Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2 ... страница 25страница 26


АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ


Л.А. Степашко


ФИЛОСОФИЯ

И ИСТОРИЯ

ОБРАЗОВАНИЯ

Учебное пособие

для студентов высших учебных заведений
РекомендованоКоординационным Советом по психологии

Министерства общего и профессионального образования РФ

к использованию в вузах и школах РФ в качестве

необходимой учебно-методической литературы

Москва


Московский психолого-социальный институт

Издательство «Флинта»

1999

ББК 74


С 79

Библиотека педагога-практика
Главный редактор Д.И. Фельдштейн

Заместитель главного редактора С.К. Бондарева


Члены редакционной коллегии: Ш.А. Амонашвили, А.Г.Асмолов,

А.А. Бодалев, В.П. Борисенков, Г.Н. Волков, И.В. Дубровина, Л.П.Кезина, М.И. Кондаков, М.Ю. Кондратьев, Г.Б. Корнетов, Л.Е. Курнешова,

М.Н. Лазутова, В. И. Лубовскчй, В.Я. Ляудис, Н.Н. Малафьев,

З.А. Малькова, В.А. Михайлов, А.И. Подольский, В. В. Рубцов,

В.А. Сластенин. B.C. Собкин, Л.С. Цветкова, Б.Ю. Шапиро
Рецензенты:
доктор педагогических наук, профессор Никитенко В.Н.

кандидат педагогических наук, доцент Фишбейн М.Е.


Степашко Л.А.

Философия и история образования: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. — 272 с.


ISBN 5-89502-050-х (Московский психолого-социальный институт)

ISBN 5-89349-146-7 (Флинта)

В пособии в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта к нормативному курсу «Философия и история образования» представлена авторская концепция этой еще только формирующейся учебной дисциплины. Содержание дидактических единиц и требований государственного стандарта раскрывается через изложение основных вопросов современной философии образования, рассмотрение гуманистических течений, школ, учений в зарубежной и отечественной педагогической мысли от древнейших времен и заканчивая XX в. Часть I освещает проблемы философии образования в системе современного педагогического знания, генезис гуманистической традиции в педагогике западной цивилизации. В части II показано развитие образования в России, история отечественной педагогики представлена в гуманистических и демократических идеях, концепциях, педагогических системах, образцах воспитательной практики, в преемственности и различиях дореволюционной и советской педагогической мысли.

Пособие предназначено для подготовки к лекциям, семинарам, для самообразования: к каждой теме предлагаются план, задания для самостоятельной работы, литература. Пособие адресовано преподавателям, аспирантам, студентам, учителям, всем, кто интересуется проблемами гуманизации современного образования, истоками современных инновационных процессов в педагогике.


Печатается по решению редакционно-издательского совета Хабаровского государственного педагогического университета

ISBN 5-89502-050-х (Московский

психолого-социальный институт)

ISBN 5-89349-146-7 (Флинта) ©МПСИ, 1999



ВВЕДЕНИЕ

Данное учебное пособие ориентировано на государственный стандарт к новому нормативному курсу «Философия и история образования». Философия образования, с её обращённостью к наиболее общим вопросам воспитания и образования, — составная часть любой педагогической концепции, теории, однако как самостоятельная область педагогического знания формируется в последнее десятилетие XX в. История образования (история педагогики), изучающая духовный и практический опыт человечества в сфере воспитания и образования в различные исторические периоды, с древнейших времён до наших дней, более века представлена в педагогической науке в качестве специальной области педагогических исследований. Философско-педагогические воззрения мыслителей прошлого органично включаются в историко-педагогическое знание, способствуют выявлению, сохранению и передаче наследуемого генетического ядра науки — методологического фундамента современных инновационных процессов.

История педагогики, традиционный учебный предмет педагогического образования, в практике преподавания представлена разнообразием учебных курсов, обусловленным различиями в концептуальных позициях авторов, — в отборе и структурировании образовательного материала. Концепция, реализованная в данном учебном пособии, ориентирована, как и другие учебные предметы современного педагогического образования, на развитие у студентов гуманистически направленного профессионального мышления. С этой целью отбор и структурирование образовательного материала определяются идеей истории гуманистической традиции в теории и практике европейского и отечественного воспитания и образования, а также идеей гуманистической ориентации современной культурной доминанты (на человека как главную ценность культуры, на образование как развитие индивида в культурную личность).

Непреходящий характер гуманистической традиции в педагогике имеет объективным основанием гуманистическую природу педагогического процесса. Данная закономерность достаточно определённо проявляется в этнографических исследованиях, а в опыте педагогов-гуманистов обнаруживает свою чудодейственную силу, особенно в перевоспитании личности.

В своём историческом движении гуманистическая традиция рождала и развивала вечные педагогические идеи, разрабатывала разнообразные формы, виды, способы организации педагогического процесса. И если первые из века в век питают процесс развития педагогического мировосприятия, то вторые больше нацеливают на практику в её динамике, поиске инновационных технологий. Педагоги-гуманисты прошедших времён своими размышлениями как бы живут в личном знании, в индивидуальной культуре современного педагога, «задавая» направления, определяя характер его профессиональной деятельности.

Гуманистическая традиция, пролагая свой путь через века европейской и отечественной истории, наполняя универсалии педагогики жизнесмыслами, созвучными с общекультурными и профессиональными устремлениями всё большего числа педагогов, уже более столетия существует как гуманистическая педагогика. Как ни разнообразны, ни разнолики её концепции, теории, технологии, их объединяет отношение к ребёнку — «великий императив гуманистической педагогики» (Г.Б. Корнетов): любить ребёнка, служить для него примером, уметь понимать его, быть способным взглянуть на мир его глазами; безусловно признавать в нём личность, достойную всяческого уважения, доброго отношения независимо от конкретного поведения; помочь личности обрести своё подлинное лицо, сформировать механизм самозащиты от деформирующего воздействия окружающего мира. В этих правилах педагога-гуманиста — критерий оценки теоретического и практического опыта воспитания и образования прошлых эпох.

Реализуя заданный образовательным стандартом методологический — культурологический — подход, автор пособия стремился включить развитие гуманистической педагогической традиции в общий процесс культурно-исторического развития западной и российской цивилизаций и прежде всего — в развитие гуманистической традиции в европейской и отечественной культуре. При этом автор опирался на духовную культуру, на гуманистически-аксиологический подход к культуре — подход «изнутри»: от человека как субъекта культуры, его установок, ценностей, идеалов. Развитие культуры представало в её глубинных основаниях: через изменение «жизнесмыслов» «универсалий» культуры (человек, космос, природа, общество, активность, деятельность и тд.); утверждение определённых жизнесмыслов в качестве «стереотипов» личного и общественного сознания; передачу стереотипов последующим поколениям в качестве «традиции». Тот же «механизм» характеризует развитие педагогических традиций, в т.ч. гуманистической, в универсалиях, жизнесмыслах, стереотипах которой интерпретируются общекультурные установки, идеалы и ценности. Такой культурологический «цивилизационный» подход (М.В.Богуславский, Г.Б.Корнетов) сочетается с парадигмальным (включение духовного опыта педагога в общекультурную, общенаучную, общепедагогическую парадигму его времени), аксиологическим (выявление тех педагогически ценных идей, которые всегда сохраняют творчески-конструктивное начало — З.И. Равкин), образуя методологическую основу данной работы.

Пособие состоит из четырех разделов. Первый раздел рассматривает роль философии образования в системе современного педагогического знания. Второй раздел посвящен развитию гуманистической традиции в педагогике западной цивилизации. В третьем разделе дан анализ развития гуманистической традиции в дореволюционной педагогике России. Четвертый раздел раскрывает развитие гуманистической традиции в советской педагогической мысли.

Использование пособия необходимо предполагает обращение читателя к хрестоматиям по истории педагогики, к сочинениям педагогов-классиков, к справочникам и словарям. Пособие же должно помочь выявлению и осмыслению «движения» философско-педагогической мысли в её преемственности и новациях, антиномиях и альтернативах, инвариантах и вариантах; способствовать тем самым росту общей и педагогической культуры, развитию профессионального мышления, «оформлению» личного «живого» знания, взглядов, убеждений в известную целостность — своё педагогическое «кредо».


следующая страница>


Учебное пособие для студентов высших учебных заведений

Данное учебное пособие адресовано студентам, но может быть также интересно преподавателям ряда социальных и гуманитарных дисциплин

1675.22kb.

06 10 2014
7 стр.


Учебное пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений / Пер с англ. В. Н. Егорова. 2-е изд. М.: Юнити, 2002. 595 с. 13 экз

Вяткин Л. А. Туризм и спортивное ориентирование: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Academia, 2001. – 208 с. 11 экз

60.92kb.

14 10 2014
1 стр.


Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по психологическим и педагогическим специальностям
276.1kb.

11 10 2014
1 стр.


Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н. П. Бесчастнов, В. Я. Кулаков и др. М.: Гуманитар. Изд. Центр владос, 2003. 224 с
22.72kb.

16 12 2014
1 стр.


Учебное пособие для студентов высших учебных заведений

А. А. Бодалев, В. П. Борисенков, Г. Н. Волков, И. В. Дубровина, Л. П. Кезина, М. И. Кондаков, М. Ю. Кондратьев, Г. Б. Корнетов, Л. Е. Курнешова

4186.84kb.

14 12 2014
26 стр.


Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е. А

В рамках этого мероприятия для региональной научно-практической конференции, библиотекой была представлена книжная выставка

98.89kb.

25 12 2014
1 стр.


Учебное пособие для студентов экономических специальностей высших и средних специальных сельскохозяйственных учебных заведений

Охватывает все функциональные направления, но специфичными общезаводскими и цеховыми мероприятиями являются

5855.94kb.

01 09 2014
28 стр.


Учебно-методическим объединением высших учебных заведений Республики Беларусь по образованию в области машиностроительного оборудования и технологий в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений
33.7kb.

11 10 2014
1 стр.