Выступление на МО г Коврова
Подготовила : учитель математики СОШ № 17 г. Ковров
Летова Людмила Владимировна.
Тема выступления:
Тестирование как форма мониторинга при формировании ключевых компетенций учащихся на уроках математики.
«Если мы действительно что-то знаем,
то мы знаем это благодаря изучению
математики»
Пьер Гассенди.
Теоретическая часть.
Ускоренное развитие общества требует от современного образования существенных изменений. Сегодняшний выпускник должен самостоятельно искать информацию, ориентироваться в ней, ставить перед собой проблемы и активно решая их, находить пути их решения. Этому необходимо учить, а обучение –это вид общественной деятельности, средство передачи социального опыта от старшего поколения к младшему. И цели обучения, становятся социальным заказом, который мы и должны выполнить.
В условиях современной школы большое внимание уделяется диагностике знаний и умений, контролю достижения уровня обязательных результатов обучения.
Процесс усвоения знаний индивидуален, поэтому необходимы формы контроля, позволяющие предусмотреть проверку:
-
Достижение каждым учеником уровня математической подготовки
-
Глубину сформированных учебных знаний
-
Умение применять полученные знания в ситуациях, отличных от школьных.
Модернизация российского образования состоит именно в содержательном и структурном обновлении .Поэтому основной задачей на современном этапе и является формирование
ключевых компетенций, необходимых для практической деятельности каждого человека.
Компетенция - «готовность учащихся использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач» ( см. «государственные образовательные стандарты: концептуальные основания».)
Компетенции - обобщенные способы действий, обеспечивающих реализацию своей компетентности.
Овладение ключевыми компетенциями позволяет человеку быть успешным и востребованным обществом.
Психолог и педагог А.В.Хуторской предлагает следующее понятие компетенции – это готовность ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.
Д.А.Иванов выделяет следующие ключевые компетенции:
-
Ценностно-смысловая
-
Общекультурная
-
Учебно-познавательная
-
Информационная
-
Коммуникативная
-
Социально-трудовая
-
Личностная
Ключевые компетенции относятся к общему ( метапредметному) содержанию образования. Эти компетенции стоят на первом месте, далее общепредметные и предметные.
Математическая компетенция – это способность структурировать данные, вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты. Поэтому математическая компетенция учащегося способствует адекватному применению математики для решения проблем, возникающих в повседневной жизни.
Для формирования ключевых компетенций необходимо выбрать такую технологию обучения, при которой обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно, учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом.
Этого можно добиться, если увеличить самостоятельность учащихся и создать им условия для работы, расширенно используя тесты.
Применяя обучающие тесты для тренировки и отработки знаний и умений, даем возможность ученикам увидеть свои ошибки и исправить их на второй попытке.
Контролирующие тесты позволяют проверить знания по определенной теме.
Тестирование позволяет организовать самоаттестацию учащихся (проверить свои знания без помощи учителя) Каждый ученик имеет полную и объективную информацию о ходе процесса усвоения знаний по теме. Учащиеся знают шкалу оценок и на нее ориентируются. Такая форма работы позволяет иметь оперативную информацию о контроле знаний учащихся, о состоянии процесса усвоения знаний каждым учеником по любой теме. При этом легко видеть пробелы в знаниях учащихся и своевременно их ликвидировать.
При применении ИКТ, для отработки навыков учащихся по теме и контроле, качество знаний повышается.
Из определения теста следует:
Это специфический инструмент, состоящий из совокупности заданий или вопросов и проводимый в стандартных условиях, позволяющий выявить типы поведения, уровень владения какими-либо видами деятельности.
Тестовые задания ,не имеющие варианты ответов –являются заданиями в открытой форме. Для выполнения которых необходимо продолжить или вставить недостающую часть утверждения. Они подразделяются на виды:
-
Вставка
-
Дополнение
-
Кодировка
Тестовые задания, предполагающие варианты ответов – являются заданиями в закрытой форме и они подразделяются на виды:
-
С одним правильным ответом
-
С несколькими правильными ответами
-
Соответствие
-
Последовательности
-
Количественное сравнение
-
Логическое сравнение.
2 часть Основная.
Тесты вошли в нашу жизнь и жизнь наших детей. И мы должны подготовить наших учеников к ГИА и ЕГЭ. Поэтому, вопрос как выполнить эту работу лучше? Как добиться таких результатов, чтобы можно было гордиться выполненной работой? А успех наших учеников это и наш успех. С 5 класса у ученика должно сложиться четкое представление о том что он изучает на уроке ? Как он может использовать эти знания в последующей жизни? Например., предлагая учащимся самостоятельно прочитать параграф, пересказать его, выделить главное. В результате ученик более глубоко понимает материал, он учится выбирать главное, уметь обосновать прочитанное. И не только для других, но он для себя выбирает главное. Это пример развития ценностно-смысловой компетенции. Или такую задачу: сколько листов железа размеры которого 195см на 95см потребуется для изготовления10 ящиков под гвозди длиной 30см шириной 15см и высотой 10см?.
Рассмотрим пример применения общекультурной компетенции: например., дети испытывают трудности при решении текстовой задачи на уроке информатики ,физики ,химии. В данном случае, предлагая выбрать из записанных на доске чисел те, которыми могла быть выражена данная величина. При изучении темы:» Натуральные числа и ноль» предлагая написать сказки, развиваем общекультурную компетенцию. Дети с удовольствием и сочиняют сказки и рисуют персонажи из сказок.
Развивая интерес к предмету, активизируя познавательную деятельность ученика на уроке и вне его при решении нестандартных, занимательных задач, задач- фокусов, развиваем учебно- познавательную компетенцию.
Обращение к примерам из жизни дает возможность формировать у учащихся информационную компетенцию. Это расчетные задачи. Например., 1 литр молока в 2010 году стоил 9руб. А в2012году 36рубл. Насколько % подорожало молоко?
Коммуникативная компетенция.
Эта компетенция подразумевает овладение учениками теми предметными знаниями, умениями и навыками, которые они будут использовать непосредственно в своей жизни. Например, задача: Фирма получила ссуду на приобретение спорт инвентаря от банка в размере 340000руб: под 9% годовых. На сколько лет она взяла ссуду, если в месяц она платит 35000руб.?
Формирование компетенций происходит и на различных этапах урока:
-
При проверке домашнего задания с комментированием ответов- формирование учебно- познавательной компетенции
-
Математический диктант-формирование личного самосовершенствование
-
Доказательство теорем, лемм, составление математического словаря- общекультурная компетенция
-
Лекция с использованием приобретенной учениками информации-информационная и ценностно-смысловая
-
Коллективная экспериментальная работа, исследование- учебно-познавательная, личностная, социально-трудовая, коммуникативная.
-
Создание проектов - общекультурная.
Далее хочу показать примеры заданий, которые формируют ключевые образовательные компетенции.
Результативность.
Веду журнал, в котором отслеживаю выполнение каждого задания каждым учеником на формирование ключевых компетенций. При проведении мониторинга ключевых образовательных компетенций применялись различные методики и тесты.
Используя, методику разработанную на основе классификации А.В.Хуторского, выделяя при этом пороговый и повышенный уровни сформированности компетенци составила диаграмму.
На диаграмме наблюдается рост повышенного уровня.
Методики:
-
Методика определения особенности развития сравнения
-
Методика «Незаконченные предложения» на выявление мотивов к познавательной деятельности.
-
Тесты, проверяющие уровень усвоения изучаемого материала.
-
Методика «Закономерности числового ряда»
-
Школьный тест умственного развития» ШТУР «Количественные отношения»
-
Психологический тест «Аналитические математические способности различных форм»
-
Методика по Львовскому.
Методическая городская конференция 2012г.август.