Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Урок 15. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.
Предмет: история.

Класс 5.

Дата: 03.11.2011.

Учитель: Хаматгалеев Э. Р.


Цель: показать значимость появления законов для усиления Вавилонского царства; подвести учащихся к пониманию того, что Хаммурапи, защищая в этих законах интересы широких слоёв населения, отстаивал, прежде всего, интересы рабовладельцев.
Ход урока


  • Новые понятия: аренда, ростовщик.

Текущий контроль знаний и умений.

Задание – вопросы и ответы:

  1. Покажите на карете, где расположено Двуречье, и расскажите о его природных условиях.

  2. Что общего в природных условиях Египта и Двуречья?

  3. Перечислите основные занятия населения Двуречья.

  4. Как назывался особый вид письма в Двуречье и в чём заключалась его особенность?

  5. Перечислите имена богов, которым поклонялись жители Двуречья.

План изучения нового материала




  1. Расцвет Вавилонского царства.

  2. Законы царя Хаммурапи.




  1. Изучение первого вопроса плана. Расцвет Вавилонского царства.

Объяснение учителя.


Города Двуречья долго воевали между собой за право быть главным. Победил в этой борьбе Вавилон, город, под властью которого объединилось почти всё Двуречье. Располагался Вавилон в очень удобном месте – в самом центре Двуречья, на равнине, где сходятся реки Тигр и Евфрат. Эта равнина беднее Египта породами растений. Винограда и оливок здесь нет, древесных пород совсем мало. Но зато здесь очень много выращивали хлеба. Большую пользу приносила финиковая пальма. Из её плодов делали муку, вино, сахар, косточки употреблялись вместо угля в кузницах или размалывались на корм скоту. В старинной песне говорилось, что пальмой можно пользоваться на 360 ладов. По рекам купцы привозили сюда свои товары. По степям, горным тропам и пустыням издалека в Вавилон шли торговые караваны. Здесь пересекались торговые пути. Во всём мире славился Вавилон как огромный богатый город. Самым могущественным и знаменитым царём Вавилонии был Хаммурапи. Именно при этом царе Вавилон достиг своего величия и могущества. Правил Хаммурапи с 1792 по 1750 год до н. э.

Работа с классом. Сколько лет правил Хаммурапи?
Материал учебника
Город Вавилон становится главным в Двуречье. Города Двуречья долго воевали между собой – кому из них быть главным. Победил в этой борьбе Вавилон, под властью которого объединилось почти всё Двуречье. Располагался Вавилон в очень удобном месте – в самом центре Двуречья, там, где близко сходились Тигр и Евфрат. По рекам купцы доставляли товары. По степям, горным тропам и пустыням издалека в Вавилон шли торговые караваны. Сюда привозили строительный лес и металлы, а вывозили зерно и шерсть. Самым могущественным и знаменитым царём Вавилонского царства был Хаммурапи. Он правил с 1792 по 1750 год до н. э.

Хаммурапи утверждал, что получил власть от богов. Примерно сто лет назад археологи нашли большой столб из твёрдого чёрного камня. Со всех сторон он был покрыт ровными рядами клинописи. В верхней части камня находилось такое изображение: на троне восседает бородатый бог в высокой короне, а перед ним, ростом пониже, в почтительной позе стоит царь. Это бог Солнца Шамаш вручает Хаммурапи жезл – знак власти над людьми. Солнце видит всё, что совершается на небе и на земле. Шамаш – небесный судья и владыка, а Хаммурапи – земной.


  1. Изучение второго вопроса плана. Законы царя Хаммурапи.

Объяснение учителя.


Около 100 лет назад археологи нашли большой столб из чёрного камня, больше человеческого роста. Со всех сторон он был покрыт ровными рядами клинописи. Это царь Хаммурапи приказал составить большое собрание законов и записать их на столбе. Всего их было 282. В них подробно определено, как следует отдавать в наём землю, как пользоваться водой, отводимой из каналов, как должен происходить наём рабочих, покупка рабов, перевоз вещей по рекам. Составитель законов настойчиво требовал, чтобы наниматели и нанимаемые, кредиторы и должники честно и правильно выполняли условия и обязательства, за нарушение этих правил он грозил им наказаниями. Царь напоминал, что сам великий бог «поручил ему дать стране защиту закона, чтобы сильный не мог вредить слабому».

Работа с учебником: с. 68, отрывок «Из законов Хаммурапи».

Задание 1. Найдите 2 закона, защищающие частную собственность.

Задание 2. Перескажите содержание последнего закона. Чем объяснить заботу царя об оросительных сооружениях?

Задание 3. Найдите закон, защищающий имущество храма и объясните заботу царя об этом имуществе.



Вывод (учащиеся делают самостоятельно).

  • Мы только начали знакомиться с законами царя Хаммурапи, поэтому сделать вывод о том, были ли они справедливыми, не сможем. Дома, продолжив знакомство с законами, вы самостоятельно попытаетесь это сделать.

Материал учебника


Царские законы. Главное, что было написано на чёрном камне, - законы Хаммурапи. По этим правилам, установленным царём, а не по собственному произволу должны были судьи разбирать все споры между людьми. И жители Вавилонии знали, что за нарушение законов их постигнет суровое наказание.

В надписи на камне царь угрожает будущим правителям, которые посмеют выскоблить или изменить законы. Боги тогда нашлют на всю страну врагов, голод, потоп и заразные болезни. Ведь царские законы – это воля самих богов, и она неколебима во веки веков.

Порою судьям приходилось прямо спрашивать у богов, как решить то или иное дело. Ведь не всегда удавалось найти свидетелей преступления. Обвиняемого тогда вели к реке и заставляли погрузиться в воду. Если он тонул, значит, бог реки забрал его к себе как виноватого. Если же ему удавалось выплыть, то он чист перед богами и невиновен.

В Древней Вавилонии преступников обычно заставляли испытать то же самое, что они причиняли своей жертве. Хаммурапи видел справедливость в том, чтобы отплатить, как говорится, «око за око, зуб за зуб». Не причиняй другому такой обиды, которую сам не хочешь испытать!



Законы о рабах. Но не все в Вавилонии были равны перед законом. Когда в законах Хаммурапи говорилось «человек», то имелись в виду лишь свободные люди. А ведь были ещё и рабы. И если раб оскорблял свободного человека, то по закону Хаммурапи ему отрезали ухо. Не язык или пальцы, а именно ухо, чтобы не лишить раба возможности трудиться и отвечать на вопросы господину. Убежать с отрезанным ухом было невозможно: все знали – это раб, к тому же строптивый.

Рабов покупали и продавали так же, как домашнюю скотину и всякое иное имущество. А если по чьей-либо вине чужой раб потерял жизнь, то виновный должен был только заплатить цену раба его хозяину или отдать своего раба.



Законы о богачах и бедняках. Некоторые вавилоняне были очень богаты. Они владели обширными полями и садами с финиковыми пальмами. По их приказу отправляли товары в другие города с караванами или на кораблях. Но было и множество бедняков.

Иногда бедняку не хватало урожая, чтобы прокормить семью, отдать налоги царю, засеять поле семенами. Он просил богача дать ему зерно в долг. Но долги росли. И если бедняк брал в долг пять мешков зерна, то через год обязан был вернуть уже шесть мешков. Некоторые люди наживались на том, что давали имущество «в рост». Их называют ростовщиками.

Порою подходил срок возврата долгов, а платить-то бедняку нечем. Тогда богач требовал: «Отдавай сына, дочь или свою жену. Они будут работать у меня в доме как рабы». Богачи хотели бы навсегда поработить своих должников, но Хаммурапи повелевает: «Работать на хозяина он должен лишь три года, потом его следует отпустить на свободу». Если должник отдавал ростовщику своего сына, продать его ростовщик не мог. И убить его он не имел права – иначе у него самого в наказание убивали сына. Так царь Хаммурапи защищал своих подданных от обращения в рабство.

Но если семья бедняка голодает, ему придётся снова делать долги и отдавать детей богачу. Хаммурапи не видел в этом несправедливости. Ведь такой порядок тоже установили боги – есть люди свободные, а есть рабы, есть богатые, а есть нищие.


Из законов Хаммурапи
Если человек украл имущество храма, он должен быть казнён.

Если человек украл осла, овцу или раба, он должен быть казнён.

Если человек ударил отца, ему следует отрубить руку.

Если человек выбил зуб человеку, ему самому следует выбить зуб.

Если человек выколол глаз человеку, ему самому следует выколоть глаз.

Если человек не укрепил насыпь на своей земле, и вода затопила поля соседей, пусть возместит им убытки. Если ему нечем платить, следует продать всё его имущество и его самого, а полученное серебро пусть соседи разделят между собой.


  1. Подумайте, почему за кражу вещи, скотины и раба наказывали одинаково.

  2. Что означает выражение «око за око, зуб за зуб»?

  3. Почему царь защищает земледельцев, пострадавших от нерадивости соседа?


Из вавилонской таблички
Перед старейшинами города свидетели дали клятву, что Идин-Иштар похитил одеяние и головную повязку богини (с её статуи в храме). Повязку он продал за финики, а одежду надел на себя.
Какое наказание ожидало вора?

Вопросы классу:




  1. Найдите Вавилонское царство на карте и определите его местоположение.

  2. Что было раньше: правление Хаммурапи в Вавилонии или Тутмоса в Египте? Насколько раньше?

  3. О чём заботился Хаммурапи в Вавилонии в своих законах? Обоснуйте свою мысль.

  4. Чем отличалось положение человека, отрабатывавшего долг, от положения раба?


Домашнее задание: читать и пересказывать §14; вопрос для устного ответа: «Что в законах Хаммурапи кажется вам справедливым и что несправедливым?».

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

Цель: познакомить учащихся с содержанием законов царя Хаммурапи, показать значение их для жителей Вавилона

67.99kb.

14 12 2014
1 стр.


Урок 15. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

Цель: показать значимость появления законов для усиления Вавилонского царства; подвести учащихся к пониманию того, что Хаммурапи, защищая в этих законах интересы широких слоёв насе

64.75kb.

14 12 2014
1 стр.


Царь Хаммурапи и его законы Параграф 14

Во II тысячелетии до нашей эры на Междуречье стали нападать более отсталые, но более воинственные племена кочевников – амореи. Под их ударами погибли государства Шумера. Вместо них

21.65kb.

14 12 2014
1 стр.


Законы царя Хаммурапи

Черный столб из базальта с текстом «Законов» был найден в 1901—1902 гг французскими археологами в Сузах

772.84kb.

14 12 2014
2 стр.


Наказание по законам Хаммурапи

Хаммурапи и предшествующих ему правителе Целью кодификации отдельных правовых норм, очевидно, являлось стремление упорядочить общественные отношения

50.63kb.

14 12 2014
1 стр.


Урок по музыке в 6 классе Баллада Ф. Шуберта «Лесной царь» Учитель музыки Юнусова Елена Анатольевна

Ф. Шуберта; познакомить с одной из жемчужин вокальной лирики в мире баллад – балладой «Лесной царь»; формирование эмоционально осознанного восприятия музыкального образа

93.25kb.

14 12 2014
1 стр.


Законы Хаммурапи: положение различных категорий населения, нормы гражданского и семейного права

Исторические условия возникновения и особенности общественного строя древневосточных государств. Особенности деспотии как основной формы древневосточного государства

38.9kb.

01 09 2014
1 стр.


Лекция Основные направления развития экономической теории

Экономическая мысль появилась в глубокой древности. Известны законы Хаммурапи (2 тыс лет до н э.) В китае трактаты Ванцзы (IV век до н э.) Учёные-философы того времени пытались реш

64.69kb.

25 09 2014
1 стр.