Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1

Тема урока «Рычаги»

(урок изучения нового материала)

Цели урока:

Рассмотреть рычаг как устройство, служащее для преобразования силы. Установить правило равновесия рычага.

Демонстрации:

  • Рычаг, ножницы, плоскогубцы.

  • Условия равновесия рычага.

План изложения нового материала:

  1. Рычаг как вид простого механизма

  2. Условие равновесия рычага




Ход урока:

I.

Организационная часть

2'

II.

Изучение нового материала







Представление темы урока

2'

У. Ребята, на сегодняшнем уроке мы найдем ответ на вопрос, как в древности, люди строили сооружения, которые изумляют нас и по сей день. Это египетские пирамиды, Стоунхеджские кромлехи, Краснодарские дольмены и истуканы с острова Святой Пасхи.

Просмотр слайдов с изображениями этих строений

У. Как же люди смогли соорудить эти гиганты, не имея подъемных кранов?

Какие устройства они использовали?



Ответ ребят (рычаги)

У. Да, это так. Вот мы и определили тему сегодняшнего урока. Тема – РЫЧАГ.

Запись темы




Демонстрация рычагов

1'

У. У меня на столе находятся наиболее распространенные рычаги – это ножницы, кусачки, рычажные весы. А какие еще рычаги вы можете назвать?

Выслушать ответы




Рассмотрение действия рычага

Работа на интерактивной доске со слайдом № 5

15'

У. Давайте рассмотрим, как действует рычаг. С помощью этого рычага можно поднять автомобиль. Подумайте и скажите, какую силу мы должны преодолеть, чтобы поднять его.

Ответы ребят (силу тяжести автомобиля).

У. Правильно, а может ли такую силу приложить человек, не использую механизмы?

Ответы ребят (нет)

У. Действительно, человек приложит силу, которая меньше. На данный рычаг силы действуют в точке 1 и в точке2. В точке 1 действует сила, равная силе тяжести автомобиля. Куда она направлена?

Ответы ребят (вниз).

У. В точке 2 действует сила давления человека. Куда направлена эта сила?

Ответы ребят (вниз).

У. Какая из действующих сил будет больше? А какой элемент механизма на этом рисунке помогает в работе рычага?

Ответы ребят (сила, действующая в точке 1; опора).

У. Обозначим ее точкой О. Теперь, перенесем все, что мы определили на схематический рисунок.

Пригласить ребят для записи расстановки сил и точки опоры, работа на интерактивной доской со слайдом № 6

У. Как вы думаете, если передвинуть точку опоры к центру рычага, какими тогда будут действующие силы?

Ответ ребят (равными)

У. Убедимся в этом.

Провести демонстрацию с рычагом: передвигаем опору и определяем силы.

У. Почему же так получилось, что еще влияет на работу рычага?

Ответы ребят (расстояние от точки опоры до точки приложения силы).

Пригласить ребят показать на рисунке расстояние 1О и 2О.

У. Это расстояние называется плечом рычага.





Определение правила равновесия рычага (работа с учебником)

3'

У. Теперь посмотрите еще раз внимательно на рисунок и сравните действующие силы и длину плечей рычага.

Ответы ребят (где сила больше, там плечо меньше).

У. Правильно, и эта зависимость, приложенных сил от длины плечей, определяется «Золотым правилом механики» Найдите в учебниках это правило и прочитайте его. Запишите в тетради основную формулу.




Экспериментальное подтверждение правила равновесия рычага

5-7'

У. Для того, чтобы убедиться в справедливости этого правила, проведем эксперимент и дополним данными карточками, лежащими на ваших столах. Перед вами находится установка: уравновешенный рычаг, набор грузов и измерительная лента. Как вы будете проводить опыт?

Выслушать ответы

Пройдя по рядам, посмотреть правильность выполнения работы.

Огласить результаты (2 – 3 парты).




1.

Обозначьте на рисунке плечи рычага и силы, действующие на эти плечи







2.

Запишите правило, по которому будет определяться равновесие рычага







3.

Укажите экспериментальные значения искомых величин








4.

Подтвердилось ли правило равновесия рычага?










Определение выигрыша в перемещении

3'

У. И вот теперь можно сделать вывод: Использование рычага дает нам выигрыш в силе.

У. Вернемся к рисунку. А как вы думаете совершаем ли мы работу рычагом?

Ответы ребят (да, под действием силы рычаг перемещается).

У. Покажите на рисунке перемещения 1 плеча и 2 плеча.

Пригласить к доске ученика.

У. Что можно сказать об этих перемещениях?

У. Как определить работу первого плеча?

Ответы ребят ( А1 = F1 s1)

У. Как определить работу второго плеча?

Ответы ребят ( А2 = F2 s2).

У. Сравнивая первую и вторую работу, какой ответ получается?

Ответ ребят (А1 = А2 ).

У. Следовательно, имея выигрыш в силе, мы не имеем выигрыша в совершенной работе, но получаем выигрыш в перемещении.

III.

Закрепление изученного материала

5- 7'

У. Пришло время рассчитать какую вам нужно приложить силу для поднятия автомобиля, сила тяжести которого 1 кН, а длины плечей соответственно равны 1 м и 2 м.

Решение задачи с вызовом к доске.

У. Ребята, на экране вы видите установку, которую необходимо уравновесить (развесьте грузы, перетянув их рукой).

Работа с тренажером «Уроки физики» (Кирилла и Мефодия)

*При оставшемся времени решить задачу:

Зная массу своего тела и плечи рычага (предыдущая задача), определите какую массу вы можете поднять таким рычагом?



IV.

Домашнее задание § 55, 56, упр. 30 (1,5).

1'

Урок изучения нового материала по теме
76.81kb.

27 09 2014
1 стр.


Урок изучения нового материала

Формирование понятия арифметической прогрессии как одного из видов последовательностей, вывод формулы n-го члена

80.43kb.

25 09 2014
1 стр.


Урок изучения нового материала. Вид: интегрированный урок

Цель: продолжить расширение и углубление знаний о важнейших органических веществах клетки на основе строения белков, сформировать знания о важнейшей роли белков в органическом мире

105.84kb.

14 12 2014
1 стр.


Урок изучения нового материала

Рассмотреть рычаг как устройство, служащее для преобразования силы. Установить правило равновесия рычага

49.34kb.

08 10 2014
1 стр.


Конспект урока «Новые черты в экономике: Рокфеллер». Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала

Цель – обеспечить восприятие и первичное осознание учащимися материала об основных признаках империализма на основании биографии Рокфеллера; показать практическую значимость этих з

63.23kb.

08 10 2014
1 стр.


Конспект урока Тема урока: «Средние века: время рыцарей и замков» Тип урока: урок изучения нового материала
104.5kb.

08 10 2014
1 стр.


Занятие №17 Тема занятия: Расчеты по термохимическим уравнениям Тип занятия: урок изучения нового материала

«термохимические реакции», «тепловой эффект химической реакции», «экзотермические и эндотермические процессы»

97.3kb.

12 10 2014
1 стр.


Методическая разработка уроков в 10 классе по алгебре и началам анализа по теме «Экстремумы функции». Урок объяснения нового материала. Урок лекция
113.63kb.

14 12 2014
1 стр.