Укиё-э
В древнем мире слово “укиё-э” относилось к одной из буддийских категорий и переводилось как “бренный изменчивый мир”, но, начиная с XVII века укиё-э стало восприниматься как “мир земных радостей и наслаждений”.
Укиё-э, как направление в японском искусстве, возникло в начале XVII века. Это особое направление в японской живописи, которое возникшее в период развития городской жизни. Укиё-э – то гравюры на дереве, на которых изображаются сюжеты из повседневной городской жизни, очень часто основывающиеся на городской литературе периода начала XVII века до второй половины XIX века, а также портреты актёров и японских красавиц, обитающих в “весёлых кварталах” японских городов. Очень часто на гравюрах изображались сцены из спектаклей театра Кабуки.
Основателем направления укиё-э считают Моронобу Хисикава, известного японского графика и живописца, который проживал в городе Эдо (прежнее название Токио). Его произведения отличаются высокой, каллиграфической точностью линий, он работал в традиционных японских жанрах “изображение красавиц”, “люди”, “костюмы и обычаи”.
Другим представителем направления укиё-э является Кацусика Хокусай, являющийся основателем жанра “пейзажи”, распространённым в японской гравюре.
Самым крупным японским графиком, работающим в направлении укиё-э, является Андо Хиросигэ, который также как и Моронобу Хисикава, родился в городе Эдо. Его отцом был самурай. Моронобу очень рано стал обучаться письменности при помощи иероглифов, поэтому очень хорошо владел техникой работы с кистью и тушью, а также великолепно разбирался в свойствах бумаги. Свою первую картину он написал в десять лет. Она хранится в музее Сантори в Токио и называется “Гора Фудзи в снегу”. В 1825 году им была выпущена первая серия пейзажных гравюр “Восемь видов Оми”, а чуть позже вышла вторая – “Десять видов Восточной столицы”, посвящённая родному городу Эдо.
Затем Андо Хиросигэ создаёт серию из 25 гравюр “Воробьи под покрытой снегом камелией”. Начало полному расцвету творчества художника положила серия пейзажных гравюр под названием “Пятьдесят три станции дороги Токайдо”, написанная по личным впечатлениям при прохождении восточно-приморской дороги Токайдо.
В последние десять лет своей жизни продолжает изображать на гравюрах пейзажи Эдо и Токайдо, а также выпускает серию гравюр “Тридцать шесть видов горы Фудзи” с изображением пещер, причудливых скал, ущелий и водопадов. Самой большой серией Хиросигэ стала серия “Сто видов Эдо”, которая выходила в течение последних трёх лет его жизни. Среди ценителей пейзажной гравюры широко известен триптих, состоящий из трёх частей с поэтическим названием “Снег, луна, цветы”.
В конце XVIII века среди мастеров укиё-э стал популярен портретный жанр, когда на гравюрах изображались актёры и куртизанки. Особый успех в этом жанре был достигнут Тосюсай Сяраку, который был мастером физиогномики и очень искусно использовал свои знания при написании портретов. Следует также отметить Утамаро Китигава, который работал в жанре “будзин-га” и Эйсай Кэйсай, считающийся мастером стилизованного женского портрета.
В техническом плане искусство укиё-э является очень сложным процессом, требующим большого мастерства. Качество результата очень сильно зависит не только от мастерства художника, написавшего картину, но и от виртуозности печатников и гравёров.
В конце XIX века японская гравюра характеризовалась особой изысканностью и приобрела широкую популярность в мире. В 1898 году в Петербурге прошла первая выставка японской гравюры укиё-э, коллекции гравюр есть в Кунсткамере и Эрмитаже. Японские гравюры коллекционировали Гонкур, Дега, Золя, Мане Уистлер.
Кацусика Хокусай
Источник:
https://kinki.ru
Открытый банк данных для учащейся молодежи, студентов, преподавателей и всех других в 23 разделах: учебные материалы, обучающие и научно-популярные видео материалы, образование и рынок труда, проблемы науки, студенческий досуг, социально-экономические проблемы студентов, музыкальные коллекции, DVD и многое другое.