Перейти на главную страницу
План изучения нового материала.
– Какие князья после смерти Святослава претендовали на княжеский престол?
Ярополк |
Олег |
Владимир |
Княжил в Киеве и опирался на варягов-наёмников. |
Правил в Древлянской земле и опирался на дружину из крестьян. |
Правил в Новгороде, опирался на варягов-наёмников и крестьян, ремесленников. |
В 972г Святослав умер, между братьями вспыхнула ссора и пошли они войной друг на друга, началась усобица между братьями.
В результате междоусобиц погиб Олег, а Владимир изгнал Ярополка и занял Киев. Изгнание варягов-наёмников и создание русской княжеской дружины позволили Владимиру укрепить обороноспособность страны.
Учащиеся называют эти меры:
Следовательно, это были религии, в основе которых лежала вера в одного бога. Только племена балтов, финно-угоров были язычниками.
Учащиеся с помощью учителя называют и записывают причины принятия христианства на Руси:
Прежде всего, следует вспомнить, что много лет на Киевском столе правила княгиня-христианка – св. Ольга (945–969); если сомневаться ещё в христианстве князя Аскольда (...-882). Уже в тексте договора с Византией под 944 г. упоминается соборная церковь св. прор. Илии, а также, по словам летописца, мнози беша (были) варязи христиане (Повесть временных лет; далее – ПВЛ). И если блаженная Ольга не успела привлечь к правоверию своего единственного сына Святослава, т.к. на момент принятия ею христианства (944) он был уже достаточно взрослым человеком, к тому же поглощённым страстью к военным подвигам, то, не исключено, что преуспела она в отношении своих внуков – Ярополка и Владимира, тем более, что старший из них – Ярополк находился на её попечении лет до 13, а Владимир был ещё несколькими годами младше.
Во всяком случае, нам известно, что Ярополк, будучи правителем, политически “некрещеного” государства, весьма покровительствовал христианам: христианом даде волю велику, как читаем в Иоакимовской летописи. Таким образом, есть все основания полагать, что в 80-е гг. X в. в Киеве уже не только многие варяги и бояре, но и отчасти простые горожане, не говоря уже о купцах, крестились и были христианами. Но большинство жителей, как древней столицы, так и других крупных городов, бесспорно, были язычниками, довольно мирно уживавшимися с христианским меньшинством. Наиболее консервативным было население деревень; культивирование языческих верований здесь сохранялись ещё многие столетия.
Итак о Владимире как будущем крестителе Руси.
В 963 году у Святослава Игоревича и древлянской княжны Малуши родился сын, которого нарекли Владимиром. Воспитывал его дядя, брат матери Добрыня, язычник по вере. Восьмилетним мальчиком князь Владимир стал править в Новгороде, а в 980 году, в разгар междоусобицы, взял Киев, в котором княжил старший сын Святослава Ярополк.
“Корсунь же отдал грекам как вено за царицу, а сам вернулся в Киев. И когда пришел, повелел опрокинуть идолы – одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его палками. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, – чтобы принял он возмездие от людей. "Велик ты, Господи, и чудны дела твои!". Вчера еще был чтим людьми, а сегодня поругаем. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им: "Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, тогда только оставьте его". Они же исполнили, что им было приказано. И когда пустили Перуна и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого прослыло место то Перунья отмель, как зовется она и до сих пор. Затем послал Владимир по всему городу сказать: "Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, – будет мне врагом". Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: "Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре". На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же, стоя, совершали молитвы. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ; а дьявол говорил, стеная: "Увы мне! Прогнан я отсюда! Здесь думал я обрести себе жилище, ибо здесь не было учения апостольского, не знали здесь Бога, но радовался я служению тех, кто служил мне. И вот уже побежден я невеждой, а не апостолами и не мучениками; не смогу уже царствовать более в этих странах". Люди же, крестившись, разошлись по домам. Владимир же был рад, что познал Бога сам и люди его, воззрел на небо и сказал: "Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать тебя, истинного Бога, как познали тебя христианские страны. Утверди в них правильную и неуклонную веру, и мне помоги, Господи, против дьявола, да одолею козни его, надеясь на тебя и на твою силу". И сказав это, приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились еще они в вере и плакали о них как о мертвых.”и иллюстрациями: М. Макарова “Свержение идолов языческих богов в Киеве” В. М. Васнецов “Крещение киевлян в водах Днепра”.
На основе документов учащиеся анализируют процесс крещения Руси.
Рассказа учителя: важно отметить, как распространялось христианство. Распространение христианства не было мирным процессом. Единобожие вводились “огнём и мечом” (например, в Новгороде). Язычество долго не уступало место христианству.
Работа по рисунку страница 70.С. В. Иванов “Христиане и язычники”
Для управления церковью на Руси сразу была образована митрополия с центром в Переяславле и три епархии – Киевская, Новгородская, Белогородская. Самыми первыми митрополиями были греки, приехавшие в Киев.В крупных городах были построены городские соборы: в Киеве – Десятинная церковь, затем Софийский собор, в Чернигове – храм Спаса, Новгороде – Софийский собор.
Уяснить образ Владимира Красно Солнышка, цели проводимых им войн, походов и реформ
01 10 2014
1 стр.
России. Культурное наследие русского народа формировалось в процессе становления и развития самосознания нации, постоянно обогащалось собственным и мировым культурным опытом
30 09 2014
1 стр.
Содействовать формированию у учащихся стремления больше знать об истории своей страны
10 09 2014
1 стр.
В своем современном виде корейский фонетический алфавит Хангыль состоит из сорока букв. Начнем с согласных
09 10 2014
7 стр.
Способствовать формированию исторических понятий общего представления о религиозных верованиях народов Южного Урала X – XIII в в
16 12 2014
1 стр.
В формирующемся гражданском обществе России ребёнок становится субъектом своего развития. Уважение к его личности и достоинству, принятие его личностных целей, запросов, интересов
06 10 2014
1 стр.
Основным принципом ухода является уважение к личности больного, принятие его таким, какой он есть, со всеми его физическими и психическими недостатками, раздражительностью, болтлив
26 09 2014
1 стр.
Задача сегодняшнего урока: уяснить суть произошедшего на фронте коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и его историческое значение
16 12 2014
1 стр.