Перейти на главную страницу
Информация ………………………………………….3
Технология опыта……………………………………9
Результативность опыта……………………………..17
Библиографический список………………………….22
Приложение к опыту…………………………………23
Шебекинская СОШ №1 – самая большая школа в городе и в районе. В ней обучается 1079 человек. В настоящее время средняя школа №1 является муниципальным общеобразовательным учреждением с углубленным изучением отдельных предметов, в школе 45 классов – комплектов.
Учитель преподаёт историю и обществознание в 5-х, 6-х, 9-х, 10-х классах, является классным руководителем в 5 «В» классе. Большинство учеников нашей школы проживает в микрорайоне школы. Но, несмотря на это, дети очень разные, каждый ребёнок требует индивидуального подхода к себе. В школе учатся способные дети, которым нужно создать особое образовательное и воспитательное пространство, где они могли бы реализовать творческий потенциал, есть обычные дети и проблемные дети, нуждающиеся в индивидуальном подходе в процессе воспитания. В этой школе учитель работает 1-й год. Формированием базовых национальных ценностей, таких как патриотизм, гражданственность, национальная идентичность учитель заинтересовался, работая в СОШ №2, СОШ №4. Безусловно, работа в разных школах, обогатила педагога и повлияла на формирование опыта.
4. Актуальность опыта.
Сегодня Россия переживает ответственейший период своей истории. Избрав демократический путь развития, она ищет наиболее эффективные средства самоопределения, реализации современных программ экономических, политических и социальных преобразований. Кардинальное обновление России возможно только при условии высвобождения творческого потенциала народа, осуществления подлинной свободы личности, способной к развитию и саморазвитию, социальной востребованности всего спектра способностей и знаний каждого человека. Новое время предъявляет и новые социальные требования к системе российского образования и воспитания: «Школа в широком смысле этого слова должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способы к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны» (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: журнал «Управление школой», 2002, №№27-28). Воспитательную работу учитель проводит в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая является методологической основой разработки и реализации федерального образовательного стандарта общего образования. В связи с этим, учитель реализует свою воспитательную работу в соответствии с требованиями ФГОС, программой воспитания и социализации на ступени основного общего образования: «воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной» Современный учитель должен стремиться воспитать высоконравственных творческих компетентных граждан России, принимающих судьбу Отечества как свою личную, осознающих ответственность за настоящее и будущее своей страны т. е. воспитать в детях национальный идеал.
Воспитательная система учителя выполняет социальный заказ общества общеобразовательной школе. Который заключается в следующей системе фундаментальных социальных и педагогических понятий, а также отношений между ними: нация, национальное государство, национальное самосознание, патриотизм, гражданское общество, многообразие культур и народов, социализация, межэтнический мир, развитие, воспитание, базовые национальные ценности, духовно-нравственное воспитание личности и гражданина России. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы. Ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у обучающихся любви к своей Родине, постоянной готовности к её защите. Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан России во все времена. Воспитание гражданина и воспитание патриота – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным традициям прошлого. Многое должна сделать школа и в том числе учителя истории, которые одновременно являются и классными руководителями.
После распада СССР наша страна оказалась в кризисном состоянии. Причём это коснулось не только экономики и политики, но и духовной сферы. Были утеряны ценности, существовавшие в государстве на протяжении семидесяти лет. Потерять легко, а вот создать что-то новое оказалось гораздо труднее.. Как сделать так ,чтобы из наших детей выросли граждане, которые чтут и помнят свои корни, любят свою страну, свой народ, уважают культуру других наций и народов, живущих на территории нашей страны, в условиях терроризма и национализма» Как противостоять СМИ, которые порой насаждают чуждые русской культуре ценности, сеют вражду, ненависть, пропагандируют безнравственное поведение? Учитель считает, что один в поле не воин и заниматься воспитанием наших детей должно всё общество и государство в целом. Но, а что же может учитель, классный руководитель? Как достучаться до детских душ и сердец? В этом и заключается ведущая идея опыта.
6. Длительность работы над опытом.
Шесть лет.
Внеурочные занятия: музейные уроки, экскурсии, поисковые и исследовательские работы учащихся, классные часы.
Проблема патриотического воспитания является предметом значительного числа исследований отечественных и зарубежных ученых. Данные вопросы освещаются в трудах В.Г. Белинского, К.А. Гельвеция, Н.А. Добролюбова, А.П. Куницына, А.Н. Радищева, К.Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского, И.М. Ястребцова и др.
Слово «патриот» пришло в Россию из Франции. Так 200 лет назад называли граждан, добровольно вступивших в армию для борьбы с австро-прусскими интервентами. В Испании термин «патриот» встречается в призыве «Патриот о муэрте!» - «Родина или смерть!»
В советской педагогике проблема патриотического воспитания подрастающего поколения разрабатывались такими учеными, как И.А. Каиров, А.С. Макаренко, И.С. Марьенко, М.А. Терентий, В.И. Шахненко и др.В педагогических исследованиях советского периода нет однозначного определения данного понятия. Некоторые ученые рассматривают патриотизм как нравственное чувство (В.В. Белорусова, Т.А. Ильина, И.Т. Огородников, Д.Н. Щербаков и др.), другие (Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, В.П. Есипов, Ф.Ф. Королев, И.П. Тукаев и др.) определяют патриотизм как моральный принцип, третья группа исследователей относит патриотизм к нравственным качествам (И.С. Марьенко, Н.П. Егоров, А.Д. Солдатенков, А.В. Янковская и др.).
Традиционно под патриотическим воспитанием понималось привитие любви к Родине, уважения и преданности существующему государственному порядку.
Длительное время в официальной педагогике основу воспитания патриотизма составляла идея подчеркивания положительных сторон действительности и замалчивания отрицательных, особенно при преподавании истории. Это в начале XX века считалось «альфой и омегой нашей педагогической мудрости по части патриотического воспитания». При этом упускалось из виду, что тенденциозное преувеличение достижений родной страны в ущерб достижений других стран - плохая услуга Отечеству. Программа патриотического воспитания, направленная на то, чтобы скрыть отрицательные стороны собственной жизни
и внушить школьникам любовь к Родине одними дифирамбами «своему родному», по логике вещей не имеет ничего общего с патриотизмом. Передовые педагоги отмечали, что учебная книга должна быть «свободной от всякой тенденциозности...». Школа обязательно должна быть вне политики.
В истории России в конце XVIII века имело место «критическое» направление образования (А. Мусин-Пушкин), когда на первый план выставлялись отрицательные герои родной истории и литературы. На недопустимость негативного содержания образования, которое не годится для детей, обращал внимание К. Д. Ушинский. Такое пагубное «образование» деморализовало школьников, отнимало у них веру в лучшее будущее. Нужна золотая середина. Как этого достичь?
Материалы реформы средней школы 1915 г. указывали на недопустимость фальши, тенденциозности в преподавании истории, нравоучений на патриотические темы. «Необходимо, однако, помнить, что высокая воспитательная цель исторического преподавания не должна и не может достигаться иначе как путем правдивого ознакомления детей с событиями и образами прошлого, живо говорящими детскому уму и сердцу. Отрешенные от исторической действительности назидательные речи преподавателя с нравоучениями на патриотические темы, внося в учебное дело нежелательную и вредную фальшь, извратили бы доброе воспитательное средство, и повели бы к прямому педагогическому злу». Не вызывает сомнения, что любовь к Родине можно воспитывать только научно-правдивым изложением исторического курса. В ином случае школьники теряют к нему доверие. Отсюда выдвигалось однозначное и категоричное требование устранения из преподавания неправды и тенденциозности. В 1930-е годы содержание патриотизма наполнилось преданностью вождю, пассивной исполнительностью. Акцент переносился на изучение роли народных масс в истории, классовой борьбы, революционных движений и социалистических идей.
Большой опыт в патриотическом воспитании молодежи через изучение истории Отечества был накоплен в первые годы Великой Отечественной войны, поскольку сама жизнь ставила перед школой задачу повышения идейно-политической насыщенности всего учебного процесса и, в частности, уроков истории. Необходимо было подготовить школьников к любым испытаниям во имя защиты Родины. По справедливому замечанию академика Н. М. Дружинина, «в преддверии неминуемой войны история стала подлинным орудием гражданского воспитания народа».
В условиях начавшейся войны первоочередным действием Наркомпроса РСФСР было внесение изменений в содержание курсов истории. В программах перераспределялось учебное время, отводимое на изучение отдельных разделов и тем, исключался менее значимый в сложившихся условиях материал.
Стремление дать выпускникам средней школы полноценный объем знаний о прошлых периодах отечественной истории, в которых наиболее ярко и впечатляюще проявились мужество, патриотизм, самопожертвование русского парода, священная ненависть к иноземным захватчикам, было тем более оправданно, что многие десятиклассники прямо со школьной скамьи отправлялись на фронт, вступали в партизанские отряды.
Чтобы удовлетворять возросший интерес школьников к истории и успешно решать проблему патриотического воспитания, необходимы были новые учебники, но их катастрофически не хватало.
В сложившейся ситуации неоценимую помощь советской школе оказали ученые историки института истории АН СССР и Московского государственного университета - С. В. Бахрушин, К. В. Базилевич, Н М. Дружинин, Б. Д. Греков, М. В. Нечкина, Б. В. Тарле, М. Н. Тихомиров и др. Уже в июне 1941 года они опубликовали брошюры, статьи в журналах и газетах о борьбе с интервентами на разных этапах истории России, о выдающихся отечественных полководцах и флотоводцах.
Работа по корректировке программ привела к изменениям и в методике преподавания истории. Значительное место на уроках заняли образный, эмоциональный рассказ учителя, эвристическая беседа, охватывающая всех учеников. Важную роль стало играть привлечение фактов периодической печати, широкое использование произведений историко-художественной литературы и советской публицистики военной поры, иллюстраций, плакатов, исторических документов и др. На многих занятиях использовали индивидуальные задания, различные виды самостоятельной работы.
Много внимания уделялось военной истории, изучению крупнейших сражений, в том числе судьбоносных для Отечества. Объектом особого интереса учащихся было знакомство с полководческим искусством А. Невского, Д. Донского, А. Суворова, М. Кутузова и др.
Классные занятия по истории дополнились разнообразными формами внеклассной работы. Получили распространение исторические кружки, сферой деятельности которых было изучение героического прошлого и настоящего народов нашей страны, раскрытие подвигов многих героев Отечественной войн; проводились ученические конференции «Патриотизм русского народа», «Герои Гражданской и Великой Отечественной войн»; исторические вечера с сообщениями и докладами школьников; велась переписка с фронтовиками; проводились экскурсии к памятным местам боевой и трудовой славы.
Подобная работа по патриотическому воспитанию велась в Советском Союзе и после войны.
В годы «перестройки», как известно, изменилось многое. Высказывались суждения, что служение только России для российских граждан должно уйти в прошлое и его должно заменить служение всему человечеству. В результате богатейший опыт формирования чувства любви и верности к своему Отечеству, накопленный советскими методистами и историками, был, если и не отвергнут, то, по крайней мере, забыт. Конечно, человек, родившийся на Земле, должен и служить Земле. Но коль сама история разделила всех людей по своим землям (странам), человек, естественно, всеми своими корнями привязывается именно к ней. В настоящее время ни одна страна мира не позволяет своему гражданину служить всему миру, а не собственному государству.
А стоило ли отходить от пропитавших нашу российскую ментальность традиций патриотизма, не раз в самые опасные годины испытаний, спасавших наше Отечество? Конечно - же нет, считают современные педагоги Д.В. Григорьев, П.В. Степанов, Е.Н. Степанов, идеи которых повлияли на формирование опыта классного руководителя.
Патриотическое воспитание - это не абсолютно новое явление в воспитательном процессе. Но на современном этапе обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений — всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни (Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России).
Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1), Концепцией духовно – нравственного воспитания и развития личности гражданина России, установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».
Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. В настоящее время школа переходит на ФГОС второго поколения.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно - полезные практики и других.
Исходя из обозначенной цели, учитель наметил основные задачи воспитания и социализации личности
Задачи:
- создавать условия, помогающие школьникам проявлять себя гражданином России в добрых делах и поступках;
- создавать условия, способствующие осуществлению школьниками по своему выбору и желанию разных добрых дел, полезных другим людям, своей стране, в том числе требующих ради этого добровольно ограничить часть своих интересов;
- развивать и укреплять у обучающихся чувства долга и личной ответственности перед людьми своего общества и своей страной за её будущее и настоящее, учить отвечать за свои гражданские поступки перед своей совестью и гражданами своей страны;.
- воспитывать свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному. Гражданскому и иному самоопределению в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй, обществом, страной.
• принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
• готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
• способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
• осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать;
• свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй, обществом, Россией, будущими поколениями;
• укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:
• осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;
• готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;
• развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
• заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;
• осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;
• понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;
• законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;
• духовную, культурную и социальную преемственность поколений.
В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать:
• укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления;
• повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;
Цели и задачи, которые поставил учитель, соответствуют содержанию современного образования.
Формирование общенациональных ценностей происходит на классных часах
Тематика классных часов:
“Русь, Россия, Родина моя” – цикл классных часов о знаменательных событиях истории России;
“Мы – славяне” – цикл классных часов по славянской мифологии, традициям;
“День защитников Отечества” – проводится на каждой ступени обучения в различных формах;
“Запретный плод сладок” – диспуты, беседы по нравственному воспитанию подростков;
“Дом – край – мир” – цикл классных часов по реализации национально – регионального компонента;
“Я – гражданин России” – цикл классных часов о выдающихся личностях села, РБ, страны;
“Опалённые войной” – цикл классных часов, посвященных Великой Отечественной войне;
“Здравствуйте все” – цикл классных часов, посвященных воспитанию учащихся в духе толерантности, терпимости к другому образу жизни, другим взглядам;
“Наши права и обязанности” – цикл классных часов по правовой грамотности;
«Герои Советского Союза - наши земляки»
« Символика РФ и РБ»
Предлагаемая тематика классных часов проходит единой нитью через все года обучения учащихся, не исключая включения других тем.
На классных часах проходят тематические встречи и беседы с ветеранами войн, интересными людьми, выдающимися личностями. Ветеранов войн, к сожалению, осталось не много, и поэтому необходимо максимально использовать возможность общения с ними в различных ситуациях. Ученики приходят к ветеранам домой, слушают их рассказы о войне; выступают перед ними при проведении торжественных мероприятий. Часто приглашаем к себе в гости для общения интересных людей: среди них и поэты, и представители различных специальностей.
Классным руководителем был проведён открытый классный час «Овеян славою российский флаг», с использованием элементов театрализации (Приложение №1). Этот классный час направлен на формирование гражданственности и патриотизма.
Воспитание национальных базовых ценностей у учащихся осуществляется во внеурочной деятельности через использование краеведческого материала.
Важность изучения истории своего села, города, края в промессе воспитания детей была осознана еще в XIX веке. По образному выражению Д. С. Лихачева, краеведение способствует формированию «нравственной оседлости населения», «чувства Родины».
История нашей страны строится в основном на краеведческом материале, придающем ей свой неповторимый колорит. Местная история «увязывает в сознании школьников жизнь и быт любого населенного пункта страны в понятие нашей огромной Родины», следовательно, изучение истории своего края очень важно при формировании патриотических чувств у подрастающего поколения.
Жизнь семьи Ребиндеров, их служение Отчизне в разные периоды истории оказывают бесспорный воспитательный потенциал на школьников. Учителем разработан цикл уроков по краеведению, связанных с Ребиндерами. Вот их тематика:
1. Древний род Ребиндеров.
2. Служение Отечеству – вот истинное призвание настоящего гражданина.
3. Вклад Ребиндеров в социально-экономическое развитие России 19- начала 20 века.
4. Ребиндеровские экономии.
5.Практическое воплощение реформы образования в Шебекино.
6. Семейные ценности на примере семьи Ребиндеров.
7. Ребиндеры и революции.
8. Архитектура конца 19- начала 20 века.
9. Род Ребиндеров достойно продолжает носить свою фамилию.
Учитель выступала на I Ребиндеровских чтениях в 2011 с докладом «Формирование чувства патриотизма, любви к России, малой Родине на примере рода Ребиндеров», где подробно рассказала, о том, как она осуществляет воспитательный процесс с использованием материала из жизни этой удивительной семьи. Статья помещена в сборнике статей по материала чтений.(Приложение №2) Большим воспитательным потенциалом обладают музейные уроки. Работая в СОШ №2, классный руководитель, являясь руководителем школьного музея, проводила такие уроки на базе школьного музея Героев – земляков (Приложение №3). Информация о семье Ребендеров размещена на сайте «Выдающиеся люди Белгородщины», который создан с участием учителя. Учитель отмечает, что учащиеся проявляют неподдельный интерес к истории родного края, для них история Шебекино и история страны становятся одним целым, а это очень важно.
Неоспоримую ценность в воспитании любви к Родине представляют экскурсии по родным местам, которые классный руководитель организует совместно с туристической компанией Регистан (Приложение №4). Дети очень любят эту форму работы, с нетерпением ждут каникул, зная, что мы обязательно отправятся в путешествие. В 5 классе учащиеся класса посетили Купинский музей народного творчества, он вызвал у них большой интерес и по возвращению провели открытый классный час «Экскурсия в Купино», где в стихотворной форме рассказали о экскурсии. (Приложение №5)
Посетили и село Борисовку, где побывали на керамической фабрике, познакомились с гончарным ремеслом, побывали в Хотмыжске, это городище стояло на страже южных рубежей нашей страны во времена набегов степняков-кочевников. Побывали в Борисовском краеведческом музее. Побывали на Прохоровском поле, посетили Яковлевский мемориал, диораму Курская битва. В канун предстоящего юбилея выдающегося полководца Н.Ф. Ватутина, учащиеся совершили экскурсию на его Родину в село Чепухино, посетили дом-музей имени прославленного полководца, а по возвращению провели викторину «На пути к победе». В прошлом учебном году ребята побывали на родине Щепкина в селе Алексеевка Яковлевского района, а по возвращению для учащихся, которые не смогли побывать на этой экскурсии, была проведена заочная виртуальная экскурсия «Чудо Белогорья – Алексеевский историко-театральный музей М.С. Щепкина» (Приложение №6). Кстати сказать, учащиеся очень любят совершать виртуальные путешествия .И в этом году, в год юбилея Отечественной войны 1812 года, с учащимися 5 класса была совершена виртуальная экскурсия на Родину нашего земляка В.Ф.Раевского «Золотая шпага Раевского».(Приложение №7). Традиционно, в рамках проведения акции «Музей и дети» под руководством классного руководителя учащиеся посещают Аллею Славы, Шебекинский историко-художественный музей, музей клуба Альбатрос. Вместе с учащимися классный руководитель разработала туристический маршрут- путешествия «С рюкзаком по родной стороне» на Родину Елены Выродовой и лето весь класс вместе с родителями под руководством классного руководителя совершили 2-х дневный поход в село Верхнееберёзово. (Приложение №8)
Изучая историю народов, мы в первую очередь должны знать свою историю, историю своей семьи, своих предков. Авторы учебного пособия «Путешествие в историю» Е. В. Саплин, А. И. Саплин считают, что необходимо заложить интерес к истории не как к науке, а как ко всепроникающему началу, которое вокруг нас, показать, что история - это ключ к культуре любых эпох, история вокруг нас, в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц, на которых мы живем. Изучение родословной имеет длинную историю. Потомки аристократов гордятся принадлежностью к древним родам, могут много рассказать о своих предках. Но и любой из нас может сказать, что происходит из древнего рода, и будет прав, так как любая семья ведет свою историю из необозримой глубины веков. Однако в прошлом только знать имела возможность фиксировать свои родственные связи. Сегодня генеалогией может заниматься каждый. Занимаясь внеурочной деятельностью с пятым классом, классный руководитель помогает учащимся создать своё генеологическое древо. Учащиеся выполняют эту работу с большим интересом, ведь это для них исследование, они открывают для себя много нового и интересного связанного с их семьями. С трепетом они занимаются изучением семейных реликвий. Классным руководителем был проведён классный час «Семья и семейные ценности», где учащиеся выступали со своими проектами «Семейные реликвии», «Моя родословная», «Семейные ценности», «мама, папа, я – спортивная семья», «Увлечения моей семьи». В подготовке проектов принимали участия родители, вовлечение родителей имеет большое воспитательное значение, что очень важно на современном этапе перехода на ФГОС.( Приложение №9)
Исследовательская деятельность учащихся форма не новая, но очень эффективная. Об этом классный руководитель написала статью в сборнике «Учитель-учителю» «Патриотическое воспитание учащихся через проектную технологию». Воспитанник классного руководителя Мосиашвили Роман выступал со своей работой «Овеян славою российский флаг» на конференции «Открытие» (Приложение №10), Жилинская Яна заняла первое место в муниципальном конкурсе исследовательских работ, она представила на конкурс работу «Человек, рождённый в СССР».(Приложение №11). Сорокиной Анной был выполнен путеводитель, она разработала маршрут «Моя малая Родина» На Родину партизанки Е.Литвиновой –Выродовой. И Аня и Яна достойно представили свои работы на региональном этапе конкурсов. С материалом собранным учащимися о директоре СОШ №4 Берестовом Н.К. В сборнике «Учитель – учителю», классный руководитель разместила статью, о том как через проектную деятельности воспитывается чувство патриотизма. (Приложение №12) Классный руководитель принимала участие во всероссийской конференции «Московская битва: взгляд на сегодня», где в своём выступлении рассказала о работе учащихся по сбору информации о директоре МБОУ «СОШ №4» Берестовом Н.К., который будучи курсантом Подольского артиллерийского училища защищал Москву в 1941 году. (Приложение № 13) Классный руководитель будет продолжать совместное исследование с учащимися и в дальнейшем, тем более, что исследовательская работа, как форма работы с детьми, обозначена «красной нитью» в ФГОС второго поколения.
В этом учебном году, работая в 5 классе по новым образовательным стандартам, классный руководитель разработала программу по внеурочной деятельности «Основы туризма и краеведения» (Приложение №14). Работать легко, потому что всё, что требует новый стандарт классный руководитель уже использовал ранее в своей работе.
Но сколько бы учитель не старался, успех будет только тогда, когда в тесном взаимодействие, будут воспитывать патриотические чувства у подрастающего поколения различные общественные институты и работа эта будет осуществляться в системе. Это можно увидеть на схеме
Как же сделать воспитательную работу по формированию патриотического сознания подрастающего поколения россиян эффективной? Классный руководитель считает, что для этого необходима:
1. Заинтересованность государства в возрождении традиций патриотического воспитания.
2. Взаимодействие семьи и образовательных структур разных уровней.
3. Повышенное внимание со стороны педагогов к формированию патриотизма во внеурочной деятельности.
4. Личные качества педагогов (духовность, социальная и политическая его активность)
В своей работе классный руководитель использует различные формы уроков. - коллективная, а также используется групповая и индивидуальные формы работы.
Теоретические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):
-Беседы
Сообщения
-Встречи с интересными людьми
-Литературно - музыкальные композиции
-Просмотр и обсуждение видеоматериала
-Экскурсии ( в том числе и виртуальные)
-Поездки, походы по историческим и памятным местам
-Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):
-Творческие конкурсы
-Коллективные творческие дела
-Олимпиады по краеведению
-Презентации
-Наблюдение учащимися за событиями в городе
-Заочные путешествия
-Викторины
- Исследовательские лаборатории.
Классные часы-диспуты, дебаты, дискуссии, эстафеты, путешествия.
Часто классный руководитель прибегает к групповым формам, работе учащихся в парах. Учащиеся учатся слушать друг друга, сравнивать своё мнение с мнением одноклассника, анализировать чужие ответы. Это имеет определённое воспитательное воздействие на учащихся. Большую возможность для использования проблемного обучения имеют классные часы-дискуссии.. К этим урокам необходима серьёзная подготовка, но они необходимы. Они способствуют развитию устной речи, активизируют мыслительную деятельность учащихся, прививают интерес к объекту изучения, формируют культуру полемики, умение выслушивать оппонента, терпимость к иной точке зрения, и в этом проявляется их огромная роль в воспитательном аспекте.
В свое работе классный руководитель использует различные методы:
1 Объяснительно - побуждающий.
2 Репродуктивный
3 Проблемное изложение
4 Частично-поисковый
5 Исследовательский
Объяснительно-побуждающий метод, представляет собой сочетание приемов объяснения и побуждения ученика к самостоятельным действиям поискового характера.
Способы организации:
Важное место в работе учителя занимает ИКТ. Ребята разрабатывают слайдовые презентации, web-страницы. Огромное море информации в Интернета открывает перед учащимися возможность подбора необходимого материала. Учащиеся используют эту информацию в дополнительном образовании. К 65-летию Курской битвы ими был создан web-сайт, которым можно пользоваться при подготовке к урокам истории. Но нельзя забывать, что компьютер лишь один из инструментов в наших руках. Инструмент удобный, но очень опасный. Ни компьютер сам по себе, ни какое-либо другое средство обучения не в состоянии заменить педагога, живое слово, непосредственное общение.
Воспитательный результат – принятие (или отторжение) той или иной нравственной ценности – может быть проявлен школьниками двумя вариантами: «на словах» и «на деле». Лишь оба варианта вместе свидетельствуют о том, что воспитательная задача решена.
При определении результатов воспитания учитель учитывает, что велика опасность провоцирования лицемерия школьников. Из этого очевидного обстоятельства следует несколько очень важных выводов, относящихся к диагностике результатов воспитания.
1. Диагностика, нацеленная на выявление реальных результатов, может быть только комплексной – сочетающей как тестовые формы (принятие ценностей «на словах»), так и результаты наблюдения поведения обучающихся в реальной жизни (принятие ценностей «на деле»).
2. Необходим комплекс мер для предотвращения лицемерия подростков в результате воспитательной работы с ними. Например, не подписывать тесты, в которых они «на словах» заявляют свою позицию, не карать за неправильную позицию, но обсуждать её в комфортной обстановке
3. Нужно учитывать то, +что результаты наблюдения – это субъективное мнение педагога, родителя, которое очень сложно отделить от личного отношения к тому или иному ученику. Тем не менее, к этому нужно стремиться.
В своей работе учитель использует различные диагностики.
Методика диагностики изучения удовлетворённости учащихся школьной жизнью.
Цель: Определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
Ход проведения: учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:
1 – высокий;
2 – средний;
3 – низкий;
АНКЕТА
Я утром иду в школу с радостью.
В нашем классе хороший классный руководитель.
К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.
У меня есть любимый учитель.
В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.
Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.
У меня есть любимые школьные предметы.
Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.
На летних каникулах я скучаю по школе.
В школе я могу свободно реализовать свои способности.
Классный руководитель знает о моих талантах.
Диагностика изучения удовлетворённости учащихся школьной жизнью.
В этом году классный руководитель работает в 5 классе и диагностика по этой методике имеет очень важное значение по определению степени комфортности и удовлетворённости школьной жизнью ребят так как 5 класс это очень тяжёлый адаптационный период в жизни ребят, но как видно только не в данном классе.
И вот её результаты:
Высокая степень удовлетворённости – 136 ответов (50%)
Средняя степень удовлетворённости - 122 ответа (44%)
Низкая степень удовлетворённости – 18 ответов (6%)
Такие результаты говорят о том, что учащимся 5 «В» класса в школе комфортно, интересно, они идут в школу с удовольствием, а это самое главное в процессе обучения.
Уровень воспитанности классный руководитель диагностировал по методике Н.П.Капустина, эта методика была выбрана потому, что классным руководителем в начальных классах также проводилась данная диагностика и есть возможность сравнить результаты.
Результат в 4 конце класса
Низкий уровень воспитанности – нет
Ниже среднего – 3 человека
Средний уровень воспитанности –15 человек
Выше среднего-6 человек
Высокий уровень воспитанности– нет
Результат в конце I четверти 5 класса
Низкий уровень воспитанности – нет
Ниже среднего – нет
Средний уровень воспитанности –18 человек
Выше среднего-6 человек
Высокий уровень воспитанности – нет
Вывод: В классе 24 человека. В 4 классе учащихся со средним уровнем воспитанности 63%, с уровнем воспитанности ниже среднего – 12%, и с уровнем воспитанности выше среднего – 25%.
Спустя 5 месяцев результаты стали такими: из 24 учащихся - 75% учащихся со средним уровнем воспитанности, 25% учащихся - с уровнем воспитанности выше среднего. На мой взгляд, это очень хороший показатель, но, тем не менее, много ещё нужно работать, чтобы достичь высокого уровня воспитанности у детей. Наглядно представлен рост уровня воспитанности в диаграмме.
Большую роль в воспитании ребят имеет посещения ими различных кружков, секций, учреждений дополнительного образования. Имеет место тот факт, что в этом учебном году в нашей школе 5-е классы перешли на ФГОС второго поколения, одним из установок ФГОСов является посещение учащимися занятий по внеурочной деятельности. Нужно отметить, что количество занятых учащихся во внеурочное время значительно выросло, достигла 100%, эта цифра выше, чем в предыдущие годы. Это можно увидеть на представленной ниже диаграмме.
Под руководством классного руководителя учащиеся принимают участие в различных конкурсах по различным направлениям, добиваются высоких результатов на муниципальном и региональном уровне.
1. Марченко Марина - 1 место в муниципальном этапе межрегионального конкурса на лучшее знание государственной символики России.
2. Махонина Марина, Шевцов Андрей, Шевченко Анна –1 место в I областном конкурсе детских медиапроектов «Наши дела – родному Белогорью»(номинация «Интернет – проект»
3. Алтухов Игорь – призёр областного фотоконкурса «Не стареют душой ветераны» (номинация: семейные хроники)
4. Шевцов Андрей – победитель регионального историко-литературного конкурса исследовательских работ школьников «Подвиг учителя на фронте и в тылу»
5. Моргунова Мария, Емельянова Оксана - III место в региональном этапе VII Всероссийского конкурса образовательных и социальных проектов «Свой мир мы строим сами» (номинация: «Мой вклад в развитие международной молодёжной дипломатии»)_
6. Мосиашвили Роман – призёр районного фотоконкурса «Школа, семья, сверстники»
7. Мосиашвили Роман - II место в районном фотоконкурсе «Юность России» (номинация: «Эксперимент»)
8. Мосиашвили Роман - призёр межшкольной научно-практической конференции «Старт в науку»
9. Мосиашвили Роман – лауреат областного творческого конкурса «Мой отчий край»
(Грамоты учителя и детей прилагаются Приложение №15)
Но самый главный результат воспитания покажет время, только оно нам покажет, вырастут ли из наших детей порядочные, честные, добрые, любящие свою страну, свой народ граждане великой страны, страны с уникальной героической историей - России.
Библиографический список
1. Агапова И.А. Патриотическое воспитание в школе. - М.: А пресс,2002
2.Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. — М.: Просвещение, 1985.—448с.
3. Аверьянов А.Н. Системное понимание мира: Методологические проблемы. — М.: Политиздат, 1985. — 263 с.
4. Амелькун А.О. Дни воинской славы России. - Центр духовного возрождения Черноземного края, Воронеж — 2005.
3. Бабанский Ю.К., Победоносцев Г.А. Комплексный подход к воспитанию школьников. — М.: Педагогика, 1980. — 80 с.
4. Голотвин Х.Г., Мирский Р.Я. Традиции советского патриотизма. — М.: Мысль, 1975. — 200 с.
5. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного воспитания личности гражданина России М. «Просвещение» 2011 23 с.
6. Журнал «Классный руководитель», №2 - 2004; №2,3-2005 № 1.3.4.6." -2004
7. Журнал «Воспитание школьника», №5 – 2001
8. Закон РФ «Об образовании» -М.; ООО «Рид Групп», З 19 2011.-112 с. – (Новейшее законодательство России»
9. Зубайраев А.Л. Патриотическое воспитание: духовная сфера, опыт // Советская педагогика. — 1990. —№ 5. С. 37-42.
10. Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание молодежи: концепция., программа. Организационно-методические основы: пособие для педагогов, руководителей образовательных учреждений и организаторов работы с молодежью. - М.: АКП и ПРО, 2001
11. Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1984. — 496 с.
12. Матушкин С.Е. Народность в воспитании гражданственности. — Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 1999. — 95 с.
Приложение к опыту.
1. Приложение №1. Разработка классного часа «Овеян славою российский флаг»
2. Приложение №2. Выступление на I Ребиндеровских чтениях «Формирование чувства патриотизма, любви к России, малой Родине на примере рода Ребиндеров»
3. Приложение №3.Разработка музейного урока – путешествия «Усадьба. Судьба семьи Ребиндеров»
4.Приложение №4.Грамота ООО ТК «Регистан»
5. Приложение №5. Разработка классного часа «Виртуальное путешествие в село Купино»
6.Приложение №6. Разработка музейного урока «Чудо Белогорья – Алексеевский историко-театральный музей М.С. Щепкина»
7. Приложение № 7.Разработка виртуальной экскурсии на Родину В.Ф. Раевского «Золотая шпага Раевского»
8.Приложение №8. Путеводитель по родному краю «Моя малая Родина: природа, культура, этнос.»
9. Приложение №9.Разработка классного часа «Семья и семейные ценности»
10.Приложение №10. Научно-исследовательская работа «Овеян славою российский флаг»
11. Приложение №11. Исследовательская работа «Человек рождённый в СССР»
12. Приложение №12. Статья «Патриотическое воспитание в школе через метод проектной деятельности учащихся.
13. Приложение №13. Выступление на всероссийской конференции Москва: взгляд из сегодня.
14. Приложение №14. Программа внеурочной деятельности «Основы туризма и краеведения»
15. Приложение №15. Грамоты учащихся и учителя.
Формирование национальных базовых ценностей через патриотическое воспитание обучающихся
25 12 2014
1 стр.
«Создание музея под открытым небом – «Владимирка»
25 09 2014
1 стр.
Вышестоящая организация: Управление образования администрации Александровского района
15 12 2014
1 стр.
Управление образования администрации Верхнеуральского муниципального района Челябинской области
04 09 2014
1 стр.
Управление образования администрации Федоровского муниципального района направляет для использования в работе Реестр загородных оздоровительных лагерей, расположенных на территории
04 09 2014
3 стр.
12 10 2014
1 стр.
14 10 2014
1 стр.
09 10 2014
1 стр.