Перейти на главную страницу
Куратор по рыболовству Уральского региона, РОССИЯ
New York, 1893, pp.767-779
С 1891 он занимал специально для него созданную должность войскового техника Уральского рыболовства. В 1894 Бородин опубликовал брошюру «Правила производства рыболовств в Уральском казачьем войске». Им был подготовлен фундаментальный двухтомный труд «Уральское казачье войско. Статистическое описание» (1891), основанный на материалах им же организованной экономической переписи. Б. пришел к выводу, что уральская казачья община являлась в высшей степени своеобразным и обособленным общественно-экономическим организмом.
В 1884 им было произведено искусственное оплодотворение икры севрюги, а с 1896 ежегодно проводил на реке Урал эксперименты по искусственному оплодотворению икры осетра и севрюги и выращиванию их молоди. Одним из первых в стране Б, сформулировал основные параметры рационального ведения рыбного хозяйства. Б. проделал титанический труд для улучшения рыболовства на реке Урал и в Волго-Каспийском бассейне, а также в бассейнах Азовского и Аральского морей, особенно ратуя за запрещение всякого рыболовства в предустьевых районах. Он был пионером использования искусственного холода для хранения и транспортировки рыбопродуктов.
Еще в 1891 по решению атамана Уральского войска Б. был направлен в двухгодичную командировку по странам Европы и Северной Америки для изучения их рыболовства и рыбоводства. Очерк об уральских казаках и их рыболовстве был написан в этот период и опубликован в американском научно-популярном журнале «The Popular Science Monthly», v.46, №6, 1893. Кроме красочного описания процессов рыболовства, в наши дни особенно важны указания Бородина на строгость порядков охраны рыбных запасов в период запрета, таких как полный запрет любой навигации от Уральска до Каспийского моря (триста тридцать миль), включая запрет хранения лодок и рыболовных снастей на берегах реки, ограничение переправ; запрет в местах зимних скоплений осетровых тревожить их, шуметь, разводить костры на берегу и т.д. Наблюдение за неприкосновенностью р. Урала в запретное время возлагалось на станичных и поселковых атаманов, а также на отдельных выборных полесовщиков и пикетчиков. В случае нерадивости охранников старшие из них лишались содержания за прослуженное время. Казаки, неоднократно замеченные в «потаенном рыболовстве» и наказанные по суду (штрафы и конфискации, тюремное заключение от 1 месяца до 1 года), по решению станичных обществ могли быть выселены в удаленные от реки станицы («Правила производства рыболовств в Уральском казачьем войске», Бородин, 1894). Монолитность Уральского казачьего общества в вопросах охраны и рационального использования рыбных запасов должна стать примером для рыбаков в наше время.
В 1931 г. Н.А. Бородину присуждено звание профессора Гарвардского университета.
Ведущий научный сотрудник ФГУП «ВНИРО», к.б.н. И.А. Бурцев
УРАЛЬСКИЕ КАЗАКИ И ИХ РЫБОЛОВСТВА
Уральские казаки, которые живут в пограничном районе между европейской частью России и Азией по берегам среднего и нижнего течения реки Урал, известны в России с давних времен не только как храбрые солдаты в военное время, но также как мирные рыболовы, активно занимающиеся рыбным промыслом по своим особым правилам.
Первое упоминание о поселении так называемых "свободных людей" – казаков на реке Яик (старое название реки Урал) относится к началу ХVII века.
Кем были эти люди? Они были пионерами свободы, людьми, уставшими от жестокого крепостного права, которые не хотели мириться с положением народа "второго сорта" в царской России, и которые стремились построить свою жизнь на основе абсолютной свободы в бескрайних степях юго-восточной России.
Независимые поселения росли быстро благодаря большому притоку недовольных людей со всех соседних областей России и других стран. Тщательное изучение переписи уральских казаков, проведенное по приказу Петра I (1723), говорит нам о том, что среди иммигрантов были поляки, венгры, большое количество крестьян из разных регионов России, много староверов, преследуемых правительством, много донских казаков и т.д. Несмотря на национальные различия (в том числе и в языке), они были едины в одном – стремлении к свободе и независимой жизни.
Разве это не похоже на ранний период иммиграции в нашу страну (США), когда преследуемые в Европе люди искали прибежище в других странах? Однажды известный ученый обратился с вопросом к одному старому казаку о происхождении уральских казаков и получил такой ответ: "Пчела собирает все лучшее с каждого цветка, и что в результате? Мёд. Таким же образом росло наше сообщество, – сказал казак. – Самые лучшие и способные люди приезжали к нам отовсюду и помогали в создании нашего общества".
Разве вам не кажется, что это простое сравнение прекрасно совпадает с историей ранней колонизации земель в Соединённых Штатах Северной Америки, а также происхождения небольшого сообщества, о котором я говорю?
В 1580 году, как свидетельствует один исторический документ, в низовье реки Яик пришла группа казаков, которая изгнала оттуда остатки ранее знаменитой и сильной Татарской Золотой Орды. Они разрушили Сарайчик, основное поселение татар, продвинулись вверх по течению реки и построили крепость вблизи того места, где сейчас расположен город Уральск, столица уральских казаков.
Рис.1. Улица в Уральске.
Вначале эти воинственные группы жили за счёт своеобразного промысла – набегов на соседние племена татар и пиратских захватов торговых судов на Каспийском море, плывущих из Хивы и Персии.
Сейчас нам трудно сказать, когда уральские казаки перешли на более мирный образ жизни, т.е. занялись ловом рыбы. Вероятно, это произошло вскоре после заключения с царём Московии своего рода соглашения (1613 г.), связанного с особым старинным обычаем преподнесения даров царскому двору в виде рыбы и икры. Этот обычай, существующий уже более трёхсот лет, несомненно, был свидетельством верности и гостеприимства, сходным с русской крестьянской традицией приветствовать гостей хлебом с солью. Как русский крестьянин поэтизирует свой тяжелый труд и окружает его своеобразным ореолом, так и уральские казаки поэтизируют свой рыбный промысел и всё, что связано с ним. Почти во всех популярных песнях этого региона упоминается под разными поэтическими именами река Урал с её "золотым дном" и "серебряными берегами", а одна из самых любимых местных песен является одой или гимном в честь реки Яик (это её историческое название так и осталось в поэзии). Экономическое значение рыбного промысла для этого народа так велико, что он влияет на всю их жизнь, не исключая военную службу. Право на промысел в водах общего пользования принадлежит только членам данного сообщества, которые, с другой стороны, обязаны нести военную службу. Уральские казаки готовы выполнять её каждый год в количестве трёхсот кавалеристов, а в случае войны – каждый взрослый казак может быть призван в солдаты. Общая численность населения составляет около 110 тысяч душ.
Таким образом, когда одна часть казаков находится на военной службе, другая часть, которая остаётся дома, должна зарабатывать деньги для оплаты расходов за отсутствующих, а также для себя.
Рис.2. Типы женщин уральских казаков (слева – замужняя женщина, в центре – пожилая женщина, справа – девушка).
Только благодаря такой двойной нагрузке уральские казаки добились получения исключительных прав на заселение земли и реки и сохранения до настоящего времени некоторой независимости в их местных делах с особой организацией экономики своего сообщества как единого целого. В прежние времена казацкому войску приходилось много бороться с царским правительством за свою независимость. В России существовала тенденция к централизации разных регионов своей территории под единым началом. Начиная с 1723 года, казаки уже были полностью независимыми в решении своих внутренних дел. Можно сказать, это была чисто демократическая республика с избираемым руководством, или атаманом, представляющим исполнительную власть. Все основные вопросы решались на общем собрании членов сообщества. В 1723 году царское правительство впервые воспротивилось независимости казаков, и с тех пор назначение атамана считалось законным только после его утверждения Правительством. В 1775 году общее собрание было упразднено, и сообщество было полностью лишено права выбора атамана, и с тех пор его назначение стало зависеть только от императорского указа. Осталась только независимая экономическая структура, которая иначе не могла существовать.
Возвращаясь к рыболовству и его значимости в жизни уральских казаков, я должен упомянуть, что река Урал является единственной большой рекой, на которой ведется только рыбный лов; здесь полностью запрещена любая навигация от Уральска до Каспийского моря (триста тридцать миль); более того, в некоторых местах реки, где зимой скапливаются осетры, строго запрещено плавать на лодках, шуметь, разводить костры на берегу и т.д. По законам сообщества летний промысел полностью запрещен в целях охраны нереста, а также из-за того, что рыба, выловленная летом, ценится значительно меньше. Рыбаки дают возможность рыбе пройти с моря в реку и остаться там спокойно на зимовку. Применяются все средства для того, чтобы рыба могла подняться вверх по течению реки, но не выше Уральска, где через реку построено заграждение, чтобы не дать более крупной рыбе подняться выше по течению.
Как правило, часть реки (низовье) предназначено для облова осенью, а в верхней части промысел ведется зимой. Осенний облов начинается примерно 17-го сентября. В определённый день вся "рыбацкая армия", как её называют, начинает двигаться к местам лова, которые иногда находятся достаточно далеко от дома. Телеги нагружаются не только орудиями лова и провиантом, но и лодками, предназначенными для промысла. Эти лодки, как их называют "будары", так малы и легки, что на каждой телеге помещаются две будары.
Во время лова "рыбацкая армия" всегда двигалась вниз по течению реки, проходя от 12 до 24 миль в сутки, и таким образом она достигала устья реки, как правило, в конце октября. В это время река обычно начинает замерзать, и сезон промысла заканчивается.
"Рыбацкую армию" сопровождала другая армия почти такой же величины, состоявшая из перекупщиков, с ещё большим количеством телег. На этих телегах улов перевозился на городские рынки (тогда в этой степи ещё не было железных дорог). Для этой цели использовали не менее десяти тысяч телег, а если к этому количеству добавить ещё десять тысяч телег, принадлежавших рыбакам, то можно себе представить, какое впечатление производили эти мирные армии.
Рыбный промысел в верховье реки Урал, как было сказано выше, проводился также зимой, т.е. это был подлёдный лов, и это был совершенно особый вид промысла. Он назывался "багренье", что означает "лов крюком", поскольку лов вёлся с помощью крюков особого вида. Когда река промерзала настолько, что могла выдержать всю "рыбацкую армию", что обычно происходило в декабре, то казацкая администрация издавала приказ для всей армии возвращаться в Уральск, откуда начинались промысловые операции. В назначенный день тысячи людей, старых и молодых, начинали движение в обратном направлении.
А теперь давайте посмотрим, как одевались люди для зимней рыбалки. Один из них, готовый к работе, показан на рисунке. На нем лёгкая и удобная одежда, непромокаемые варежки и ботинки; в одной руке он держит пешню, в другой – два крюка с ручками; один из них - длинный (ручка длиной семь или более саженей) использовался для лова рыбы, лежащей на глубоководных участках дна; короткий предназначался для удержания рыбы, когда ее выбрасывали на лёд.
Рис.7. Уральский рыбак готов к подледному лову, называемому багрением.
Примерно в 9 часов утра по берегам реки вблизи того места, где скосячивается рыба, собираются тысячи лошадей, запряженные в сани, так что бывает трудно приблизиться к реке. Рыбаки спускаются на лёд и выстраиваются в бесконечные очереди вдоль обоих берегов реки, с нетерпением ожидая сигнала – выстрела пушки.
Атаман выходит на середину; все нетерпеливо смотрят на него. Раздаётся сигнал, и две живые волны из людей устремляются на середину реки, и начинается кипучая работа, каждый стремится быть первым и как можно скорее пробить отверстие своей пешней во льду. Через несколько минут на реке вырастает целый лес палок с крюками, как будто к работе приступила какая-то волшебная сила.
Самая ценная рыба, вылавливаемая зимой, – это осетровые: белуга (Acipenser huso), русский осётр (A. guldenstadtii), севрюга (A. stellatus), а также шип (A. shypa). Каждый из этих видов имеет существенные отличия от других и от видов, вылавливаемых в Америке. Эти виды высоко ценятся зимой благодаря качеству своего мяса и особенно икре; одна большая самка белуги может стоить от ста до двухсот рублей.
Разумеется, не каждый рыбак может выловить такую ценную рыбу; скорее наоборот, большая часть рыбаков, несмотря на значительные усилия, вообще не добивается успеха в промысле, т.е. не вылавливает даже мелких осетров. Тем не менее, этот промысел, как заманчивая лотерея с выигрышами, даёт надежду каждому рыбаку на удачу, и именно это является причиной того, что так много уральских казаков ведут этот любимый ими зимний лов рыбы. В нем участвуют не менее десяти тысяч человек; за зимний сезон вылавливается примерно двести сорок тысяч килограммов осетровых и столько же других рыб (судака и сома). Из осетровых получают тридцать тысяч килограммов чёрной икры. Средняя цена за фунт осетровых рыб была двадцать пять копеек, а за фунт икры – от двух до трёх рублей.
Рис.9. Осенний лов на р. Урал. Разделка рыбы.
Помимо описанного выше рыболовства, уральские казаки вели промысел весной и зимой в Каспийском море; поскольку их методы лова были достаточно обычными, я не даю им подробного объяснения.
Общий итог данного местного промысла можно выразить следующими цифрами за 1896 г. : 1,030,105.44 кг мяса осетровых, 40,322,988.76 кг других рыб, 129,040 кг осетровой икры и 1,007,502.26 кг икры других рыб. Вся эта рыбная продукция вывозилась с территории проживания уральских казаков.
Доходы от продаваемой рыбы используются на различные общественные цели, в том числе для развития местной промышленности и, особенно, рыболовства. Таким образом, за последние три или четыре года было создано прекрасное сельскохозяйственное училище с образцовой фермой, стоимость которых составила более ста тысяч долларов. Это училище имеет несколько стипендий для учебы в ведущих университетах страны. Кроме того, имеется еще одно учебное заведение более высокого уровня. В целях достижения прогресса в местном рыболовстве предоставляется возможность нескольким человекам, обладающим хорошими знаниями в области рыболовства, повысить свой профессиональный уровень в разных странах для изучения достижений, в частности, в рыбоводстве. Я получил возможность быть направленным за границу в разные страны Европы и Северной Америки на два года для ознакомления с развитием там рыболовства1.
На Международной выставке в Бергене в российском разделе было представлено Сообщество уральских казаков, и я был бы очень доволен, если бы мои вышеизложенные материалы привлекли бы внимание и интерес посетителей выставки к данному особому виду промысла моих уральских казаков.
В то же время я хотел бы познакомить людей с этим сообществом, с их укладом жизни, тем более что в настоящее время на западе существует представление о казаках, как о полудиких воинственных племенах. Поэтому я надеюсь, что эта статья кое-что добавит к их характеристике.
Почему я возымел особый интерес к прикладной ихтиологии и рыболовству, ставшими моей специальностью? Да несомненно потому, что я заранее предвидел и стремился работать в своем родн
10 09 2014
1 стр.
Граждане вправе осуществлять любительское и спортивное рыболовство на водных объектах рыбохозяйственного значения общего пользования свободно и бесплатно в соответствии с Правилами
09 09 2014
1 стр.
В соответствии с действующим законодательством в области рыболовства, правилами рыболовства для западно-сибирского рыбохозяйственного бассейна
14 09 2014
1 стр.
И 87 Ярков А. П. Казаки в Кыргызстане (2-е дополненное издание) Бишкек: крсу, 2012. 77с
11 10 2014
10 стр.
России. В древности Уральские горы именовали «поясом» и действительно, словно поясок по талии Уральские горы перепоясывают могучее «тело» России, деля её на две неравные и совершен
08 10 2014
1 стр.
28 09 2014
8 стр.
12 09 2014
1 стр.
Дубровский Д. К., Грачёв В. Ю. «Уральские писаницы в мировом наскальном искусстве», 2011
14 09 2014
1 стр.