Минобрнауки Российской Федерации
Костромской государственный технологический университет
Кафедра теории и истории государства и права
Российский парламентаризм
Учебно-методическое пособие
для студентов, обучающихся по специальности
030501 «Юриспруденция»,
государственно-правовая специализация (профиль)
Кострома
КГТУ
2012
УДК 342.53
Российский парламентаризм: учеб.-метод. пособие / Плюснина О.В., Ковяшова И.Н. – Кострома: Изд-во Костром. гос. технол. ун-та, 2012. – 37 с.
Пособие содержит материалы по темам дисциплины «Российский парламентаризм», изучаемой студентами государственно-правовой специализации. Включает в себя краткое описание разделов курса (программу дисциплины), списки нормативных правовых актов и литературы, а также задания к семинарским занятиям. Предназначено для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция».
Рецензент: Е.П. Гаранова, доцент кафедры гражданского права и процесса юридического института КГТУ, кандидат юридических наук.
Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом КГТУ.
Костромской государственный технологический университет, 2012
ВВЕДЕНИЕ
Данный учебный курс нацелен на усвоение студентами специальности «Юриспруденция» системы знаний о парламенте и парламентаризме, представительных органах власти федерального, регионального и местного уровня в Российской Федерации, правовых основах их организации и деятельности, правовых основах статуса федеральных, региональных и местных депутатов.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
-
изучение студентами теории парламентаризма, парламентской деятельности, парламентского права;
-
изучение студентами истории становления парламентаризма в России;
-
усвоение студентами ценностных оснований и особенностей правового регулирования парламентской деятельности, статуса, организации и порядка деятельности представительных органов на федеральном, региональном и местном уровне;
-
получение студентами представлений о проблемах правового регулирования парламентской деятельности, включая законодательный процесс;
-
получение студентами практических навыков законотворческой деятельности;
-
знакомство студентов с деятельностью представительных органов власти.
Основными формами обучения являются лекции, семинары, практические и самостоятельные занятия, деловые игры, коллоквиумы, мастер-классы политиков и депутатов представительных органов, подготовка научных и выпускных квалификационных работ.
Место курса в профессиональной подготовке выпускника:
Курс «Российский парламентаризм» играет важную роль в профессиональной подготовке выпускника, выступает необходимым основанием его государственно-правовой специализации. Освоение данного курса формирует правосознание и профессиональные навыки специалиста в области государственного права, парламентской деятельности, публичной политики.
Практическая значимость курса «Российский парламентаризм» обеспечивается особым вниманием в нем раскрытию содержания и особенностей федерального и регионального законодательного процесса, правилам законотворческой работы, вопросам парламентской экспертной деятельности.
По результатам освоения дисциплины студент должен:
-
знать:
-
о современном состоянии российского парламентаризма, тенденциях его развития;
-
о структуре и функции парламента;
-
об изменениях в законодательстве о порядке формирования палат парламента;
-
о парламентских процедурах;
-
о роли и влиянии партийно-политических структур в парламенте и в исполнительной власти
-
о конституционно-правовых основах правотворчества;
-
о понятии и компонентах правотворческой технологии (техника, тактика, стратегия);
-
о понятии, структуре и об основных средствах юридической техники;
-
о порядке подготовки и принятии федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, правовых актов органов исполнительной власти, муниципальных правовых актов;
-
о методологии и методике юридического толкования;
2) уметь:
-
проводить анализ института парламентаризма и его особенностей;
-
анализировать достоинства и недостатки существующей системы формирования палат Федерального Собрания Российской Федерации;
-
описывать теоретические основы правотворчества, его отличие от иных видов юридической практики;
-
использовать основные приемы и средства юридической техники;
-
применять правила планирования правотворческой работы;
-
анализировать и использовать языковые средства при подготовке проектов правовых актов;
-
распознавать юридические ошибки в правотворчестве и находить пути их устранения;
3) владеть навыками:
-
исследования основных актов Федерального собрания РФ;
-
подготовки проектов федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, правовых актов органов исполнительной власти, муниципальных правовых актов;
-
юридической экспертизы проектов правовых актов;
-
антикоррупционной экспертизы правовых актов, проектов правовых актов;
-
планирования правотворческой работы;
-
профессиональной интерпретации правовых норм, уяснения и разъяснения их содержании.
Следует поощрять активное использование студентами информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», уделяя внимание проверке достоверности той или иной информации. Предпочтение следует отдавать официальным сайтам органов власти (прежде всего официальным сайтам федеральных, региональных и местных представительных органов: https://www.pravo.gov.ru, https://www.duma.gov.ru, https://www.kosoblduma.ru, https://www.duma-kostroma.ru), а также ресурсам, существующим достаточно длительное время.
С учетом практической направленности курса и его фиксации на письменных объектах (документах) использование мультимедийных презентаций, обеспечивающих наглядное представление материала, становится настоятельной необходимостью.
Огромную помощь в работе с нормативным материалом, а также в решении практических заданий окажет использование современных справочных правовых систем, таких как «КонсультантПлюс», «Гарант», «Референт, «Кодекс».
Программой также предполагается использование режима:
-
деловых игр, с целью моделирования правовых ситуаций;
-
коллоквиумов, для проверки текущих знаний;
-
анализ научных статей, законодательства, направленный на формирование навыков профессионального анализа документов;
-
анализ домашних работ по заданной тематике;
-
написание эссе по темам для самостоятельного изучения;
-
проведения «круглых столов» совместно с представителями законодательной власти,
-
выездные семинары в Костромскую областную Думу и Думу города Костромы для закрепления знаний, полученных в рамках лекционных заданий.
следующая страница>