Перейти на главную страницу
Беззубцева Н.В., методист отдела содержания и развития образования ДООЦ (спорта и туризма).
Алексеева В.В., заместитель директора по учебно-методической работе ДООЦ (спорта и туризма).
Кащеев А.С., директор ДООЦ (спорта и туризма).
образовательный центр (спорта и туризма). 2008 г.
Туризм и краеведение в современном их понимании - это физическое развитие, оздоровление и познание окружающей действительности, формирование ценных духовных качеств личности. Теория физического воспитания рассматривает туризм как одно из средств воспитывающего воздействия на подрастающее поколение наряду с физической культурой и спортом.
Обычно небольшая часть детей в школе, независимо от подхода к туризму администрации и учителей, проявляет особый, повышенный интерес к туризму, и этот интерес школа не может оставить без внимания.
В школе должно быть два разных туризма:
Понятие «школьный туризм» идентично выражению «туристско-краеведческая деятельность в школе» (ТКД), получившему распространение с 80-х гг. прошлого века.
Педагогический потенциал школьного туризма, если иметь в виду весь комплекс его форм и видов, и, прежде всего, походы, очень велик. Но коэффициент полезного педагогического действия туризма зависит от подхода к нему организаторов, от их умения и опыта, персональной концепции и профессиональной подготовки.
Не надо бояться школьного туризма. Пешком, на лыжах, на байдарках или на велосипедах готовьтесь отправиться с классом в путь. Поживите с ребятами интересной, самобытной, автономной, наполненной романтикой странствий общей жизнью. Станьте вместе со своими учениками-воспитанниками хоть ненадолго дружной походной семьей. Туристский поход - радикальное средство очеловечить педагогику, совершить крутой поворот в традиционной работе с классом, перейти с наезженной колеи авторитарной педагогики к сотрудничеству.
В России детский туризм возник в середине XIX в. и носил характер общеобразовательных экскурсий.
Еще до революции школьные программы рекомендовали для каждого класса разрабатывать планы и программы экскурсий, которые следовало проводить в учебные часы. Для дальних экскурсий рекомендовалось выделить несколько полных учебных дней в течение года.
Официально годом создания государственной системы детско-юношеского туризма считается 1918 год, когда по предложению Н.К. Крупской было создано Центральное бюро школьных экскурсий.
С 1924/25 учебного года началось широкое внедрение краеведения в школьную практику. Государственным ученым советом были разработаны комплексные программы (в отличие от традиционных, предметных). Этими программами пытались устранить существенный недостаток старой школы - разрыв между учебными школьными предметами. Весь объем знаний, намеченных к изучению в общеобразовательной школе, был представлен в виде единого комплекса сведений о природе, труде и обществе. Ярким примером обучения детей по комплексным программам ГУСа являются групповые школьные тетради Дрязгинской школы, которые хранятся в музее СОШ с. Октябрьское Усманского района.
Программы и указания Наркомпроса ставили перед школой задачу изучать местный край, вести работу по охране природы, чтобы «...привить питомцам школы полезные навыки в этом государственном деле».
В 1932 году Наркомпрос РСФСР принимает постановление, в котором отмечалось, что экскурсионно-туристская работа среди детей является одним из наиболее актуальных и необходимых приемов в деле максимального повышения качества работы школы, общеобразовательной и политехнической подготовки детей, ставилась задача каждой школе включить в учебный план минимум проведения местных экскурсий.
Дальнейшему развитию экскурсионно-туристской работы с детьми помешала Великая Отечественная война. Перед детским туризмом встали задачи военно-физической подготовки школьников, привития туристских навыков, имеющих оборонное значение, вовлечения школьников в общественно полезную работу в помощь фронту.
С 1946 года туристско-краеведческая работа школьников вновь активизируется: ЦДЭТС и газета «Пионерская правда» объявляют массовое путешествие пионеров и школьников по родному краю.
В 1952 году Министерство просвещения РСФСР опубликовало инструктивное письмо «Об организации туристских походов с учащимися семилетних и средних школ», регламентирующее порядок организации туристских групп, состав и возраст участников, обязанности руководителей групп, администрации учреждений, примерные нормы, разрядные требования по туризму, программы семинаров по подготовке руководителей туристских групп. Отделам образования рекомендовано разрабатывать тематику и маршруты походов, экскурсий и путешествий по родному краю, организовать в школах по окончании учебного года такие походы и экскурсии под руководством учителей и пионервожатых, по возможности с каждым классом, начиная с четвертого; в целях улучшения руководства утвердить в каждом рай(гор)ОНО ответственных лиц за проведение экскурсионно-туристской работы, во всех семилетних и средних школ выделить из числа учителей организаторов этой работы в школах.
К 1957 году во всех территориях России были созданы детские экскурсионно-туристские станции, которые подняли туристско-краеведческую работу на новый, более высокий уровень.
Школьный туризм в Липецкой области
Решением Исполнительного комитета Липецкого областного Совета депутатов трудящихся № 679 от 16 августа 1955 г. «…в соответствии с народнохозяйственным планом области» была открыта областная экскурсионно-туристская станция и в Липецке [ГАЛО Ф.Р.408, оп.1, д.140, л.285]
Уже в 1956 году кружковцы ДЭТС приняли участие во Всероссийской конференции юных туристов-краеведов в Москве и III слете юных туристов РСФСР в Ленинградской области. С 1959 года ДЭТС стала проводить областные слеты юных туристов, звездно-эстафетные походы-соревнования. С 1960 года организуются летние лагеря по подготовке школьников - инструкторов туризма. Большую популярность среди школьников г. Ельца и области приобрел палаточный лагерь «Плющань».
70-80-е годы характеризуются как период подъема туристско-краеведческой работы в школах области. На эти годы приходится наибольшая численность учащихся, состоящих в туристско-краеведческих кружках, участвующих в массовых мероприятиях, походах, экскурсионных поездках. Организуются экскурсии для учащихся по путевкам Управления дальних путешествий школьников МП РСФСР в города СССР: Москву, Ленинград, Минск, Киев, Ереван, Баку, Одессу и т.д.
Родились новые формы работы: выполнение юными туристами-краеведами заданий государственных учреждений и научных организаций; смотры школьных музеев; конкурсы на лучшее туристское путешествие; соревнования среди команд комнат школьника (по месту жительства); областные туриады на Кавказе, Урале, в Карелии. В программу областных туристских соревнований включается контрольный туристский маршрут (КТМ) как наиболее комплексный вид, позволяющий проверить знания, умения и навыки участников в самостоятельном прохождении маршрута, преодолении препятствий и выполнении других заданий. В программу КТМ включаются элементы полевой краеведческой работы.
Под руководством Центра юные туристы-краеведы области принимают активное участие во Всесоюзном походе по местам боевой, трудовой и революционной славы советского народа, в экспедиции пионеров и школьников «Моя Родина – СССР». Собранные материалы ложатся в основу школьных музеев, залов и комнат боевой и трудовой славы, истории пионерского движения.
Грамотами и дипломами областных туристско-краеведческих мероприятий, Всероссийских слетов экспедиционных отрядов в Москве, Ульяновске, Туле, во Всесоюзном пионерском лагере «Артек» отмечена деятельность долгоруковских следопытов из отряда «Восход» (руководитель Н.И. Филимонов). Неоднократный лауреат областных и Всероссийских краеведческих мероприятий – школьный краеведческий музей Тербунской СОШ (руководитель А.А. Голубев). Средствами туризма и краеведения воспитывал учащихся учитель Добровской восьмилетней школы А.А. Сметанин. Он устраивал с детьми походы на лодках и пешком. Его команды всегда были среди лучших на областных турслетах. В школе действовал прекрасный краеведческий музей, созданный его руками. В 1977 году на выставке в Москве демонстрировался интерьер крестьянской избы из этого музея, за что школа получила серебряную медаль ВДНХ.
Большую работу по изучению и сбору этнографического материала, археологических и документальных источников по истории Липецкого района проводил ветеран войны и труда, инвалид войны II группы, учитель истории и обществоведения М.М. Виленский. Учащиеся Сырской, а затем Частодубравской школ собрали под его руководством около 15000 экспонатов для музея. Юными краеведами установлены 14 мемориальных досок, 6 памятников, увековечивших память земляков.
С 1963 по 1983 года обл. ДЭТС располагалась по адресу: г. Липецк, ул. К. Маркса, 27. При станции работала летняя туристская база, где проходили педагогическую практику студенты ЛГПИ. В 1982 году областная детская экскурсионно-туристская станция переименована в областную станцию юных туристов, а с 1 декабря 1991 года - в областной Центр детского и юношеского туризма.
В 90-е годы на состоянии туристско-краеведческой работы сказывается неблагоприятная социально-политическая обстановка в стране. Сокращается количество школьных музеев и кружков, походов и экскурсий. На повестку дня ставятся вопросы выживания, сохранения традиций, системы, необходимой детям, родителям, народному образованию. Однако областные и местные органы власти были заинтересованы в сохранении системы туристско-краеведческой работы с детьми: в 90-е годы открываются Центры детско-юношеского туризма в гг. Ельце и Липецке, в Елецком и Липецком районах. Центры проводят различные массовые туристско-краеведческие мероприятия: соревнования школьников по видам туризма, туристские праздники для воспитанников учреждений интернатного типа, мероприятия для кружковцев, краеведческие, экологические конференции школьников. Делегации туристов и краеведов Липецкой области успешно выступают на Всероссийских и Международных соревнованиях по туризму, во Всероссийском конкурсе исследовательских краеведческих работ, Всероссийских краеведческих конференциях.
С 1992 года ЦДЮТур ежегодно проводит областные конференции участников туристско-краеведческого движения «Отечество». Подготовлены программы краеведческой и экологической деятельности для учащихся образовательных учреждений: «История населенных пунктов Липецкой области» (1992г.), «Памятники войны» (1995г.), «Дети и война» (2000г.), «Экологический компас» (2000г.), Фронтовое письмо» (2001г.), «Возвращенные имена» (2002г.), «Экологический полигон» (2002г.). В 2002 году совместно с областным краеведческим обществом разработана программа «Моя Родина – Липецкий край», которая предлагает школьникам области включиться в поисково-исследовательскую работу по направлениям: «Родословие», «Наши выдающиеся земляки», «Подвижники краеведения», «Литературное краеведение», «Народная культура Липецкого края», «Загадки топонимики», «Военная история», «Исторический некрополь», «Клады», «Курганы», «Археологические находки», «Туристскими тропами».
По итогам областных краеведческих и экологических конференций выпущены сборники детских работ «Эта память – наша совесть» (2000, 2006 гг.), «Туристы-экологи на защите природы» (2001, 2004 гг.), «Моя родина – Липецкий край» (2002, 2003, 2004, 2005 гг.).
Приказом Департамента образования и науки администрации Липецкой области № 958 от 18.06.2004 г. «О ликвидации Государственного (областного) образовательного учреждения дополнительного образования детей Центра детского и юношеского туризма» учреждение было ликвидировано. Сотрудники приняты на работу во вновь созданное учреждение дополнительного образования «Детский оздоровительно-образовательный центр (спорта и туризма)».
Концепция
туристско-краеведческой деятельности обучающихся
Концепция туристско-краеведческой деятельности была разработана авторским коллективом во главе с А.А. Остапцом-Свешниковым в 1986 году. [2, с.54]
Основные положения концепции:
Туризм по своей природе всегда содержит элементы познания края. Невозможно путешествовать, ничего не узнавая. Но в спортивном туристском походе приоритетным является прохождение намеченного маршрута.
Простые поверхностные наблюдения всегда делаются в походах, но полное право на жизнь имеет в школе и серьезное глубокое краеведение. И нет необходимости такому научному краеведению навязывать спортивные нормы туризма - маршрут, километраж, преодоление естественных препятствий. Серьезную научную работу учащихся трудно соединить со спортивными целями.
Содержанием туристского краеведения являются изучение природы и истории края. Этим проблемам чаще всего посвящается общешкольная экспедиционная деятельность, а также работа класса, кружка.
Опыт краеведческой деятельности свидетельствует о следующем:
Ответ однозначен: для педагогики лучше, если это будет туристско-краеведческая работа. Научная, исследовательская деятельность учащихся и занятия физической культурой, спортом вообще вполне сочетаемы и хорошо дополняют друг друга при условии, если они разнесены по времени.
Большую роль в развитии ТКД имеет интерес учителя и его физические возможности. Как показывает практика, краеведческой деятельностью в школе чаще всего занимаются женщины, которые по тем или иным причинам (возраст, здоровье, семейное положение) не могут ходить в походы, но в краеведении видят эффективное средство педагогического воздействия на учеников. Поэтому краеведение может быть самостоятельным занятием, может существовать как отдельный вид внеклассной учебно-воспитательной работы.
Необходимо стремиться к использованию в школе всего многообразия форм ТКД, т.к. только при этом можно максимально полно удовлетворить и разнообразные интересы детей.
Туристские походы во всем их собственном разнообразии составляют главное содержание школьного туризма, т.к. только в этой форме наиболее полно реализуется то, что может извлечь педагогика из детского туризма.
Содержание
туристско-краеведческой деятельности в школе
Содержание туристско-краеведческой деятельности в школе в настоящее время определяется программой туристско-краеведческого движения обучающихся «Отечество» [Приказ МО и ПО РФ № 653/19-15 от 07.12.1998 г.]. В программе перечислены разнообразные формы: экскурсии, прогулки, походы, многодневные путешествия и экспедиции, кружки, секции, клубы, конференции, викторины, конкурсы, слеты, туристский лагерь (стационарный или передвижной), учебно-тренировочный сборы, семинары, консультации, игры, смотры готовности, соревнования, выставки, музеи, уроки с использованием краеведческих материалов по предметам школьной программы.
Многообразие форм обеспечивает комплексный характер ТКД в обучении, воспитании, оздоровлении и профессиональной ориентации детей. Здесь заложены широкие возможности для всякой творческой детской самодеятельности - спортивной, научной, художественной, технической, социальной и даже педагогической. Но не все части целого, составляющие в школе ТКД, равнозначны между собой, есть более важные, основные, а есть менее важные, вторичные, неспецифические. Ю.С. Константинов и В.М. Куликов выделяют группу из шести элементов, наиболее важных: походы, прогулки, экскурсии, экспедиции, слеты, соревнования. [1,с.64] Они предлагают формулу туризма в школе, состоящую из этих основных элементов: ТКД = 2 (П+Э+С), где 2П - прогулки и походы, 2Э - экскурсии и экспедиции, 2С - слеты и соревнования.
Сущностью туристской работы, ее «главным звеном», тем зерном, без которого нет туризма, является поход.
Туризм нужен каждому ребенку, но в разной степени, по разной норме. В этом проявляется смысл деления школьного туризма на две ветви, на два рубежа - массовый и любительский. И обе ветви нужны школе:
Уровни |
Среднее кол-во походов на класс |
Участие классов |
Охват детей походами |
Туристские значки |
Массовые туристские мероприятия |
Низкий |
Менее одного |
Участвуют отдельные классы |
Около 10% |
Единицы |
Нет |
Средний |
До 2-х |
За редким исключением все классы один раз были в походе (на прогулке) |
Около 30% |
Около 5% |
Один школьный турслет в году, туристский вечер |
Высокий |
3 |
Все классы провели по 2-3 похода |
Менее 50% |
20% |
Турлагерь, слет с широкой программой соревнований, конференция «Отечество», тур. кабинет |
Высший |
5 |
Все классы не менее 3-х походов и прогулок |
Около 80% |
Более 50 % |
Лагерь зимой и летом, 2 слета, турбаза, музей, конференция «Отечество», тур. кабинет |
Процесс составления общешкольного плана должен идти снизу вверх, от частного к общему. Сначала каждый класс (ни в коем случае не под диктовку классного руководителя!) намечает, что он хочет сделать в новом году по туризму. И пусть на обсуждение уйдет много времени - такое творческое планирование и есть воспитание.
После обсуждения и принятия общешкольного годового плана ТКД начинается планирование от общего к частному: каждый пункт каждого плана (школьного, классного, кружка, музея, лагеря, квартальный, месячный - любой) теперь становится предметом детального рассмотрения для подготовки и проведения дел, обозначенных этими пунктами. В составлении этих оперативных планов роль школьников должна быть еще больше.
Властная функция администрации (в том числе и классных руководителей) в вопросах планирования туристско-краеведческой работы должна быть урезана. Администрация школы не должна диктовать нормы ТКД классным руководителям, а они, в свою очередь, не должны диктовать детям свои установки. Должны быть расширены права каждого класса, самих детей в планировании своей туристско-краеведческой жизни.
№ п/п |
Содержание работы |
Сроки выполнения |
|
Назначить организатора ТКР с учащимися |
сентябрь |
|
Создать оргкомитет движения «Отечество» (туристский штаб, туристский актив) |
сентябрь |
|
Изучить и обсудить на педсовете итоги летних туристско-краеведческих мероприятий |
сентябрь |
|
Разработать и утвердить план участия школы в движении «Отечество» на новый учебный год |
сентябрь |
|
Организовать работу туристских кружков, работу поисковых отрядов по заданиям организаций и учреждений |
сентябрь |
|
Разработать темы исследовательских работ |
сентябрь |
|
Разработать и утвердить маршруты походов, экскурсий, экспедиций |
октябрь |
|
Представить информацию в РОНО о работе за учебный год и летний период |
октябрь |
|
Завершить обработку материалов, собранных во время летних походов, экспедиций, экскурсий, передать их в школьный музей. |
ноябрь |
|
Обсудить итоги ТКР на заседании педсовета |
декабрь-май |
|
Оформить документацию на получение участниками походов туристских значков и спортивных разрядов |
август-сентябрь |
|
Провести учет тур. снаряжения и инвентаря. Составить смету туристско-краеведческих мероприятий на год. |
октябрь |
|
Начать оформление новых экспозиций в школьном музее (на основе летних походов и экспедиций) или приступить к созданию музея. |
декабрь |
|
Заведующим предметными кабинетами и совету школьного музея разработать конкретные краеведческие задания по маршрутам походов |
сентябрь-октябрь |
|
Принять участие в областных конкурсах: «Краеведческое ориентирование», «Краеведческая находка года», на лучшую методическую разработку, на постановку ТКР в школе. |
по плану |
ПОДГОТОВКА РУКОВОДИТЕЛЕЙ И АКТИВА
|
Провести семинар классных руководителей и собрание учащихся о задачах движения «Отечество» |
сентябрь |
|
Организовать работу кружков по подготовке инструкторов и младших инструкторов. |
сентябрь |
|
Организовать занятия с учащимися (по классам) по овладению туристскими навыками. |
октябрь |
|
Принять участие в работе семинаров, курсов, организованных РОНО, ИРО, ДООЦ. |
по плану |
МАССОВЫЕ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
|
Провести походы с младшими школьниками (наблюдения за природой) |
сентябрь, январь, апрель, май |
|
Провести общешкольную неделю туризма |
октябрь-ноябрь |
|
Провести школьную краеведческую конференцию и выставку |
ноябрь |
|
Принять участие в районной (городской) конференции. |
по плану |
|
Провести школьные соревнования по туристским навыкам |
сентябрь |
|
Принять участие в районных (областных) соревнованиях. |
по плану |
|
Организовать экскурсии и экскурсионные поездки |
май |
|
Провести школьный турслет |
май |
|
Подвести итоги соревнования на лучший класс по ТКД |
май |
|
Принять участие в районном турслете |
июнь |
|
Организовать работу школьного турлагеря |
июнь |
Методические рекомендации по организации туристско-краеведческой работы в образовательном учреждении 2008. – 48 с
14 10 2014
4 стр.
«Океан» (далее вдц «Океан») в два этапа: отборочный и финальный, в государственном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Федеральный детский оздоровительно-
10 10 2014
1 стр.
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей детский оздоровительно-образовательный центр «мечта» муниципального района миякинский район
25 12 2014
1 стр.
25 12 2014
1 стр.
Моу дод «Детский оздоровительно-образовательный центр «Ладья» г. Кургана состоялся первый вид программы Универсиады Курганской области
15 10 2014
1 стр.
Заказчик: гу «Управление туризма, физической культуры и спорта Актюбинской области», тел/факс 8 (7132) 55-26-36
23 09 2014
1 стр.
Настоящая декларация составлена в отношении Муниципального автономного учреждения дополнительного образования детей Детский оздоровительно-образовательный центр «Мечта» муниципальн
25 12 2014
1 стр.
Целью соревнований является пропаганда здорового образа жизни, развитие и пропаганда спортивного туризма в Свердловской области как вида спорта, повышение спортивного мастерства уч
25 09 2014
1 стр.