ТЕРАПИЯ ИСКУССТВОМ.
Учебное пособие по арт-терапии
Под научной редакцией В.Н. Никитина, Н. Бояджиевой, Л.Д. Лебедевой, И.В. Вачкова
Рекомендовано к публикации в качестве учебного пособия для студентов, аспирантов и докторантов высших учебных заведений, обучающихся по специальности практическая психология, психологическое консультирование, психотерапия Учеными советами:
Софийского университета, София. Болгария
Сегедского университета, Сегед. Венгрия
факультета изучения социального благополучия и недуга Шяуляйского университета, Шауляй. Литва
факультета практической психологии Института психологии и педагогики, Москва. Россия
Крымского гуманитарного университета, Ялта. Украина
В книге представлены современные научные исследования теории и практики терапии искусством (арт-терапии). Осуществлен системный анализ методологии арт-терапии по основным направлениям арт-терапевтической деятельности. Описаны модели и техники арт-терапевтической работы, применяемые в странах Восточной Европы. Издание рекомендовано для студентов, аспирантов, докторантов, научных сотрудников психологической специализации, а также для всех читателей, интересующихся вопросами терапии искусством.
Перевод: Н.Н. Никитиной, Э. Балог, Ю. Будаи
Художественное оформление А.И. Лобанова. Рисунок на обложке А.И. Лобанова
Особую благодарность участники проекта выражают авторам, взявших на себя труд по редактированию переводного материала:
И.В. Вачкову, Л.Д. Лебедевой, В.Н. Никитину, А.В. Старовойтову.
Восточно-европейская ассоциация арт-терапии(Eastern European art therapyassociation)
Болгария, 1680София, Топлидол,1 (Bulgaria, 1680 Sofia, Toplidolstr., 1)
Председатель:
Владимир Николаевич Никитин
тел. (mob): +7 926 210 9751 (Россия), +359 089 277 2689 (Болгария)
эл. почта (e-mail): [email protected]
Директор:БойчоАвтов, тел.: +359 089 8582390 (Болгария)
эл. почта (e-mail):[email protected]
skype: bavtov
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ «ТЕРАПИЯ ИСКУССТВОМ»
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие.
Часть I. МЕТОДОЛОГИЯ АРТ-ТЕРАПИИ.
Глава 1. Философия искусства.Никитин В.Н., Лобанов А.И.
1.1.СУЩНОСТЬ ИСКУССТВА.
1.2.ИСКУССТВО КАК ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ.
Глава 2. Психология искусства.Никитин В.Н.
2.1.ОНТОЛОГИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ.
2.2. ОНТОЛОГИЯ ЧУВСТВ И АФФЕКТЫ.
2.3.ОНТОЛОГИЯ ВООБРАЖЕНИЯ.
Глава 3. Терапия искусством.
3.1. ОНТОСИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В АРТ-ТЕРАПИИ.
Никитин В.Н.
3.2. ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В АРТ-ТЕРАПИИ.
Лебедева Л.Д.
3.3. ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДХОДАРТ-ТЕРАПИИ.
СтаровойтовА.В.
3.4.АРТ-ТЕРАПИЯ В СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ И КОНСУЛЬТИРОВАНИИ.
Бояджиева Н.
3.5.СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ЭТИЧЕСКИХ КОДЕКСОВ АРТ-ТЕРАПЕВТОВ.
Мацуй Н.В.
3.6. МАРГИНАЛЬНАЯ ЭСТЕТИКА ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА.
СтаровойтовА.В.
ЧАСТЬ II. ПРАКТИКА АРТ-ТЕРАПИИ.
Глава 1. Здоровье как общечеловеческая ценность. Саморегуляция: генезис и методы.
1.1. К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ «ЗДОРОВЬЕ».
Никитин В.Н.
1.2. КРИТЕРИИ ЗДОРОВЬЯ: БОЛЬ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА.
Никитин В.Н.
1.3.ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФЕНОМЕНА «ЗДОРОВЬЯ».
Никитин В.Н.
1.4. РАЗВИТИЕ ЗДОРОВЬЯ: СТРАТЕГИИ И ЦЕЛИ В СТРАНАХ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ.
Немет А.
1.5. ПРОЦЕССЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЗАВИСИМОСТИ И ИЗМЕНЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ.
Будаи Э.
1.6.САМОРЕГУЛЯЦИЯ: НАРУШЕНИЕ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ОПЕРАЦИОННОГО БАЛАНСА ТЕЛА И ДУШИ. РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПСИХОСОМАТИЧЕСКОМ ПОДХОДЕ.
Лантош К.
1.7.TЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ МУЗЫКИ В ОБУЧЕНИИ.
Пукански Ю.
Глава 2. Терапия визуально-пластическими художественными средствами.
2.1.БАЗОВЫЕ ПОДХОДЫ В СТАНОВЛЕНИИ МЕТОДОЛОГИИ АРТ-ТЕРАПИИ.
Лебедева Л.Д.
2.2. ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ВОЗДЕЙСТВИЮ АРТ-ТЕРАПИИ НА ДЕТЕЙ СО СПЕЦИАЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В ЛИТВЕ.
Вайткявичене А.
2.3. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК ОТРАЖЕНИЕ УСТАНОВОК ОБЩЕСТВА.
В.Гудонис
2.4. СИСТЕМНО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ.
Старовойтов А.В.
2.5.«ПАЛЬЧИКОВАЯ ЖИВОПИСЬ» КАК АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ МЕТОД РАБОТЫ С ДЕТЬМИ.
Совиер-Касшпик И.
2.6. ИСТОРИЯ ВЗГЛЯДА: ФОТОГРАФИЯ В АРТ-ТЕРАПИИ.
СтаровойтовА.В.
Глава 3. Пластико-двигательная терапия.
3.1.ОНТОЛОГИЯ ТЕЛЕСНОГО ДВИЖЕНИЯ.
Никитин В.Н.
3.2.ТЕРАПИЯ ДВИЖЕНИЕМ.ПЛАСТИКО-КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД.
Никитин В.Н.
3.3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖЕСТ И ЖЕСТОВЫЙ ТАНЕЦ.
Хонг А.
Глава 4. Трансперсональная голосовая терапия.
4.1.ОНТОЛОГИЯ ГОЛОСОВОГО ЗВУЧАНИЯ.
Никитин В.Н.
4.2.ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ГОЛОСОВАЯ ТЕРАПИЯ.
Никитин В.Н.
4.3.ЛЕЧЕНИЕ ДУШИ ОРТОДОКСАЛЬНЫМ СВЯЩЕННЫМ ПЕСНОПЕНИЕМ.
Костова В.
Глава 5. Сказкотерапия.
5.1.CКАЗКОТЕРАПИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.
Вачков И.
5.2. СКАЗКОТЕРАПИЯ В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЕ.
Стишенок И.
“THERAPY BY ART” TEXT-BOOK
Contents
Introduction
PART I. METHODOLOGY OF ART THERAPY
Chapter 1.Philosophy of art.V.Nikitin, A.Lobanov
1.1.THE ESSENCE OF ART
1.2.ART AS OBJECTIVE REALITY
Chapter 2.Psychology of art.V.Nikitin
2.1.ONTOLOGY OF VISUAL PERCEPTION
2.2. ONTOLOGY OF FEELING AND AFFECTS
2.3. ONTOLOGY OF IMAGINATION
Chapter 3.Терапияискусством
3.1.ONTOSYNERGETICAPPROACH.
V.Nikitin
3.2.THE HUMANISTIC APPROACH IN ART THERAPY.
L.
Lebedeva
3.3. PSYCHODYNAMIC APPROACH.
A.Starovoytov
3.4.ARTTHERAPYINSOCIALPEDAGOGICALPRACTICEANDCOUNSELING.
N.Boiadjieva
3.5.THE COMPARATIVE ANALYSIS OF ETHICAL CODES OF FOREIGN AND RUSSIAN ART THERAPISTS.
N.Matsuy
3.6. MARGINAL ESTHETIC OF PSYCHOTHERAPEUTIC CREATIVITY.
A.Starovoytov
PART II. PRACTICE OF ART THERAPY (THERAPY BY ART)
Chapter 1.Health as universal value. Self-regulation: genesis and methods.
1.1. ABOUT THE DEFINITION OF ESSENCE “HEALTH” CONCEPT.
V.Nikitin
1.2. CRITERIA OF HEALTH: PAIN AND ITS MEANING FOR A HUMAN BEING.
V.Nikitin
1.3. TRANSPERSONAL ASPECTS OF “HEALTH” PHENOMENON.
V.Nikitin
1.4. HEALTH PROMOTION: STRATEGY AND AIMS IN EASTERN EUROPE.
A.Németh
1.5. THE PROCESS OF THE FORMATION OF ADDICTIONS AND CHANGE OF BEHAVIOR.
É.Budai
1.6. SELF-REGULATION: PSYCHOSOMATIC APPROACH
. K.Lantos
1.7. THERAPEUTIC VALUE OF MUSIC IN STUDY.
J.Pukánszky
Chapter 2. Therapy by visual and plastic art means
2.1.THE BASIC APPROACHES IN DEVELOPMENT OF ART THERAPY METHODOLOGY.
L.Lebedeva
2.2. OVERVIEW OF ART THERAPY RESEARCH FOR CHILDREN WITH SPECIAL NEEDS IN LITHUANIA.
A.Vaitkeviciene
2.3.APPLIED ART AS REFLECTION OF VALUES OF SOCIETY.
V.Gudonis
2.4. SYSTEMATIC-ANALYTICAL METHODS OF ART THERAPY IN THE WORK WITH A FAMILY.
A.Starovoytov
2.5. ART THERAPY IN POLAND.
I.Sowier-Kasprzyk
2.6. THE HISTORY OF VIEW: PHOTOGRAPH IN ART THERAPY
. A.Starovoytov
Chapter 3. Plasticmovingtherapy
3.1. ONTHOLOGY OF BODILY MOVEMENT.
V.Nikitin
3.2.THERAPY BY MOVEMENT. PLASTIC COGNITIVE APPROACH.
V.Nikitin
3.3.PSYCHOLOGICAL GESTURE AND GESTURE DANCE.
A.Hong
Chapter 4.Vocal therapy
4.1. ONTOLOGY OF VOCAL SOUNDING.
V.Nikitin
4.2.TRANSPERSONAL VOCAL THERAPY.
V.Nikitin
4.3.HEALING THE SOUL WITH ORTHODOX SACRED CHANTS.
V.Kostova
Chapter 5.Fairytale therapy
5.1. FAIRYTALE THERAPY AS PSYCHOLOGICAL SCIENTIFIC PRACTICAL TENDENCY.
V.Vachkov
5.2.FAIRYTALE THERAPY IN INDIVIDUAL AND GROUP WORK.
I.Stishenok
АВТОРЫ ПРОЕКТА
Россия
Владимир НИКИТИН
доктор философских наук, кандидат психологических наук, профессор, заведующий кафедрой философской антропологии и арт-терапии Института психологии и педагогики г. Москва. Председатель Восточно-европейской ассоциации арт-терапии (г. София).
Исследования выполнены при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательских проектов:№08-03-00201 «Здоровье как личностная ценность»; №05-03-03435а «Онтология человеческой телесности: основные подходы»; №08-03-00201 «Здоровье как личностная ценность»
Людмила ЛЕБЕДЕВА
доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе и международному сотрудничеству Московского института позитивных технологий и консалтинга.
Исследованиевыполненоприфинансовойподдержке РГНФ в рамкахнаучно-исследовательскогопроекта № 11-06-00480а
Игорь ВАЧКОВ
доктор психологических наук, профессор, Московский городской психолого-педагогический университет. Главный редактор всероссийского журнала «Школьный психолог» и электронного журнала «Клиническая и специальная психология», президент международного Сообщества сказкотерапевтов, член Союза писателей России.
Наталья МАЦУЙ
кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета практической психологии Института психологии и педагогики г. Москва.
Артём ЛОБАНОВ
кандидат педагогических наук, доцент кафедры философской антропологии и арт-терапии Института психологии и педагогики г. Москва.
Болгария
Нелли БОЯДЖИЕВА
доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики и социального дела Софийского университета «Св. КЛ. Охридски». Профессор Ассоциации профессоров славянских стран (Болгария).
Александра АЗИЗБАЕВА (Хонг)
доцент кафедры сценического движения Национальной академии театрального и кино искусств „Кр.Сарафов” (София). Член Союза Артистов Болгарии.
Украина
Андрей СТАРОВОЙТОВ
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Крымского гуманитарного университета (Ялта), директор лаборатории системно-аналитической арт-терапии (КГУ, Ялта).
Литва
Витаутас ГУДОНИС
доктор психологических наук, профессор кафедры Специальной педагогики Шяуляйского университета (Литва), академик Академии педагогических и социальных наук России.
Аста ВАЙТКЯВИЧЕНЕ
кандидат педагогических наук, доцент Шяуляйского университета. Заместитель председателя Ассоциации арт-терапии Литвы.
Польша
Изабелла СОВИЕР-КАСШПИК
кандидат экономичических наук, доцент факультета менежмента Технологического университета (г. Ченстохова).
Венгрия
Анико НЕМЕТ, Эва БУДАИ, Каталин ЛАНТОШ, Юдит ПУКАНСКИ
докторанты отделения здорового поведения и развития здоровья факультета науки здоровья и социального развития Сегедского университета.
Беларусь
Ирина СТИШЕНОК
практический психолог, преподаватель Гомельского областного института развития образования. Член Белорусской ассоциации психотерапевтов, член Сообщества сказкотерапевтов.
Македония
Верица КОСТОВА
старший преподаватель Института философии Университета «Св.Кирилла и Мефодия», г. Скопье.
THE AUTORS
Russia
Vladimir Nikitin, Dr. of Philosophical Sciences, Dr. of Psychological Sciences, Prof.,
Head of Philosophical anthropology and Art-therapy Department,
Psychological and Pedagogical Institute. Moscow, Russia
This scientific research was financed by RGNF within the project integration:№08-03-00201; №05-03-03435а
Ludmila Lebedeva,Ph.D. (Doctor of Pedagogics), professor,
Vice-chancellor on research work of the Institute of positive technologies and consulting
Moscow, Russia
This scientific research was financed by RGNF within the project integration № 11-06-00480а
Igor Vachkov,Doctor of psychological Sciences, Professor,
President of the international Association of skazkoterapevts, editor-in-chief of the magazines "School psychologist" and "Clinical and special psychology"
Natalya Matsuy,Pro-rector for Distance Education, Dean at the Faculty of Practical Psychology at the Institute of Psychology and Pedagogy, Candidate of pedagogical sciences, PhD in pedagogical sciences
PHDArtyomLobanov,associate professor, Institute of Psychology and Pedagogy, Moscow
Bulgaria
Рrof. PHDNely Boiadjieva,Sofia University “St. Kl. Ohridsky”
Aleksandra Hong, associate professor,
National Academy of Theater and Film Arts – NATFA ”Kr.Sarafov”, Sofia,Bulgaria
Ukraine
AndreyStarovoytov
Lithuania
Рrof. PHD VytautasGudonis,special education department, Siaulial University
PHDAstaVaitkeviciene, associate professor of theDepartment of Social Pedagogy and Psychology in the Siauliai University. Deputy Chairman of the Board of the Lithuanian Arts Therapy Association.Responsible for educational programmes commission of the Eastern-European Arts Therapy Association.
Spheres of research interests: Art Psychology, Art Therapy, History of Provision of Social
Poland
IzabellaSowier-Kasprzyk,Dr. of Economical Sciences,
Czenstochowa Technical University, Management Faculty
Hungary
Anikó Németh, assistantlecturerSection of Health Behaviour and Health PromotionFaculty of Health Sciences and SocialStudies, University of Szeged
ÉvaBudai, assistantlecturerSection of Health Behaviour and Health PromotionFaculty of Health Sciences and SocialStudies, University of Szeged,
Katalin Lantos, assistant lecturer Section of Health Behaviour and Health Promotion Faculty of Health Sciences and Social Studies, University of Szeged
Judit Pukánszky, assistant lecturer Section of Health Behaviour and Health Promotion Faculty of Health Sciences and Social Studies, University of Szeged
Belarus
Irina Stishenok, practical psychologist (psychologist and adviser),
Gomel regional Institute of the education development
Macedonia
VericaKostova, lecturer. Philosophy Institute. “St.Kirill and Mephodiy” University, Skopie