Тема урока «Рычаги»
|
(урок изучения нового материала)
|
Цели урока:
|
Рассмотреть рычаг как устройство, служащее для преобразования силы. Установить правило равновесия рычага.
|
Демонстрации:
| -
Рычаг, ножницы, плоскогубцы.
-
Условия равновесия рычага.
|
План изложения нового материала:
| -
Рычаг как вид простого механизма
-
Условие равновесия рычага
|
Ход урока:
|
I.
|
Организационная часть
|
2'
|
II.
|
Изучение нового материала
|
|
|
Представление темы урока
|
2'
|
У. Ребята, на сегодняшнем уроке мы найдем ответ на вопрос, как в древности, люди строили сооружения, которые изумляют нас и по сей день. Это египетские пирамиды, Стоунхеджские кромлехи, Краснодарские дольмены и истуканы с острова Святой Пасхи.
Просмотр слайдов с изображениями этих строений
У. Как же люди смогли соорудить эти гиганты, не имея подъемных кранов?
Какие устройства они использовали?
Ответ ребят (рычаги)
У. Да, это так. Вот мы и определили тему сегодняшнего урока. Тема – РЫЧАГ.
Запись темы
|
|
Демонстрация рычагов
|
1'
|
У. У меня на столе находятся наиболее распространенные рычаги – это ножницы, кусачки, рычажные весы. А какие еще рычаги вы можете назвать?
Выслушать ответы
|
|
Рассмотрение действия рычага
Работа на интерактивной доске со слайдом № 5
|
15'
|
У. Давайте рассмотрим, как действует рычаг. С помощью этого рычага можно поднять автомобиль. Подумайте и скажите, какую силу мы должны преодолеть, чтобы поднять его.
Ответы ребят (силу тяжести автомобиля).
У. Правильно, а может ли такую силу приложить человек, не использую механизмы?
Ответы ребят (нет)
У. Действительно, человек приложит силу, которая меньше. На данный рычаг силы действуют в точке 1 и в точке2. В точке 1 действует сила, равная силе тяжести автомобиля. Куда она направлена?
Ответы ребят (вниз).
У. В точке 2 действует сила давления человека. Куда направлена эта сила?
Ответы ребят (вниз).
У. Какая из действующих сил будет больше? А какой элемент механизма на этом рисунке помогает в работе рычага?
Ответы ребят (сила, действующая в точке 1; опора).
У. Обозначим ее точкой О. Теперь, перенесем все, что мы определили на схематический рисунок.
Пригласить ребят для записи расстановки сил и точки опоры, работа на интерактивной доской со слайдом № 6
У. Как вы думаете, если передвинуть точку опоры к центру рычага, какими тогда будут действующие силы?
Ответ ребят (равными)
У. Убедимся в этом.
Провести демонстрацию с рычагом: передвигаем опору и определяем силы.
У. Почему же так получилось, что еще влияет на работу рычага?
Ответы ребят (расстояние от точки опоры до точки приложения силы).
Пригласить ребят показать на рисунке расстояние 1О и 2О.
У. Это расстояние называется плечом рычага.
|
|
Определение правила равновесия рычага (работа с учебником)
|
3'
|
У. Теперь посмотрите еще раз внимательно на рисунок и сравните действующие силы и длину плечей рычага.
Ответы ребят (где сила больше, там плечо меньше).
У. Правильно, и эта зависимость, приложенных сил от длины плечей, определяется «Золотым правилом механики» Найдите в учебниках это правило и прочитайте его. Запишите в тетради основную формулу.
|
|
Экспериментальное подтверждение правила равновесия рычага
|
5-7'
|
У. Для того, чтобы убедиться в справедливости этого правила, проведем эксперимент и дополним данными карточками, лежащими на ваших столах. Перед вами находится установка: уравновешенный рычаг, набор грузов и измерительная лента. Как вы будете проводить опыт?
Выслушать ответы
Пройдя по рядам, посмотреть правильность выполнения работы.
Огласить результаты (2 – 3 парты).
|
|
1.
|
Обозначьте на рисунке плечи рычага и силы, действующие на эти плечи
|
|
|
2.
|
Запишите правило, по которому будет определяться равновесие рычага
|
|
|
3.
|
У кажите экспериментальные значения искомых величин
|
|
|
4.
|
Подтвердилось ли правило равновесия рычага?
|
|
|
|
Определение выигрыша в перемещении
|
3'
|
У. И вот теперь можно сделать вывод: Использование рычага дает нам выигрыш в силе.
|
У. Вернемся к рисунку. А как вы думаете совершаем ли мы работу рычагом?
Ответы ребят (да, под действием силы рычаг перемещается).
У. Покажите на рисунке перемещения 1 плеча и 2 плеча.
Пригласить к доске ученика.
У. Что можно сказать об этих перемещениях?
У. Как определить работу первого плеча?
Ответы ребят ( А1 = F1 s1)
У. Как определить работу второго плеча?
Ответы ребят ( А2 = F2 s2).
У. Сравнивая первую и вторую работу, какой ответ получается?
Ответ ребят (А1 = А2 ).
У. Следовательно, имея выигрыш в силе, мы не имеем выигрыша в совершенной работе, но получаем выигрыш в перемещении.
|
III.
|
Закрепление изученного материала
|
5- 7'
|
У. Пришло время рассчитать какую вам нужно приложить силу для поднятия автомобиля, сила тяжести которого 1 кН, а длины плечей соответственно равны 1 м и 2 м.
Решение задачи с вызовом к доске.
У. Ребята, на экране вы видите установку, которую необходимо уравновесить (развесьте грузы, перетянув их рукой).
Работа с тренажером «Уроки физики» (Кирилла и Мефодия)
*При оставшемся времени решить задачу:
Зная массу своего тела и плечи рычага (предыдущая задача), определите какую массу вы можете поднять таким рычагом?
|
IV.
|
Домашнее задание § 55, 56, упр. 30 (1,5).
|
1'
|