
КГБС(К)ОУ «Маралихинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида»
Устный журнал
Портнова Т. И.
2012 год
Тема устного журнала выбрана не случайно. Прикладное искусство, которым овладевают девочки, позволяет проявить им элементы творческого подхода к решению задачи, связанной с постижением секретов красоты. Изделие, которое выходит из-под рук школьниц, радует гармоничным или, напротив, контрастным сочетанием цветов и форм.
Народное искусство приобщает школьников к целостному восприятию мира, помогает ярче понять неразрывную связь человека с природой, ощутить особую радость познаний природы в труде. Именно здесь можно особенно остро прочувствовать, что народное искусство - это прошлое, живущее в настоящем, устремлённое в будущее своей мечтой о небывалом. Это культурная память народа, неотъемлемая от самых глубоких устремлений современности.
Литература: Ю. Д. Максимов «У истоков мастерства» М. Просвещение 1983г.
М. Н. Некрасов «Народное искусство России».
Н. Рыленков. Сборник стихов.
Оформление: вышитые детьми полотенца, салфетки, рушники, старинный рушник.
Цели: Реализация межпредметных связей, помогающих формированию более глубокогои целостного представления школьников о красоте народного искусства.
Развитие словарного запаса, обострение эстетического видения.
Актуализация ассоциативных связей посредством усиления внимания к эстетическому развитию учащихся.
За много веков русский народ создал замечательное искусство.
Может быть и вам, после того, как вы познакомились с выставкой, на которой представлены мотивы народного творчества, захочется придумать что-то своё, необычное, но красивое.
2ведущий:
Наши предки были трудолюбивы, терпеливы и, несмотря на тяжелый физический труд, они успевали создавать вокруг себя удивительный красивый светлый мир, передавая свою душевную внутреннюю красоту, через приобретение всего того, что их окружало. Красивым было всё: одежда, утварь, дома и сами люди. Уклад жизни передавался из поколения в поколение.
1 ведущий:
Вот и сегодня мы решили вспомнить преданья старины глубокой и поговорить с вами о рушниках и полотенцах.
2 ведущий:
Русская народная вышивка - один из древнейших видов искусства. Ни одна изба не обходилась без прекрасно вышитой вещи. Была ли это одежда, скатерть, салфетка, полотенце или рушник.
Тяжелый медный ковш, наполнив до краёв
Водой из бочки непочатой,
Хозяйка говорит: «Испей, умойся!»
Предложит согреться,
Рушник протянет, чтобы утереться.
Но продолжая путь в спокойном свете дня,
И вспомнив отдых свой в тени калитки узкой,
Благодари, прошу, прохожий, не меня,
А всех, кто свято чтит обычай русский!
1 ведущий:
Полотенца играли большую роль в крестьянском быту. Они были не только необходимой частью домашнего обихода, но и являлись неотъемлемой частью многих сельских, церковных и семейных праздников.
2 ведущий:
Вот почему полотенца у крестьян делились на обыденные (повседневные), нарядные праздничные и ритуальные. В дни сельскохозяйственных и церковных праздников крестьяне украшали свой дом. Вышитые полотенца с яркими или белоснежными узорами усиливали радостно приподнятую атмосферу крестьянского праздника.
1 ведущий: В праздничные дни полотенцами украшали не только дома, но и
улицы. Развешивали их по заборам и на веревках, перекинутых
домами. (Девочки в русских костюмах развешивают вышитые
полотенца.)
2 ведущий:
На Руси очень берегли и любили хлеб. Люди знали, каким трудом он достаётся. Испеченный хлеб, обязательно завёртывали в нарядное полотенце.
1 ведущий:
Хозяйки величавы и строги,
Чуть перекинутся словцом коротким,
Они пекут хлеба и пироги
И рушники готовят к обмолоткам.
2 ведущий:
Таков обычай русских деревень,
Чтоб не темнили тучи неба,
Справлять с друзьями вместе
В этот день, в день обмолоток –
Именины хлеба.
1 ведущий:
Хлебом – солью на вышитом рушнике встречали и встречают самых дорогих гостей. Ни один праздник не обходится без испечённого хлебного каравая.
На Руси существовал обычай встречать Новый год хлебом – солью.
(Девочки выходят в русских костюмах с хлебом – солью.)
1 чтец:
По всему великому раздолью
Ходят – бродят песни у ворот
Как велит обычай, хлебом – солью
На Руси встречают Новый год.
2 чтец:
Не принёс он под полой Жар – Птицы,
Но отменно знает ремесло.
И готов по совести трудиться,
Чтобы счастье в каждый дом вошло.
3 чтец:
Чтобы мог найти любую долю
Тот, кто долю ищет, а не ждёт,
Потому – то люди хлебом – солью
На Руси встречают Новый год!
1 ведущий:
У полотенца красивый орнамент. В нём женщины старались передать увиденные цветы, птиц, животных, но в фантастических изображениях особенно любимы птицы – павы.
2 ведущий:
Привязанность к изображению птицы – павы не было случайной, так как она издавна являлась общеизвестным, доброжелательным символом – символом любви и семейного счастья.
1 ведущий:
К традиционно красному цвету включали синие, чёрные и другие тона.
2 ведущий:
Необходимым было полотенце во время проводов в армию, во время крестин, а так же в свадебном обряде.
1 ведущий:
Когда парня провожали в армию, то дарили рушник в дорогу «на счастье, на долю».
2 ведущий:
Во время крестин, мать ребёнка, в знак благодарности, одаривала красивыми полотенцами священника, дьякона и крёстную младенца.
1 ведущий:
Полотенцами завивали ветки берёзы при летнем празднике «Крещение кукушки».
2 ведущий: Вместе с определенным вознагражденьем получал полотенце и
ветеринар за излечение коров, коней, а особенно жеребенка.
1 ведущий: Необходимо было полотенце в свадебном обряде. Полотенце
служило подарком, знаком благодарности. Готовя себе приданое,
девушки собирали не менее ста полотенец для разных целей. Их
дарили новым родственникам и почётным гостям.
2 ведущий: Каждая девушка, готовя себе приданое, изображала разные узоры и,
конечно же, птицу – паву на полотенцах, рубашках, передниках и
головных уборах. В вышивке птица – пава имела бесконечное
множество вариантов изображения.
1 ведущий:
Образ этой птицы обладает неуловимой притягательностью. Он радует своей величавостью и торжественной праздничностью.
(Две девочки показывают полотенце с павой)
2 ведущий:
На то, чтобы изготовить или вышить одно полотенце, порою уходил целый год.
1 ведущий:
Вы спросите, а когда же они находили время вышивать?
(Девочки сидят, вышивают)
2 ведущий:
Далеко, далеко, далеко до рассвета.
В хате зимняя ночь – неуютна, долга и глуха.
И последняя песня хорошая самая спета.
Про девичью любовь, да про ласкового жениха.
1 ведущий:
Заюрит завируха, срывая звезды с размаху,
Не поднять головы, не расправить затёкшей руки.
Ты узором двойным жениху вышивала рубаху
Вышивала в приданое живописные те рушники.
1 ведущий:
На рушниках вышивали не только узоры, но и имя любимого.
2 ведущий:
Меня зарёй не кликала ты в сенцы,
Не говорила про житьё бытьё,
И на холщовом тонком полотенце
Ты вышивала имя не моё.
1 ведущий: А чтобы скучно не было, девушки пели песни и частушки.
А в тех частушках опять про вышивку, опять про неё.
(Девочки поют частушки)
1. Самовар поставь на стол,
Расписные чашки.
В гости милый мой пришел
В вышитой рубашке.
2. Вышивала я рушник-
Ниток не жалела,
Чтоб узорная кайма,
Как заря горела.
3. Для того ль рушник цветной
Вышивала я весной
Чтоб разлучница - подружка
Насмехалась надо мной?
4. Я милёнку своему
Вышила рубаху,
Ах, зачем я вышивала
Этому неряхе!
5. Ох, кум Яшка,
Вышита рубашка,
Кто тебе вышивал?
Девушка Наташка!
6. Я старалась, вышивала
Ни один сидела час
Вышила я восемь блузок
Здесь для каждого из вас!
7. Как на юбочке моей
Поясочек золотой,
Ну а милый мой в рубашке,
Шелковистой, вышитой!
2 ведущий:
Вот так и коротали долгие зимние вечера девушки, готовя себе приданое. А самым главным было свадебное длинное полотенце- рушник из домашнего отбеленного холста, украшенный традиционной сюжетной вышивкой с изображением женской фигуры и всадниками по краям.
1 ведущий:
Это изображение богини земли. Женская фигура, изображенная на полотне, олицетворяет собой идею вечного продолжения жизни, неразрывную связь небесных, земных и водных стихий.
2 ведущий:
Такое полотенце приносили в дом, как пожелание продолжения рода и семейного благополучия (чтобы дети родились и росли здоровыми, не переводилась птица и домашние животные, всегда обильный был урожай в поле).
1 ведущий:
Вышивалось такое полотенце невестой или её подружками, и вешалось в переднем «красном» углу срезу же в первый день свадьбы (вешают полотенце в передний угол).
2 ведущий:
Не от душевного избытка ли
Под ветровую карусель
Холстов крестьянки
Столько вышили и выткали,
Что зимы стелят их досель!
1 ведущий:
Как в стародавние предания,
Все в ярких красках те холсты.
Есть внучкам-правнучкам приданное,
Чтоб не теряли красоты.
2 ведущий:
Недаром издавна заведено,
Что свадьбы ладятся у нас,
Когда дары свои заветные
Невеста, вдруг, выносит на показ.
(Девочка выходит с рушниками)
1 ведущий:
Смотри, какие рукодельницы!
Дари, примеривай, носи!
Холсты и полотенца стелятся
И нет конца им на Руси!
2 ведущий:
Да, история эта-
копилка народного творчества
Всё у предков нам важно-
их каждый успех и огрех.
Но уроки былого
полезны лишь только для тех,
Кто запомнит навеки-
какой ценою и что было добыто!