с основными методами, позволяющими всесторонне изучать клетку.
2 тема: Строение и функции клеток.
Все живые организмы построены из клеток. Клетка обладает всеми свойствами живой системы, она растет, размножается, осуществляет обмен веществ и энергии, реагирует на внешние сигналы и способна двигаться. У многоклеточных организмов разные клетки выполняют разные функции и поэтому различаются по своей структуре. Несмотря на это многообразие форм, организация клеток подчинена единим структурным принципам. Задачей этой темы является подробное изучение морфологии, химизма и функций всех клеточных структур и взаимосвязи между ними.
3 тема: Деление клеток
Важнейшее значение размножения состоит в том, что оно обеспечивает непрерывную последовательность клеток, обладающих идентичными потенциями. Равнозначность двух клеток определяется способностью хромосом, в которых заложена вся информация к самоудвоению и расхождению в равных количествах по дочерним клеткам. И с тех пор как образовался тот или иной вид, этот процесс протекает с большой точностью. На занятиях по этой теме студенты знакомятся с основными стадиями деления соматических клеток, а также с редукционным делением, результатом которого является образование гаплоидных половых клеток.
4 тема: Дифференциация клеток.
Дифференциация клеток - возникновение гетерогенного клеточного состава организма, обеспечивающего разнообразие его функций. В организме животных насчитывается до 100 клеточных популяций и 4 типа тканей. В задачу этой темы входит определение роли ядра и цитоплазмы в дифференциации клеток, а также факторов дифференциации и регуляции этого процесса.
5 тема: Патология клетки
У живых клеток при различных воздействиях могут обнаруживаться нарушения функциональной активности, а также морфологические, биохимические, физико-химические изменения, которые приводят к патологии клетки, что, в свою очередь, приводит к началу развития патологического изменения многоклеточного организма.
Лекция 1. Предмет и задачи дисциплины - 2 часа.
а) История развития цитологии.
б) Методы цитологических исследований.
в) Значение цитологии для медицины и с/х и её место среди других биологических дисциплин.
Лекция 2. Общие понятия о клетке - 2 часа.
а) Современная клеточная теория.
б) Особенности строения клеток прокариот.
в) Особенности строения клеток эукариот.
г) Цитоплазма клеток.
д) Структура клеточных мембран.
Лекция 3. Органоиды клетки. Вакуолярная система - 2 часа.
а) Э.сеть.
б) А.Гольджи.
в) Лизосомы.
г) Микротельца .
д) Вакуоли растительных клеток.
е) Связь органоидов вакуолярной системы цитоплазмы.
Лекция 4. Органоиды клетки (продолжение) - 2 часа.
а) Митохондрии.
б) Пластиды.
Лекция 5. Ядро клеток эукариот - 2 часа.
а) Ядерная оболочка.
б) Структура и химия клеточного ядра - 2 часа.
в) Хроматин интерфазного ядра.
Лекция 6. Клеточный цикл. Митоз - 2 часа.
а) Понятие о клеточном цикле.
б) Интерфаза.
в) Стадии митоза.
г) Амитоз.
Лекция 7. Мейоз - 2 часа.
а) Типы мейоза.
б) Зиготный мейоз.
в) Гаметный мейоз.
г) Промежуточный мейоз.
Лекция 8. Дифференциация клеток - 2 часа.
а) Пути дифференциации клеток.
б) Понятие об индукции.
в) Роль ядра в процессе дифференцировки.
г) Роль цитоплазмы в процессе дифференцировки.
д) Экспрессия генов.
Лекция 9. Патология клетки - 2 часа.
а) Понятие о парабиозе.
б) Понятие о паранекрозе.
в) Физиологические и субстанциональные изменения в клетке.
1.3.2. Практические или семинарские занятия не предусмотрены
1.3.3. Лабораторные работы
*Занятие №1 |
Устройство микроскопа. Работа с микроскопом - 2ч. Цель работы: получить общие представления об устройстве биологического, исследовательского микроскопа. Ознакомиться с различными типами объектов. Усвоить и самостоятельно установит освещение по Келлеру. |
*Занятие №2 |
Рисование и измерение объектов - 2 ч. Зарисовка препаратов и измерение объектов является необходимым моментом любого цитологического исследования, т.к. является документом, подтверждающим и иллюстрирующим полученные данные. Целью работы является знакомство с устройством рисовального объектива, окуляра, объект-микрометра. |
Занятие №3-4 |
Методика приготовления давленых препаратов. Превращение временных препаратов в постоянные – 4 ч. В последние годы все чаще параллельно с микротомными препаратами используются давленые препараты. По этой методике приготовление препарата занимает меньше времени и дает хорошие результаты, особенно, при кариологическом анализе. Цель работы: освоить методику приготовления временных давленых препаратов и их перевод в постоянные. |
*Занятие №5 |
Элементы микроскопического строения организмов - 2ч. Несмотря на то, что все клетки сходны по своему химическому составу, они отличаются по морфологии, способам деления, питанию, обмену веществ и т.д. Цель работы: просмотрев и изучив препараты клеток различных тканей, убедиться в том, что они могут отличаться друг от друга морфологически. |
*Занятие №6 |
Плазматическая мембрана клетки и ее производные- 2 ч. Все клетки, как прокариоты, так и эукариоты, окружены плазматической мембранной, имеющей характерное строение и обладающей рядом функций: защитной, транспортной, рецепторной, межклеточных контактов. Она же образует различные производные: реснички, жгутики, щеточную каемку. Цель работы: на электронных фотографиях и препаратах ознакомиться со строением мембран и ее производными
|
*Занятие №7-8 |
Органоиды вакуолярной системы - 2 ч. Митохондрии и пластиды - 2 ч. В цитоплазме эукариотических клеток содержатся органоиды структуры, выполняющие соответствующие функции, без которых клетки не могут функционировать. Цель работы: на постоянных препаратах и электронных фотографиях изучить строение различных органоидов клетки.
|
Занятие №9 |
Контрольная работа |
Занятие №10 |
Структурная организация ядра - 2 ч. Ядро клетки является самым важным и обязательным компонентом любой эукариотической клетки. В ее кариоплазме содержатся молекула ДНК, в которой заключена вся наследственная информация клетки. Цель работы: изучить на электронных фотографиях морфологию ядер разных клеток, т.к. ядра разных типов клеток могут иметь разную форму (округлую, овальную, лопастную). Сделать выводы о значении и функции ядер.
|
Занятие №11-12 |
Решение задач по молекулярной биологии - 4 ч. Для закрепления знания о строении функции ядер. Цель работы: запланировано решение задач по молекулярной биологии.
|
Занятие №13-14 |
Деление клеток. Митоз. Митотическая активность и митотический индекс – 4 ч. Размножение клеток одно из свойств живого. Митоз является универсальным способом деления соматических клеток и изучение механизма его прохождения имеет большое значение. Цель работы: приготовить временные препараты из корешков пшеницы, кукурузы, фиксированных в разное время. Убедиться в том, что митоз состоит из 4 этапов, проследить за поведением хромосом на каждом из этапов, сделать соответствующие рисунки и выводы.
|
Занятие №15 |
Половой хроматин – 2 ч. Цель работы: знакомство с морфологией полового хроматина эпителиальных клеток слизистой полости рта и определение методом экспресс диагностики полового хроматина. |
Занятие №16-17 |
Мейоз. Изучение мейоза в пыльниках на давленых препаратах – 2 ч. Мейоз – это процесс образования половых клеток, где в результате двух делений образуется 4 гаплоидные клетки. Цель работы: изучить стадии мейоза на электронных фотографиях и приготовить временные давленые препараты из пыльников колосков риса и пшеницы.
|
Антикодон – группа из трех оснований, комплиментарная кодону в иРНК. Занимает фиксированное положение в молекуле тРНК.
Ахроматиновое веретено – структура в клетках эукариот, состоящая из микротрубочек, осуществляющая движение хромосом в митозе и мейозе.
Аппарат Гольджи – вакуалярный органоид. Выполняет функции синтеза модификации, сегрегации и транспорта.
Амитоз – прямое деление клетки.
Активный транспорт в клетке – осуществляется с помощью белковых ионных насосов.
Бессмысленный кодон – любой из трех триплетов (УАГ, УАА, УГА), вызывающих терминацию синтеза белка.
Гаметы – гаплоидные половые клетки.
Ген – участок молекулы ДНК, кодирующий синтез одной макромолекулы.
Генетический код – система записи наследственной информации в молекулах нуклеиновых кислот.
Гиалоплазма – основное вещество цитоплазмы.
Гликокаликс – поверхностный слой животных клеток.
Цитоплазма – внутреннее содержимое клетки. В него входят органоиды, включения и гиалоплазма.
Гранулярный эндоплазматический ретикулум – вакуалярный органоид клетки. Представлен разветвленной сетью каналов, выполняет функции синтеза, модификации и транспорта белков.
Гладкий эндоплазматический ретикулум – вакуолярный органоид в виде цистерн и мешочков. Содержит ферментные системы микротрубочек, участвующих в движении хромосом.
Гибрид – гетерозиготный организм, возникающий в результате скрещивания генетически различных особей.
Гибридизация соматических клеток – метод получения гибридных организмов и гибридных клеточных линий путем слияния неполовых клеток.
Адгезия – сцепление эмбриональных клеток при межклеточных контактах.
ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота) – высокомолекулярный полимер, состоящий из четырех дезоксирибонуклеотидов, содержит наследственную информацию клетки.
Гетерохроматические районы хромосом – участки хромосом, сохраняющие компактность в интерфазном ядре, характеризуется генетической неактивностью.
Гистоны – небольшие по молекулярной массе белки, входят в состав ДНК. В клетке встречается пять фракций белков – гистонов.
Десмосомы – структуры, соединяющие клетки между собой.
Диплоиды – клетки или организмы, содержащие двойной набор гомологичных хромосом.
Диктиосомы – зона скопления мембранных структур аппарата Гольджи, собранных вместе.
Дифференцировка – результат дифференциальной активности гена, при которой клетки получают различный путь развития.
Диффузный хроматин – хромосома или ее участок полностью деконденсирована.
Вакуолярная система – система синтеза и внутриклеточного транспорта белковых биополимеров и генезиса многих клеточных мембран.
Зигота – диплоидная клетка, образующаяся при слиянии гаплоидных мужской и женской половых клеток.
Интерфаза – отрезок митотического цикла между окончанием одного митоза и началом следующего. Состоит из трех стадий: пресинтетическая, синтетическая и постсинтетическая.
Интеркинез – промежуток между первым и вторым делением мейоза. Отсутствует фаза синтеза ДНК.
Интроны – содержат последовательности нуклеотидов, не входящих в иРНК,
Кариотип – совокупность хромосом организма со всеми их особенностями: числом, формой, величиной, спецификой их структуры.
Кариоплазма – ядерный сок.
Клеточный цикл – время существования клетки от одного деления до другого.
Кенетохор – пластинчатая структура в форме диска, расположена в области центромеры. К нему подходят пучки микротрубочек, участвующих в движении хромосом.
Клетка – элементарная структурная единица живого, лежащая в основе строения растительных и животных организмов. Клетка – самоподдерживающаяся и самовоспроизводящаяся система биополимеров.
Клеточная теория – обобщенные представления о строении клеток как единиц живого, об их размножении и роли в формировании многоклеточных организмов.
Клеточное ядро – структура эукариотической клетки, в которой хранится, воспроизводится и реализуется генетическая информация.
Клон – группа генетически идентичных клеток , образующихся в результате вегетативного размножения одного общего предка.
Кодирующая цепь – цепь ДНК, последовательность которой идентична иРНК
Кодон – последовательность из 3 соседних нуклеотидов в ДНК или РНК, кодирующая определенную аминокислоту , либо начало и конец трансляции.
Комплементарность – свойство нуклеотидов образовывать парные комплексы при взаимодействии цепи нуклеиновых кислот.
Конъюгация хромосом – соединение гомологичных хромосом, чаще всего наблюдаемое в профазе1 мейоза.
Кроссинговер – обмен идентичными участками между хроматидами гомологичных хромосом, наблюдаемое в мейозе.
Ламина – тонкий белковый , фиброзный слой, подстилающий внутреннюю мембрану ядерной оболочки.
Лектины – белки растительного происхождения, используемые для исследования свойств плазматической мембраны.
Лиганды – молекулы, связывающиеся с белками-рецепторами на поверхностях клеток.
Лизосомы – мембранные внутриклеточные структуры , выполняющие функции пищеварения, защитную, фагоцитарную.
Локус – место на хромосоме, занимаемое геном.
Мейоз – процесс образования половых клеток, состоит из 2 клеточных делений, в результате которых образуются гаплоидные половые клетки.
Митоз – непрямое деление клетки , в результате которого 2 дочерние клетки получают идентичную генетическую информацию.
Митохондрии – двумембранный органоид клетки, выполняет энергетическую функцию.
Микротельца – мембранные органойды клетки, выполняющие специфические функции, к ним относятся пероксисомы и глиоксисомы.
Нуклеойд – зона , заполненная ДНК у прокариот.
Нуклеопорины – белки ядерного порового комплекса.
Нуклеосома – первый уровень организации хроматина, сферические частицы диаметром около 10нм, представляющие собой октамеры из 4 пар гистонов Н2А, Н2В, Н3, Н4 , связанны между собой гистоном Н1.
Нуклеомер – второй уровень структурной организации хроматина, глобула хроматина диаметром 30нм.
Оператор – регуляторный участок оперона, контролирующий включение и выключение транскрипции одного или нескольких структурных генов , с помощью специфического белка – репрессора, кодируемого геном – регулятором.
Оперон – последовательность ДНК, состоящая из тесно сцепленных структурных генов, оператора и промотора, и образующая единицу генетической регуляции.
Пластиды – автономно реплицирующиеся цитоплазматические органеллы в клетках растений различных видов.
Полиплоидия – увеличение числа хромосом, кратное гаплоидному набору. Геномная мутация.
Половой хроматин – компактная темноокрашенная хроматиновая глыбка на периферии ядра. Это неактивная Х хромосома млекопитающих.
Провирус – состояние вируса, при котором он интегрирован с хромосомой клетки – хозяина и передается в интегрированной форме в дочерние клетки.
Прокариоты – простейшие одноклеточные организмы, не имеющие ядерной мембраны и окруженных элементарными мембранами органелл.
Процессинг про иРНК – образование зрелой иРНК из РНК предшественника.
Пуфы – функционально активные гены в политенных хромасомах. Участки декомпактизованного хроматина.
Рамка считывания – один из 3 возможных способов считывания последовательности нуклеотидов в виде ряда триплетов.
Рекомбинация – обмен генетическим материалом между 2 родительскими молекулами ДНК. Результат рекомбинации – образование гибридных ДНК.
Репарация ДНК – восстановление нативной структуры ДНК, имеющей повреждения.
Репликативная вилка – участок ДНК, являющийся точкой роста в процессе ее репликации.
Репликация ДНК – синтез дочерних цепей ДНК на исходной молекуле ДНК.
Репликон – единица репликации.
Репрессия – подавление активности гена.
Ретро -вирусы – РНК-содержашие вирусы животных.
РНК (рибонуклеиновая кислота) – полимер, состоящий из рибонуклеотидов. Различают информационную (иРНК), транспортную (тРНК), рибосомную (рРНК).
Рибосома – цитоплазматическая структура, на которой синтезируются полипептиды.
Сайт – участок нуклеотидной последовательности, молекулы белка и т.п.
Соматические клетки – клетки тканей многоклеточных организмов, не являющиеся половыми.
Теломеры – концевые участки хромосом.
Трансдукция – перенос генетического материала бактерий с помощью бактериофага.
Транскрипция – синтез РНК на ДНК – матрице.
Трансляция – синтез белка на матрице иРНК.
Трансформация – способ переноса генетической информации, при котором ДНК изолированная из одной клетки проникает в другую и встраивается в ее геном.
Хроматин – комплекс ДНК с белками, представляющий собой декомпактизованные в интерфазном ядре хромосомы.
Хромосомы – нуклеопротеиновые нитевидные структуры клеточного ядра, имеющие сродство к основным красителям.
Хромосомы гомологичные – одинаковые по форме и генетической структуре хромосомы.
Хромосомы типа ламповых щеток – гигантские хромосомы, представляющие собой цепь хромомеров, соединенных межхромомерными нитями.
Центромера – участок хромосомы эукариот, к которому пикрепляются нити веретена.
Экзоны – кодирующие последовательности в структурных генах эукариот, представлены в зрелой иРНК.
Экспрессия гена – реализация генетической информации, закодированной в ДНК через транскрипцию и трансляцию иРНК.
Эукариоты – организмы , клетки которых имеют четко выраженное деление на ядро и цитоплазму.
Эухроматиновые районы хромосом – части хромосом , подвергающиеся декомпактизации в интерфазных ядрах.
Промежуточный контроль знаний студентов осуществляется по двум видам занятий – лабораторным и лекционным. Содержание контрольных заданий и программных требований совпадают: и составлены в виде тестов для промежуточного контроля и итогового контроля. Тестирование проводится на базе компьютерного комплекса КБГУ.
НА 2008/2009 УЧЕБНЫЙ ГОД
Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину |
Кафедра |
Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядке изложения и т.д. |
Подпись заведующего кафедрой |
Ботаника Зоология Гистология
|
Ботаника Зоология
Экологии и природопользования Генетики
|
|
|
__________________________________________________________________
Разработчик доцент________________________Гидова Э.М.
Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры
“_____”______________ 200___г.
Внесение изменения утверждаю
Декан БФ _______А.Ю. Паритов
“_____”_____________200 ___г.
При обучении дисциплине изложение лекционного материала должно сопровождать демонстрацией таблиц, слайдов, а при выполнении лабораторных работ использоваться препараты по теме, электронные фотографии, макеты.
Выполнение лабораторных работ складывается из:
- изучение теоретического материала по теме работы и методических указаний к ней:
– опрос студентов;
– выдача материала и оборудования для выполнения работы;
– выполнение работы и обсуждение полученных результатов.
2.2. Методические указания для студентов (самостоятельная работа).
Студенты при самостоятельной подготовке должны использовать лекционный материал, учебные пособия, имеющиеся на кафедре, материал учебников рекомендуемой основной и дополнительной литературы.
2.3. Организация контролируемой самостоятельной работы студентов
|
Методы цитологических исследований клетки – 3ч. а). Микроскопический б). Метод культуры клеток и микрургии в). Метод фиксации и окраски г). Цитофизиологический, цитохимический метод д). Радиоавтография, хроматография (центрифугирования, дифференциального окрашивания хромосом и др.) |
|
Химический состав клетки- 3 часа. а). Неорганические вещества б). Органические вещества в). Включения |
|
Плазматическая мембрана и её функции - 3 часа. а). Особенности строения плазматической мембраны б). Функции плазматической мембраны в). Особенности строения клеточной оболочки г). Специализированные структуры плазматической мембраны
|
|
Биосинтез белка в клетке - 3 часа. а). Код ДНК б). Синтез РНК в). Трансляция г).Значение белка в клетке
|
|
Опорно-двигательная система – 3 часа. а). Микротрубочки. б). Центриоли. в). Микротрубочки веретена деления. г). Базальные тельца, реснички, жгутики.
|
|
Эндорепродукция - 3 часа. а). Понятие об эндорепродукции. б). Эндомитоз. в). Политенные хромосомы. |
|
Энергетический обмен в клетке. а) подготовительный этап б) анаэробный гликолиз в) аэробный гликолиз |
|
Функциональная система клетки - 3 часа. а). Система энергетического обеспечения б). Система поглощения и секреции в). Система движения |
Наименование дисциплины |
Количество экземпляров в библиотеке КБГУ |
Автор, название, место издания, издательство, год издания. |
Обеспеченность на одного обучающегося |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблицы, слайды, кадоскоп, микропрепараты, электронные микрофотографии, модели-аппликации, вопросы для компьютерного тестирования.
Формы контроля: текущий и промежуточный контроль.
1. стимулирование повседневной систематической работы студентов;
2. снижение роли случайностей при сдаче экзаменов и/или зачетов;
3. повышение состязательности в учебе;
4. исключение возможности протежирования не очень прилежных студентов;
5. создание объективных критериев при определении кандидатов на продолжение обучения (магистратура, аспирантура и т.п.);
6. повышение мотивации студентов к освоению профессиональных образовательных программ на базе более высокой дифференциации оценки результатов их учебной работы;
3.1.2. Состав и планирование в баллах рейтинговых контрольных мероприятий по дисциплине.
Вид отчетности |
1 рейтинговый контроль |
2 рейтинговый контроль |
3 рейтинговый контроль |
Текущий |
4 |
4 |
4 |
Коллоквиум |
10 |
10 |
10 |
Тестирование |
6 |
6 |
6 |
Посещение занятий |
3 |
3 |
4 |
Всего |
23 |
23 |
24 |
Максимальное суммарное количество баллов по результатам текущей работы – 70 баллов.
Минимальное количество средних баллов, которое дает право студенту на положительные отметки:
Рейтинговые мероприятия по положению о рейтинговой системе проводятся:
1 рейтинговая контрольная точка – 5-6 недели;
2 рейтинговая контрольная точка – 11-12 недели;
3 рейтинговая контрольная точка – 16-17 недели.
3.1.5. Учетная документация при рейтинг-контроле по дисциплине.
Нормативными документами учета успеваемости студентов, обучающихся по балльно-рейтинговой системе являются:
- ведомость учета текущей успеваемости;
- зачетная или экзаменационная ведомости;
Ведомость текущей успеваемости заполняется преподавателем 3 раза в течение семестра.
3.2. Содержание и порядок промежуточной аттестации студентов по дисциплине.
Полная оценка по дисциплине определяется по сумме баллов, полученных студентом по различным формам текущего и рубежного контроля и баллов, полученных при сдаче экзамена и/или зачета.
Для допуска к экзамену, а также к дифференцированному зачету или зачету, которым только заканчивается изучение дисциплины, студент должен набрать в ходе текущего и рубежного контроля не менее 36 баллов. Для допуска к зачету или экзамену необходимо выполнение всех запланированных по программе лабораторных работ независимо от числа набранных баллов по дисциплине. Для получения зачета студенту необходимо набрать не менее 61 балла. На экзамене студент может получить 15-30 баллов. Если ответ студента оценивается суммой менее 15 баллов, то студенту выставляется 0.
Студенты, имеющие по одной или двум дисциплинам до 35 баллов включительно имеют право на однократное повторное изучение (прослушивание) не освоенных надлежащим образом курсов. Если не зачтенный курс был курсом по выбору, то студент может прослушать альтернативный курс по выбору из предлагаемых учебным планом курсов по данной группе. В результате повторного прослушивания курса студент для продолжения дальнейшего обучения должен по итогам семестра получить оценку не ниже «удовлетворительно». В противном случае студент представляется к отчислению независимо от того, имеет ли он еще какие – либо задолженности. Студент, получивший баллы, в пределах от 35 до 70 по профессионально-образующим дисциплинам и от 35 до 60 баллов по остальным дисциплинам ООП, обязан в течение 10 дней следующего семестра успешно выполнить необходимый объем учебных работ и показать соответствующие знания. В случае если качество учебных работ признано неудовлетворительным, то студент представляется к отчислению. Если качество работ или знаний в течение 10 дней признано неудовлетворительным по одной дисциплине студент может обратиться в установленном порядке по заявлению с просьбой о повторном изучении этой дисциплины в течение следующего семестра. В случае принятия положительного решения по допуску такого студента к повторному прослушиванию, аннулируются все набранные им ранее баллы по этой дисциплине.
24 09 2014
1 стр.
08 10 2014
10 стр.
14 12 2014
4 стр.
11 09 2014
1 стр.
09 10 2014
1 стр.
02 09 2014
3 стр.
15 09 2014
1 стр.
13 10 2014
1 стр.