Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1

Божко Ирина Михайловна

Управление образования администрации

Шебекинского района


Формирование национальных базовых ценностей через патриотическое воспитание обучающихся

Автор опыта: Божко


Ирина Михайловна

Учитель истории и обществознания, классный руководитель

МБОУ «СОШ №1 с УИОП»

г. Шебекино

Шебекинский район 2012

Содержание:

Информация ………………………………………….3

Технология опыта……………………………………9

Результативность опыта……………………………..17

Библиографический список………………………….22

Приложение к опыту…………………………………23



Информация об опыте.

  1. Тема опыта.

Формирование базовых национальных ценностей через патриотическое воспитание обучающихся

  1. Сведения об авторе опыта.

Божко Ирина Михайловна, учитель истории и обществознания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов города Шебекино Белгородской области»

3. Условия возникновения и становления опыта.

Шебекинская СОШ №1 – самая большая школа в городе и в районе. В ней обучается 1079 человек. В настоящее время средняя школа №1 является муниципальным общеобразовательным учреждением с углубленным изучением отдельных предметов, в школе 45 классов – комплектов.

Учитель преподаёт историю и обществознание в 5-х, 6-х, 9-х, 10-х классах, является классным руководителем в 5 «В» классе. Большинство учеников нашей школы проживает в микрорайоне школы. Но, несмотря на это, дети очень разные, каждый ребёнок требует индивидуального подхода к себе. В школе учатся способные дети, которым нужно создать особое образовательное и воспитательное пространство, где они могли бы реализовать творческий потенциал, есть обычные дети и проблемные дети, нуждающиеся в индивидуальном подходе в процессе воспитания. В этой школе учитель работает 1-й год. Формированием базовых национальных ценностей, таких как патриотизм, гражданственность, национальная идентичность учитель заинтересовался, работая в СОШ №2, СОШ №4. Безусловно, работа в разных школах, обогатила педагога и повлияла на формирование опыта.

4. Актуальность опыта.

Сегодня Россия переживает ответственейший период своей истории. Избрав демократический путь развития, она ищет наиболее эффективные средства самоопределения, реализации современных программ экономических, политических и социальных преобразований. Кардинальное обновление России возможно только при условии высвобождения творческого потенциала народа, осуществления подлинной свободы личности, способной к развитию и саморазвитию, социальной востребованности всего спектра способностей и знаний каждого человека. Новое время предъявляет и новые социальные требования к системе российского образования и воспитания: «Школа в широком смысле этого слова должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способы к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны» (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: журнал «Управление школой», 2002, №№27-28). Воспитательную работу учитель проводит в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая является методологической основой разработки и реализации федерального образовательного стандарта общего образования. В связи с этим, учитель реализует свою воспитательную работу в соответствии с требованиями ФГОС, программой воспитания и социализации на ступени основного общего образования: «воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной» Современный учитель должен стремиться воспитать высоконравственных творческих компетентных граждан России, принимающих судьбу Отечества как свою личную, осознающих ответственность за настоящее и будущее своей страны т. е. воспитать в детях национальный идеал.



5. Ведущая идея опыта.

Воспитательная система учителя выполняет социальный заказ общества общеобразовательной школе. Который заключается в следующей системе фундаментальных социальных и педагогических понятий, а также отношений между ними: нация, национальное государство, национальное самосознание, патриотизм, гражданское общество, многообразие культур и народов, социализация, межэтнический мир, развитие, воспитание, базовые национальные ценности, духовно-нравственное воспитание личности и гражданина России. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы. Ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у обучающихся любви к своей Родине, постоянной готовности к её защите. Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан России во все времена. Воспитание гражданина и воспитание патриота – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным традициям прошлого. Многое должна сделать школа и в том числе учителя истории, которые одновременно являются и классными руководителями.

После распада СССР наша страна оказалась в кризисном состоянии. Причём это коснулось не только экономики и политики, но и духовной сферы. Были утеряны ценности, существовавшие в государстве на протяжении семидесяти лет. Потерять легко, а вот создать что-то новое оказалось гораздо труднее.. Как сделать так ,чтобы из наших детей выросли граждане, которые чтут и помнят свои корни, любят свою страну, свой народ, уважают культуру других наций и народов, живущих на территории нашей страны, в условиях терроризма и национализма» Как противостоять СМИ, которые порой насаждают чуждые русской культуре ценности, сеют вражду, ненависть, пропагандируют безнравственное поведение? Учитель считает, что один в поле не воин и заниматься воспитанием наших детей должно всё общество и государство в целом. Но, а что же может учитель, классный руководитель? Как достучаться до детских душ и сердец? В этом и заключается ведущая идея опыта.

6. Длительность работы над опытом.

Шесть лет.



7. Диапазон опыта.

Внеурочные занятия: музейные уроки, экскурсии, поисковые и исследовательские работы учащихся, классные часы.



8. Теоретическая база опыта.

Проблема патриотического воспитания является предметом значительного числа исследований отечественных и зарубежных ученых. Данные вопросы освещаются в трудах В.Г. Белинского, К.А. Гельвеция, Н.А. Добролюбова, А.П. Куницына, А.Н. Радищева, К.Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского, И.М. Ястребцова и др.

Слово «патриот» пришло в Россию из Франции. Так 200 лет назад называли граждан, добровольно вступивших в армию для борьбы с австро-прусскими интервентами. В Испании термин «патриот» встречается в призыве «Патриот о муэрте!» - «Родина или смерть!»

В советской педагогике проблема патриотического воспитания подрастающего поколения разрабатывались такими учеными, как И.А. Каиров, А.С. Макаренко, И.С. Марьенко, М.А. Терентий, В.И. Шахненко и др.В педагогических исследованиях советского периода нет однозначного определения данного понятия. Некоторые ученые рассматривают патриотизм как нравственное чувство (В.В. Белорусова, Т.А. Ильина, И.Т. Огородников, Д.Н. Щербаков и др.), другие (Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, В.П. Есипов, Ф.Ф. Королев, И.П. Тукаев и др.) определяют патриотизм как моральный принцип, третья группа исследователей относит патриотизм к нравственным качествам (И.С. Марьенко, Н.П. Егоров, А.Д. Солдатенков, А.В. Янковская и др.).

Традиционно под патриотическим воспитанием понималось привитие любви к Родине, уважения и преданности сущест­вующему государственному порядку.

Длительное время в официальной педагогике основу воспи­тания патриотизма составляла идея подчеркивания положитель­ных сторон действительности и замалчивания отрицательных, особенно при преподавании истории. Это в начале XX века счи­талось «альфой и омегой нашей педагогической мудрости по части патриотического воспитания». При этом упускалось из виду, что тенденциозное преувеличение достижений родной страны в ущерб достижений других стран - плохая услуга Оте­честву. Программа патриотического воспитания, направленная на то, чтобы скрыть отрицательные стороны собственной жизни

и внушить школьникам любовь к Родине одними дифирамбами «своему родному», по логике вещей не имеет ничего общего с патриотизмом. Передовые педагоги отмечали, что учебная книга должна быть «свободной от всякой тенденциозности...». Школа обязательно должна быть вне политики.

В истории России в конце XVIII века имело место «критиче­ское» направление образования (А. Мусин-Пушкин), когда на первый план выставлялись отрицательные герои родной исто­рии и литературы. На недопустимость негативного содержания образования, которое не годится для детей, обращал внимание К. Д. Ушинский. Такое пагубное «образование» деморализовало школьников, отнимало у них веру в лучшее будущее. Нужна зо­лотая середина. Как этого достичь?

Материалы реформы средней школы 1915 г. указывали на недопустимость фальши, тенденциозности в преподавании ис­тории, нравоучений на патриотические темы. «Необходимо, од­нако, помнить, что высокая воспитательная цель исторического преподавания не должна и не может достигаться иначе как пу­тем правдивого ознакомления детей с событиями и образами прошлого, живо говорящими детскому уму и сердцу. Отрешен­ные от исторической действительности назидательные речи преподавателя с нравоучениями на патриотические темы, внося в учебное дело нежелательную и вредную фальшь, извратили бы доброе воспитательное средство, и повели бы к прямому педаго­гическому злу». Не вызывает сомнения, что любовь к Родине можно воспитывать только научно-правдивым изложением ис­торического курса. В ином случае школьники теряют к нему до­верие. Отсюда выдвигалось однозначное и категоричное требо­вание устранения из преподавания неправды и тенденциозности. В 1930-е годы содержание патриотизма наполнилось пре­данностью вождю, пассивной исполнительностью. Акцент пе­реносился на изучение роли народных масс в истории, классо­вой борьбы, революционных движений и социалистических идей.

Большой опыт в патриотическом воспитании молодежи через изучение истории Отечества был накоплен в первые годы Великой Отечественной войны, поскольку сама жизнь ставила перед школой задачу повышения идейно-политической насы­щенности всего учебного процесса и, в частности, уроков исто­рии. Необходимо было подготовить школьников к любым испы­таниям во имя защиты Родины. По справедливому замечанию академика Н. М. Дружинина, «в преддверии неминуемой войны история стала подлинным орудием гражданского воспитания народа».

В условиях начавшейся войны первоочередным действием Наркомпроса РСФСР было внесение изменений в содержание курсов истории. В программах перераспределялось учебное время, отводимое на изучение отдельных разделов и тем, ис­ключался менее значимый в сложившихся условиях материал.

Стремление дать выпускникам средней школы полноценный объем знаний о прошлых периодах отечественной истории, в которых наиболее ярко и впечатляюще проявились мужество, патриотизм, самопожертвование русского парода, священная ненависть к иноземным захватчикам, было тем более оправдан­но, что многие десятиклассники прямо со школьной скамьи от­правлялись на фронт, вступали в партизанские отряды.

Чтобы удовлетворять возросший интерес школьников к ис­тории и успешно решать проблему патриотического воспитания, необходимы были новые учебники, но их катастрофически не хватало.

В сложившейся ситуации неоценимую помощь советской школе оказали ученые историки института истории АН СССР и Московского государственного университета - С. В. Бахрушин, К. В. Базилевич, Н М. Дружинин, Б. Д. Греков, М. В. Нечкина, Б. В. Тарле, М. Н. Тихомиров и др. Уже в июне 1941 года они опубликовали брошюры, статьи в журналах и газетах о борьбе с интервентами на разных этапах истории России, о выдающихся отечественных полководцах и флотоводцах.

Работа по корректировке программ привела к изменениям и в методике преподавания истории. Значительное место на уро­ках заняли образный, эмоциональный рассказ учителя, эвристи­ческая беседа, охватывающая всех учеников. Важную роль ста­ло играть привлечение фактов периодической печати, широкое использование произведений историко-художественной литера­туры и советской публицистики военной поры, иллюстраций, плакатов, исторических документов и др. На многих занятиях использовали индивидуальные задания, различные виды само­стоятельной работы.

Много внимания уделялось военной истории, изучению крупнейших сражений, в том числе судьбоносных для Отечест­ва. Объектом особого интереса учащихся было знакомство с полководческим искусством А. Невского, Д. Донского, А. Суво­рова, М. Кутузова и др.

Классные занятия по истории дополнились разнообразными формами внеклассной работы. Получили распространение исто­рические кружки, сферой деятельности которых было изучение героического прошлого и настоящего народов нашей страны, раскрытие подвигов многих героев Отечественной войн; прово­дились ученические конференции «Патриотизм русского наро­да», «Герои Гражданской и Великой Отечественной войн»; ис­торические вечера с сообщениями и докладами школьников; ве­лась переписка с фронтовиками; проводились экскурсии к па­мятным местам боевой и трудовой славы.

Подобная работа по патриотическому воспитанию велась в Советском Союзе и после войны.

В годы «перестройки», как известно, изменилось многое. Высказывались суждения, что служение только России для рос­сийских граждан должно уйти в прошлое и его должно заменить служение всему человечеству. В результате богатейший опыт формирования чувства любви и верности к своему Отечеству, накопленный советскими методистами и историками, был, если и не отвергнут, то, по крайней мере, забыт. Конечно, человек, родившийся на Земле, должен и служить Земле. Но коль сама история разделила всех людей по своим землям (странам), человек, естественно, всеми своими корнями привязывается именно к ней. В настоящее время ни одна страна мира не позволяет своему гражданину служить всему миру, а не собственному государству.

А стоило ли отходить от пропитавших нашу российскую ментальность традиций патриотизма, не раз в самые опасные годины испытаний, спасавших наше Отечество? Конечно - же нет, считают современные педагоги Д.В. Григорьев, П.В. Степанов, Е.Н. Степанов, идеи которых повлияли на формирование опыта классного руководителя.



9. Степень новизны.

Патриотическое воспитание - это не абсолютно новое явление в воспитательном процессе. Но на современном этапе обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей совре­менной государственной политики Российской Федерации. За­конопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отноше­ний — всё это непосредственно зависит от принятия граждани­ном России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни (Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России).

Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1), Концепцией духовно – нравственного воспитания и развития личности гражданина России, установлено, что «основные общеобразовательные прог­раммы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию фе­дерального государственного образовательного стандарта с учё­том типа и вида образовательного учреждения, образователь­ных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».

Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспита­ние обучающихся является первостепенной задачей современ­ной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. В настоящее время школа переходит на ФГОС второго поколения.



 Стандарт направлен на обеспечение:

формирования российской гражданской идентичности обучающихся;

единства образовательного пространства Российской Федерации; сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка, возможности получения основного общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;

духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья.

Реализовать это возможно как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно - полезные практики и других.


Технология опыта

  1. Цели и задачи.

Цель представленного опыта – показать, как происходит процесс формирования базовых национальных ценностей : патриотизма, социальной солидарности, гражданственности, у обучающихся в условиях современного развития общества.

Исходя из обозначенной цели, учитель наметил основные задачи воспитания и социализации личности

Задачи:

- создавать условия, помогающие школьникам проявлять себя гражданином России в добрых делах и поступках;



- способствовать пробуждению в школьниках внутреннего чувства патриотизма – любви и уважения к людям своего общества, к своей малой родине, к своей стране – России, гордости за их достижения, сопереживания им в радости и в бедах;

- создавать условия, способствующие осуществлению школьниками по своему выбору и желанию разных добрых дел, полезных другим людям, своей стране, в том числе требующих ради этого добровольно ограничить часть своих интересов;

- развивать и укреплять у обучающихся чувства долга и личной ответственности перед людьми своего общества и своей страной за её будущее и настоящее, учить отвечать за свои гражданские поступки перед своей совестью и гражданами своей страны;.

- воспитывать свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному. Гражданскому и иному самоопределению в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй, обществом, страной.



В сфере личностного развития воспитание обучающих­ся должно обеспечить:

• принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;

• готовность и способность выражать и отстаивать свою об­щественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;

• способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчи­вость в достижении результата;

• осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духов­ной безопасности личности, умение им противодействовать;

• свободолюбие как способность к сознательному личност­ному, профессиональному, гражданскому и иному самоопреде­лению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй, обществом, Россией, будущими поко­лениями;

• укрепление веры в Россию, чувства личной ответственнос­ти за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими по­колениями.

В сфере общественных отношений духовно-нравствен­ное развитие и воспитание обучающихся должно обеспе­чить:

• осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;

• готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;

• развитость чувства патриотизма и гражданской солидар­ности;

• заботу о благосостоянии многонационального народа Рос­сийской Федерации, поддержание межэтнического мира и со­гласия;

• осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Рос­сийской Федерации, Отечеству;

• понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого че­ловека;

• законопослушность и сознательно поддерживаемый граж­данами правопорядок;

• духовную, культурную и социальную преемственность по­колений.

В сфере государственных отношений духовно-нрав­ственное развитие и воспитание обучающихся должно со­действовать:

• укреплению и совершенствованию демократического фе­деративного правового государства с республиканской формой правления;

• повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;

Цели и задачи, которые поставил учитель, соответствуют содержанию современного образования.


2. Организация воспитательного процесса.

Формирование общенациональных ценностей происходит на классных часах

Тематика классных часов:

“Русь, Россия, Родина моя” – цикл классных часов о знаменательных событиях истории России;

“Мы – славяне” – цикл классных часов по славянской мифологии, традициям;

“День защитников Отечества” – проводится на каждой ступени обучения в различных формах;

“Запретный плод сладок” – диспуты, беседы по нравственному воспитанию подростков;

“Дом – край – мир” – цикл классных часов по реализации национально – регионального компонента;

“Я – гражданин России” – цикл классных часов о выдающихся личностях села, РБ, страны;

“Опалённые войной” – цикл классных часов, посвященных Великой Отечественной войне;

“Здравствуйте все” – цикл классных часов, посвященных воспитанию учащихся в духе толерантности, терпимости к другому образу жизни, другим взглядам;

“Наши права и обязанности” – цикл классных часов по правовой грамотности;

«Герои Советского Союза - наши земляки»

« Символика РФ и РБ»

Предлагаемая тематика классных часов проходит единой нитью через все года обучения учащихся, не исключая включения других тем.

На классных часах проходят тематические встречи и беседы с ветеранами войн, интересными людьми, выдающимися личностями. Ветеранов войн, к сожалению, осталось не много, и поэтому необходимо максимально использовать возможность общения с ними в различных ситуациях. Ученики приходят к ветеранам домой, слушают их рассказы о войне; выступают перед ними при проведении торжественных мероприятий. Часто приглашаем к себе в гости для общения интересных людей: среди них и поэты, и представители различных специальностей.

Классным руководителем был проведён открытый классный час «Овеян славою российский флаг», с использованием элементов театрализации (Приложение №1). Этот классный час направлен на формирование гражданственности и патриотизма.

Воспитание национальных базовых ценностей у учащихся осуществляется во внеурочной деятельности через использование краеведческого материала.

Важность изучения истории своего села, города, края в про­мессе воспитания детей была осознана еще в XIX веке. По об­разному выражению Д. С. Лихачева, краеведение способствует формированию «нравственной оседлости населения», «чувства Родины».

История нашей страны строится в основном на краеведче­ском материале, придающем ей свой неповторимый колорит. Местная история «увязывает в сознании школьников жизнь и быт любого населенного пункта страны в понятие нашей огромной Родины», следовательно, изучение истории своего края очень важно при формировании патриотических чувств у подрастающего поколения.

Жизнь семьи Ребиндеров, их служение Отчизне в разные периоды истории оказывают бесспорный воспитательный потенциал на школьников. Учителем разработан цикл уроков по краеведению, связанных с Ребиндерами. Вот их тематика:

1. Древний род Ребиндеров.

2. Служение Отечеству – вот истинное призвание настоящего гражданина.

3. Вклад Ребиндеров в социально-экономическое развитие России 19- начала 20 века.

4. Ребиндеровские экономии.

5.Практическое воплощение реформы образования в Шебекино.

6. Семейные ценности на примере семьи Ребиндеров.

7. Ребиндеры и революции.

8. Архитектура конца 19- начала 20 века.

9. Род Ребиндеров достойно продолжает носить свою фамилию.

Учитель выступала на I Ребиндеровских чтениях в 2011 с докладом «Формирование чувства патриотизма, любви к России, малой Родине на примере рода Ребиндеров», где подробно рассказала, о том, как она осуществляет воспитательный процесс с использованием материала из жизни этой удивительной семьи. Статья помещена в сборнике статей по материала чтений.(Приложение №2) Большим воспитательным потенциалом обладают музейные уроки. Работая в СОШ №2, классный руководитель, являясь руководителем школьного музея, проводила такие уроки на базе школьного музея Героев – земляков (Приложение №3). Информация о семье Ребендеров размещена на сайте «Выдающиеся люди Белгородщины», который создан с участием учителя. Учитель отмечает, что учащиеся проявляют неподдельный интерес к истории родного края, для них история Шебекино и история страны становятся одним целым, а это очень важно.

Неоспоримую ценность в воспитании любви к Родине представляют экскурсии по родным местам, которые классный руководитель организует совместно с туристической компанией Регистан (Приложение №4). Дети очень любят эту форму работы, с нетерпением ждут каникул, зная, что мы обязательно отправятся в путешествие. В 5 классе учащиеся класса посетили Купинский музей народного творчества, он вызвал у них большой интерес и по возвращению провели открытый классный час «Экскурсия в Купино», где в стихотворной форме рассказали о экскурсии. (Приложение №5)

Посетили и село Борисовку, где побывали на керамической фабрике, познакомились с гончарным ремеслом, побывали в Хотмыжске, это городище стояло на страже южных рубежей нашей страны во времена набегов степняков-кочевников. Побывали в Борисовском краеведческом музее. Побывали на Прохоровском поле, посетили Яковлевский мемориал, диораму Курская битва. В канун предстоящего юбилея выдающегося полководца Н.Ф. Ватутина, учащиеся совершили экскурсию на его Родину в село Чепухино, посетили дом-музей имени прославленного полководца, а по возвращению провели викторину «На пути к победе». В прошлом учебном году ребята побывали на родине Щепкина в селе Алексеевка Яковлевского района, а по возвращению для учащихся, которые не смогли побывать на этой экскурсии, была проведена заочная виртуальная экскурсия «Чудо Белогорья – Алексеевский историко-театральный музей М.С. Щепкина» (Приложение №6). Кстати сказать, учащиеся очень любят совершать виртуальные путешествия .И в этом году, в год юбилея Отечественной войны 1812 года, с учащимися 5 класса была совершена виртуальная экскурсия на Родину нашего земляка В.Ф.Раевского «Золотая шпага Раевского».(Приложение №7). Традиционно, в рамках проведения акции «Музей и дети» под руководством классного руководителя учащиеся посещают Аллею Славы, Шебекинский историко-художественный музей, музей клуба Альбатрос. Вместе с учащимися классный руководитель разработала туристический маршрут- путешествия «С рюкзаком по родной стороне» на Родину Елены Выродовой и лето весь класс вместе с родителями под руководством классного руководителя совершили 2-х дневный поход в село Верхнееберёзово. (Приложение №8)



Формирование национального самосознания школьника через изучение родословной на уроках истории Отечества.

Изучая историю народов, мы в первую очередь должны знать свою историю, историю своей семьи, своих предков. Ав­торы учебного пособия «Путешествие в историю» Е. В. Саплин, А. И. Саплин считают, что необходимо заложить интерес к истории не как к науке, а как ко всепроникающему началу, ко­торое вокруг нас, показать, что история - это ключ к культуре любых эпох, история вокруг нас, в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц, на которых мы живем. Изучение родословной имеет длинную историю. Потомки аристократов гордятся принадлежностью к древним родам, могут много рассказать о своих предках. Но и любой из нас может сказать, что происходит из древнего рода, и будет прав, так как любая семья ведет свою историю из необозримой глубины веков. Однако в прошлом только знать имела возможность фиксировать свои родственные связи. Сегодня генеалогией может заниматься каждый. Занимаясь внеурочной деятельностью с пятым классом, классный руководитель помогает учащимся создать своё генеологическое древо. Учащиеся выполняют эту работу с большим интересом, ведь это для них исследование, они открывают для себя много нового и интересного связанного с их семьями. С трепетом они занимаются изучением семейных реликвий. Классным руководителем был проведён классный час «Семья и семейные ценности», где учащиеся выступали со своими проектами «Семейные реликвии», «Моя родословная», «Семейные ценности», «мама, папа, я – спортивная семья», «Увлечения моей семьи». В подготовке проектов принимали участия родители, вовлечение родителей имеет большое воспитательное значение, что очень важно на современном этапе перехода на ФГОС.( Приложение №9)



Формирование чувства патриотизма через проектную деятельность учащихся.

Исследовательская деятельность учащихся форма не новая, но очень эффективная. Об этом классный руководитель написала статью в сборнике «Учитель-учителю» «Патриотическое воспитание учащихся через проектную технологию». Воспитанник классного руководителя Мосиашвили Роман выступал со своей работой «Овеян славою российский флаг» на конференции «Открытие» (Приложение №10), Жилинская Яна заняла первое место в муниципальном конкурсе исследовательских работ, она представила на конкурс работу «Человек, рождённый в СССР».(Приложение №11). Сорокиной Анной был выполнен путеводитель, она разработала маршрут «Моя малая Родина» На Родину партизанки Е.Литвиновой –Выродовой. И Аня и Яна достойно представили свои работы на региональном этапе конкурсов. С материалом собранным учащимися о директоре СОШ №4 Берестовом Н.К. В сборнике «Учитель – учителю», классный руководитель разместила статью, о том как через проектную деятельности воспитывается чувство патриотизма. (Приложение №12) Классный руководитель принимала участие во всероссийской конференции «Московская битва: взгляд на сегодня», где в своём выступлении рассказала о работе учащихся по сбору информации о директоре МБОУ «СОШ №4» Берестовом Н.К., который будучи курсантом Подольского артиллерийского училища защищал Москву в 1941 году. (Приложение № 13) Классный руководитель будет продолжать совместное исследование с учащимися и в дальнейшем, тем более, что исследовательская работа, как форма работы с детьми, обозначена «красной нитью» в ФГОС второго поколения.

В этом учебном году, работая в 5 классе по новым образовательным стандартам, классный руководитель разработала программу по внеурочной деятельности «Основы туризма и краеведения» (Приложение №14). Работать легко, потому что всё, что требует новый стандарт классный руководитель уже использовал ранее в своей работе.

Но сколько бы учитель не старался, успех будет только тогда, когда в тесном взаимодействие, будут воспитывать патриотические чувства у подрастающего поколения различные общественные институты и работа эта будет осуществляться в системе. Это можно увидеть на схеме


Как же сделать воспитательную работу по формированию патриотического сознания подрастающего поколения россиян эффективной? Классный руководитель считает, что для этого необходима:

1. Заинтересованность государства в возрождении традиций патриотического воспитания.

2. Взаимодействие семьи и образовательных структур разных уровней.

3. Повышенное внимание со стороны педагогов к формированию патриотизма во внеурочной деятельности.

4. Личные качества педагогов (духовность, социальная и политическая его активность)



3. Формы, методы и средства воспитательной работы.

В своей работе классный руководитель использует различные формы уроков. - коллективная, а также используется групповая и индивидуальные формы работы.

Теоретические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):

-Беседы


-Классный час

Сообщения

-Встречи с интересными людьми

-Литературно - музыкальные композиции

-Просмотр и обсуждение видеоматериала

-Экскурсии ( в том числе и виртуальные)

-Поездки, походы по историческим и памятным местам

-Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):

-Творческие конкурсы

-Коллективные творческие дела

-Олимпиады по краеведению

-Презентации

-Наблюдение учащимися за событиями в городе

-Заочные путешествия

-Викторины

- Исследовательские лаборатории.

Классные часы-диспуты, дебаты, дискуссии, эстафеты, путешествия.

Часто классный руководитель прибегает к групповым формам, работе учащихся в парах. Учащиеся учатся слушать друг друга, сравнивать своё мнение с мнением одноклассника, анализировать чужие ответы. Это имеет определённое воспитательное воздействие на учащихся. Большую возможность для использования проблемного обучения имеют классные часы-дискуссии.. К этим урокам необходима серьёзная подготовка, но они необходимы. Они способствуют развитию устной речи, активизируют мыслительную деятельность учащихся, прививают интерес к объекту изучения, формируют культуру полемики, умение выслушивать оппонента, терпимость к иной точке зрения, и в этом проявляется их огромная роль в воспитательном аспекте.

В свое работе классный руководитель использует различные методы:

1 Объяснительно - побуждающий.

2 Репродуктивный

3 Проблемное изложение

4 Частично-поисковый

5 Исследовательский

Объяснительно-побуждающий метод, представляет собой сочетание приемов объяснения и побуждения ученика к самостоятельным действиям поискового характера.

Способы организации:



  1. Монологический;

  2. Рассуждающий;

  3. Диалогический;

  4. Эвристический;

  5. Исследовательский.

Используя метод диалогического изложения, классный руководитель вступает в диалог с учащимися, ставит перед ними проблемные ситуации и с ними вместе решает их. Основными формами выступают – поисковая беседа, рассказ.

Важное место в работе учителя занимает ИКТ. Ребята разрабатывают слайдовые презентации, web-страницы. Огромное море информации в Интернета открывает перед учащимися возможность подбора необходимого материала. Учащиеся используют эту информацию в дополнительном образовании. К 65-летию Курской битвы ими был создан web-сайт, которым можно пользоваться при подготовке к урокам истории. Но нельзя забывать, что компьютер лишь один из инструментов в наших руках. Инструмент удобный, но очень опасный. Ни компьютер сам по себе, ни какое-либо другое средство обучения не в состоянии заменить педагога, живое слово, непосредственное общение.



Результативность опыта

Воспитательный результат – принятие (или отторжение) той или иной нравственной ценности – может быть проявлен школьниками двумя вариантами: «на словах» и «на деле». Лишь оба варианта вместе свидетельствуют о том, что воспитательная задача решена.

При определении результатов воспитания учитель учитывает, что велика опасность провоцирования лицемерия школьников. Из этого очевидного обстоятельства следует несколько очень важных выводов, относящихся к диагностике результатов воспитания.

1. Диагностика, нацеленная на выявление реальных результатов, может быть только комплексной – сочетающей как тестовые формы (принятие ценностей «на словах»), так и результаты наблюдения поведения обучающихся в реальной жизни (принятие ценностей «на деле»).

2. Необходим комплекс мер для предотвращения лицемерия подростков в результате воспитательной работы с ними. Например, не подписывать тесты, в которых они «на словах» заявляют свою позицию, не карать за неправильную позицию, но обсуждать её в комфортной обстановке

3. Нужно учитывать то, +что результаты наблюдения – это субъективное мнение педагога, родителя, которое очень сложно отделить от личного отношения к тому или иному ученику. Тем не менее, к этому нужно стремиться.

В своей работе учитель использует различные диагностики.

Методика диагностики изучения удовлетворённости учащихся школьной жизнью.

Цель: Определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Ход проведения: учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

1 – высокий;

2 – средний;

3 – низкий;

АНКЕТА

Я утром иду в школу с радостью.



В школе у меня обычно хорошее настроение.

В нашем классе хороший классный руководитель.

К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

У меня есть любимый учитель.

В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.

Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.

У меня есть любимые школьные предметы.

Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.

На летних каникулах я скучаю по школе.

В школе я могу свободно реализовать свои способности.

Классный руководитель знает о моих талантах.

Диагностика изучения удовлетворённости учащихся школьной жизнью.

В этом году классный руководитель работает в 5 классе и диагностика по этой методике имеет очень важное значение по определению степени комфортности и удовлетворённости школьной жизнью ребят так как 5 класс это очень тяжёлый адаптационный период в жизни ребят, но как видно только не в данном классе.

И вот её результаты:

Высокая степень удовлетворённости – 136 ответов (50%)

Средняя степень удовлетворённости - 122 ответа (44%)

Низкая степень удовлетворённости – 18 ответов (6%)

Такие результаты говорят о том, что учащимся 5 «В» класса в школе комфортно, интересно, они идут в школу с удовольствием, а это самое главное в процессе обучения.





Диагностика уровня воспитанности учащихся.

Уровень воспитанности классный руководитель диагностировал по методике Н.П.Капустина, эта методика была выбрана потому, что классным руководителем в начальных классах также проводилась данная диагностика и есть возможность сравнить результаты.

Результат в 4 конце класса

Низкий уровень воспитанности – нет

Ниже среднего – 3 человека

Средний уровень воспитанности –15 человек

Выше среднего-6 человек

Высокий уровень воспитанности– нет

Результат в конце I четверти 5 класса

Низкий уровень воспитанности – нет

Ниже среднего – нет

Средний уровень воспитанности –18 человек

Выше среднего-6 человек

Высокий уровень воспитанности – нет

Вывод: В классе 24 человека. В 4 классе учащихся со средним уровнем воспитанности 63%, с уровнем воспитанности ниже среднего – 12%, и с уровнем воспитанности выше среднего – 25%.

Спустя 5 месяцев результаты стали такими: из 24 учащихся - 75% учащихся со средним уровнем воспитанности, 25% учащихся - с уровнем воспитанности выше среднего. На мой взгляд, это очень хороший показатель, но, тем не менее, много ещё нужно работать, чтобы достичь высокого уровня воспитанности у детей. Наглядно представлен рост уровня воспитанности в диаграмме.

Большую роль в воспитании ребят имеет посещения ими различных кружков, секций, учреждений дополнительного образования. Имеет место тот факт, что в этом учебном году в нашей школе 5-е классы перешли на ФГОС второго поколения, одним из установок ФГОСов является посещение учащимися занятий по внеурочной деятельности. Нужно отметить, что количество занятых учащихся во внеурочное время значительно выросло, достигла 100%, эта цифра выше, чем в предыдущие годы. Это можно увидеть на представленной ниже диаграмме.



Диагностика уровня социального развития
Работая в МБОУ «СОШ №4» я проводила диагностику по методике Н.И. Монахова «Оценка уровня социального развития». Данная методика очень проста в использовании, основана на наблюдениях классного руководителя за поведением учащихся, их взаимоотношениями. Она позволяет оценить проявление в учащихся таких качеств: патриотизма, коллективизма, гуманизма, добросовестное отношение к труду, честность, смелость, дисциплинированность, активность, сила воли, самокритичность, любознательность. Из диаграммы, представленной ниже, видно, что за 3 года (5 – 7 класс) учащихся с высоким уровнем социального развития стало больше. И в этом есть немалая доля заслуги педагога-наставника.

Под руководством классного руководителя учащиеся принимают участие в различных конкурсах по различным направлениям, добиваются высоких результатов на муниципальном и региональном уровне.

1. Марченко Марина - 1 место в муниципальном этапе межрегионального конкурса на лучшее знание государственной символики России.

2. Махонина Марина, Шевцов Андрей, Шевченко Анна –1 место в I областном конкурсе детских медиапроектов «Наши дела – родному Белогорью»(номинация «Интернет – проект»

3. Алтухов Игорь – призёр областного фотоконкурса «Не стареют душой ветераны» (номинация: семейные хроники)

4. Шевцов Андрей – победитель регионального историко-литературного конкурса исследовательских работ школьников «Подвиг учителя на фронте и в тылу»

5. Моргунова Мария, Емельянова Оксана - III место в региональном этапе VII Всероссийского конкурса образовательных и социальных проектов «Свой мир мы строим сами» (номинация: «Мой вклад в развитие международной молодёжной дипломатии»)_

6. Мосиашвили Роман – призёр районного фотоконкурса «Школа, семья, сверстники»

7. Мосиашвили Роман - II место в районном фотоконкурсе «Юность России» (номинация: «Эксперимент»)

8. Мосиашвили Роман - призёр межшкольной научно-практической конференции «Старт в науку»

9. Мосиашвили Роман – лауреат областного творческого конкурса «Мой отчий край»

(Грамоты учителя и детей прилагаются Приложение №15)

Но самый главный результат воспитания покажет время, только оно нам покажет, вырастут ли из наших детей порядочные, честные, добрые, любящие свою страну, свой народ граждане великой страны, страны с уникальной героической историей - России.
Библиографический список

1. Агапова И.А. Патриотическое воспитание в школе. - М.: А пресс,2002

2.Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. — М.: Просвещение, 1985.—448с.

3. Аверьянов А.Н. Системное понимание мира: Методологические проблемы. — М.: Политиздат, 1985. — 263 с.

4. Амелькун А.О. Дни воинской славы России. - Центр духовного возрождения Черноземного края, Воронеж — 2005.

3. Бабанский Ю.К., Победоносцев Г.А. Комплексный подход к воспитанию школьников. — М.: Педагогика, 1980. — 80 с.

4. Голотвин Х.Г., Мирский Р.Я. Традиции советского патриотизма. — М.: Мысль, 1975. — 200 с.

5. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного воспитания личности гражданина России М. «Просвещение» 2011 23 с.

6. Журнал «Классный руководитель», №2 - 2004; №2,3-2005 № 1.3.4.6." -2004

7. Журнал «Воспитание школьника», №5 – 2001

8. Закон РФ «Об образовании» -М.; ООО «Рид Групп», З 19 2011.-112 с. – (Новейшее законодательство России»

9. Зубайраев А.Л. Патриотическое воспитание: духовная сфера, опыт // Советская педагогика. — 1990. —№ 5. С. 37-42.

10. Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание молодежи: концепция., программа. Организационно-методические основы: пособие для педаго­гов, руководителей образовательных учреждений и организаторов работы с молодежью. - М.: АКП и ПРО, 2001

11. Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1984. — 496 с.

12. Матушкин С.Е. Народность в воспитании гражданственности. — Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 1999. — 95 с.

Приложение к опыту.

1. Приложение №1. Разработка классного часа «Овеян славою российский флаг»

2. Приложение №2. Выступление на I Ребиндеровских чтениях «Формирование чувства патриотизма, любви к России, малой Родине на примере рода Ребиндеров»

3. Приложение №3.Разработка музейного урока – путешествия «Усадьба. Судьба семьи Ребиндеров»

4.Приложение №4.Грамота ООО ТК «Регистан»

5. Приложение №5. Разработка классного часа «Виртуальное путешествие в село Купино»

6.Приложение №6. Разработка музейного урока «Чудо Белогорья – Алексеевский историко-театральный музей М.С. Щепкина»

7. Приложение № 7.Разработка виртуальной экскурсии на Родину В.Ф. Раевского «Золотая шпага Раевского»

8.Приложение №8. Путеводитель по родному краю «Моя малая Родина: природа, культура, этнос.»

9. Приложение №9.Разработка классного часа «Семья и семейные ценности»

10.Приложение №10. Научно-исследовательская работа «Овеян славою российский флаг»

11. Приложение №11. Исследовательская работа «Человек рождённый в СССР»

12. Приложение №12. Статья «Патриотическое воспитание в школе через метод проектной деятельности учащихся.

13. Приложение №13. Выступление на всероссийской конференции Москва: взгляд из сегодня.

14. Приложение №14. Программа внеурочной деятельности «Основы туризма и краеведения»

15. Приложение №15. Грамоты учащихся и учителя.




Управление образования администрации Шебекинского района

Формирование национальных базовых ценностей через патриотическое воспитание обучающихся

312.69kb.

25 12 2014
1 стр.


Департамент образования администрации Владимирской области му «Управление образования администрации Петушинского района»

«Создание музея под открытым небом – «Владимирка»

52.19kb.

25 09 2014
1 стр.


Управление образования Директор моу сош №36

Вышестоящая организация: Управление образования администрации Александровского района

412.7kb.

15 12 2014
1 стр.


Наименование учредителя: Управление образования администрации Верхнеуральского муниципального района Челябинской области

Управление образования администрации Верхнеуральского муниципального района Челябинской области

10.24kb.

04 09 2014
1 стр.


Администрации федоровского муниципального района

Управление образования администрации Федоровского муниципального района направляет для использования в работе Реестр загородных оздоровительных лагерей, расположенных на территории

1091.28kb.

04 09 2014
3 стр.


Управление образования Администрации Эвенкийского муниципального района
92.67kb.

12 10 2014
1 стр.


Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
50.75kb.

14 10 2014
1 стр.


Управление образования администрации Орехово-Зуевского муниципального района Приказ
48.57kb.

09 10 2014
1 стр.