Перейти на главную страницу
Писатели
природы
Борейко Владимир Евгеньевич
Писатели дикой природы. — К.: Киевский эколого-культурный центр, 2006. — 168 с. — (Cерия: Охрана дикой природы. Вып. 54)
ISBN 966–581–708–6
В книге приводятся высказывания 170 писателей России, Украины, Польши, США, Канады, Китая, Японии, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Чехии, Тайваня, Австралии, Южной Африки, Беларуси, Киргизии, Казахстана, Австрии, Швеции и Норвегии о дикой природе.
ББК 74.200.51
ОГЛАВЛЕНИЕ
Эта книга является заключительной в моей природоохранной историко-культурологической трилогии («Философы дикой природы и природоохраны», «Художники дикой природы», «Писатели дикой природы»). В ней я рассказываю о писательском творчестве 170 поэтов, прозаиков, философов, путешественников, ученых-естественников, природоохранников из 21 страны мира, посвященном дикой природе.
Книга представляет собой, по сути, краткую антологию основных идей, наиболее красочных пейзажных описаний и дает общее представление о различных стилях, направлениях и писательских школах дикой природы.
Немногочисленные природоохранники ведут сейчас ожесточенную борьбу за дикую природу. К сожалению, их дебаты не могут быть разрешены наукой. Наука дает совет: стоит ли рубить лес в горах или как спасти зубра от исчезновения, но воспринимаются эти проблемы или нет — зависит от ценностей конкретной личности. А эти ценности формируются теми историями, которые мы впитали с детства и которыми руководствуемся в жизни.
Скорее не ученые, экономисты и политики, а поэты, музыканты, художники, писатели смогут передать миру уважение, любовь и восхищение дикой природой. Талантливые рассказчики — вот кто в конечном счете сможет заинтересовать людей и изменить к лучшему их отношение к дикой природе.
Владимир Борейко
директор Киевского эколого-культурного центра
Писатели дикой природы
(философия, техники, школы)
Интерес к охране природы возникает не столько из-за научных обоснований и экономических мотивов, а сколько благодаря тесной связи с культурными и духовными ценностями. Такие ценности находят свое отражение в философии, религии, народных традициях, живописи, а также в литературе.
Особую роль в их популяризации играют писатели дикой природы. Под термином «писатели дикой природы» я подразумеваю поэтов, прозаиков, литераторов, философов, а также путешественников, религиозных мыслителей, альпинистов, ученых-естественников, природоохранников и т.п., творивших в различных жанрах: литература о путешествиях, диких животных, природоохранные статьи, ландшафтная лирика, документалистика, художественная проза, исторические, приключенческие повести и романы, эссе, письма, автобиографии и т.п. В своих произведениях они художественно изображают дикую природу, описывают ее красоту, божественность, призывают к уважению, благоговению, любви, требуют защиты дикой природы. Эти литературные произведения могут относиться к различным направлениям: сентиментализму, романтизму, реализму.
Писатели дикой природы могли посвятить этой теме все свое творчество (Дж. Мюир, Ф. Штильмарк), или коснуться ее лишь ненароком (Н. Гоголь, Н. Карамзин), вместе с тем оставив яркий, самобытный след в описании или философском осмыслении дикой природы.
Благодаря острому восприятию и сопереживанию, писатели дикой природы чувствуют то, что другие не замечают или не хотят замечать. Где бы не находились, они бросают вызов тем силам в обществе — бизнесу, технологии, машинам, деньгам, жадности, цинизму, которые нацелены на то, чтобы покончить с дикой природой и забыть о ней. Острое понимание необходимости защиты природы толкает ее писателей на поступки, вызванные чувством долга.
Для многих писателей дикой природы характерна общая философия и техники.
Философия
Писатели дикой природы впитали в себя философию даосизма, пантеизма, язычества, буддизма, трансцендентализма, либерализма, анархизма, а также экологические знания. Вместе с тем, практически все они воспевают красоту, первозданность и величие дикой природы, благоговеют перед ее божественностью, воспринимают ее как храм, лик Бога, Совершенно Иное, Богиню-Мать.
Наиболее интересна и современна, с моей точки зрения, философия школы радикальных писателей дикой природы. Они полагают, что люди не более ценны, чем часть дикой природы. Они верят, что дикая природа имеет право на свободу и существование и ей должна быть отведена по справедливости половина территории Земли. Вместе с тем те, кто описывал дикую природу как враждебную стихию, или прославлял гибель ее или отдельных ее представителей (диких растений, животных), например, во время любительской охоты (убийство ради развлечения), не могут быть в полной мере отнесены к писателям дикой природы. Или по этическим причинам не могут быть отнесены к ним вообще.
Техники
В целом для писателей дикой природы характерны некие общие техники, которые выгодно отличают их работы от других произведений по схожей тематике.
1. Дикая природа всегда стоит на первом месте, человек же описывается как равноправный партнер или не изображается вообще.
2. Практически все произведения, посвященные дикой природе, несут некую философскую нагрузку, а не только ограничиваются описанием диких ландшафтов или диких животных.
3. Природа описывается как дикая, свободная, а не окультуренная.
4. Писатели дикой природы дают необыкновенно яркие, запоминающиеся описания свободной природы.
5. Особый стиль изложения, например, стихи хайку.
6. Описывая свои путешествия по дикой природе, многие из них стараются не указывать точный адрес участков свободной природы.
Школы писателей дикой природы
Появление писателей
Как и в случае с художниками дикой природы, первые писатели дикой природы появились в стародавнем Китае примерно в 5 веке. Это были поэты, специализирующиеся в пейзажной лирике «гор и вод» — шань шуй ши. Многие из них являлись также известными художниками, философами, вели монашеский образ жизни. Они проповедовали даосизм, одним из главных постулатов которого было «ничего не делание» в отношении дикой природы. Позже каноны китайской пейзажной лирики распространились на соседние страны — Корею, Японию.
В Европе писателей дикой природы создало движение романтизма 18–19 веков. Граф Шефтсбери, Дж. Байрон, С. Кольридж, Дж. Рескин, В. Гюго, А. Мицкевич стали первыми европейскими писателями дикой природы.
В 19 веке в России о дикой природе начали писать литераторы И. Весеньев, Н. Карамзин, С. Аксаков, Н. Гоголь, в США традиции американских писателей дикой природы заложили философы-трансценденталисты Р. Эмерсон, Г. Торо, а также путешественники и писатели-романтики Ф. Купер, У. Брайант, Е. Ивенс, Дж. Хедли, С. Хаммонд, В. Колвин.
В настоящее время первое место по количеству и качеству своих произведений о дикой природе, несомненно, занимают американские писатели. Их работы отличает особая философичность, религиозное отношение к дикой природе. Можно с уверенностью сказать, что подобной литературы о дикой природе, как в США, нет нигде в мире.
Томас Лион, составитель литературоведческого сборника об американских писателях дикой природы писал:
Крестовый поход
Писатели дикой природы всегда стояли в первых рядах её защитников. Американец Дж. Мюир являлся организатором первых национальных парков США, его соотечественник В. Колвин добился создания Адирондакского национального парка. Российский природоохранник и литератор Ф. Штильмарк — создатель более полутора десятков российских заповедников и республиканских заказников.
Канадский писатель Серая Сова способствовал принятию в Канаде Закона о защите бобров и охране мест их обитания.
Б. Гржимек, Дж. Адамсон, И. Вагнер, Я. Линдблад немало сделали своими книгами для защиты диких животных Африки и Индии.
Однако, главная заслуга писателей дикой природы, без сомнения лежит в пробуждении движения в защиту дикой природы, у истоков которого в США стояли такие выдающиеся писатели как Генри Торо, Джон Мюир, Олдо Леопольд, в России — Г. Кожевников, И. Бородин, А. Семенов-Тян-Шанский, В. Талиев, которые будучи биологами, немало потрудились и на литературном поприще.
Писатели дикой природы воспитывали вкус своих читателей, учили их любоваться дикой природой, благоговеть перед ней, уважать её, внушали беспокойство по поводу её исчезновения. Они создали особую идеологию защиты дикой природы, разработали современную идею дикой природы. В России писатели дикой природы и ученые-естественники стали авторами особого этико-эстетического подхода в охране дикой природы и заповедного дела.
Один из наиболее самобытных современных американских писателей дикой природы Джек Тернер пишет, что спасая дикую природу, мы прежде всего должны спасать её ауру:
«Первичная задача поэтов, и мыслителей, и художников, как мне кажется, состоит в том, чтобы расширить ее ценность (дикой природы — В.Б.), которые мы ценим глубже всего — источник нашей морали и духовной практики...(...).
Распространим эти моральные и духовные ценности на природу, и духи каждого лелеянного как сокровище места заговорят, как они говорили всегда — через искусство, мифы, сны, танец, литературу, поэзию, мастерство».
Поэзия на даосско-религиозные и даосско-философские темы привела к возникновению в Китае особой пейзажной лирики («поэзия гор и вод» — шань шуй ши), выделившейся в V веке. Первым среди стародавних китайских писателей дикой природы по праву считается выдающийся поэт Ли Бо.
Ли Бо называл себя «изгнанным сянем» (изгнанным небожителем), то есть святым отшельником, постигающим тайны дикой природы. Ли Бо жил в провинции Шу, славящейся своей дикой природой, с 5-ти летнего возраста. Именно на фоне свободной природы сформировались его эстетика и философия.
Пытали однажды:
мол что за нужда
В нефритовых скалах
гнездо себе вью?
и промолчал
А сердце запело:
свободу люблю...
персиковых лепестков
Летящих с обрыва
в ущелье теней,
и земля — только здесь
А не среди
людей.
Ли Бо провел несколько лет в горах Миньшань вместе с даосским отшельником, постигая таинство даосизма. После недолгого перерыва он вновь вернулся туда. Особенно его привлекали Горы Крутых бровей — Эмейшань. «В царстве Шу немало гор, где обитают бессмертные, но с таинственными Крутыми Бровями ни одна не сравнится», — писал Ли Бо (Китайская, 1984).
В минуты особой душевной раскрепощенности, которую приносило вино или любование природой, Ли Бо играл на лютне, стараясь довести найденную с дикими горами гармонию до совершенства.
Известный китайский поэт Хэ Чжи-Чжан как-то сказал Ли Бо: «Ты бессмертный какой-то гений, с небес в наказанье на землю поверженный» (Ли Бо, 2000).
Чуть выше и вот уж коснутся они облаков.
Высокие сосны над пропастью к скалам прижались,
Ручьи и потоки сплетаются, грозно шумя.
Внезапно валун исполинский срывается сверху,
И горное эхо ему отвечает как гром...
Горит закат.
На водопад.
Сквозь горный лес —
Упал с небес.
Ночую в покинутом храме.
К мерцающим звездам
Могу прикоснуться рукой.
Земными словами
Не смею тревожить покой.
полумесяц осенний!
купаются тени...
по дороге к Трем Безднам
спускаюсь вниз по теченью.
изведав предел восхожденья.
праздно плывет в отдаленье.
и наглядеться не можем...
Беседка Благоговенья.
На Лушань, на юго-восток,
Как золотой цветок.
С него я видел бы все кругом
И всем любоваться мог...
Последнюю из дорог.
Он выстроил дом
Крошечный —
Среди скал.
С весны он лежал
В лесу пустом
И даже днем
Не вставал.
И ручейка
Он слышал звон
И песенки
Ветерка.
Ни дрязг и ни ссор
Не ведал он —
И жить бы ему
Века.
Я напеваю песню,
Здесь, наконец,
Не встречу я людей.
Все круче склоны, скалы все отвесней.
Бреду в ущелье.
Где течет ручей (...)
Особая музыка, очарованность свободной природой слышится в стихах других стародавних китайских писателей дикой природы.
Вкушаю покой.
Отцветает корица вокруг.
Затишная ночь.
Горы пустынны весной.
Явилась луна,
Всполошила дремных пичуг:
Поют — не смолкают
Над вешней влагой речной.
Великая горная цепь —
К острию — острие!
От Ци и до Лу
Зеленеет Тайшань на просторе
Собрала искусство свое,
Разделить здесь на сумрак и зори.
Плывут облака без труда,
И в трепете дивном немею.
И увижу тогда
Малы по сравнению с нею.
Писатели дикой природы. — К.: Киевский эколого-культурный центр, 2006. — 168 с. —
14 10 2014
10 стр.
День заповедников и национальных парков впервые отмечался в 1997году по инициативе Центра охраны дикой природы, Всемирного Фонда дикой природы, Экоцентра /Заповедник
11 10 2014
3 стр.
В книге известного американского историка и экофилософа Родерика Нэша рассказывается об истории экологической этики, "позеленении" философии и теологии, движении за права животных,
18 12 2014
8 стр.
Камчатское/Берингийское экорегиональное отделение Всемирного фонда дикой природы (wwf)
10 09 2014
1 стр.
Только тогда пришло осознание того, что зубр – это чудо дикой природы, и необходимо принимать неотложные меры по его спасению. Выручили зоопарки, где еще сохранились эти животные
25 12 2014
1 стр.
Работа над темой, сбор материалов начался летом 2006 года и продолжался три летних сезона, во время летних сессий Школы дикой природы. Исследования проводились на маленькой лесной
28 09 2014
1 стр.
Ф. Е. Тем ников представлен на сайте «Радиотехника, электроника, автоматика и вычислительная техника» Интернет-портала мэи (ТУ)
10 10 2014
1 стр.
Сегодня на территории Сочинского национального парка был торжественно открыт первый вольер, в который будут поселены леопарды в рамках проекта Всемирного фонда дикой природы (wwf)
06 10 2014
1 стр.