Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Урок 58. В Риме при императоре Нероне.
Предмет: история.

Класс 5.

Дата: 03.05.2012 г.

Учитель: Хаматгалеев Э. Р.


Цель: на примере правления императора Нерона доказать постулат, что неограниченная власть портит и развращает правителя государства.
Ход урока


  • Новые понятия: диктатор.

Текущий контроль знаний и умений.

Задание – проверочная работа:

  1. Мыс, у которого потерпел поражение флот Антония. (Акций)

  2. Территория, завоёванная Цезарем. (Заальпийская Галлия)

  3. Раб, выступающий на арене в вооружённом поединке. (Гладиатор)

  4. Римский полководец, разгромивший армию Ганнибала. (Сципион)

  5. Сооружение для гладиаторских боёв. (Амфитеатр)

  6. Сенатор, возглавлявший заговор против Цезаря. (Брут)

  7. Звание, преподнесённое сенаторами Октавиану. (Август – по-латински «священный»)

  8. Торжественный въезд в Рим полководца, победившего в бою. (Триумф)

  9. Как назывались территории, завоёванные Римом? (Провинции)

  10. Вулкан, на вершине которого располагался лагерь Спартака. (Везувий)

  11. Река, которую перешёл Цезарь, направляя армию на Рим. (Рубикон)

  12. Титул главы государства в Риме с I в. до н. э. (Император)

План изучения нового материала


Правление императора Нерона.
Изучение первого вопроса плана.
Работа с классом
Задание 1. Прочитать параграф вслух.

Задание 2. Перечислить жестокие деяния Нерона.

Задание 3.

Работа в тетради.



Жестокие деяния Нерона:

  1. Обязанность римлян посещать представления, где выступал Нерон.

  2. Казнь тех, кто не одобрял актёра-императора.

  3. Ночные нападения и грабежи.

  4. Казнь сотен рабов.

  5. Обвинение своего учителя Сенеки в заговоре и приказ ему покончить с собой.

  6. Пожар 64 г. н. э. в Риме.

  7. Борьба с христианами.

Задание 4. Ответить на вопросы:



  1. Назовите форму правления в Риме при императоре Нероне.

  2. Подтверждают ли приведённые примеры, что власть Нерона была неограниченной?

  3. Какие органы управления, существовавшие в Риме, могли противостоять жестокости и произволу Нерона? Что с ними стало?

  4. Существует мнение, что неограниченная власть портит и развращает правителя государства. Согласны ли вы с этим мнением? Подтверждается ли это мнение на примере Нерона?

Материал учебника


Императоры объявляют себя богами. Правившие вслед за Августом императоры всеми способами укрепляли свою власть. Они перестали созывать народные собрания. Население империи было обязано поклоняться им как богам. Новым богам возводили храмы и статуи.

Самой зловещей фигурой среди императоров 1-го века н. э. был Нерон.

Актёр на императорском троне. Нерон считал себя великим поэтом и актёром. Он читал в театре свои стихи, выступал в ролях героев греческих трагедий. Римляне обязаны были посещать эти представления.

Появление владыки огромной державы на театральной сцене было столь необычным, что приводило к забавным происшествиям. Однажды, когда Нерон изображал Геракла, которого по ходу действия заковывали в цепи, стоявший в карауле новобранец бросился на сцену «спасать» императора.

В театре во время выступлений Нерона находились преторианцы и десятки доносчиков, следивших за поведением зрителей и бравших на заметку тех, кто не одобрял актёра-императора. «По их донесениям, - писал знаменитый римский историк Тацит, - простых людей немедленно осуждали на казнь, а знатных впоследствии настигала ненависть императора». Такую ненависть вызвал крупный военачальник, который заснул в театре во время выступления Нерона. В наказание он был сослан в дальний городок, где пребывал в безвестности и страхе за свою жизнь.

Часто по ночам вместе со своими дружками, такими же негодяями, как и он сам, Нерон выступал в роли главаря грабителей, но уже не в театре, а на улицах города. Император и его спутники нападали на возвращавшихся домой сенаторов, избивали их, отбирали деньги и драгоценности. Перепуганные жертвы не смели оказывать сопротивление. Эти нападения были не только грубой забавой, но ещё одним из способов унижения и устрашения тех, кто мог проявить недовольство Нероном.



Казнь сотен рабов. От жестокости Нерона страдали все: от сенатора до раба. Однажды богатый римлянин был убит своим рабом. По закону лишить жизни должны были не только виновного, но и всех рабов, находившихся в доме убитого господина, а их было четыреста. В день казни огромная толпа римлян требовала освобождения ни в чём не повинных людей, среди которых были старики, женщины и дети. Но Нерон был неумолим: он приказал войскам оттеснить толпу, а на всём пути к месту казни поставил воинские заслоны. Все рабы были лишены жизни.

Пожар в Риме. При Нероне страшное бедствие постигло Рим: вспыхнул пожар, охвативший большую часть города. Бороться с огнём в узких улицах было трудно. Множество строений было уничтожено. Толпы погорельцев бежали из Рима. Народ обвинял императора в поджоге. Рассказывали, что Нерон стоял на высокой башне при дворце и, вдохновляясь видом пылающего города, сочинял песнь о пожаре и гибели Трои. Говорили также, что он хочет прославить себя созданием на пожарище нового города, который собирается назвать своим именем. Нерон, чтобы пресечь эти слухи, решил найти «виновных». Он объявил поджигателями небольшую группу людей, в основном рабов и бедняков, которые называли себя христианами. Они не почитали римских богов, не поклонялись статуям императоров, а верили в Бога-Спасителя, которого называли Иисус Христос. Нерон надеялся навлечь на них гнев толпы. Он приказал подвергнуть их пыткам и казням. Христиан распинали на крестах, одевали в шкуры диких зверей и отдавали на растерзание собакам. Но своей цели император не достиг: сама жестокость казней пробуждала сочувствие к этим людям.

В конце правления Нерона против него сразу в нескольких провинциях вспыхнуло восстание в войсках. Императора покинули все, даже преторианцы. Не желая попасть в руки врагов, он приказал своему слуге заколоть его кинжалом. Последние слова Нерона были: «Какой великий артист погибает!»


Вольноотпущенники императора
В Риме раб, отпущенный гражданином на свободу, получал гражданские права. Императоры доверяли своим вольноотпущенникам больше, чем сенаторам. Они осыпали их милостями, назначали на важные должности. Так, вольноотпущенник Паллант был ближайшим помощником императора Клавдия. Он ведал казной и имел такое влияние, что сенат даровал ему огромные деньги, при этом восхваляя за скромность. Паллант придумал себе предков, якобы происходивших от мифических греческих царей. Его брата, тоже отпущенника, император назначил правителем Иудеи – области, где находился Иерусалим. Здесь он поощрял грабежи и разбои, ибо бандиты делились с ним добычей. Когда к власти пришёл приёмный сын Клавдия – Нерон, Паллант поддерживал все его бесчинства, но затем император обвинил Палланта в заговоре и казнил, а себя окружил новыми вольноотпущенниками.
Нерон и Сенека
Знаменитый учёный Сенека сочувствовал рабам. Он утверждал, что «в душе раба заложены те же начала гордости, чести, мужества, великодушия, которые дарованы и остальным человеческим существам». Сенека учил, что люди должны проявлять стойкость во всех бедствиях. Некогда Сенека был воспитателем юного Нерона, но, почувствовав вкус неограниченной власти над людьми, Нерон перестал считаться со своим учителем. Нерон обвинил Сенеку в заговоре на свою жизнь и приказал учёному покончить с собой. Сенека спокойно попрощался с близкими и друзьями. «Кто не знает кровожадности Нерона, - воскликнул он, - после стольких убийств ему только и остаётся умертвить воспитателя и наставника!»

Сенека выполнил приказ Нерона, вскрыв себе вены.


Вопросы и задания самоконтроля.


  1. Существует мнение, что неограниченная власть портит и развращает правителя государства. Подтверждается ли это мнение на примере Нерона?

  2. Археологи обнаружили на стене одной из каморок в гладиаторской школе города Помпеи имя Сенеки. Прочтите рассказ «Нерон и Сенека» и подумайте, почему раб-гладиатор написал имя этого учёного.


Домашнее задание: читать и пересказывать §55 «В Риме при императоре Нероне».

Урок 58. В риме при императоре Нероне

Цель: на примере правления императора Нерона доказать постулат, что неограниченная власть портит и развращает правителя государства

55.62kb.

10 09 2014
1 стр.


Урок 61. Взятие Рима готами

Расскажите об императоре Константине и его мерах по укре­плению императорской власти

36.8kb.

14 09 2014
1 стр.


Правила чтения Основной курс Урок 1 Урок 2 Урок 3 Урок 4 Урок 5 Урок 6 Урок 7 Урок 8 Урок 9 Урок 10 Урок 11

В своем современном виде корейский фонетический алфавит Хангыль состоит из сорока букв. Начнем с согласных

2279.47kb.

09 10 2014
7 стр.


А. Н. Закатов. Государево Совещание. Идейный и организационный опыт Совещания по вопросам устроения Императорской России при императоре в изгнании Кирилле Владимировиче (1924-1932)
251.31kb.

25 12 2014
1 стр.


Урок по теме: «Гражданские войны в Риме. Восстание Спартака»

Исходя из возрастных особенностей учащихся 5 класса, на уроках истории следует больше уделять внимание наглядности. Использование компьютерной презентации позволяет это сделать

88.63kb.

16 12 2014
1 стр.


Компете́нция — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач. Интегрированный урок

Интегрированный урок- это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления

103.91kb.

08 10 2014
1 стр.


Колоннада Бернини у Собора Св. Петра в Риме Вид на собор Св. Петра в Риме и площадь Бернини

Папа и хотел и мог материально поддержать эти стремления мастеров архитектуры, скульптуры, живописи. Он желал, чтобы их Рим затмил своим блеском Рим античности. Он обладал такими с

63.1kb.

08 10 2014
1 стр.


Урок темисем Урок шучĕ Урок тĕсĕ Урок тĕллевĕсем Тĕп ăнлавсем

Халăх сăмахлăхĕ. Истори юррисем: «Мамук ханăн пуçне вăрăнтар!», «Хура халăх куççулĕсем»

334.11kb.

14 10 2014
1 стр.